Выпускник военного училища назначается, как правило, на первичную офицерскую должность, в большинстве случаев связанную с руководством подчиненными. Даже если на первых порах офицер не является непосредственным руководителем, то и при этом он всегда имеет определенные начальственные полномочия по отношению к младшим по воинскому званию. В дальнейшем же, практически каждому офицеру приходится выполнять служебные функции, выступая при этом в качестве руководителя по отношению к вверенным ему подчиненным. Поэтому анализ деятельности офицера по руководству воинскими подразделениями является значимым для каждого будущего выпускника военного вуза.
Поскольку офицер — это всегда руководитель, то и рассмотрение вопросов руководства подчиненными является первоочередным условием изучения всех остальных слагаемых его деятельности. Потому что именно в интересах совершенствования управления подразделением в мирное и военное время организуются и проводятся все остальные виды деятельности: обучение и воспитание, психологическая работа и регуляция семейных отношений, саморегуляция и развитие психики. Поэтому рассмотрение всех психолого-педагогических аспектов деятельности офицера предполагает, прежде всего, изучение психологии и педагогики руководства, которая и выступает интегрирующим фактором по отношению ко всем другим разделам.
Первое и основное условие для осознания офицером себя как руководителя — это осознание своей включенности в определенную систему воинского управления. Эта система имеет достаточно сложное строение и включает структуру военного управления, правовое обеспечение военного управления, информационное обеспечение военного управления, материальное обеспечение военного управления и т.д. Рассмотрим каждый из этих элементов более подробно.
Структура военного управления предполагает четкое выделение среди военнослужащих лиц, наделенных особыми полномочиями. Эта категория лиц называется “начальники”. Те, кто находится в их подчинении, называются “подчиненные”. Для различения этих категорий в повседневной жизни подразделения предусмотрено множество разнообразных внешних признаков, которые делают достаточно узнаваемым представителей каждой из этих категорий. Одни из самых заметных — это различия в форме одежды, которые предполагают использование таких признаков, как качество ткани, знаки различия на погонах и головных уборах другие отличия. Помимо этого предусмотрены специальные меры по обеспечению “наглядности” образа начальника за счет выделения специального места в строю, места в расположении подразделения (канцелярия, командный пункт) и т.д.
Отнесенность военнослужащего к категории “начальник” автоматически делает его причастным к функционированию структуры управления и предполагает с его стороны осуществление ряда действий. Основным среди них является возможность “отдавать приказания”. С другой стороны, каждый военнослужащий, включенный в структуру военного управления в качестве подчиненного, обязан точно и в срок исполнять все приказания начальников. Таким образом, можно сказать, что деятельность офицера по руководству подчиненными и воинскими подразделениями заключается, прежде всего, в возможности и необходимости отдавать приказания и добиваться их исполнения.
Помимо определенных прав по отношению к подчиненным, начальник всегда обладает определенными обязанностями и определенной ответственностью. Обязанности начальника связаны, как правило, с функционированием вверенного ему подразделения. Основной обязанностью начальника является обеспечение соответствия функционирования подчиненных требованиям норм и правил, установленных для этого подразделения.
Поскольку эти требования всегда устанавливаются от лица более широких социальных структур: страны, правительства, командования, то и ответственность за их соблюдение осуществляется прежде всего не перед подразделением, а перед вышестоящими инстанциями. В качестве таковых прежде всего выступают непосредственные начальники, а также все другие органы военного управления, интересы которых представляет данный начальник в данном воинском подразделении.
Таким образом, основным средством реализации деятельности офицера по руководству вверенным ему подразделение являются властные полномочия, предоставленные ему от лица более широкой социальной общности: народа, правительства, командования. Соответственно, можно сказать, что к деятельности офицера по руководству подразделением относится все то, что осуществляется благодаря использованию властных полномочий.
Реальным показателем степени вовлеченности офицера в систему военного управления является его включенность в систему циркулирования управленческой информации. Именно информация является тем материализованным носителем, который свидетельствует о наличии у офицера властных полномочий. Так же верно и обратное утверждение: наличие властных полномочий выражается в возможности получать и передавать управленческую информацию.
Под управленческой информацией понимаются те сведения, которые позволяют судить о степени соответствия руководимого подразделения требованиям вышестоящих инстанций. Соответственно выделяют потоки информации “сверху-вниз” и “снизу-вверх”. Первый предназначен для того, чтобы постоянно корректировать и уточнять требования вышестоящих инстанций к деятельности данного подразделения. Второй связан с необходимостью достаточно полного выявления реального состояния дел в подразделении по требуемым показателям.
Работа офицера с каждым из этих информационных потоков предполагает свои специфические черты. Так, информация, поступающая от вышестоящих органов — это как правило обобщенные положения, адресованные одновременно многим исполнителям. Поэтому сформулированные там требования носят достаточно общий характер и предполагают активную работу исполнителей по их “привязке” к конкретным условиям деятельности.
