Прибытие вновь призванных военнослужащих в подразделение — важный и сложный этап в их службе. Именно от того, как пройдет их адаптация в подразделении во многом зависит качество дальнейшей службы воинов. На этом этапе очень важно сохранить преемственность в изучении военнослужащих, обеспечив тесное взаимодействие между психологами и офицерами подразделений.
После проведения профессионально-психологического отбора работа по психологическому изучению военнослужащих и воинских коллективов проводится непосредственно в воинской части. Психолог полка перед прибытием в часть молодого пополнения проводит инструктивно-методическое занятие с должностными лицами по методике изучения личного состава.
Первичное изучение личного состава проводится на пункте приема молодого пополнения всеми должностными лицами в целях получения первичной информации о военнослужащих, оценке адаптационных возможностей и выявления лиц с признаками нервно-психической неустойчивости, склонностью к различным формам девиантного поведения.
Углубленное изучение проводится с учетом данных, полученных на предыдущем этапе изучения. Особое внимание уделяется работе с лицами, обнаружившими признаки НПНУ, а также с военнослужащими, самостоятельно обратившимися к психологу. При этом военнослужащих с низким уровнем НПУ психолог заносит в «Журнал динамического наблюдения за лицами с признаками НПНУ» и осуществляет их психологическое сопровождение, тесно взаимодействуя с врачом части и офицерами подразделений.
Последующее изучение личного состава осуществляется в процессе повседневной жизнедеятельности офицерами подразделений, психологом и направлено на изучение отдельных качеств личности военнослужащих в интересах решения стоящих задач. Психолог части по итогам изучения личного состава разрабатывает рекомендации и предложения должностным лицам для принятия управленческих решений по формированию здорового морально-психологического климата, укреплению организованности и воинской дисциплины, рациональному распределению военнослужащих и индивидуализации воспитательного процесса
Для выполнения данной задачи психолог должен владеть разнообразными методами психодиагностики, разумное сочетание и применение которых обеспечивает необходимый результат. Основными методами, используемыми психологом при изучении военнослужащих, являются анализ документов, наблюдение, биографический метод, опрос (беседа, анкетирование) и тестирование.
1. Анализ документов.
Работа с документами — это важная, ответственная и достаточно трудоемкая часть деятельности психолога, в процессе которой вырабатывается предварительное представление о военнослужащем. К документам относятся автобиографии, заявления, анкеты, характеристики, карты профессионального психологического отбора, различные справки, отзывы о военнослужащем, дневники, письма, фотографии. Их изучение и анализ позволяет:
– выявить социальные предпосылки к преимущественному формированию и закреплению у военнослужащего тех или иных индивидуально-психологических качеств, способствующих или тормозящих нормальную адаптацию к военной службе, последующее профессиональное становление;
– выделить в учебной и производственной деятельности юноши до призыва в армию конкретные проявления, свидетельствующие о степени зрелости, активности различных психических процессов, об устойчивости определенных интересов, ценностных ориентаций, черт характера.
Предметом изучения являются:
– социальное происхождение, принадлежность к определенной этнической группе, территориальной общности (село, небольшой, крупный или средний город), профессиональной категории;
– особенности непосредственного социального окружения – в семье, школе, производственном коллективе, среди сверстников и друзей;
– содержание наиболее предпочитаемой, интересующей военнослужащего и доступной ему информации;
– основные события его биографии.
Важные сведения о познавательных способностях, уровне нервно-психической устойчивости, военно-профессиональной направленности и отдельных профессионально важных качествах военнослужащего можно получить из карты профессионального психологического отбора призывника, в которую заносятся результаты социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования в период приписки и призыва.
2. Биографический метод.
Предметом биографического метода является жизненный путь человека, в процессе которого формируется личность, происходит сложный процесс становления человека, формирование готовности к выполнению различных общественных функций, выработка индивидуальных ценностей, мировоззрения, характера и способностей человека. Основными источниками биографических данных являются официальные биографические документы (характеристики, отзывы, автобиографии) и практические результаты деятельности (активность в общественной работе, успешность в выполнении различных нормативов и заданий и т.п.).
Сбор биографического материала начинается с изучения официальных документов личного дела. Работа с документами помогает составить предварительное, но довольно целостное представление об обследуемом. Анализ практических результатов его деятельности дает возможность получить информацию о степени сформированности изучаемых качеств. В автобиографии военнослужащего необходимо обратить внимание на характер его общения с окружающими, общественную активность, интересы и склонности, военно-профессиональную направленность. Автобиография позволяет проследить целостную картину жизненного пути, основанную на воспоминаниях. Биографическая анкета в достаточно полном объеме позволяет получить точные даты и объективные факты жизни, оценить направленность, склонности, моральные и другие индивидуально-психологические качества военнослужащего, определить их соответствие содержанию профессиональной деятельности. Расширить и уточнить полученный материал можно в ходе индивидуальной беседы.