В выполнении задач, поставленных перед подразделением и военнослужащим, важное место занимает процесс их обеспечения и, в частности, психологического обеспечения. Психологическое обеспечение как вид деятельности характеризуется комплексом мероприятий по формированию, укреплению и развитию у военнослужащих психологических качеств, обеспечивающих их высокую психологическую устойчивость и готовность выполнять боевую (учебно-боевую) задачу в любых условиях обстановки. Основной целью психологического обеспечения является достижение устойчивого и эффективного функционирования психики военнослужащих в процессе выполнения задач воинской деятельности.
Необходимость такого вида обеспечения обусловлена в первую очередь тем, что одним из существенных компонентов общей мобилизационной и боевой готовности подразделения является морально-психологическое состояние личного состава. Оно выступает показателем степени усвоения и принятия военнослужащими военно-профессиональных, политических и нравственных ценностей общества и государства, ценностей и норм конкретного воинского коллектива.
Морально-психологическое состояние выражает степень мобилизованности военнослужащих на образцовое выполнение поставленных задач, выражающаяся в их понимании и принятии. Применительно к рассматриваемой проблеме психологической составляющей МПС является психологическая готовность и психологическая устойчивость личного состава. Психологическая готовность (потенциальная и реальная) характеризует функциональный настрой психики военнослужащего на выполнение поставленной задачи, а психологическая устойчивость — функциональную надежность психики, способность военнослужащего противостоять негативным факторам, сопровождающим воинскую деятельность.
Психологическая готовность и устойчивость во многом определяют потенциальную возможность и уровень реализации профессиональной подготовленности военнослужащего в конкретных условиях. Другими словами, имеющийся уровень профессиональной подготовленности военнослужащего может и не проявиться в полной мере в реальной боевой обстановке вследствие угнетающего воздействия на психику военнослужащего различного рода негативных факторов. Психологическую готовность иногда сравнивают со «шлюзом», который «пропускает» достигнутый уровень воинского мастерства (либо создает препятствия для него).
Психологическая устойчивость и готовность личного состава пронизывают все составные компоненты не только психологического обеспечения, но и в целом морально-психологического обеспечения. В структуре индивидуальной и коллективной психологической готовности и устойчивости выделяют следующие компоненты:
– мотивационный – отражающий наличие адекватных поставленной задаче и боевой деятельности в целом побудителей у личного состава, их единство и согласованность у различных военнослужащих;
– познавательный — характеризующий степень понимания и осознания военнослужащими поставленной боевой (учебно-боевой) задачи, способов ее выполнения, уровень функционирования и степень развития психических познавательных процессов, необходимых для самостоятельной ориентировки в сложных условиях складывающейся обстановки и творческого применения имеющихся знаний;
– волевой – выражающий способность военнослужащих к самоконтролю, самообладанию и саморегуляции в сложных ситуациях, стойкость, самоотверженность, нацеленность на решительные действия;
– операциональный — определяющий способность личного состава реализовывать необходимый для данной ситуации уровень профессиональных навыков и умений, осуществлять согласованные действия, обеспечивая высокую работоспособность.
Мероприятия психологического обеспечения по достижению и поддержанию требуемого уровня боевой и мобилизационной готовности воинской части, подразделения, задач боевой и учебно-боевой деятельности проводятся в тесном единстве со всеми организационными формами и методами боевой, физической, морально-политической и правовой, медицинской подготовки.
Содержание психологического обеспечения определяется спецификой конкретной задачи. Боевое дежурство и караульная служба являются наиболее важными задачами, которые повседневно и повсеместно решают войска. В связи с этим, психологическое обеспечение данных задач является важной предпосылкой и условием повышения их качества и предупреждения негативных явлений и процессов. К факторам, определяющим особенности несения боевого дежурства и караульной службы, можно отнести следующие:
- · В настоящее время во многих частях состав боевых смен, караулов превратился в относительно устойчивые микрогруппы, в составе которых военнослужащие с постоянной цикличностью взаимодействия выполняют боевую задачу. С другой стороны, военнослужащий на длительное время «включается» в систему отношений, обусловленную не его личными интересами, симпатиями и т.п., а необходимостью выполнения строго регламентированных совместных действий с другими субъектами воинской деятельности;
- · Частота и фиксированная временная цикличность несения службы вызывает одновременно действие противоречивых тенденций в сознании и поступках военнослужащих: с одной стороны отрабатываются и закрепляются необходимые психологические образования (знания, навыки, умения), формируется опыт, с другой — возникают негативные психические состояния, ведущие к притуплению бдительности;
- · Осознание особой значимости выполняемых задач, объективно мобилизующая возможности военнослужащих, со временем сменяется снижением функционального настроя психики вследствие «включения» ее защитных механизмов, из-за чего у военнослужащего формируется «привычка» выполнять задачи боевого дежурства и караульной службы на пониженном уровне психической активности;
- · Условия относительной изоляции, монотония, ограничения в комфортности рабочего места (места несения службы на посту), регламентированный режим труда и отдыха обусловливают относительно длительную депривацию обычных потребностей и привычек военнослужащего. А сочетаясь с такими факторами, как повышенная ответственность задачи, потенциальная опасность, внезапность, новизна, повышенная интеллектуальная сложность эти условия могут вызывать, вследствие значительной нагрузки на психику, различного рода негативные психические реакции и состояния.