Все это требует от офицера прежде всего внимательного прочтения и глубокого понимания. Это значит, что из общего текста информации должно быть вычленено все то, что имеет непосредственное отношение к тем видам деятельности, которые реализуются в подразделении. Приводимые в документе оценочные суждения должны быть соотнесены с реальным положением дел в подразделении. Выявленные расхождения должны быть осознаны как точки рассогласования, требующие наиболее пристального внимания. На основе детализации должен быть сформулирован общий замысел управленческого решения, направленного на реализацию требований вышестоящей инстанции.
С другой стороны, поводом для принятия управленческого решения может послужить уточненная информация об изменениях положения дел в подразделении. Для этого начальнику нужно постоянно стремиться к получению достоверной информации о всех сторонах жизни и деятельности подразделения. При этом важно за единичными случаями и эпизодами постараться увидеть определенные тенденции к отклонению от “нормального” функционирования. Перевод разрозненных сведений в обобщенные показатели и составляет сердцевину работы начальника с информацией “снизу-вверх”.
Как видим, и при работе с информацией “сверху-вниз” и с информацией “снизу-вверх”, ключевым в деятельности начальника является принятие решения. При принятии решения хороший руководитель напрягает все силы ума, чувств и воли, поскольку от него в данный момент требуется составить мысленную модель выполнения решения подчиненными. Такое предвидение требует знаний, опыта и высокоразвитых способностей.
Конкретизация замысла осуществляется через организацию исполнения решения. Для этого руководителю необходимо умело распоряжаться теми силами и средствами, которые имеются, вселить уверенность в успех общего дела. При этом руководитель должен хорошо знать методы доведения задач до исполнителей и осуществить инструктаж таким образом, чтобы была обеспечена координация действий сослуживцев и предоставлена достаточная свобода для проявления инициативы каждым военнослужащим.
Непосредственные формы осуществления деятельности по руководству подразделением достаточно подробно указаны прежде всего в Уставе внутренней службы: начиная с изучения личного состава и заканчивая периодичностью посещения вечерней поверки и утреннего подъема в подразделении. На практике, в качестве основной формы руководства офицеры используют прежде всего взаимодействие с подчиненными в ходе различного рода построений личного состава подразделения. Преимущества такого фронтального взаимодействия состоят в том, что командир получает возможность прямого общения с каждым подчиненным. В ходе такого взаимодействия удобно доводить до исполнителей все новые руководящие решения. Однако, при этом значительно снижаются возможности обратной связи.
Второй по частоте формой управляющего воздействия являются совещания с младшими командирами. При этом офицер осуществляет опосредованное общение с подчиненными через звено младших командиров, которые в дальнейшем и призваны довести управленческую информацию до непосредственных исполнителей. Это позволяет сделать процесс управленческого воздействия более оперативным и дифференцированным. Однако, при этом достаточно велика вероятность искажения смысла управленческой информации в процессе ее прохождения от одного звена управления к другому.
Для сбора управленческой информации о реальном положении дел в подразделении наиболее целесообразным является включенное наблюдение офицера за непосредственным ходом того или иного процесса. При этом, у него должна быть достаточно полно представлена система критериев и показателей, которая позволяет судить об эффективности того или иного процесса. Соотнесение показателя с реальностью позволяет получать определенные факты, которые и служат основой для дальнейшей деятельности руководителя по оценке положения дел в подразделении. Это необходимо как для внесения соответствующих корректив, так и для побуждения подчиненных к дополнительной активности.
Итогом управленческой деятельности становится анализ выполнения решения. Существенным моментом являются дифференцированное, но справедливое отношение руководителя к подчиненным при оценке качества выполнения задания. Не менее важно, чтобы руководитель был способен самокритично оценить собственную линию поведения при принятии решения.
Целенаправленная воспитательная работа, проводимая в войсках (силах) способствовала практическому осуществлению государственной политики в области реформирования армии и флота, формированию у военнослужащих ответственности за выполнение воинского долга, верности Отечеству, гордости за принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации, соблюдению требований воинской дисциплины и правопорядка. Существенное влияние на повышение ее эффективности оказала начавшаяся реализация Концепции воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации и Концепции военно-патриотического воспитания молодежи, обновление материальной и учебно-методической базы воспитательной работы.
В то же время не везде еще центром воспитательной работы стала рота (батарея), без должной настойчивости создаются условия, способствующие преодолению социальной и психологической напряженности, предотвращению негативных явлений в воинских коллективах.
В целях устранения имеющихся недостатков и повышения действенности воспитательной работы в войсках (силах)
П Р Е Д Л А Г А Ю:
Воспитательную работу в Вооруженных Силах Российской Федерации в 1999 году организовывать и проводить в соответствии с требованиями приказа Министра обороны Российской Федерации на новый 1999 учебный год, приказов Министра обороны РФ 1995 года №№ 226 и 235, настоящих организационно-методических указаний и других документов, регламентирующих воспитательную работу в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Основные усилия в воспитательной работе в 1999 году сосредоточить на разъяснении и претворении в жизнь требований Президента Российской Федерации к Вооруженным Силам, определенных в «Основах (концепции) государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2005 года», безусловном выполнении задач, изложенных в приказе министра обороны РФ на новый учебный год, формировании у военнослужащих готовности и способности гарантированно выполнить задачи по обеспечению обороны и безопасности Российской Федерации, высокого профессионализма, моральной зрелости и психологической устойчивости, поддержании дисциплины и правопорядка, изучении и внедрении в практику передового опыта реформирования армии и флота.
