Добавил admin
Методика изложения лекции подчиняется интересам наиболее доходчивого и убедительного преподнесения основного содержания темы, активизации мыслительной деятельности слушателей.
Структурно выступление руководителя группы состоит из трех взаимосвязанных частей: вступления, основной части и заключения.
Психологически удачное начало – половина успеха.
Цель вступления – вызвать интерес к обсуждаемой проблеме, установить контакт со слушателями, направить их внимание и ход мыслей на предмет предстоящего разговора. При этом вступление должно быть кратким, не превышая, как правило, 3 – 5 минут.
Во вступлении руководитель группы напоминает, о чем шла речь на предыдущем занятии, дает под запись название темы, распределение времени на нее, вопросы лекции и рекомендуемую литературу. Затем обосновывает важность изучения данной темы, ее актуальность, привлекает внимание аудитории к учебным целям лекции (воспитательные цели обычно не объявляются). При этом действует общее методическое правило: чтобы вдохновить слушателей на активное участие в занятии, надо поставить перед ними такую цель, какой они сами хотят добиться.
Элементы структуры вступительного слова могут меняться местами. Для пробуждения у слушателей интереса к обсуждаемой проблеме лекцию можно начать с зачина – краткой, образной «фразы-крючка»:
- острого постановочного вопроса;
- какого-нибудь яркого факта, события, явления, которое непосредственно касается вопросов аудитории;
- авторитетной цитаты, высказывания знаменитого человека;
- отсылки к фактам, событиям, месту, времени, эмблемам, символам и др.;
- автобиографического факта – воспоминания;
- демонстрации какого-либо предмета, копии редкого исторического документа, кино- и видеофрагмента и т.д.
- Никогда не следует начинать выступления с извинения или стремиться показать свое остроумие. Шутливые истории должны быть к месту и иллюстрировать какое-либо высказанное положение.
- Переходя к изложению основного содержания темы, руководитель группы повторно формулирует перед аудиторией первый вопрос лекции как исходный тезис, доказательству которого будет подчиняться логика всех его дальнейших рассуждений.
- Особенности человеческой психики диктуют лектору построение своей речи в виде стройной цепочки посылок и следствий, логических «мостиков» — переходов от одной мысли к другой. Поэтому в ходе объяснения учебного материала применяется несколько приемов:
- детализация вопроса (тезиса), подкрепление его яркими, впечатляющими фактами, конкретными примерами из жизни подразделения, действий отдельных военнослужащих. Выстраивая связи между фактами, идти от частного к общему, или наоборот;
- опора на хорошо известные всем слушателям положения, истинность которых ни у кого не вызывает сомнений;
- рассуждение методом аналогий, сравнений, используя наглядность и высокую эмоциональность образов;
- использование метода доказательства «от противного», когда, кроме доводов в защиту изложенного тезиса (утверждения), приводятся контраргументы и т.д.
- Вскрытие учебных вопросов, как правило, осуществляется с использованием дедуктивного и индуктивного методов изложения, которые должны сочетаться в лекции, дополнять друг друга.
Сочетание двух методов в рамках одной лекции позволяет учитывать как неоднородность состава групп, так и различия в уровне сложности отдельных вопросов (разделов) темы и может предусматривать: 1. Постановку общей проблемы в виде острого вопроса и сразу за этим, после небольшой паузы (чтобы слушатели задумались) – ответ на него в форме теоретического положения (начало, характерное при дедуктивном методе). 2. Дальнейшее обоснование выдвинутого теоретического положения логическими аргументами, конкретными фактами, примерами из жизни войск (подразделений) и т.д. на основе их анализа (одновременно может стать продолжением изложения по дедуктивному методу или началом перехода к индуктивному).
3. Формулировку общего вывода в конце анализа различных аспектов сторон теоретического положения, который является завершением изложения по индуктивному методу и совпадает с дедуктивным утверждением, если с него руководитель начал свои рассуждения.
При этом в группах офицеров приоритет отдается дедуктивному методу, а в группах солдат (матросов) – индуктивному. Использование в лекции различных способов изложения позволяет сделать ее более интересной.
При раскрытии вопросов темы любым из методов руководитель группы выделяет и подчеркивает основные положения, разъясняет основные понятия (термины), чтобы слушатели обратили на них особое внимание, увязывает материал лекции с жизнью и задачами подразделения и части, стремится поддерживать внимание и познавательную активность обучаемых с помощью различных методических приемов.
