>

Факторы и условия, которые необходимы для поддержания воинской дисциплины

Для подготовки к практическому занятию курсанты получают задание от руководителя в течение недели вести наблюдение за поведением товарищей. Поскольку в последующем тренировки в докладах будут включаться в повседневную практику всех курсантов (каждый будет отрабатывать эти навыки во время еженедельного подведения итогов), то на данном занятии все овладевают методикой анализа дисциплины и правилами подготовки доклада.

В качестве подспорья для ведения наблюдения предлагается использовать следующую систему показателей. В этой системе наибольшую значимость имеет оценка трех элементов: 1) исполнительности; 2) отношения к товарищам; 3) внешнего вида и соблюдения правил личной гигиены.

Для оценки исполнительности используются такие признаки:

1. Поведение в строю (как становится в строй, как выполняет команды, как соблюдает уставные формы обращения, правила отдания команды, как соблюдает уставные формы обращения, правила отдания воинской чести);

2. Выполнение распорядка дня (уход без разрешения, опоздание на занятия, действия в наряде);

3. Отношения к требованиям старших (четкость и инициативность, пререкания или грубость, попытки неповиновения).

Для оценки отношения к товарищам используются следующие признаки:

1. Поведение в коллективе (вежливость, доброжелательность, грубость, склонность к конфликтам);

2. Отношение к критике недостатков (реакция на замечания — правильная или неправильная, агрессивность, стремление действовать наперекор).

Для оценки внешнего вида и соблюдения правил гигиены определяются следующие признаки:

1. Опрятность формы одежды (чистота, аккуратность ношения); 2. Соблюдение гигиены (регулярность мытья рук, ног, аккуратность заправки постели, поддержание порядка в тумбочке). Опираясь на эту систему показателей, докладчик ведет наблюдение за товарищами из своего отделения и ежедневно в конце дня делает пометки в дневнике. Самое сложное — обобщить собранный материал и представить его в виде тезисов доклада. Этим курсанты занимаются на 1 часе занятия.

Структура подготавливаемого текста состоит из 3 частей: введение основная часть, заключение. Кроме индивидуального анализа дисциплинированности в докладе целесообразно осветить следующие вопросы:

1. Как действует принцип: «Один за всех и все за одного»?

2. Что было сделано хорошего в укреплении организованности (кто отличился и в чем)?

3. Имели ли место конфликты во взаимоотношениях (в чем причины, кто конкретный виновник и какие надо принять меры к недопущению грубых проступков)?

При окончательной редакции материала курсанту необходимо ответить (про себя) на следующие вопросы:

1. Удачно ли начало доклада, привлечет ли оно внимание?

2. Логично ли построен доклад?

3. Легко ли будет товарищам слушать меня?

4. Выделил ли я главное?

5. Достаточно ли у меня фактов и примеров?

6. Сделаны ли выводы, поставлены ли задачи?

7. Уложится ли выступление в отведенный регламент времени (отводится 10 минут)?

На втором, третьем и четвертом часе занятий курсанты тренируются в изложении подготовленного доклада. Руководитель внимательно анализирует качество каждого доклада. При этом важно отметить все положительные, удачные места доклада и очень корректно высказывать пожелания по улучшению, дополнив его своими наблюдениями и выводами. Особое внимание требуется в тех случаях, если сработают механизмы круговой поруки, и в докладе проявится ложное понимание товарищества.

После накопления первичного опыта руководитель может расширить круг докладчиков (в идеале такую практику должен получить каждый курсант). Для этого используется время, отводящееся по распорядку дня для подведения итогов за неделю. Такая попутная тренировка даст хорошие результаты для личностного развития курсантов, сплочения коллектива и укрепления дисциплины во взводе.

Ввиду такой односторонности анализа взаимоотношений человек либо вовсе не корректирует свои действия, либо делает это неадекватно, что не обеспечивает благоприятное завершение данной ситуации и служит предпосылкой нарушения установленных норм поведения.

Второй вид самоконтроля более глубокий. Он обеспечивает правильное поведение за счет постоянного сопоставления своих действий с эталонными (нормированными уставными наставлениями). При этом, когда возникает рассогласованность во взаимоотношениях с другими сослуживцами, такой углубленный самоконтроль позволяет военнослужащему правильно оценить свое поведение и понять причины ошибок других, если они допущены в общении. С учетом этой информации он корректирует свое поведение и активно подавляет отрицательные эмоции.

Третий вид самоконтроля (высший) дает возможность прогнозировать свое поведение с учетом тех последствий, которые могут возникнуть в конкретной ситуации. В данном случае предвосхищаются изменения в позициях и эмоциональных состояниях тех военнослужащих, которые имеют низший или средний уровень самоконтроля и в ходе развития ситуации не могут осознать всех особенностей взаимоотношений.

Человек, обладающий высшим видом самоконтроля, постоянно анализирует не только свое эмоциональное состояние, но и состояние сослуживцев, с которыми контактирует, учитывает их реакцию на свои слова и действия. Это сводит до минимума негативные реакции и создает благоприятные предпосылки для успешных взаимоотношений. Следует заметить, что военная служба предоставляет все необходимые условия для овладения высшим видом самоконтроля.

Одним из ведущих условий укрепления воинской дисциплины в подразделении является работа по поддержанию уставного порядка. Она определяет очень многое в жизни и деятельности военнослужащих, вырабатывает у воинов привычки правильного поведения, влияет на образ мышления, делом убеждает в целесообразности тех или иных поступков. Анализ практики работы передовых командиров позволяет выделить некоторые методические приемы по реализации основных направлений внедрения уставного порядка в жизнь. Их можно свести к следующим:

а) личная примерность самих офицеров, прапорщиков, сержантов;

б) высокая требовательность за соблюдением правил воинской вежливости со стороны всех категорий военнослужащих;

в) строгая персональная ответственность каждого воина за порученный участок службы, работы;

г) сочетание широкой разъяснительной работы с высокой требовательностью за выполнение своих уставных обязанностей;

д) систематическое изучение и пропаганда передового опыта работы по утверждению твердого уставного порядка;

е) сочетание высокой требовательности с постоянной заботой об удовлетворении нужд и запросов подчиненных;

ж) согласованность усилий офицеров, прапорщиков, сержантов, общественных организаций по содержанию, времени, способам и методам работы в наведении уставного порядка и др.

Еще одним  направлением укрепления воинской дисциплины является работа по формированию высокой требовательности в подразделении. Отсутствие требовательности является отрицательным психологическим явлением, препятствующим проявлению ответственности за порученное дело у членов коллектива.