При этом руководствоваться следующим:
1. Начальникам управлений воспитательной работы видов Вооруженных Сил, военных округов и флотов, начальникам отделов воспитательной работы Главного управления Сухопутных Войск и ВДВ, помощникам начальников главных и центральных управлений МО РФ по воспитательной работе обеспечить внедрение в повседневную деятельность войск (сил) Концепции воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации и Концепции военно-патриотического воспитания молодежи, Концепции правового воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации. Продолжить изучение их положений в системе оперативной, командирской подготовки и выработку на их основе практических рекомендаций войскам (силам) с учетом специфики решаемых ими задач.
2. В интересах воспитания личного состава полнее использовать общественно-государственную подготовку и информирование войск (сил).
В основу их содержания положить разъяснение военнослужащим государственной политики в области обороны страны и военной реформы, формирование у военнослужащих и гражданского персонала чувства личной ответственности за настоящее и будущее Вооруженных Сил, укрепление правопорядка и воинской дисциплины, поддержание высокой боевой готовности соединений, воинских частей и кораблей.
Занятия по общественно-государственной подготовке рассматривать как основную форму воспитания личного состава. В ходе занятий давать персональные оценки отношению военнослужащих к выполнению воинского долга, своих служебных обязанностей.
Обеспечить личное участие в подготовке и проведении занятий командиров (начальников) всех степеней. Руководителями групп ОГП назначать, как правило, тех должностных лиц, которым они подчинены по службе, способных обеспечить высокую организованность и качество занятий.
Для подготовки к занятиям предоставлять руководителями групп не менее 4-х часов служебного времени в неделю. Перед началом каждого периода обучения планировать и проводить с ними двухдневные учебно-методические сборы, а в конце месяца — 2-3 часовые инструктивно-методические занятия.
Занятия по ОГП с офицерами центральных органов военного управления Министерства обороны, органов военного управления Главных командований видов Вооруженных Сил, военных округов (флотов) и объединений планировать и проводить в объеме 40 часов в год, из них 22 часа в системе командирской подготовки, остальные 18 часов — в дни, установленные соответствующим приказом (приказанием) по органу военного управления.
Занятия по ОГП офицеров соединений и воинских частей (кораблей) планировать и проводить из расчета 6 учебных часов в месяц, в том числе не менее 4-х часов в дни командирской подготовки.
Занятия с прапорщиками, мичманами, проводить еженедельно не менее 3 часов в утреннее время в дни, установленные приказом по части.
Занятия по ОГП с солдатами, матросами, сержантами и старшинами проводить в течение всего учебного года два раза в неделю по 2 часа в утреннее время; на кораблях, в береговых базах корабельных соединений Военно-Морского Флота — один раз в неделю по 3 часа.
Занятия по ОГП с военнослужащими — женщинами, по возможности, организовывать в составе учебных групп, соответствующих их воинским должностям, или в отдельных группах. С гражданским персоналом занятия проводить не менее 2 часов в месяц по планам командиров воинских частей путем информирования и изучения социально-политических, экономических и правовых вопросов.
В ходе учений, полевых (морских) выходов (походов), с личным составом соединений и частей, действующих в составе миротворческих сил, а также выполняющих другие задачи в отрыве от пунктов постоянной дислокации, ОГП организовывать и проводить в зависимости от обстановки и характера решаемых задач, но не менее одного часа в неделю по учебным планам, общим для соответствующих категорий личного состава, или специальным учебным планам, разрабатываемым органами воспитательной работы видов Вооруженных Сил, военных округов (флотов), объединений или соединений (частей), выполняющих указанные задачи.
При проведении занятий в группах ОГП солдат, матросов, сержантов и старшин целесообразно использовать учебные видеофильмы по ОГП, рекомендованные Главным управлением воспитательной работы ВС РФ, а также подготовленные самостоятельно.
Каждого солдата (матроса), сержанта (старшину) обеспечить книгой для чтения (учебником) по ОГП “На службе Отечеству”, тетрадью для конспектов по ОГП и письменными принадлежностями, а каждую учебную группу — географическими картами России и мира.
Вопросы планирования, организации и состояния ОГП в подчиненных соединениях и воинских частях, эффективности ее влияния на решение учебно-воспитательных задач регулярно изучать и анализировать соответствующими должностными лицами, отражать в материалах подведения итогов, обзорах, приказах и директивах главнокомандующих. командующих, командиров (начальников).
