Крылья Ангелов Донбасса. Путевой дневник военкора Погожева. Часть 12

Крылья Ангелов Донбасса

Проект «Крылья Ангелов Донбасса» — это дневник военного корреспондента ИА «ВОЕННЫЕ СТРАНИЦЫ» Александра Погожева. Военкор поделился путевыми заметками, которые отражают фактические события первых месяцев СВО.

20 августа 2022

Часть 1

Проснулся я в шесть утра, не спеша прочитал утренние молитвы, умылся, позавтракал, собрал рюкзак и начал одеваться. Алехандро вышел из своей комнаты, пожелал мне доброго утра и продуктивной поездки. Бронежилет и каску я оставил, аптечку решил взять с собой. Рюкзак был лёгким: фотокамера, зарядное устройство, сухофрукты, сменное бельё, полотенце.

Я не знал, как доехать из Донецка в тихий уголок на берегу Азовского моря с названием Белосарайская Коса. Раньше это было излюбленное место жителей Донбасса. Сейчас туда доехать даже из Мариуполя проблематично, не то что из Донецка.

Я решил, что целесообразнее попробовать уехать с автостанции, но оказалось, автобусы в том направлении не ходят. Пришлось идти к таксистам. Мне встретился кавказской внешности мужчина —невысокого роста, плотный, круглолицый, с залысиной на голове. Он стоял возле серебристой иномарки.

— На Белосарайку едет сегодня кто-то? — спросил я.
— Я могу отвезти. Сколько платишь? — спросил он.
— Не знаю, сколько стоит туда проезд, — честно ответил я.
— Четырнадцать тысяч рублей, — не задумываясь, ответил таксист.
— На такую сумму я точно не рассчитывал. Ладно, поищу попутчиков. Ехать всё равно надо, — ответил я, поправил рюкзак на плечах и собрался уходить.
— Слушай, восемь с половиной и поехали, — как-то быстро снизил тариф водитель.
— По рукам! Только воды и сигарет в дорогу возьму, — ответил я и направился в магазин разменять пять тысяч.
— А у тебя с документами всё в порядке? — спросил таксист.
— Да, — коротко ответил я.

Воду и сигареты я взял, как валюту. Мы ехали быстро, изредка сбавляя скорость до 90 км/ч.

Крылья Ангелов Донбасса
Заправка по пути в Мариуполь

— Здесь очень часто обстреливают: местность открытая, с воздуха хорошо видно трассу. Хотя стреляют издалека. Надоела эта война. Недавно на автостанцию прилетело. Не в саму, рядом снаряд разорвался. А если бы на автостанцию? Там же столько людей постоянно собирается! — негодовал водитель.

— Зачем Россия сюда пришла? До 2014 года жили все дружно, нормально. У меня бизнес был. А теперь таксистом работаю, жизнью рискую. Вот сейчас на пост один подъедем, там русские ребята стоят. Видимо, руководство им сказало спуску не давать, вот они каждую машину и досматривают с пристрастием. Первые месяцы часами на фильтрации стояли. Татуировки, сумки смотрели. Сейчас уже примелькались: подъеду, пачку сигарет дам и еду дальше. Они знают, что у меня пропуск только до Мариуполя. Дальше я не могу поехать. Но там тебя заберёт мой товарищ и коллега. Он порядочный человек. Можешь ему доверять, — без умолку говорил водитель.

Он всячески пытался сохранять видимое спокойствие, но заметно нервничал. Гнал, не сбавляя скорости, даже по ухабистой дороге. До въезда в Мариуполь мы доехали очень быстро, но другого водителя ещё не было. Пока таксист с ним созванивался, я вышел, вынул рюкзак и пятилитровую бутыль воды, закурил.

Я смотрел на трубы Азовстали, территория дымилась. Туда перестали пускать даже журналистов, работала следственная группа и сапёры. Не успел докурить сигарету, как приехал другой водитель на новом российском легковом авто. Я погрузил свои вещи, представился. Мы ехали через Мариуполь. На удивление, улицы, по которым мы ехали, были целые, лишь в некоторых окнах были выбиты стёкла. В воронках от снарядов скапливался мусор. Людей на улицах было очень мало, можно сказать — единицы.

