58. Методику физической подготовки военнослужащих составляет совокупность взаимосвязанных методов и методических приемов.
59. Методы физической подготовки — это определенные способы или пути решения какой-либо конкретной задачи по физическому совершенствованию военнослужащих. В процессе физической подготовки применяются различные методические приемы, представляющие собой отдельные звенья соответствующих методов физического совершенствования.
60. В процессе физической подготовки используются методы обучения, развития и воспитания.
61. Методы обучения направлены на формирование у военнослужащих прикладных двигательных навыков, приобретение теоретических знаний, привитие им организаторско-методических умений.
62. Обучение технике выполнения физических упражнений и формирование двигательных навыков включает: ознакомление, разучивание и тренировку.
Ознакомление способствует созданию у обучаемых правильного двигательного представления о разучиваемом упражнении. Для ознакомления необходимо: назвать упражнение, правильно его показать; объяснить технику выполнения упражнения и его предназначение.
Разучивание направлено на формирование у обучаемых новых двигательных навыков. В зависимости от подготовленности занимающихся и сложности физических упражнений применяются следующие способы разучивания:
- в целом – если физическое упражнение несложное, доступно для обучаемых или его выполнение по элементам (частям) невозможно;
- по частям — если физическое упражнение сложное и его можно разделить на отдельные элементы;
- по разделениям — если физическое упражнение сложное и его можно выполнить с остановками;
- с помощью подготовительных физических упражнений – если в целом из-за трудности его выполнить нельзя, а разделить на части невозможно.
Тренировка — закрепление у обучаемых двигательных навыков и умений путем их многократного повторения в различных условиях, а также поддержание на требуемом уровне физических и специальных качеств.
63. Ошибки, возникающие в процессе обучения физическим упражнениям, исправляются в такой последовательности:
- при групповом обучении: вначале – общие; затем — частные;
- при индивидуальном обучении: вначале – значительные; затем — второстепенные.
Предупреждение ошибок обеспечивается:
- четким показом и объяснением техники выполнения физических упражнений;
- правильным первоначальным разучиванием физических упражнений;
- использованием подготовительных физических упражнений;
- своевременной и качественной помощью и страховкой.
Предупреждение травматизма обеспечивается:
- четкой организацией занятий и соблюдением методики их проведения;
- высокой дисциплинированностью военнослужащих, хорошим знанием ими приемов страховки и самостраховки, правил предупреждения травматизма;
- своевременной подготовкой мест занятий и инвентаря;
- систематическим контролем за соблюдением установленных норм и правил безопасности со стороны руководителей занятий.
64. Методы развития направлены на совершенствование у военнослужащих физических и специальных качеств, укрепление здоровья и улучшения антропометрических показателей.
65. Эффективность методов зависит от правильного сочетания объема и интенсивности нагрузки на занятиях по физической подготовке. Она должна соответствовать задачам и этапам обучения, уровню подготовленности и возрасту военнослужащих.
66. Под нагрузкой понимается дополнительная степень активности организма, связанная с выполнением физического упражнения, а также степень переносимых при этом трудностей.
Понятие «объем нагрузки» означает протяженность ее во времени и суммарное количество работы, выполняемой в процессе выполнения упражнения ( упражнений), а «интенсивность нагрузки» — напряженность работы и степень ее концентрации во времени.
Основными показателями объема нагрузки являются: время, затраченное на выполнение упражнения; метраж или километраж преодолений дистанции (в циклических и комбинированных упражнениях); общий вес отягощений (в упражнениях с тяжестями); пульсовая стоимость упражнения (суммарная прибавка частоты сердечных сокращений относительно исходного уровня).
Основными показателями интенсивности являются: скорость движения; скорость преодоления дистанции; разовый вес отягощения (в расчете на отдельное движение); пульсовая интенсивность упражнения (отношение пульсовой стоимости упражнения к его продолжительности).
При оценке интенсивности физической нагрузки по частоте сердечных сокращений используется следующая градация:
- низкая — до 130 уд./мин;
- средняя — 130-150 уд./мин;
- высокая — 150-170 уд./мин;
- максимальная — свыше 170 уд./мин
Соотношение объема и интенсивности физической нагрузки при выполнении физических упражнений должно быть следующим: чем больше объем нагрузки, задаваемой в упражнении, тем меньше ее интенсивность, и наоборот, — чем больше интенсивность нагрузки, тем меньше ее объем. Суммарный объем физической нагрузки оценивается по сумме времени, затраченного на все физические упражнения в течение отдельного занятия или ряда занятий (за неделю, месяц и т.д.).
Суммарная интенсивность нагрузки (моторная плотность занятия) характеризуется отношением времени, затраченного на непосредственное выполнение физических упражнений, к общему времени занятия (в процентах).
Величина физической нагрузки может определяться характером ее воздействия на организм занимающихся.
67. Повышение объема и интенсивности физической нагрузки на отдельном занятии достигается: сокращением времени на перестроения; краткостью и ясностью объяснений; увеличением количества повторений, быстроты выполнения, массы отягощений; регулированием продолжительности отдыха; выполнением упражнений всеми занимающимися одновременно или потоком; применением круговой тренировки и соревновательного метода; использованием тренажеров, а также другого оборудования и инвентаря.
68. На занятиях используется индивидуальный подход к занимающимся, определяемый различиями в уровне их физической подготовленности. Он реализуется путем строгого нормирования нагрузки, подбора оптимальных по сложности двигательных задач и целесообразных способов выполнения физических упражнений или учебных заданий.
69. Для офицеров штабов и организаций Вооруженных Сил в распорядке дня предусматриваются физкультурные паузы длительностью 5-10 мин, проводимые через каждые 2-3 ч работы в специально оборудованных помещениях, оснащенных спортивными снарядами.
70. Методы воспитания направлены на формирование морально-психологических качеств у военнослужащих и повышение сплоченности воинских коллективов. Это обеспечивается:
- применением методов: убеждения, примера соревнования, поощрения, принуждения и воздействия коллектива;
- объективной оценкой изменений в воспитываемых качествах.
Воспитание психических качеств достигается:
- подбором физических упражнений, в которых психологические качества проявляются в наибольшей мере;
- применением рациональных методических приемов выполнения физических упражнений, способствующих воспитанию психических качеств.