Степень усвоения учебной программы военнослужащими оценивать по четырехбальной системе: на инспекторских проверках — по изученным с начала учебного года темам; на итоговых проверках — в конце учебного года; в ходе контрольных проверок — по решению соответствующих командиров и начальников, но не реже 2-х раз в период обучения в каждой учебной группе, о чем делаются записи в журналах. Индивидуальные оценки обучаемым, оценки учебным группам, подразделениям, воинским частям и соединениям по общественно-государственной подготовке, а также руководителям групп определяются в соответствии с требованиями приказа Министра обороны Российской Федерации 1993 года № 250. Информирование личного состава проводить: солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих службу по призыву — 2 раза в неделю по 30 минут; солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих службу по контракту, прапорщиков и мичманов, курсантов (слушателей) военно-учебных заведений — один раз в неделю по одному часу; офицеров — 2 раза в месяц по одному часу; гражданского персонала, членов семей военнослужащих — не менее одного раза в месяц. Ежемесячно проводить единые дни информирования военнослужащих с обязательным участием руководящего состава органов военного управления всех уровней.
Планировать и осуществлять мероприятия по защите войск от негативного информационно-психологического воздействия. С этой целью обеспечить проведение информационно-пропагандистских мероприятий (акций) с комплексным использованием всех сил и средств воспитания, информации, государственных и иных средств массовой информации, учреждений культуры, искусства и науки.
3. Рассматривать воспитание у личного состава российского государственного патриотизма как одну из приоритетных задач воспитательной работы. В основу патриотического воспитания положить формирование у военнослужащих чувств любви к Отечеству, ответственности за его защиту, гордости за принадлежность к Вооруженным Силам, приобщение к лучшим традициям российского воинства. При проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам, дням воинской славы, дням соединений и воинских частей организовывать участие в них представителей органов государственной власти, ветеранов Великой Отечественной войны, Вооруженных Сил, локальных войн и военных конфликтов, религиозных объединений.
Оказывать помощь органам государственной власти, учебным заведениям, молодежным и детским военно-патриотическим объединениям в работе по военно-патриотическому воспитанию допризывной молодежи и подготовке ее к военной службе.
Особое внимание уделить работе с организациями родительской общественности, использовании их актива в работе по улучшению морально-психологической обстановки в воинских коллективах.
Взаимодействие с государственными органами, общественными и религиозными объединениями направлять на решение задач патриотического и нравственного воспитания военнослужащих, реализации их конституционных прав и свобод.
Оказывать профсоюзным организациям рабочих и служащих Вооруженных Сил содействие в решении социальных вопросов, формировании у гражданского персонала ответственности за соблюдение трудовой дисциплины.
В соответствии с действующим законодательством обеспечить создание условий для свободного волеизъявления военнослужащих в ходе проведения выборов в федеральные и местные органы государственной власти.
4. Начальникам органов воспитательной работы видов Вооруженных Сил Российской Федерации, военных округов (флотов), главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации организовать регулярное изучение, анализ и оценку морально-психологического состояния личного состава в подчиненных войсках (силах) в соответствии с методиками, утвержденными Главным управлением воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации. Донесения о морально-психологическом состоянии личного состава в Главное управление воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации представлять: – устные доклады об изменениях в морально-психологическом состоянии личного состава и проделанной работе по его укреплению для принятия оперативных мер — еженедельно; – письменные донесения с выводами из оценки уровня морально-психологического состояния личного состава — ежеквартально;
– итоговое донесение о морально-психологическом состоянии личного состава с предложениями по его улучшению к 1 ноября 1999 года.
5. Главные усилия в работе по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины сосредоточить на обеспечении личной примерности офицеров в воинской дисциплине, предупреждении гибели личного состава, самоубийств, нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими. Планирование воспитательной работы по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины, ее анализ и подведение итогов осуществлять в соответствии с требованиями приказа Министра обороны Российской Федерации 1993 года № 0100. Добиться полного внедрения Системы работы должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины и выполнения предусмотренных на 1999 год мероприятий Целевой программы правового воспитания личного состава в Вооруженных Силах Российской Федерации на 1998-2001 годы. Основным видом деятельности органов воспитательной работы считать оказание практической помощи должностным лицам непосредственно в подразделениях. В ходе практической работы особое внимание уделить: – в ротах и им равных подразделениях — организации систематической индивидуальной воспитательной работы по изучению личности каждого военнослужащего; – в батальонах (дивизионах) — обучению сержантов и старшин практике поддержания уставного порядка и воинской дисциплины; – в воинских частях (на кораблях), соединениях — повышению роли командиров как органов дознания, обучению офицеров и прапорщиков (мичманов) психолого-педагогическим основам сплочения воинских коллективов, поддержанию в них правопорядка и воинской дисциплины. Готовить к подведению итогов работы органов военного управления и должностных лиц по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины предложения командующим (командирам) для уточнения задач по профилактике правонарушений, после их утверждения организовывать доведение и контроль исполнения.
Совместно с командующими (командирами) ежемесячно оценивать эффективность работы начальников управлений, отделов (отделений) и служб, практиковать их заслушивание на служебных совещаниях и заседаниях постоянно действующих аттестационных комиссий, комиссий по предупреждению гибели и травматизма личного состава о причинах преступлений и происшествий, принятых мерах по их предупреждению.
