» Методика изучения и использования индивидуально-психо¬логических и национальных особенностей подчиненных в работе по укреплению дисциплины и правопорядка Военные страницы Статьи военной тематики

Работа с конкретным воином, носителем определенных национально-психологических черт имеет ряд специфических особенностей. Так, анализируя то или иное проявление национальной психологии воина, необходимо бывает учесть те конкретные особенности ситуации, в условиях которой оно проявилось. Воспитателю надо знать, что в коллективе со здоровым климатом в/служащие всех национальностей проявляют преимущество позитивные психологические особенности в нездоровом — негативные.

Индивидуальная воспитательная работа в многонациональных воинских коллективах — дело непростое, требующее немалых усилий,специальных знаний и ответственности. Основными критериями ее успеха являются близость к людям, повседневное внимание к ним сочетание высокой требовательности с отеческой заботой об их жизни, быте и досуге. Эта работа немыслима без постоянного и всестороннего изучения людей, глубокого знания их национальных особенностей.

Национальные различия воинов непосредственно связаны с их национальной психологией, обычаями,нравами и традициями, их национальным характером. Без всестороннего учета этих факторов возможно успешное формирование высоких морально-политических и психологических качеств воинов, создание здорового климата в в/коллективах. Главная цель состоит в том, чтобы хорошо узнать человека, его позитивные качества и недостатки, и опираясь на положительное помочь ему избежать ошибок, стать высокодисциплинированным воином, с честью выполняющим требования военной присяги и воинских уставов, мастером своего дела, воином-патриотом и интернационалистом.

К основным методам изучения в/служащих в ходе повседневной жизни и боевой учебы относятся:
– индивидуальные познавательные беседы, ознакомление с документами психолого-педагогическое наблюдение, установление письменных связей с родителями воинов и др. Практика показывает, что успех сопутствует тем командирам, которые используют все эти методы в комплексе систематически во всех видах деятельности подчиненных.

Действенной и активной формой индивидуальной работы сержанта является беседа. Ее эффективность зависит от соблюдения определенных условий, соответствующей методики и тщательной подготовки. Сержанту необходимо ясно представить, что он хочет получить от этой беседы, какое воздействие оказать на подчиненного. Важно помочь воину сделать правильную оценку своих поступков или поведения в целом, отношения к выполнению своего воинского долга вызвать у него желание измениться, вы-работать в своем характере положительные черты и качества.

В индивидуальной беседе важно установить контакт с подчиненными, создать обстановку доверительности. Если сержант решил сказать солдату, матросу о его недостатках или взыскать за какую-то провинность, то это должно делаться при полном самообладании, без грубости и оскорблений личного достоинства человека. Подчиненный должен чувствовать, что сержант исходит не из каких-то своих обид, а из интересов службы.
Следует иметь в виду, что не всегда и не во всем подчиненный может сразу согласиться с доводами младшего командира. В таких случаях надо проявить терпение, выдержку и постараться убедить человека. Если сразу не удалось убедить, то следует отложить продолжение разговора на другой раз. Безусловно в одной беседе человек не раскроется, и здесь сержанту в ходе неоднократных бесед выяснить наиболее характерные особенности личности воина, составить более полное, всестороннее представление о нем.

Особенности имеет и проведение обычной индивидуальной беседы. Как показала практика, не следует акцентировать внимание на национальной принадлежности воина — это может вызвать у него чувство настороженности, подозрительность, недоверие. Кроме того у различных народов существует круг вопросов, по которым откровенность допускается лишь с близкими родственниками. Если например нет ничего предусмотрительного поговорить об их семейных отношениях, то разговор на эту тему с воинами корейской национальности может не получиться, т.к. у них обсуждать эти с посторонними не принято.

Очень выигрывает сержант, если в беседе использует пословицы, поговорки распространенные в народе, представителем которого воин является, а так же к месту вставляет в нить разговора отдельные слова или фразы на национальном языке, чем можно пользоваться близкородственными языками нескольким народам.

Большую роль в индивидуальной работе с воинами имеет переписка и родителями, производственными коллективами местными органами власти.

Причем в выборе необходимо подходить дифференцированно, отдавая предпочтение тому-чье мнение воином ценится больше, Например, у татар большим авторитетом пользуются люди пожилого возраста, даже не находящиеся в кровном родстве, поэтому их слово прозвучит, может быть, более весомо, чем даже слово родителей. Для воинов из числа славянских народов подчас большой авторитет имеет мнение трудового коллектива, где они работали до службы в армии.

Полезно также быть осведомленным о словарном запасе в/служащих, слабо владеющих русским языком, определить, кто из солдат и матросов может оказать помощь в изучении языка, особенно это проявляется у военнослужащих из Тувы.

Проводя и организуя индивидуальную воспитательную работу, необходимо добиваться, чтобы принадлежности, имел возможность удовлетворить свою нравственную потребность в чувстве собственного достоинства.Процесс борьбы за социальный статус и лидерство в коллективах как между национальными микрогруппами так и конкретными воинами порой приобретает болезненный характер, влечет за собой неуставные взаимоотношения. Причем объектами неуставных взаимоотношений становятся воины, не пользующиеся личным авторитетом и поддержкой микрогруппы своей национальности. Таких воинов необходимо знать, вести с ними индивидуальную работу и поддерживать в службе, во взаимоотношениях с товарищами. Особенно внимательно следует относиться к воинам народов Севера и Дальнего Востока, так как их микрогруппы не создают для них систему социальной защищенности. В этом плане важно, чтобы каждая сколько нибудь значительная национальная группа имела представительство среди сержантов, актива подразделения.

И вообще индивидуальная воспитательная работа не является лишь днем командиров и заместителей по воспитательной работе. Большую работу в этом направлении должны проводить сержанты, которые своевременно реагируют на отрицательные проявления в поведении и службе воинов.

Поэтому тесная связь командования подразделения и сержантами дает возможность получить дополнительные сведения о подчиненных, уточнить результаты личного наблюдения и сделать наиболее правильные выводы и принять обоснованные решения.

Многонациональные воинские коллективы два раза в год пополняются новыми людьми. В самый короткий срок их надо сплотить в единый боевой коллектив, сформировать у них единое коллективное сознание, выработать высокие морально-психологические качества необходимые для успешного решения поставленных перед подразделениями задач.

Искусство воспитания предполагает прежде всего личный пример воспитателя, его отличную военную подготовку, умение следовать требованиям педагогического такта, широкий общий кругозор, знание форм и методов работы в многонациональном воинском коллективе или в коллективе где есть хотя бы небольшое количество воинов различных национальностей.