Большого внимания к себе требует и такая категория военнослужащих как люди, дистанцирующиеся от коллектива. Существенно, что внешних проявлений относительной межличностной позиции самоизоляции может и не быть. А внутреннее созревающее неприятие данным человеком коллектива, как известно, не выставляется на показ. Это сфера, в которую посторонние не допускаются. Это внутренний мир, сохранение которого имеет очень важное значение для самого существования воина как самобытной личности.
Такие психологические установки возникают нередко под воздействием некорректных форм общения в коллективе подразделения. Провоцируют такого рода установки многочисленные факторы. Это и завышаемые начальниками требования к подчиненным без обеспечения их необходимыми средствами и временем, это и грубость. Иногда — бездушие, которое порой трудно квалифицировать как должностной проступок, но его последствия лишают шансов на доверительные контакты в будущем.
Мощным разъединяющим воздействием на коллектив характеризуется культ силовых (жестких, «мужских») отношений. Во многом это связано с объективными условиями преодоления трудностей и лишений воинской службы. Как известно, жизнь в подразделении немыслима без каждодневного испытания на прочность. Однако, нередко, конструктив этих обстоятельств, положительного свойства остается актуально незадействованным. Тогда на первый план выступает суррогат «мужества» в форме физических демонстраций «суперменства», морального нигилизма, изощренных подтруниваний, целенаправленно бьющих по самолюбию, оскорбительных кличках и т.д. Под воздействием всего этого воину трудно сохранить психологический комфорт и вполне естественно происходит «замыкание себя на замок».
Психологическая установка «держать душу на замке» у некоторых военнослужащих сказывается задолго до призыва в армейские ряды. И в подразделении этот настрой к самоизоляции только приобретает своеобразие. Существенно, что корыстная мотивация в службе, тайные противоправные намерения, у такого человека приобрели особую значимость как средство обеспечивающее достижение своих целей. Этот «человек с двойным дном», но внешне выглядит вполне благопристойно. Именно эти люди по образному выражению А.С.Макаренко составляют «болото» коллектива. С равнодушного позволения этой категории военнослужащих и происходят все нарушения воинской дисциплины. Более того, демоническая личина «изолянтов» проявляется в инициировании и провоцировании противоправных актов. При этом действия свои они обставляют таким образом, чтобы не «засветиться».
Понятно, что найти ключ к такого рода проблемам чрезвычайно трудно, но есть подходы к их решению. Обращаясь к кладезю народной мудрости, сформулируем эти подходы: «Доверяй, но проверяй», «Семь раз отмерь — один раз отрежь», «Сколько веревочка не вьется — конец найдется». Применительно к решению нашей проблемы, начальнику важно: получая информацию о том или ином поступке, выслушивая сказанное (даже доверенным лицам), наблюдая казалось бы очевидный факт — проявлять осмотрительность, терпение и спокойствие. Это даст возможность не поддаться первому чувству и выработать более продуманное решение. Для преодоления разброда во мнениях важно формулировать кратко консолидирующие коллектив мысли. Сказанные командиром слова отзываются в душе каждого воина. И если эти фразы не бездушные, шаблонно-начальнические, а выстраданные и адресно сориентированы на интересы коллектива, гармонично включающие интересы каждого, то неоспоримо формируется желаемое единодушие во взглядах.
Важно понимать, что ни один командир не может располагать всеобъемлющей информацией по такому сложному предмету, которым является внутренний мир каждого подчиненного. Действительно, нельзя объять необъятное. Поэтому, знающий жизнь начальник всегда готов к этой ситуации, что подчиненные его не поняли, что у некоторых есть и другие точки зрения, заслуживающие внимания и учета. И тогда, когда есть время для размышления, долг начальника разъяснять свой замысел, детализировать задачи с учетом индивидуальных особенностей каждого подчиненного.
Для организации единодушного взаимодействия с дистанцирующимися военнослужащими командиру важно избавиться от двух мифов: «Я как начальник всегда прав», «подчиненные не должны рассуждать». И при этом целесообразно опираться на следующую модель: «командир сообщает (выдает) информацию дозировано (а не всю, которой располагает); у подчиненного же всегда должно быть убеждение, что начальнику доподлинно все известно».