Главным критерием эффективности работы считать отсутствие гибели подчиненных военнослужащих по вине воинских должностных лиц.
По каждому факту гибели военнослужащих при исполнении обязанностей военной службы, преступлений на почве нарушений уставных правил взаимоотношений готовить проекты приказов соответствующих командиров. Предусматривать в них меры по профилактике причин и условий, способствующих совершению правонарушений.
Обеспечить ежедневное изучение морально-психологической обстановки в подразделениях. Еженедельно анализировать ее в воинских частях и соединениях, вырабатывать меры по пресечению преступных посягательств на жизнь и достоинство военнослужащих. Особое внимание обращать на углубленное изучение морально-психологической обстановки в подразделениях несущих боевое дежурство, караульную службу, эксплуатирующих радиационно-, химически- и биологически- опасные вооружения и военную технику, а также выполняющих задачи в отрыве от воинской части.
Ежеквартально с участием органов военной прокуратуры, военных судов проводить занятия с руководящими должностными лицами воинских частей и подразделений по практическим вопросам правового воспитания, выявления и искоренения нарушений уставных правил взаимоотношений.
Совместно с офицерами медицинской службы обеспечить эффективность проведения телесных осмотров военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. По всем фактам травм с признаками последствий нарушений уставных правил взаимоотношений обеспечить проведение административных расследований и принятие соответствующих решений.
Обеспечивать личную примерность офицеров в воинской дисциплине. Особое внимание обратить на предупреждение корыстных преступлений, пьянства, осуществление заботы о быте, досуге, состоянии здоровья офицеров и членов их семей. Ежемесячно анализировать применение дисциплинарной практики в отношении офицеров.
6. Целью военно-социальной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации считать реализацию установленных законодательством прав и льгот военнослужащих и членов их семей и создание на этой основе социальных условий для более эффективного решения задач, стоящих перед Вооруженными Силами.
Мероприятия военно-социальной работы организовывать и проводить с учетом реальной социальной обстановки в соединениях и воинских частях, регионах дислокации войск (сил) и направить на решение следующих задач:
– изучение и прогнозирование социальной обстановки в воинских коллективах и регионах дислокации воинских частей, выработка предложений командованию по ее оздоровлению; – реализация предложений, заявлений и жалоб военнослужащих, оказание им помощи в восстановлении нарушенных прав; – организация и проведение правового воспитания военнослужащих; – обучение командиров, других должностных лиц правовым основам служебной деятельности по реализации прав, льгот и законных интересов военнослужащих; – координация деятельности общественных объединений, созданных в воинских частях, по решению социальных проблем военнослужащих и членов их семей;
– установление тесного взаимодействия и партнерства с органами государственной власти и местного самоуправления в решении вопросов обустройства войск, реализации установленных законодательством прав и льгот военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Обеспечить первоочередную адресную социальную поддержку военнослужащих, принимающих (принимавших) участие в боевых действиях; проходящих службу в отдаленных гарнизонах, подразделениях особого риска; многодетных; не имеющих жилья; имеющих в составе семей больных, инвалидов и т.п.
7. Психологическую работу организовывать и проводить в соответствии с требованиями приказов Министра обороны Российской Федерации 1995 года № 226 и 235, 1994 года №202, 1996 года №023, 1998 года №440, директив Министра обороны РФ 1995 года №010, 1996 года №Д-18, Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации 1998 года №315К/2/750, Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации 1998 года №1, №2 и №3, проекта Руководства по психологической работе в Вооруженных Силах, Рекомендаций по организации психологической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации на 1999 год. Главной целью психологической работы считать поддержание психологической устойчивости и готовности личного состава к выполнению задач в любых условиях обстановки.
При планировании, организации и проведении психологической работы учитывать: характер и специфику решаемых войсками задач, влияние на военнослужащих и воинские коллективы социально-экономической и психологической обстановки в районах дислокации войск (сил); реальные настроения и состояния военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала; информационно-психологическое воздействие из вне.
Осуществлять комплексный подход в организации психологической работы, ее эффективность достигать единством действий и согласованностью мероприятий, проводимых командирами (начальниками), штабами, органами воспитательной работы, медицинской службой, юристами и другими специалистами.
В соответствии с требованиями Приказа Министра обороны 1998 года № 440 совместно со специалистами медицинской службы и должностными лицами органов службы войск и безопасности военной службы обеспечить повышение эффективности мероприятий по предупреждению самоубийств, выявлению суицидальных намерений среди военнослужащих. В интересах этого активно использовать опыт проводимого на базе 3 мсд МВО и 138 омсбр ЛенВО эксперимента по созданию перспективной организации психологической службы в рамках органов воспитательной работы.
8. Культурно-досуговую работу направлять на воспитание у личного состава высокой духовной культуры и нравственных качеств. Обеспечить целенаправленное участие домов офицеров, солдатских клубов, библиотек. Ансамблей, других творческих коллективов в организации культурно-досуговой работы непосредственно в подразделениях, на кораблях, в отдаленных гарнизонах, в местах боевой учебы и службы.
