» Вооружение Военные страницы Статьи военной тематики

Добавил admin

В процессе обучения руководители групп используют разнообразные формы и методы занятий, добиваясь повышения познавательной активности слушателей, эффективного решения учебных и воспитательных задач ОГП.

Под формой занятия понимается система организации, внутренняя структура, определенный порядок его проведения.

Метод проведения занятий – это способ передачи слушателям знаний и их усвоение. Совокупность используемых в системе ОГП форм и методов занятий и образует методику их проведения. Занятия по ОГП в ВС проводятся лекционно-семинарским методом или методом рассказа и групповой беседы.

Первый метод используется при проведении занятий с офицерами и прапорщиками (мичманами), имеющими достаточно высокую общеобразовательную подготовку.

Занятия методом рассказа-беседы проводятся в группах, где общеобразовательный уровень слушателей недостаточно высок, а также в зависимости от условий службы и сложности изучаемого материала. Этот метод используется, как правило, в группах солдат (матросов), а также сержантов (старшин).

Каждый метод имеет свои преимущества и позволяет достаточно глубоко усвоить программный материал.
Лекция (от латинского lectio — чтение) – специфическая форма устного общения преподавателя (руководителя) с аудиторией, выполняющая большую роль в передаче научных (познавательных) знаний.

В процессе умелого чтения лекции у слушателей возбуждается интерес к общественным наукам, формируются познавательные стимулы для самостоятельной работы, развивается творческое мышление.
Выступление с лекцией – своего рода искусство. Давно замечено, что доже застенографированная лекция не воздействует на читателя так, как она подействовала на слушателя, ибо устная речь всегда оригинальна, неповторима. Руководители должны постоянно стараться внести в чтение лекции элементы ораторского мастерства, широко пользоваться различными приемами, повышающими воздействие слова на аудиторию.

«Лекция, — замечает профессор Л.П.Гроссман,- это урок высшего типа, особое, своеобразное, внеканоническое, малоисследованное и не всегда достаточно осознанное исполнительское искусство».
Реализация требований, которые предъявляются к лекции, зависит прежде всего от той большой работы, которая предшествует ее чтению.

Основные требования к методике изложения лекции и условия их эффективности.

1.    Глубокое знание руководителем группы теоретического и фактического материала лекции.

2.    Логичность речи:

  • структурность изложения, четкое деление материала лекции на части, разделы, смысловые блоки, каждому из которых соответствует тезис со своей аргументацией;
  • строгая иерархия тезисов, соблюдение последовательности изложения, чтобы одно положение «вытекало» из другого;
  • наличие причинно-следственной или хронологической связи между смысловыми блоками лекции, соединение их в единую систему;
  • обозначение границы блока короткими (не более 4 – 5 слов) предположениями-фиксаторами (выводами);
  • «сквозное» прослеживание в системе тезисов и аргументов основной темы – идеи лекции;
  • объективность и обоснованность выдвигаемых положений, отсутствие утверждений, не подкрепленных фактами и логическими рассуждениями;
  • богатство и качество аргументации.

3.    Уверенное владение основными способами изложения материала:

Индукция – это способ изложения от частного к общему, от отдельных, конкретных фактов, событий, жизненных примеров к обобщающим выводам.

Дедукция – способ рассуждения от общего к частному: вначале выдвигается теоретическое положение, которое предстоит усваивать, а затем в качестве аргументов к нему приводятся частные посылки, примеры и факты. Например, от общих задач реформы Вооруженных Сил к конкретным проблемам воинского коллектива.

Концентрический способ – предполагает изложение вокруг единого центра, которым является поставленная проблема. В ходе изложения руководитель группы все время возвращается к ней, постепенно углубляет и развивает выдвигаемые положения.

Способ аналогии – сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллели проводятся с тем, что хорошо известно обучаемым. Это способствует лучшему пониманию материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию. Ступенчатый способ – рассчитан на последовательное раскрытие проблемы, когда руководитель переходит от низших ступеней к высшим. Рассмотрев какую-либо проблему, руководитель группы уже не возвращается к ней.