По каждому основному вопросу темы после рассмотрения всей подготовленной лектором системы аргументации делаются выводы. При этом в соответствии с «законом края» самые сильные доводы следует приводить в конце рассуждения.
Как и вступление, завершение занятия несет большую логическую и психологическую нагрузку и требует заблаговременной подготовки. Заключительные слова руководителя группы продолжают звучат в ушах слушателей, когда он уже закончил говорить, и их будут помнить дольше всего.
Заключительная часть занятия представляет собой выводы. Обычно в них обобщаются существенные, содержательные фрагменты занятия и тем самым вновь привлекается внимание к главному. Для выводов характерна компетентность изложения. Это не только способствует более прочному усвоению слушателями темы, но и помогает направить их самостоятельную работу, дает стимул для собственных размышлений и выводов.
Структура заключительного слова:
1. Краткие теоретические выводы по лекции в целом. 2. Краткие практические выводы для слушателей. 3. Оценка участия слушателей в ходе занятия и степени достижения поставленных целей. 4. Постановка конкретных задач слушателям на самостоятельную подготовку (семинар), информация о дополнительной литературе и т.д. 5. Ответы на вопросы слушателей по теме лекции.
6. «Концовка» выступления (занятия в целом).
Основное методическое требование к «концовке» (последним словам выступления) – ее «мажорная» тональность, запоминающаяся форма подачи и мобилизующий характер. Она может содержать:
- призыв к действию;
- яркую цитату, образное выражение, пословицу, поговорку, афоризм;
- подходящий комплимент аудитории, хорошую шутку;
- резюме;
- обращение к началу и др.
Published under Воспитательная работа | send this post
Добавил admin
При первом знакомстве с молодым пополнением особое внимание должно уделяться лицам, перенесшим заболевания или травмы мозга, имевшим плохую успеваемость в школе, склонность к употреблению алкоголя и наркотиков, находящимся на учете в психоневрологическом диспансере, а также воспитывающихся в неблагополучных семьях, где преобладали пьянство, плохие взаимоотношения между членами семьи. При первых встречах и беседах с молодыми воинами важно заметить и оценить те признаки в их поведении, которые можно охарактеризовать как факторы риска: дефекты речи, моторики, слабое физическое развитие, перенесенные травмы и т.д. В дальнейшем желательно выявить лиц с повышенной раздражительностью и легкостью развития аффектов, повышенной впечатлительностью, выраженным чувством собственной неполноценности, крайне болезненным реагированием на грубость, неспособностью защищать себя.
Все лица, у которых замечены признаки нервно-психической неустойчивости и зависимость от вредных при-вычек, выявленные в беседах при первом медобследовании, необходимо взять на учет и постоянное наблюдение. Начальный этап самый ответственный в работе. По прибытии молодых воинов им необходимо довести задачи, стоящие перед личным составом на ближайший период, положительные традиции и успехи подразделения. Особое внимание уделить размещению в казарме согласно штатного расписания, контролю очередности нарядов, соблюдению графиков уборки помещений и территории.
Не реже 1 раза в неделю необходимо беседовать с каждым молодым воином, а если требуют обстоятельства и чаще, о его настроении, первых впечатлениях о службе. Сержанты, помимо требовательности, должны быть чуткими, заботливыми и доброжелательными. Пренебрежительное, высокомерное, предвзятое отношение к подчиненным создает условия для нервно-психических срывов. Умение наладить и повседневно поддерживать правильное взаимоотношения с под-чиненными, исключающие конфликты — залог уважения и любви к командиру с их стороны.
Расстройства лиц, отнесенных к «группе риска» внешне могут проявляться в трех формах:
1. Отклонение в поведении. Это — угрозы, агрессия в отношении сослуживцев, побеги из части, членовредительство, открытое неповиновение и т.д. 2. Психофизические и физиологические проявления. Это — необычайная подвижность или дрожание губ, век, пальцев рук, невнимательность, рассеянность, невнятная с заиканием речь и т.д.
3. Это предъявление военнослужащими малообоснованных, систематических жалоб на состояние здоровья.
