В повседневной деятельности не всегда предоставляется возможность для тщательного сопоставления данных, полученных в ходе проведения многочисленных отдельных бесед. Поэтому психологами для получения интересующей информации о взаимоотношениях в коллективе довольно часто применяется метод социометрии.
Социометрия, как метод психологического изучения, представляет собой совокупность методических приемов для количественной оценки и графического представления межличностных отношений типа «симпатий-антипатий» в группах и коллективах. Его достоинством является возможность за относительно короткое время охватить изучением всех членов группы с возможностью получения довольно объемной и разносторонней информации. Метод социометрии позволяет:
– выявить структуру межличностных отношений путем определения взаимных чувств, симпатий, неприязни, безразличия среди военнослужащих — членов данной группы;
– определить уровень авторитетности лидера, а также место (статус) каждого члена группы в структуре межличностных отношений;
– определить наличие и состав микрогрупп, взаимоотношения между ними;
– дать оценку групповой сплоченности.
Суть метода состоит в выборе каждым ее членом из состава группы партнера для совместных действий и общения в различных предполагаемых ситуациях. С этой целью с помощью социометрической карточки, в которой по алфавиту перечислены все члены группы, проводится опрос военнослужащих. Для оценки предлагается конкретная ситуация, позволяющая выявить индивидуальное отношение военнослужащего к другим членам коллектива по определенному критерию (деловому, нравственному, коммуникативному, эмоциональному, ролевому). Вопросы позитивной и негативной направленности могут звучать примерно так:
– С кем из членов группы Вы хотели бы выполнять ответственные боевые задачи? Кто бы мог возглавить группу для выполнения ответственной задачи, поставленной командиром? (деловой критерий);
– С кем бы Вы хотели вместе отдыхать (пойти в увольнение, на вечеринку и т.п.)? (эмоциональный критерий);
– У кого попросили бы совет? С поведением и взглядами каких военнослужащих Вы бы не согласились? (нравственный критерий);
– С кем бы Вам хотелось поговорить, пообщаться в свободное от службы время? (коммуникативный).
Все результаты индивидуальных выборов заносятся в социоматрицу — обобщающую сводную таблицу, в которой напротив фамилии каждого военнослужащего проставляется положительный и негативный выбор других членов коллектива. На основе анализа односторонних и взаимных выборов определяются основные социометрические показатели: социометрический статус, взаимные предпочтения, микрогруппы и их состав, эмоциональная экспансивность, коэффициент сплоченности коллектива, степень совместимости членов коллектива, уровень конфликтности, в том числе лица, находящиеся в психологически напряженном (конфликтном) состоянии.
Так, например, социометрический статус военнослужащего характеризуется суммой выборов, полученных данным членом группы от других военнослужащих. С учетом положительных и отрицательных выборов и их общей суммы различается соответственно положительный, отрицательный и общий (популярность) социометрический статус военнослужащего.
Индекс сплоченности коллектива определяется по специальной формуле с учетом суммы взаимных положительных выборов в группе. Аналогично, с учетом суммы отрицательных выборов определяется индекс конфликтности данной группы.