Хронологический способ – наиболее удобен в лекциях по исторической тематике.  Он предполагает описание и анализ места, времени и участников событий, их влияние на ход истории и современность.

4. Простота, ясность

  • пользоваться четкими, легко запоминающимися формулировками
  • не увлекаться научной терминологией в неподготовленной аудитории, разъяснять слушателям необходимые специальные термины.

5. Краткость изложения

  • формулировать мысль кратко, не употреблять слов, не несущих смысловую нагрузку
  • цитаты использовать оптимально (в качестве научных определений, для подтверждения выдвинутого положения, иллюстрации идеи какого-либо теоретика)
  • не перегружать лекцию фактическим материалом. Факты должны быть проверенными и помогать раскрытию темы. Цифры давать в сравнении.

6. Культура речи

  • не засорять речь «словами- паразитами» (вот, значит, ну, так сказать и т.д.), они раздражают и отвлекают внимание
  • соблюдать нормы литературного языка, правильно делать ударения в словах
  • не употреблять без надобности иностранные слова, когда есть хорошие эквиваленты на русском языке
  • грамматически правильно строить предложения. Длинные фразы воспринимаются с трудом;
  • избегать канцеляриумов, например, «согласно вышеизложенному», «в связи с рассмотренной проблемой» и т.д.;
  • не употреблять без нужды и меры одни и те же слова и словосочетания. Слушатели быстро привыкают к ним, теряется образность выражений;
  • обогащать речь крылатыми словами, пословицами, поговорками, образными сравнениями.

7. Эмоциональность выражения :

  • использовать эффект «психологического заражения», увлекать слушателей своими чувствами, эмоциями при изложении учебного материала;
  • умело применять мимику и жесты,  дополняя ими чувства и мысли;
  • выбирать соответствующую содержанию материала интонацию, темп и паузы в речи, тон голоса;

а) темп изложения должен позволять слушателям осмысливать важнейшие положения, делать необходимые записи в тетрадях. Нормальный темп 50 – 60 слов в минуту, когда излагаются формулировки, требующие дословной записи; 80 – 100 – основной материал темы, требующий смыслового конспектирования; 120 – 140 – когда излагаются примеры для иллюстрации; б) голосом, паузами, замедлением темпа речи выделяются наиболее важные положения, определения, выводы, переход от одной мысли к другой. Отсутствие паузы может привести к искажению смысла фразы. Паузы бывают логическими, синтаксическими, ситуативными и т. д.;

в) слишком высокий или тихий тон вызывает усталость, монотонность усыпляет. Сила голоса соизмеряется с количеством слушателей.

8. Применение методических приемов для поддержания внимания и активизации мыслительной деятельности слушателей:

Неожиданность – использовать в речи неожиданную и неизвестную ранее слушателям  информацию, вопрос, а также формулировку с оживляющим эффектом. «Провокация» – на короткое время вызвать у слушателей реакцию несогласия с излагаемой информацией, использовать этот период для подготовки слушателей к правильным выводам, для уточнения мысли и более четкого определения собственной позиции. Гипербола – не бояться прибегать к преувеличению, чтобы заострить внимание аудитории. Позже, однако, необходимо уже без преувеличений четко изложить свою позицию по затронутой проблеме. Прогнозирование – основываясь на реальных фактах, делать прогнозы событий, чтобы подчеркнуть необходимые ценностные ориентации, требования и пожелания. Сопоставление всех «за» и «против». После сопоставления всех аргументов найти и аргументировано показать правильное решение проблемы. Интрига – назвать вопрос, подчеркнув его важность в решении проблемы, но уйти от немедленного ответа на него, а затем вернуться к недосказанному; неожиданное прерывание начатой мысли и, после разговора о другом, возвращение к недоговоренному ранее; преднамеренный намек на то, о чем предстоит говорить впоследствии; психологическая пауза. Апелляция к авторитету – для подтверждения правильности собственных мыслей сослаться на научный, исторический авторитет, авторитет «опыта» (работы, жизненный, военный), а также на собственный, личный опыт. Сопереживание – увлеченно описывать события, не упуская подробностей, важных для аудитории и темы, заставляя слушателей  сопереживать. Внесение элемента неформальности – учитывая тему выступления, рассказать аудитории о собственных заблуждениях, сомнениях, ошибках. Показать, каким образом вам удалось избежать одностороннего подхода к проблеме. Это позволит преодолеть сдержанность и предвзятость слушателей, изменить их мнение в вашу пользу. Драматизация – наглядно и увлекательно, сознательно драматизируя, изображать обогащающие тему события, заставляя слушателей отождествлять себя с действующими лицами рассказа и их жизненной позицией. Прямое включение – если слушатели знакомы с данной темой, имеют необходимый запас предварительных знаний, отказаться от растянутого вступления и различных отступлений. Сразу начинать с самого главного, что позволит выиграть время для изложения сути проблемы. Юмор – не делать изложение материала сухим, «разбавить» его шуткой, забавной историей по теме выступления. Прямое требование внимания от аудитории.

Прерывание речи, пауза.

9. Уверенное, свободное поведение руководителя за трибуной (в аудитории), обеспечивающее ему доверие и хороший психологический контакт со слушателями.

При этом следует избегать:

  • жестов и движений, отвлекающих слушателей (частое подглядывание на часы, перебрасывание листов лекции, приглаживание волос и др.);
  • непрерывного чтения с листа учебного материала;
  • рассеянного, не направленного на аудиторию взгляда и т.д.

10. Использование классной доски, наглядных материалов. Целесообразно записывать и представлять:

  • название темы лекции и вопросы;
  • рекомендуемую литературу (автор, название источника, страницы и др.);
  • имена и фамилии исторических, политических и военных деятелей, ученых, писателей, неизвестных ранее большинству слушателей и др.;
  • новые и трудные для восприятия понятия;
  • схемы, таблицы и т.д.

11. Стимулирование слушателей к постановке вопросов по содержанию темы прослушанной лекции, для чего по ходу занятия делаются необходимые паузы, а в конце занятия отводится 3 – 5 минут.

Published under Вооружениеsend this post

Добавил admin

Общие указания по работе Действия по управлению режимами работы изделия сводится к выбору формуляров (режимов) навигационной информации. Выбор формуляров осуществляется нажатием соответствующей кнопки, что будет соответствовать первому уровню режима. На следующий уровень режима переходит повторным нажатие кнопки формуляра. В каждом формуляре на дисплее имеется маркер выбора «>» и маркер ввода «__», позволяющие измерять (вводить) информацию. Выбор вводимой информации осуществляется кнопками , V,  и подтверждаются кнопкой ENTER. Ввод информации осуществляется набором цифр 0…9 или кнопкой V,   и заканчивается. кнопкой ENTER. Клавиша * выбирает режим подсветки кнопок и дисплея.

Клавиша     увеличивает (  уменьшает) контрастность изображения.

Аппаратура обеспечивает решение следующих задач: 1.    Автоматическую непрерывную выработку текущих координат, путевой скорости и направления движения потребителя (антенны). 2.    Оценку точности определения координат. 3.    Прием, хранение и обновление альманахов КНС ГЛОНАСС и GPS NAVSTAR. 4.    Автоматический контроль функционирования аппаратуры и индикацию неисправностей. 5.    Движение по маршруту с определением параметров направлений и расстояний до конечной точки и отклонения от маршрута.

6.    Сопряжение с внешними системами по интерфейсу RS232.