В индивидуальный план работы с такими военнослужащими включить следующие мероприятия:
- сбор биографических данных;
- сведения от родителей;
- характеристики с места работы до армии;
- наблюдение за поведением в служебное и внеслужебное время;
- отстранение от несения караульной службы и внутреннего наряда;
- консультация у врача;
- безусловное выполнение врачебных рекомендаций;
- перекрытие каналов поступления наркотиков, алкоголя;
- индивидуальная разъяснительная работа;
- рациональное размещение по должностям.
Published under Воспитательная работа | send this post
Добавил admin
В системе воспитательной работы младших командиров с л/с важное место занимает дисциплинарная практика. Это один из самых основных и важных элементов, составляющих цепочку воспитательного воздействия на подчиненных. Она должна вестись непрерывно и целенаправленно с тем, чтобы применяемые к л/с те или иные виды поощрений или взысканий являлись следствием и закономерным итогом их служебной деятельности. При этом важно, чтобы налагаемые поощрения или взыскания были адекватны степени заслуг или проступков подчиненных, применялись без предвзятости. Но только полнота и правильность использования предоставленных дисциплинарных прав их своевременное применение достигнут своей воспитательной цели.
Существующее положение вещей, когда дисциплинарная практика используется в основном лишь в звене командир роты и выше, а звено командир отделения, зам.командира взвода, старшина роты и командир взвода зачастую в ней не участвуют, как бы малоэффективность дисциплинарных прав предоставленных младшим командирам. Но это не совсем соответствует действительности. Дисциплинарные командира взвода, старшины роты и командир взвода имеют право:
- снимать ранее наложенные ими дисциплинарные взыскания;
- объявить благодарность.
Поощрения могут применяться как в отношении отдельного военнослужащего, так и в отношении всего л/с подразделения. За одно и то же отличие военнослужащему может быть объявлено только одно поощрение.
В/сл имеющий дисциплинарное взыскание поощряется снятием ранее наложенного взыскания. Право снятия взыскания принадлежит тому командиру, которым было наложено взыскание, а так же прямым начальником, имеющим не меньшую, чем у него дисциплинарную власть. Одновременно может быть снято одно дисциплинарное взыскание.
Командир имеет право снять дисциплинарное взыскание только после того, как оно сыграло свою воспитательную роль и в/сл исправит свое поведение образцовым выполнением в/долга.
Дисциплинарные взыскания:
На в/сл, нарушевшего в/долг или общественный порядок могут полагаться те дисциплинарные взыскания, которые определены Дисциплинарным Уставом ВС РФ и соответствуют дисциплинарной власти командира (начальника) применяющего дисцип.власть.
Младшему командному составу права предоставленные младшим командирам имеют свой значительный дисциплинарный вес и могут иметь серьезное воспитательное воздействие, если их использовать и применять со всесторонней оценкой личности подчиненного, его морально-психологических особенностей, индивидуальности его личности. Хорошо зная слабые и уязвимые места в характере и психике воина, его достоинства и недостатки можно эффективно применять весь арсенал дисциплинарной власти и его воздействия окажется более действенным, тогда как шаблонный подход в этом вопросе чаще всего приводит не только к нулевым результатам воспитательной работы, но даже не вызывает никаких эмоций у подчиненных при применении поощрений или наложении дисциплинарных взысканий.
Права младших командиров по применению дисциплинарной власти распространяются только на непосредственных подчиненных.
П О О Щ Р Е Н И Я :
Каждый командир (начальник) в пределах предоставленных ему прав обязан поощрять подчиненных за подвиги, разумнуюю инициативу, усердие и отличие по службе.
В этом случае когда командир (начальник) считает, что предоставленных ему прав недостаточно, он может ходатайствовать о поощрении отличившихся властью старшего начальника.
Командиру отделения, заместителю предоставлены следующие права по наложению дисцип. взысканий:
- объявить выговор и строгий выговор.
- лишать солдат и матросов, проходящих службу по призыву, очередного увольнения из расположения воинской части.
Кроме этого командир отделения имеет право:
- назначать солдат проходящих службу по призыву, вен очереди в наряд на работу — на 1 наряд.
Зам.командира взвода назначать солдат, проходящих службу по призыву, вне очереди в наряд на работу — до 2 нарядов.
- старшине роты назначать солдат, проходящих военную службу по призыву, вне очереди в наряд на работу до 3 нарядов.
Командир взвода до 4 нарядов. Более подробно правила и порядок применения дисциплинарной власти изложены в Дисциплинарном Уставе ВС РФ.
Published under Воспитательная работа | send this post