Наблюдение в ходе беседы или проведения психологического обследования также дает возможность выделить ряд признаков, говорящих о нервно-психической неустойчивости военнослужащего. К таким признакам следует отнести: развязное поведение, легкую раздражительность, вспыльчивость, нетерпеливость и суетливость, театральность, демонстративность, стеснительность, замкнутость, плаксивость, неловкость, угловатость и резкость движений, скованность позы, неудобную посадку, немотивированные движения руками и ногами, частое моргание, подергивание век и щек, закусывание губ, покраснение кожных покровов лица и шеи, повышенную потливость; недостаточную сообразительность и понятливость характеризуют вопросы не по существу; выражение растерянности и испуга; частое обращение к товарищам за разъяснениями; опоздания, задержка с началом работы или ее прекращение при тестировании; примитивность высказываний.
Наблюдение за поведением военнослужащих в повседневной обстановке должно быть направлено на выявление лиц склонных к замкнутости, уединению, стеснительных, нерешительных, робких, плаксивых или, наоборот, конфликтных, вступающих в пререкания, отказывающихся выполнять приказы, нарушающих распорядок, развязанных в поведении.
При наличии даже одного из перечисленных признаков, устойчиво проявляющегося в процессе всего наблюдения, особенно у лиц, уже имевших по результатам изучения документов 1-2 косвенных признака НПН, военнослужащий заносится в список для углубленного изучения психологом части.
К наблюдению можно привлекать и сержантский состав, предварительно проведя с ними соответствующий инструктаж, с целью получения конкретных сведений об особенностях поведения «представителей» молодого пополнения.
По результатам проведенной работы психологом совместно с командирами подразделений и их заместителями по воспитательной работе составляется список военнослужащих, нуждающихся в углубленном психологическом обследовании, ограничении использования этих военнослужащих по отдельным специальностям и в определенных ситуациях. Военнослужащие с резко выраженными признаками нервно-психической неустойчивости представляются для медицинского освидетельствования на предмет годности к военной службе.
В период адаптации к военной службе (первые 3-5 месяцев) и последующего прохождения службы продолжается изучение военнослужащих, динамическое наблюдение за лицами с признаками НПН с целью контроля их текущего состояния и выработки психологом предложений должностным лицам о мерах индивидуально-воспитательного характера, психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий.
Предметом особого внимания должностных лиц должны являться военнослужащие, находящиеся в депрессивном (подавленном) состоянии. Опыт изучения происшествий, связанных с суицидальным поведением военнослужащих показывает, что накануне самоубийства или попытки на него большинство из них находились в психическом состоянии, которое может быть охарактеризовано как депрессивное. Причинами такого состояния могут служить высокозначимые для человека психотравмирующие события, создающие конфликтную ситуацию, единственно возможным преодолением или выходом из которой представляются суицидальные действия.
В качестве наиболее вероятных причин для принятия решения о самоубийстве могут выступать: затрудненная адаптация военнослужащего; глумления и издевательства со стороны сослуживцев; потеря социального статуса в воинском коллективе; боязнь ответственности за совершенное преступление, проступок; смерть или измена близкого человека; длительное соматическое или психическое заболевание; слабое физическое развитие. Вероятность возникновения суицида значительно выше в начальном периоде службы, во время несения службы в карауле, а также если в подразделении наблюдается тяжелая морально-психологическая обстановка.
Командирам, отвечающим за жизнь и здоровье подчиненных необходимо знать, что суицидальное поведение, как правило, имеет определенную продолжительность и характеризуется следующей динамикой. Вначале (под влиянием конфликтной ситуации) у военнослужащего возникают суицидальные мысли, характеризующиеся размышлениями об отсутствии смысла жизни, фантазиями на тему своей смерти. Затем возникают суицидальные замыслы (разработка плана самоубийства) и намерения (принятие решения о самоубийстве). И лишь затем осуществляются суицидальные действия.
Период от возникновения первых суицидальных мыслей до намерений совершить самоубийство — наиболее вероятный период, когда окружающим удается остановить потенциального суицидента от совершения задуманного. В этот период, как правило, у самого военнослужащего наблюдается острая потребность в теплых дружеских отношениях потребность в сопереживании и эмоциональной поддержке.
Офицерам и военнослужащим подразделения необходимо обращать внимание на такие признаки, которые могут свидетельствовать о приближающейся беде:
– открытые высказывания о желании покончить с собой;
– косвенные намеки на возможность суицидальных действий, демонстрация материальных атрибутов готовящегося самоубийства;
– утайка патронов, накапливание лекарственных препаратов, поиск отравляющих жидкостей, укрепление веревки и т.п.;
– повышенный интерес, частые разговоры о самоубийствах;
– стремление к уединению, разрыв привычных связей, изменившийся стереотип поведения;
– чрезвычайно настойчивые просьбы о переводе в другое подразделение, воинскую часть, о госпитализации, о предоставлении отпуска по семейным обстоятельствам;
– внезапное появление щедрости (раздача личных вещей), которая сопровождается символическим прощанием;
– утрата интереса к окружающему и т.д.
Приглашая такого военнослужащего на беседу (обязательно лично), необходимо установить тесный эмоциональный контакт, проявлять истинную заинтересованность, терпеливо, без сомнения и критики выслушать человека. После восстановления последовательности событий, приведших к кризисной ситуации, необходимо показать (не умаляя значимости этой ситуации для военнослужащего) что подобные ситуации возникают и у других людей. Что это временное явление. Что его жизнь нужна его близким, другим людям. Главное внимание сосредоточить на способе и совместном планировании преодоления этой ситуации. В заключение беседы высказать свою поддержку и придать уверенность человеку в своих силах и возможностях.
После проведения беседы необходимо продумать вопрос направления этого военнослужащего к психологу, при необходимости в лечебное учреждение. При этом любая информация, сообщенная вам во время беседы, не может быть передана кому бы то ни было без согласия самого военнослужащего. Не оставлять его без внимания, создать на какой-то период щадящий режим и условия деятельности (не ставить в наряд, особенно с оружием, не посылать в рейс и т.п.).