Порядок включения и подготовки к работе 1.    Нажать кнопку «ON». Аппаратура автоматически входит в режим тестирования. 2.    Примерно через 1 минуту на дисплее отображается формуляр NAV1. 3.    Выбрать режим работы GNSS, что означает совместную работу по двум КНС. 4.    Для получения координат в СК-42 войти в формуляр AUX1 и во второй строке   выбрать необходимую систему координат (GAUSS). 5.     Для коррекции текущего времени необходимо войти в формуляр NAV2 и ввести поправку местного времени (для Москвы +3 часа). 6.    Контролировать работу аппаратуры и снимать необходимую для топопривязки иформацию. Так в первой строке полная координата Х, во второй строке полная координата У, в последней строке (может быть за пределами дисплея, поэтому переместить маркер выбора вниз) высота Н.

Если точность определения координат превышает допустимые значения, то аппаратура сигнализирует об этом зуммером. Для изменения значения допустимых отклонений координат войти в режим AUX1 и изменить значение Limit RMS. Выбираемое автоматически значение составляет 20 м.

Топогеодезическая привязка позиций способом одиночных измерений
Реализуется обычным включением изделия и выполнением подготовительных мероприятий по вышеизложенной методике. Для повышения точности топопривязки рекомендуется периодически включать режим статистики. Режим включается на 10-20 сек через 10-15 минут работы без обнуления предыдущих результатов. Уточнение результатов топопривязки осуществляется осреднением значений координат и высоты, полученных с каждым включением.

Published under Вооружениеsend this post

Добавил admin

Меры безопасности при обращении с аппаратурой Включение аппаратуры производить только на неподвижной машине. Движение начинать не ранее, чем через 5 минут после включения тумблера СИСТЕМА на координаторе, а для выполнения точных работ не ранее, чем через 13 мин. ЗАПРЕЩАЕТСЯ: — движение машины со включенной аппаратурой при углах наклона больше 35°; — работа при погасании всех ламп подсветки шкал координатора;

— находиться ближе 3 м от высокочастотного устройства, если тумблер РАБОТА на ПУ 1Т128 установлен в положение КОНТРОЛЬ 1 или КОНТРОЛЬ 2.

Подготовка аппаратуры к работе и работа над ней 1. Проверить исходное положение органов .управления. На ПУ 1Т128 тумблер ДДСК-ДДСН в положение ДДСК, остальные тумблеры и переключатель в среднем по-ложении.

На ПУ системы ГККУ тумблер РК выключен, остальные включены.

На координаторе: — тумблер СИСТЕМА — выключен; — тумблер РАБОТА-КОНТРОЛЬ в положении РАБОТА; — на шкале КОРРЕКТУРА ПУТИ установлено значение коэффициента коррек-туры для режима МДС;

— тумблер X, У в любом положении.

На планшете: — тумблер ВКЛЮЧЕНИЕ X, У — включен;

—    тумблер ЗНАК ПОПРАВКИ — в продольном положении.

2. Включить тумблер СИСТЕМА, при этом: — включается преобразователь; — включаются светодиоды 27 В, ГОТОВ, не позже, чем через 20 с включается светодиод АП; — через 3,5 мин. гаснут светодиоды АП и ГОТОВ, вклю¬чаются подсветка шкал координатора, планшета, пульта управления, начинают перемещаться шкалы координа-тора; — не позже, чем через 7 мин  включается диод ГОТОВ, затем не позже, чем через 20 с светодиод АП. В течение 10 минут после включения тумблера СИСТЕМА возможно включение светодиода НЕИСПРАВНОСТЬ. 3. Определить дирекционный угол продольной оси машины. 4. При углах наклона местности на маршруте более 5° включить тумблер РЕЛЬЕФ. 5. Установить карту в планшет и включить масштаб. 6. На счетчиках X, У координатора установить координаты исходной точки. 7. Совместить перекрестие нитей планшета с исходной точкой. 8. Перед началом движения на шкалах КУРС установить значение , где   — поправка на динамическую ось машины. 9. Для вождения колонн по маршруту определить разность координат конечной и начальной (исходной) точек и установить эти значения на шкалах X, У координатора. Подвижный индекс шкалы КУРС укажет направление на пункт назначения. 10. Если установка машины на контурную точку не возможна: — определить дальность до контурной точки и дирекционный угол с контурной точки на машину; — установить координаты контурной точки на счетчиках X, У координатора; — установить значение дирекционного угла с контурной точки на машину на шкалах КУРС координатора; — перекрестие нитей планшета совместить с контурной точкой на карте; — установить нулевые значения на счетчике пути пульта управления 1Т128; — переключатель ВВОД-РАБОТА-СБРОС установить в положении ВВОД; — нажимая кнопки БЫСТРО и МЕДЛЕННО установить на счетчике значение дальности до контурной точки. При этом на счетчиках X, У установятся координаты стояния машины, а перекрестие нитей планшета совместится с точкой стояния машины; — переключатель ВВОД-РАБОТА-СБРОС установить в положение РАБОТА;