Принять действенные меры по сохранению и развитию материально-технической базы воспитательной работы. Особое внимание обратить на рациональное распределение технических средств, изыскание резервов по наиболее полному удовлетворению информационных и культурных потребностей личного состава в условиях сокращения поставок технических средств воспитания.
Денежные средства, выделяемые на проведение воспитательной работы, направлять в первую очередь на обеспечение воинских частей (кораблей) и войсковых библиотек периодическими изданиями в строгом соответствии с установленными нормами, поддержание на должном уровне учебно-методической базы ОГП и воспитательной работы, организацию полноценного отдыха и культурного досуга военнослужащих.
9. Развивать материально-техническую базу воспитательной работы. За счет перераспределения технических средств воспитания внутри военных округов и флотов, а также адресного обеспечения соединений и частей постоянной боевой готовности довести коэффициент технической готовности до 0,9 и их укомплектованность до 100 %.
Обеспечить сохранность технических средств воспитания в ходе реформирования Вооруженных Сил РФ, их учет, исключение случаев хищений и утрат. Продолжить работу по оптимизации системы снабжения ВС РФ техническими средствами воспитания, реформированию складов технических средств, ремонтных мастерских, киновидеообъединений военных округов (флотов) в центры технических средств. Направить усилия на создание телерадиоцентров в отдаленных гарнизонах, где осуществляется неуверенный прием телерадиосигналов.
10. Принять меры к повышению эффективности методической подготовки военных кадров к проведению воспитательной работы и профессиональной подготовки должностных лиц воспитательных структур. Занятия по методике и организации воспитательной работы проводить на основе тематического плана ГУВР ВС РФ: с командирами отделений, расчетов, экипажей и взводов — ежемесячно; с командирами рот и им равными — 2-3 раза за период обучения; с командирами батальонов и им равными — не реже 2-3 раз за период обучения; с командирами полков, с командованием соединений, объединений, начальниками учреждений, организаций и предприятий Министерства обороны РФ — не реже одного раза в год, а также в системе командирской подготовки, командирских сборов и занятий. Занятия по профессиональной подготовке должностных лиц органов воспитательной работы проводить: с заместителями командиров рот (им равными) по воспитательной работе — ежемесячно; с заместителями командиров батальонов (им равными) по воспитательной работе — 2-3 раза за период обучения; с заместителями командиров полков (им равными) по воспитательной работе — 2 раза за период обучения; с должностными лицами органов воспитательной работы — в ходе сборов перед началом учебного года. Учебу заместителей командующих (командиров) объединений (соединений) по воспитательной работе проводить в системе профессиональной подготовки и на учебно-методических сборах. Начальникам управлений воспитательной работы видов Вооруженных Сил, военных округов и флотов, начальникам отделов воспитательной работы Главного управления Сухопутных Войск и ВДВ, помощникам начальников главных и центральных управлений МО РФ по воспитательной работе обеспечить своевременную и качественную подготовку методических материалов в соответствии с рекомендованным планом-графиком ГУВР ВС РФ.
Оперативную подготовку с органами воспитательной работы проводить в соответствии с планом подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации в 1999 году и организационно-методическими указаниями Министра обороны РФ.
11. Начальникам управлений воспитательной работы видов Вооруженных Сил, военных округов и флотов, начальникам отделов воспитательной работы Главного управления Сухопутных Войск и ВДВ, помощникам начальников главных и центральных управлений МО РФ по воспитательной работе взять под личный контроль состояние укомплектованности органов воспитательной работы, особенно в звене “рота” (батарея), принимать своевременные и действенные меры по восполнению некомплекта офицеров воспитательных структур в подчиненных войсках (силах). Особое внимание обратить на укомплектованность и всестороннее обеспечение частей и подразделений постоянной боевой готовности.
12. При проверке состояния воспитательной работы в объединениях, соединениях, частях (на кораблях) изучать и учитывать: способность органов военного управления и должностных лиц организовывать и руководить воспитательной работой в интересах полного выполнения требований приказа Министра обороны РФ на 1999 учебный год; сложившуюся систему воспитательной работы, прежде всего в звене рота-батальон-полк (корабль); состояние общественно-государственной подготовки и информирования личного состава, военно-социальной, психологической и культурно-досуговой работы; уровень и результативность работы по профилактике правонарушений и укреплению воинской дисциплины; динамику общественного мнения и настроений различных категорий личного состава; эффективность использования технических средств воспитания.
Об основных выводах из анализа состояния воспитательной работы и предложениях по ее совершенствованию информировать вышестоящие органы военного управления установленным порядком. Доклады о проводимой воспитательной работе и морально-психологическом состоянии личного состава представлять в Главное управление воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации за период обучения. Итоговый доклад за учебный год представить к 1 ноября 1999 года.
Сведения биографического, индивидуально-психологического и личностного характера командир (начальник) может получить при помощи следующих методов: наблюдения, беседы, интервьюирования, анкетирования, изучения результатов (продуктов) деятельности, обобщения независимых характеристик, изучения документов, эксперимента, тестирования и др. Представим краткую характеристику некоторых методов.