Водителя звали Андрей. На всю руку у него было выбито красивым латинским шрифтом слово Family. Мужчине на вид было около сорока лет. Обычное русское лицо, только разговаривал на русском вперемешку с украинским и белорусским языком.

— В Белосарайку на отдых? — спросил он.
— Да вот на выходные выпало, вроде как и на отдых получается, — ответил я.
— На Косе здорово. Правда, сейчас медуз много, огромные, — сказал Андрей.
— А вы местный? — поинтересовался я.
— Да, я мариупольский. Родился и вырос здесь. Работал до последнего на Азовстали. Меня ценили. В последнее время упадок был, закупили новые печи, советские разрушили. А новые каждый раз протягивать надо было, столько наладочных работ. И зарплата у меня нормальная была. Тридцать тысяч гривен со всеми выплатами. А потом началось. Я до последнего был на Азовстали, пока нам не разрешили выйти. Вышел, русские войска давай меня из-за татуировки проверять, но обошлось. Там же ничего такого — «Семья» написано. У меня есть семья. Мы жили в квартире, а летом на другой берег ездили. Сейчас живём на даче. От квартиры дыра в доме осталась, — рассказывал мне водитель.

Крылья Ангелов Донбасса
Г. Мариуполь, 2022 г.

 По сторонам попадались полностью выгоревшие здания, а рядом целые, лишь немного посечённые шрапнелью и с выбитыми стёклами.

— Сейчас только машина и приносит доход. Мы подумали с ребятами и решили, что раз есть много желающих уехать из Мариуполя, то надо помочь людям. Сначала возили за символическую плату. Набиралось много людей, грузились и ехали, куда им надо было. Так как у многих не было пропусков или были какие-то проблемы, которые осложнили бы ситуацию на фильтрации, то мы находили другие, объездные маршруты. Выезжать приходилось очень рано. Сначала работал я один, потом подключился друг, так собралась целая команда. Мы возили людей и на ту сторону, и на эту. Без разницы, люди сами определялись, с кем они, где им будет лучше, чем в сожжённом Мариуполе. Мы их старались довезти без приключений. Не жадничали, плату брали небольшую.

Я вспомнил, что все восемь с половиной тысяч отдал предыдущему водителю.
— А твой друг тебе хоть отдал деньги за меня? — перебил я Андрея.
— Да, две с половиной тысячи, — ответил он.— Кстати, а могу я взять ваш номер телефона? Завтра из Белосарайки будет возможность уехать? — спросил я.
— Пока не знаю, но обычно рано утром выезжает машина оттуда. Позже можем созвониться, и я скажу точно, — ответил Андрей.

Крылья Ангелов Донбасса
Александр Погожев, г. Мариуполь, 2022 г.

Он открыл бардачок и достал оттуда небольшой лист бумаги с номером телефона.— А вообще, возникали проблемы с военными? — спросил я.
— Был один водитель у нас, вот из-за его жадности мы потеряли безопасный маршрут, который долго накатывали. Я ему показал, как проехать через блокпост незамеченным. Надо было просто проскочить до пяти утра. Потом целый день пересидеть в другом городе и обратно проехать после шести вечера. Но он решил мотнуться два раза, и на обратном пути его повязали вместе с людьми. Не знаю, что там было с ними, но его отпустили. Он даже пришёл обратно и хотел опять стать на маршрут. Но с такими людьми лучше не рисковать, — уверенно сказал Андрей.

Часть 11 дневника военного корреспондента Александра Погожева о событиях СВО вы можете найти здесь. Весь цикл статей проекта доступен по хештегу #Крылья Ангелов Донбасса.

Фото: ИА «ВОЕННЫЕ СТРАНИЦЫ» / Александр Погожев

Оперативные новости в вашем мобильном: Телеграм канал Warpages