— на шкалах КУРС установить  .

Во время движения машины 1.При нормальной работе путевого устройства и скорости движения более 3—5 км/час светодиод РЕЖИМ ДДС не должен включаться. Возможно кратковременное его включение при обгоне движущегося транспорта, при снижении уровня отраженного сигнала во время движения по дамбам и в горных условиях, при попадании брызг в зону излучения, при поворотах машины. Постоянные свечения светодиода сигнализируют о неисправности ДДС, необхо-димо перейти на режим МДС. 2. В случае включения светодиода НЕИСПР., остановить машину, проверить установку широты и провести регулировку потенциометра ЭЛЕКТРОБАЛАНСИ-РОВКА. 3. Если перестают работать счетчики X, У координатора, остановить машину и проверить функционирование аппаратуры в режиме КОНТРОЛЬ 1 и КОНТРОЛЬ 2. Если при проверке счетчики работают — неисправен модулятор. НЕОБХОДИМО: —    переключатель ВВОД-РАБОТА-СБРОС установить в положение ВВОД; —    кратковременно нажать кнопку БЫСТРО; — с началом движения машины тумблер РЕЛЬЕФ-ОТКЛ.-ОСТАНОВ, установить в положение ОСТАНОВ. На остановках (даже кратковременных) тумблер выключать. Если при проведении проверки счетчики X, У не работают — работу прекратить. 4. Для замены карты необходимо выключить тумблер X, У на планшете, заменить карту, выбрать на маршруте контурную точку и совместить с ней перекрестие нитей. В момент проезда через точку включить тумблер X, У. 5. При преодолении водной преграды: — выбрать на противоположном берегу ориентир; — определить дальность до ориентира и дирекционный угол на ориентир; — решить прямую геодезическую задачу, используя ПУ 1Т128 и координатор; — установить на шкалах Курс  ; — тумблер МДС-ДДС установить в положение ВОДА; — после преодоления водной преграды остановить машину у ориентира и установить тумблер в положение ДДС. Продолжить движение.

Для выключения аппаратуры на стоянке и в движении необходимо выключить тумблер СИСТЕМА.

Published under Вооружениеsend this post

Добавил admin

Меры безопасности: 1. Не допускать к работе лиц, неизучивших устройство и правила эксплуатации аппаратуры. 2. Включение курсовой системы производить только на неподвижной машине. 3. Движение начинать не ранее, чем через 3 мин после включения тум-блера ГИРОСКОП, а для работ по топогеодезической привязке не ранее, чем через 15 мин. 4. ЗАПРЕЩАЕТСЯ: — во время движения машины тумблер РАБОТА-СТОПОР устанавли-вать в положение РАБОТА, если аппаратура не включена и в положение СТОПОР, если включена; — вращать рукоятки X, У пишущего устройства при включенном мас-штабе; — вращать маховик ПУТЬ при включенном переключатели ПУТЬ; — включать переключатели ПУТЬ во время движения машины; — вращать маховик КУРС — КОНТРОЛЬ при включенном тумблере У2; — движение машины с включенном тумблером У2, если курсовая система включена, а информация от путевого устройства на курсопрокладчик не поступает; — проводить регулировки при затянутых стопорных гайках потенцио-метров; — прилагать большие усилия при включении масштабов. В случае за-труднения, при включении масштабов разворачивать вправо-влево маховик ПУТЬ.

