Выпускник военного училища назначается, как правило, на первичную офицерскую должность, в большинстве случаев связанную с руководством подчиненными. Даже если на первых порах офицер не является непосредственным руководителем, то и при этом он всегда имеет определенные начальственные полномочия по отношению к младшим по воинскому званию. В дальнейшем же, практически каждому офицеру приходится выполнять служебные функции, выступая при этом в качестве руководителя по отношению к вверенным ему подчиненным. Поэтому анализ деятельности офицера по руководству воинскими подразделениями является значимым для каждого будущего выпускника военного вуза.
Поскольку офицер — это всегда руководитель, то и рассмотрение вопросов руководства подчиненными является первоочередным условием изучения всех остальных слагаемых его деятельности. Потому что именно в интересах совершенствования управления подразделением в мирное и военное время организуются и проводятся все остальные виды деятельности: обучение и воспитание, психологическая работа и регуляция семейных отношений, саморегуляция и развитие психики. Поэтому рассмотрение всех психолого-педагогических аспектов деятельности офицера предполагает, прежде всего, изучение психологии и педагогики руководства, которая и выступает интегрирующим фактором по отношению ко всем другим разделам.
Первое и основное условие для осознания офицером себя как руководителя — это осознание своей включенности в определенную систему воинского управления. Эта система имеет достаточно сложное строение и включает структуру военного управления, правовое обеспечение военного управления, информационное обеспечение военного управления, материальное обеспечение военного управления и т.д. Рассмотрим каждый из этих элементов более подробно.
Структура военного управления предполагает четкое выделение среди военнослужащих лиц, наделенных особыми полномочиями. Эта категория лиц называется “начальники”. Те, кто находится в их подчинении, называются “подчиненные”. Для различения этих категорий в повседневной жизни подразделения предусмотрено множество разнообразных внешних признаков, которые делают достаточно узнаваемым представителей каждой из этих категорий. Одни из самых заметных — это различия в форме одежды, которые предполагают использование таких признаков, как качество ткани, знаки различия на погонах и головных уборах другие отличия. Помимо этого предусмотрены специальные меры по обеспечению “наглядности” образа начальника за счет выделения специального места в строю, места в расположении подразделения (канцелярия, командный пункт) и т.д.
Отнесенность военнослужащего к категории “начальник” автоматически делает его причастным к функционированию структуры управления и предполагает с его стороны осуществление ряда действий. Основным среди них является возможность “отдавать приказания”. С другой стороны, каждый военнослужащий, включенный в структуру военного управления в качестве подчиненного, обязан точно и в срок исполнять все приказания начальников. Таким образом, можно сказать, что деятельность офицера по руководству подчиненными и воинскими подразделениями заключается, прежде всего, в возможности и необходимости отдавать приказания и добиваться их исполнения.
Помимо определенных прав по отношению к подчиненным, начальник всегда обладает определенными обязанностями и определенной ответственностью. Обязанности начальника связаны, как правило, с функционированием вверенного ему подразделения. Основной обязанностью начальника является обеспечение соответствия функционирования подчиненных требованиям норм и правил, установленных для этого подразделения.
Поскольку эти требования всегда устанавливаются от лица более широких социальных структур: страны, правительства, командования, то и ответственность за их соблюдение осуществляется прежде всего не перед подразделением, а перед вышестоящими инстанциями. В качестве таковых прежде всего выступают непосредственные начальники, а также все другие органы военного управления, интересы которых представляет данный начальник в данном воинском подразделении.
Таким образом, основным средством реализации деятельности офицера по руководству вверенным ему подразделение являются властные полномочия, предоставленные ему от лица более широкой социальной общности: народа, правительства, командования. Соответственно, можно сказать, что к деятельности офицера по руководству подразделением относится все то, что осуществляется благодаря использованию властных полномочий.
Реальным показателем степени вовлеченности офицера в систему военного управления является его включенность в систему циркулирования управленческой информации. Именно информация является тем материализованным носителем, который свидетельствует о наличии у офицера властных полномочий. Так же верно и обратное утверждение: наличие властных полномочий выражается в возможности получать и передавать управленческую информацию.
