>

» Деятельность командира и психолога по изучению социально-психологических процессов в воинских коллективах Военные страницы Статьи военной тематики

Изучение социально-психологических процессов и явлений в воинских коллективах организуется и проводится психологом воинской части совместно с офицерами подразделений. Оно включает первичное и последующее изучение (см. схему). Один раз  в  период  обучения психолог проводит инструктивно-методическое занятие с должностными лицами по формам и  методам изучения социально-психологических процессов и явлений в воинских коллективах.

Само изучение проводится в плановом порядке или по указанию командира воинской части,  его заместителя по воспитательной работе,  а также, по мере необходимости: например, по запросам командиров подразделений, где имеют  место внутригрупповая напряженность,  межличностные конфликты и т.п.

Во вновь  сформированных  подразделениях  изучение  социально-психологических процессов проводится не ранее  чем  через  4-6 недель после их комплектования.  Динамика социально-психологических процессов оценивается по результатам двух-трехкратного обследования в период обучения психологом, а также на основе постоянного изучения, осуществляемого офицерами подразделений.

Полученные данные представляются командиру части и его заместителю по воспитательной работе в виде справки-доклада,  в которой  указываются:  наименование подразделения,  основные вопросы изучения,  описание выявленных проблем, выводы и предложения. Командирам подразделений,  в которых проводилось социально-психологическое обследование,  результаты доводятся в устной форме.

Психологическое изучение воинского коллектива, наряду с общим параметрическим описанием подразделения (функциональное предназначение, композиция, социально-демографические характеристики личного состава, уровень профессиональной подготовленности и опыт боевой деятельности) включает:

  • оценку групповых социально-психологических процессов деятельности (процессы группового целеполагания, совместные действия, срабатывание, руководство деятельностью), общения (межличностное восприятие, информирование и взаимодействие, группообразование, ролевая дифференциация, сплочение, конфликты, реализация групповых санкций)и внутриколлективного поведения отдельных членов коллектива (конформность, лидерство, отклоняющееся поведение, социально-психологическая адаптация, групповое самоопределение и самоутверждение);
  • оценку динамической структуры коллектива (структура коммуникаций, функционально-ролевых взаимосвязей, эмоциональных межличностных предпочтений);
  • оценку групповых социально-психологических образований (групповые потребности, интересы, цели, нормы и ценности, внутригрупповые роли и ролевые ожидания, микрогруппы, традиции, групповые санкции, морально-психологический климат коллектива, включающий межличностные отношения, групповое мнение и настроение).

Конкретное соотношение вышеназванных компонентов зависит от решаемых задач, условий деятельности, а наиболее общим, комплексным показателем выступает морально-психологическое состояние личного состава подразделения, определяемое его психологической готовностью и военно-профессиональной подготовленностью (способностью) решать задачи учебно-боевой и служебной деятельности, а также объективными результатами выполнения воинской деятельности.