5. При загорании лампы МАСШТАБ ВЫКЛ необходимо выключить масштаб.

Исходное положение органов управления 1. На пульте управления путевым устройством: — тумблер МДС — ДДС в положение ДДС; — тумблеры СЕТЬ и РЕЛЬЕФ выключены. 2. На пульте управления курсовой системой: — все тумблеры в нижнем положении; — на потенциометрах ЭЛ. БАЛАНСИРОВКА и ПОПРАВКА НА ТРЕНИЕ установлены формулярные поправки; — на потенциометре УСТАНОВКА ШИРОТЫ установлена широта района с точностью до 0,5°. 3. На курсопрокладчике: — переключатели ПУТЬ и МАСШТАБ выключены; — тумблеры выключены;

— на шкале КОРРЕКТУРА ПУТИ установлено значение коэффициента корректуры для МДС.

Подготовка к работе 1. Проверить исходное положение органов управления. 2. На пульте управления курсовой системой включить: — тумблер ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ, при этом запустится преобразователь ПТ-200Ц и загорится лампа на пульте управления путевым устройством; — при отрицательных температурах тумблер ОБОГРЕВ, при этом загорится лампа (правая). После погасания лампы тумблер выключить; — тумблер КОНТРОЛЬ; — тумблер РАБОТА-СТОПОР в положение РАБОТА, при этом загорится левая лампа; — тумблер ГИРОСКОП. 3. На пульте управления путевым устройством включить тумблеры СЕТЬ (при этом загорится правая лампа), РЕЛЬЕФ (при необходимости). 4. Определить дирекционный угол продольной оси машины. 5. Определить координаты начальной точки. 6. На курсопрокладчике: — включить освещение и закрепить на барабане карту; — установить грифель пишущего устройства на юго-западное перекре-стие координатной сетки квадрата в котором находится начальная точка; — на счетчиках X, У установить координаты перекрестия; — включить масштаб; — рукоятками корректуры X, У установить на счетчиках координаты начальной точки, при этом грифель должен выйти на начальную точку на карте; — на счетчиках пути установить нули; —не ранее, чем через 3 мин. после включения тумблера ГИРОСКОП включить тумблер У2; — маховиком КУРС-РАБОТА установить на шкале КУРС дирекционный угол продольной оси машины , где   — по правка на динамическую ось машины. Перед началом движения уточнить показания шкалы КУРС.

— включить ПУТЬ на начальной точке.

Работа на марше 1. При загорании лампы МАСШТАБ ВЫКЛ.: — выключить масштаб; — установить новый лист карты; — установить грифель пишущего устройства на контурную точку на маршруте и в момент ее прохождения включить масштаб. 2. При остановках записывать показания шкалы КУРС, а перед началом движения восстанавливать это значение. 3. При обгоне движущегося транспорта переходить на режим МДС. 4. При преодолевании водной преграды: — остановить машину у водной преграды и записать показания шкалы КУРС; — выключить ПУТЬ и У2; — выбрать на противоположном берегу ориентир и определить дирекционный угол на ориентир и дальность до него; — маховиком КУРС — КОНТРОЛЬ установить на шкале КУРС  ; — маховиком ПУТЬ по счетчику пути установить дальность до ориентира, при этом на счетчиках X, У установятся координаты ориентира; — включить У2 и маховиком КУРС-РАБОТА восстановить  , пре-одолев водную преграду, подъехать к ориентиру; — включить ПУТЬ и продолжать движение.

5. С целью контроля точности привязки маршрут необходимо заканчи-вать на контурной точке.

Published under Вооружениеsend this post