Наблюдение как метод познания заключается в целенаправленной и организованной фиксации различных проявлений поведения военнослужащих. Различают несколько видов наблюдения: непосредственное и опосредованное, индивидуальное и групповое, фронтальное, выборочное и др. Организация наблюдения предполагает выполнение следующих основных требований: четкого определения цели и составления плана наблюдения, избрания способов и средств фиксации изменений в процессе наблюдения, детальной регистрации получаемых данных.
Беседа как метод изучения военнослужащих предполагает получение информации в форме диалога. Ценность данного метода заключается в возможности установления личного контакта с воином, оперативного получения и уточнения различных данных «из первых рук». Основными видами беседы являются: индивидуальная и коллективная, формализованная и неформальная, ознакомительная (первичная), тематическая и др. Воспитательная практика выработала определенные правила использования метода беседы: беседовать следует преимущественно с целью изучения воина; необходимо четко и ясно формулировать вопросы, учитывать уровень общего развития и компетентности собеседника; побуждать военнослужащего давать развернутые и откровенные ответы; избегать некорректных вопросов; учитывать психологическое состояние собеседника; не проводить беседу второпях, в возбужденном состоянии, при явном дефиците времени; специально подбирать место (помещение) для беседы, обеспечивающее спокойную обстановку.
Интервьюирование в отличие от беседы предполагает только постановку вопросов командиром (начальником) и выслушивание (фиксацию) ответов военнослужащего. Главная цель использования данного метода заключается в том, чтобы оперативно выяснить необходимые сведения. Как правило, вопросы для интервью готовятся заранее, но в процессе опроса могут возникнуть и новые, в том числе уточняющие. При проведении интервьюирования важное значение имеет умелое и тактичное использование технических средств: диктофона, магнитофона, телекамеры, фотоаппарата и т.п.
Достаточно часто в целях изучения военнослужащих применяется метод анкетирования. Он позволяет получить, как правило, письменную информацию одновременно от значительного числа респондентов. В основе анкетирования лежит вопросник, разработка которого требует некоторой подготовки и определенного опыта. В то же время можно воспользоваться анкетами, разработанными специалистами-психологами или социологами, адаптировать их к особенностям обстановки и целям изучения воинов.
Метод обобщения независимых характеристик заключается в сборе командиром (начальником) возможно большего числа сведений о военнослужащих от других командиров, сослуживцев, родителей и т.п. При этом следует стремиться к обобщению данных, полученных от различных субъектов воспитательной работы при изучении воинов, участвующих в различных видах деятельности.
Изучив и проанализировав индивидуальные особенности военнослужащих, командир (начальник) приступает к осуществлению ИВР. Это связано с реализацией определенных методов воспитания — совокупности способов, приемов и средств достижения целей воспитательной деятельности. Выбор методов ИВР зависит от служебного и педагогического опыта воспитателя, индивидуальных особенностей военнослужащих, условий их реализации. При этом следует иметь в виду, что ни один из методов не является универсальным и не может решить всех воспитательных задач одновременно. Следовательно, необходимо уметь владеть всей системой методов ИВР и применять их комплексно.
К системе методов ИВР относятся: убеждение, упражнение, поощрение, пример, соревнование, критика, принуждение. Рассмотрим кратко сущность и содержание некоторых из перечисленных методов, а также условия их успешной реализации.
Метод убеждения — основной метод воспитания военнослужащих. Он заключается в активном воздействии воспитателя словом и делом на сознание, чувства и волю воинов с целью сформировать из них защитников государства. Метод убеждения позволяет добиваться добровольного и осознанного принятия военнослужащими социальных и военно-профессиональных требований, превращения их в мотивы служебной деятельности.
Важное место в ИВР занимает метод упражнения. Его реализация предполагает такую организацию повседневной жизнедеятельности военнослужащих, которая позволяет им накапливать опыт правильного поведения, формировать военно-профессиональные и личностные качества. Основными условиями достижения результативности метода упражнения являются: а) соблюдение уставного внутреннего порядка в воинской части (подразделении), точное выполнение распорядка дня; б) добросовестное выполнение воспитателями служебных обязанностей; в) высокая требовательность со стороны командиров (начальников) к военнослужащим в сочетании с повседневной заботой о них.
Суть метода поощрения в ИВР заключается в использовании воспитателями средств морального и материального стимулирования военнослужащих с целью побуждения их к формированию и развитию у себя позитивных личностных качеств и привычек поведения. Ведущими средствами реализации метода поощрения являются: виды морального и материального поощрения, предусмотренные ДУ ВС РФ; поощрительные слова, жесты, мимика, оценочные суждения воспитателя; выделение поступков воинов в качестве образцов для подражания.