Под управленческой информацией понимаются те сведения, которые позволяют судить о степени соответствия руководимого подразделения требованиям вышестоящих инстанций. Соответственно выделяют потоки информации “сверху-вниз” и “снизу-вверх”. Первый предназначен для того, чтобы постоянно корректировать и уточнять требования вышестоящих инстанций к деятельности данного подразделения. Второй связан с необходимостью достаточно полного выявления реального состояния дел в подразделении по требуемым показателям.
Работа офицера с каждым из этих информационных потоков предполагает свои специфические черты. Так, информация, поступающая от вышестоящих органов — это как правило обобщенные положения, адресованные одновременно многим исполнителям. Поэтому сформулированные там требования носят достаточно общий характер и предполагают активную работу исполнителей по их “привязке” к конкретным условиям деятельности.
Все это требует от офицера прежде всего внимательного прочтения и глубокого понимания. Это значит, что из общего текста информации должно быть вычленено все то, что имеет непосредственное отношение к тем видам деятельности, которые реализуются в подразделении. Приводимые в документе оценочные суждения должны быть соотнесены с реальным положением дел в подразделении. Выявленные расхождения должны быть осознаны как точки рассогласования, требующие наиболее пристального внимания. На основе детализации должен быть сформулирован общий замысел управленческого решения, направленного на реализацию требований вышестоящей инстанции.
С другой стороны, поводом для принятия управленческого решения может послужить уточненная информация об изменениях положения дел в подразделении. Для этого начальнику нужно постоянно стремиться к получению достоверной информации о всех сторонах жизни и деятельности подразделения. При этом важно за единичными случаями и эпизодами постараться увидеть определенные тенденции к отклонению от “нормального” функционирования. Перевод разрозненных сведений в обобщенные показатели и составляет сердцевину работы начальника с информацией “снизу-вверх”.
Как видим, и при работе с информацией “сверху-вниз” и с информацией “снизу-вверх”, ключевым в деятельности начальника является принятие решения. При принятии решения хороший руководитель напрягает все силы ума, чувств и воли, поскольку от него в данный момент требуется составить мысленную модель выполнения решения подчиненными. Такое предвидение требует знаний, опыта и высокоразвитых способностей.
Конкретизация замысла осуществляется через организацию исполнения решения. Для этого руководителю необходимо умело распоряжаться теми силами и средствами, которые имеются, вселить уверенность в успех общего дела. При этом руководитель должен хорошо знать методы доведения задач до исполнителей и осуществить инструктаж таким образом, чтобы была обеспечена координация действий сослуживцев и предоставлена достаточная свобода для проявления инициативы каждым военнослужащим.
Непосредственные формы осуществления деятельности по руководству подразделением достаточно подробно указаны прежде всего в Уставе внутренней службы: начиная с изучения личного состава и заканчивая периодичностью посещения вечерней поверки и утреннего подъема в подразделении. На практике, в качестве основной формы руководства офицеры используют прежде всего взаимодействие с подчиненными в ходе различного рода построений личного состава подразделения. Преимущества такого фронтального взаимодействия состоят в том, что командир получает возможность прямого общения с каждым подчиненным. В ходе такого взаимодействия удобно доводить до исполнителей все новые руководящие решения. Однако, при этом значительно снижаются возможности обратной связи.
Второй по частоте формой управляющего воздействия являются совещания с младшими командирами. При этом офицер осуществляет опосредованное общение с подчиненными через звено младших командиров, которые в дальнейшем и призваны довести управленческую информацию до непосредственных исполнителей. Это позволяет сделать процесс управленческого воздействия более оперативным и дифференцированным. Однако, при этом достаточно велика вероятность искажения смысла управленческой информации в процессе ее прохождения от одного звена управления к другому.
Для сбора управленческой информации о реальном положении дел в подразделении наиболее целесообразным является включенное наблюдение офицера за непосредственным ходом того или иного процесса. При этом, у него должна быть достаточно полно представлена система критериев и показателей, которая позволяет судить об эффективности того или иного процесса. Соотнесение показателя с реальностью позволяет получать определенные факты, которые и служат основой для дальнейшей деятельности руководителя по оценке положения дел в подразделении. Это необходимо как для внесения соответствующих корректив, так и для побуждения подчиненных к дополнительной активности.
Итогом управленческой деятельности становится анализ выполнения решения. Существенным моментом являются дифференцированное, но справедливое отношение руководителя к подчиненным при оценке качества выполнения задания. Не менее важно, чтобы руководитель был способен самокритично оценить собственную линию поведения при принятии решения.