» Методика физической подготовки Военные страницы Статьи военной тематики

58. Методику физической подготовки военнослужащих составляет совокупность взаимосвязанных методов и методических приемов.

59. Методы физической подготовки — это определенные способы или пути решения какой-либо конкретной задачи по физическому совершенствованию военнослужащих. В процессе физической подготовки применяются различные методические приемы, представляющие собой отдельные звенья соответствующих методов физического совершенствования.

60. В процессе физической подготовки используются методы обучения, развития и воспитания.

61. Методы обучения направлены на формирование у военнослужащих прикладных двигательных навыков, приобретение теоретических знаний, привитие им организаторско-методических умений.

62. Обучение технике выполнения физических упражнений и формирование двигательных навыков включает: ознакомление, разучивание и тренировку.

Ознакомление  способствует созданию у обучаемых правильного двигательного представления о разучиваемом упражнении. Для ознакомления необходимо: назвать упражнение, правильно его показать; объяснить технику выполнения упражнения и его предназначение.
Разучивание  направлено на формирование у обучаемых новых двигательных навыков. В зависимости от подготовленности занимающихся и сложности физических упражнений применяются  следующие способы разучивания:

  • в целом –  если физическое упражнение несложное, доступно для обучаемых или его выполнение по элементам (частям) невозможно;
  • по частям — если физическое упражнение сложное и его можно разделить на отдельные элементы;
  • по разделениям — если физическое упражнение сложное и его можно выполнить с остановками;
  • с помощью подготовительных физических упражнений –  если в целом  из-за трудности его выполнить нельзя, а разделить на части невозможно.

Тренировка  — закрепление у обучаемых двигательных навыков и умений путем их многократного повторения в различных условиях, а также поддержание на требуемом уровне физических и специальных качеств.

63. Ошибки, возникающие в процессе обучения физическим упражнениям, исправляются в такой последовательности:

  • при групповом обучении: вначале – общие; затем — частные;
  • при индивидуальном обучении:  вначале – значительные; затем — второстепенные.

Предупреждение ошибок обеспечивается:

  • четким показом и объяснением техники выполнения физических упражнений;
  • правильным первоначальным разучиванием физических упражнений;
  • использованием подготовительных физических упражнений;
  • своевременной и качественной помощью и страховкой.

Предупреждение травматизма обеспечивается:

  • четкой организацией занятий и соблюдением методики их проведения;
  • высокой дисциплинированностью военнослужащих, хорошим знанием ими приемов страховки и самостраховки, правил предупреждения травматизма;
  • своевременной подготовкой мест занятий и инвентаря;
  • систематическим контролем за соблюдением установленных норм и правил безопасности со стороны руководителей занятий.

64. Методы развития  направлены на совершенствование у военнослужащих физических и специальных качеств, укрепление здоровья и улучшения антропометрических показателей.

65. Эффективность методов зависит от правильного сочетания объема и интенсивности нагрузки на занятиях по физической подготовке. Она должна соответствовать задачам и этапам обучения, уровню подготовленности и возрасту военнослужащих.

66. Под нагрузкой понимается дополнительная степень активности организма, связанная с выполнением физического упражнения, а также степень переносимых при этом трудностей.

Понятие «объем нагрузки» означает  протяженность ее во времени  и суммарное количество работы, выполняемой в процессе выполнения упражнения ( упражнений), а «интенсивность нагрузки» — напряженность работы и степень ее концентрации во времени.

Основными показателями объема нагрузки являются: время, затраченное на выполнение упражнения; метраж или километраж преодолений дистанции (в циклических и комбинированных упражнениях); общий вес отягощений (в упражнениях с тяжестями); пульсовая стоимость упражнения (суммарная прибавка частоты сердечных сокращений относительно исходного уровня).

Основными показателями интенсивности являются: скорость движения; скорость преодоления дистанции; разовый вес отягощения (в расчете на отдельное движение); пульсовая интенсивность упражнения (отношение пульсовой стоимости упражнения к его продолжительности).

При оценке интенсивности физической нагрузки по частоте сердечных сокращений используется следующая градация:

  • низкая — до 130 уд./мин;
  • средняя — 130-150 уд./мин;
  • высокая — 150-170 уд./мин;
  • максимальная — свыше 170 уд./мин

Соотношение объема и интенсивности физической нагрузки  при выполнении физических  упражнений должно быть следующим: чем больше объем нагрузки, задаваемой в упражнении, тем меньше ее интенсивность, и наоборот, — чем больше интенсивность нагрузки, тем меньше ее объем. Суммарный объем физической нагрузки оценивается по сумме времени, затраченного на все физические упражнения в течение отдельного занятия или ряда занятий (за неделю, месяц и т.д.).

Суммарная интенсивность нагрузки (моторная плотность занятия) характеризуется отношением времени, затраченного на непосредственное выполнение физических упражнений,  к общему времени занятия (в процентах).

Величина физической нагрузки может определяться характером ее воздействия на организм занимающихся.

67. Повышение объема и интенсивности физической нагрузки на отдельном занятии достигается: сокращением времени на перестроения; краткостью  и ясностью объяснений; увеличением количества повторений, быстроты выполнения, массы отягощений; регулированием продолжительности отдыха; выполнением упражнений всеми занимающимися одновременно или потоком; применением круговой тренировки и соревновательного метода; использованием тренажеров, а также другого оборудования и инвентаря.

68. На занятиях используется индивидуальный подход к занимающимся, определяемый различиями в уровне  их физической подготовленности. Он реализуется путем строгого нормирования нагрузки, подбора оптимальных по сложности двигательных задач и целесообразных способов выполнения физических упражнений или учебных заданий.

69. Для офицеров штабов и организаций Вооруженных Сил в распорядке дня предусматриваются физкультурные паузы длительностью 5-10 мин, проводимые через каждые 2-3 ч работы в специально оборудованных помещениях, оснащенных спортивными снарядами.

70. Методы воспитания направлены на формирование морально-психологических качеств у военнослужащих и повышение сплоченности воинских коллективов. Это обеспечивается:

  • применением методов: убеждения, примера соревнования, поощрения, принуждения и воздействия коллектива;
  • объективной оценкой изменений в воспитываемых качествах.

Воспитание психических качеств достигается:

  • подбором физических упражнений, в которых психологические качества проявляются в наибольшей мере;
  • применением рациональных методических приемов выполнения физических упражнений, способствующих воспитанию психических качеств.