Для достижения эффективности метода поощрения воспитателю необходимо соблюдать следующие условия: а) обеспечивать обоснованность и справедливость поощрения. Незаслуженные поощрения негативно влияют как на поведение воина, к которому применяются меры поощрения, так и на морально-психологический климат воинского коллектива, в котором служит поощряемый; б) поощрение должно применяться за высокие результаты, достигнутые воспи-туемым в основных видах деятельности: учебе, службе, общественной работе, спорте; в) поощрения использовать оперативно; г) разнообразить меры поощрений, последовательно их наращивать по мере роста успехов подчиненных; д) соблюдать гласность, открытость, торжественность ритуала поощрения.
Исключительно важным в ИВР является метод примера. Он предполагает целенаправленное и систематическое воздействие на воинов силой положительного примера и формирование у них образца для подражания. При реализации данного метода в практике воспитания офицерам предлагается использовать следующие средства: примеры из жизни выдающихся государственных, общественных, военных деятелей; примеры подвигов национальных героев; примеры из истории отечественных и мировых войн; героические примеры участия военнослужащих в локальных войнах и конфликтах; примеры из области литературы, искусства; примеры служебной деятельности передовых воинов; личный пример прежде всего непосредственного командира (начальника).
В случае применения всего комплекса вышеперечисленных методов ИВР и при отсутствии воспитательного эффекта от их использования офицер имеет право реализовать метод принуждения как крайний способ воспитательного воздействия. Он представляет собой систему дисциплинарно-педагогических мер, которые используются с целью изменения поведения воина, побуждения к добросовестному выполнению своих обязанностей.
Основными средствами метода принуждения являются: категорическое требование; напоминание об обязанностях военной службы; предупреждение о возможном привлечении к дисциплинарной или уголовной ответственности; обсуждение проступка на собрании воинского коллектива; привлечение к дисциплинарной или уголовной ответственности. Использовать эти средства необходимо осмотрительно, в зависимости от характера проступка, обстоятельств его совершения и возможных последствий, с учетом прежнего поведения воина, продолжительности его службы в части (подразделении) и других особенностей.
Такова общая характеристика системы методов ИВР. Еще раз подчеркнем, что все они тесно связаны друг с другом.
Таким образом, ИВР в подразделении — это сложный, противоречивый и творческий процесс формирования у военнослужащих качеств личности и привычек поведения. Суть ее заключается в том, что на основе изучения особенностей каждого военнослужащего, реализации индивидуального и личностного подходов воспитатели оказывают целенаправленное педагогическое воздействие на сознание, чувства и волю военнослужащих. При этом они комплексно используют различные методы, приемы и средства воспитания.
Человек — это тайна Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потратил время
Ф. ДОСТОЕВСКИЙ
Практика воспитательной работы в воинских частях и подразделениях свидетельствует о том, что ее эффективность во многом зависит от умения командиров (начальников) изучать и учитывать индивидуальные особенности тех, кого они воспитывают. При этом реализация принципа индивидуального подхода в воспитательной работе с военнослужащими способствует повышению уровня боевой готовности, качества боевой и общественно-государственной подготовки, созданию в воинских коллективах здоровой морально-психологической обстановки.
Индивидуально-воспитательная работа (ИВР) — это систематическое и целенаправленное влияние воспитателей (командиров, начальников) на воспитуемых (различных категорий военнослужащих), осуществляемое с учетом их индивидуальных особенностей и с использованием целесообразных в определенных условиях методов, форм и средств воспитания.
Отличительной чертой индивидуально-воспитательной работы является то, что главное внимание воспитателей сосредоточено на изучении и учете индивидуальных особенностей военнослужащих Ее эффективность обусловлена степенью познания индивидуальности каждого воина, глубиной изучения его психики и личностных качеств ИВР предусматривает обязательный подбор и применение наиболее целесообразных, с педагогической точки зрения, для каждого военнослужащего и конкретной ситуации наиболее эффективных форм, методов и средств воспитательного влияния. Индивидуально-воспитательная работа с военнослужащими преследует несколько задач, которые составляют ее содержание Основными из них являются. — формирующая, которая предусматривает целенаправленную выработку у воинов личностных качеств, необходимых для успешного выполнения функциональных обязанностей по должностному предназначению, — мобилизующая способствует созданию в сознании военнослужащего настроя на достижение целей, стоящих перед ним или воинским коллективом, — профилактическая позволяет формировать у воинов установку на недопустимость и предупреж- дение отклонений в их поведении, — развивающая характеризует ИВР с точки зрения ее возможностей по позитивному изменению интеллектуальных, физических и других личностных качеств военнослужащих;
— перевоспитательная задача связана с устранением отдельных негативных качеств личности воинов.
В процессе организации ИВР необходимо прежде всего изучить информацию биографического характера, что является одной из уставных обязанностей каждого командира (начальника) Практика показывает, что офицеру, прапорщику необходимо знать следующий минимум сведений о подчиненном’ фамилию, имя, отчество, время и место рождения, состав семьи, род занятий ее членов; в каких учебных заведениях обучался, где и кем работал; какой общественной деятельностью занимался, уровень физического развития, результаты в спорте, увлечения.
Эти и другие данные можно получить, изучив личное дело и другие документы военнослужащего, по возможности побеседовав с его родителями (родственниками), а также путем индивидуальной ознакомительной, беседы.