Важным направлением сплочения воинского коллектива выступает борьба за поддержание в нем доброжелательных, (товарищеских) отношений, развитие дружбы. Психолого-педагогическая сущность этой работы заключается в глубоком анализе начальником действительного состояния взаимоотношений, определение конкретных путей, форм и методов по предупреждению и искоренению нарушений взаимоотношений среди военнослужащих, проведение конкретных практических мероприятий. Знание причин нарушения взаимопониманий в коллективе позволяет начальнику правильно строить работу по их предупреждению и преодолению. При этом следует учитывать, что каждая из перечисленных причин не проявляется по каким либо одним параметрам, а их сочетание может быть самым разнообразным.
Так, неправильное понимание своего положения в коллективе различными военнослужащими может происходить по причине различных способов самоутверждения. Встречаются воины, которые пытаются занять по отношению к сослуживцам позицию физического, умственного или нравственного превосходства. Задача начальника в этом случае заключается в том, чтобы развенчать ложный авторитет таких военнослужащих, показать их эгоизм, индивидуализм, силой своего авторитета и власти лишить их влияния на других пограничников.
Есть военнослужащие, которые занимают позицию приспособленчества. Эффективным путем в работе с такими людьми является всестороннее разъяснение, а где это возможно и высмеивание неприглядности их положения. Следует доводить до сознания воинов то, что приспособленчество, равнодушие тем опасно для воинского коллектива, что порождает атмосферу непротивления злу, смирению к сложившемуся положению в коллективе и т.д. Необходимо вселить таким военнослужащим чувство собственного достоинства помочь им в формировании у себя волевых качеств и черт характера.
Встречаются и такие воины, которые бравируют своей показной независимостью, самостоятельностью, равнодушием. Они пытаются даже обсуждать требования или замечания начальника. Задача начальника показать вредность и недопустимость такого поведения. Для этого необходимо использовать все средства как общественного, так и дисциплинарного воздействия.
Формированию и поддержанию уставных взаимоотношений способствует активное воспитание воинов в духе дружбы и войскового товарищества, в духе коллективизма. Оно преследует цель формирования такого человека, которому были бы небезразличны не только собственные достижения и успехи, авторитет, но и дела товарищей по службе, коллектива, в котором он находится. Эффективность этой работы во многом зависит от творческого подхода к ее организации и осуществлению.
С этой целью начальник: определяет исходный уровень развития коллективистских качеств у отдельных военнослужащих; определяет пути совершенствования этих качеств; намечает мероприятия в целях развития дружбы и войскового товарищества; с кем и когда проводить эту работу. При подборе форм и методов воспитания начальник в своей работе учитывает, что коллективистские качества наиболее эффективно формируются в процессе деятельности военнослужащих: а) требующей активных совместных усилий; б) в ситуациях, предполагающих взаимопомощь и взаимовыручку; в) в условиях мобилизации всех физических и нравственных сил воинов.
Большие трудности, как правило, вызывает работа офицера с негативным вожаком. Она должна начинаться с определения мотивов его поведения как лидера. Как правило лидер воинского коллектива обладает какими-то более ярко выраженными (чем у других членов) личными качествами, такими как эрудиция, физическая сила, смелость и т.д.. Возникает вполне естественное стремление реализовать это превосходство, благодаря чему получить признание, занять более высокое положение в коллективе, иметь больший авторитет среди сослуживцев, а значит оказывать и большее влияние на них.
Самоутверждение может протекать в таких формах как борьба за справедливость, отстаивание независимости своего мнения, утверждение физического и интеллектуального превосходства над сослуживцами и т.д. Попытки самоутвердиться приобретают негативную окраску, если у воина сформировалось неправильное представление о товариществе, о независимости. Например, неправильное представление о независимости приводит к неподчинению командирам и начальникам. Причиной негативного лидерства могут быть и ярко выраженные отрицательные качества личности воина, такие как зависть, тщеславие и т.д.
Необходимость борьбы с негативным лидерством и его проявлениями очевидна. В этой работе принято выделять долговременную стратегическую линию, направленную на переориентацию негативного лидера и ликвидацию среды благоприятной для его выдвижения и функционирования, а также меры экстренного, оперативного характера (удаление негативного лидера из воинского коллектива или его изоляция).
В основе противодействия негативному лидерству — как социально-психологическому явлению должна лежать постоянная целенаправленная и систематическая работа по созданию условий для положительного самоутверждения людей, обладающих даром влияния на окружающих. При наличии в коллективе реальных «возмутителей» встает проблема их переориентации на деятельность, позитивную для воинского коллектива. Эта задача должна быть составной частью, важнейшим направлением воспитательной работы в подразделении и направлена на коррекцию поведения лидера, его мировоззренческой позиции, преодоления отрицательных качеств личности воина, искоренение или нейтрализацию среды, на которую опирается негативный лидер.
Важнейшее значение имеет организация отдыха, под которым следует понимать не только разумное чередование режима сна и бодрствования. Особое значение имеет психологическое переключение, сутью которого является перевод военнослужащего из состояния напряженности, вызванного чувством повышенной ответственности за нерушимость границы, тяготами и лишениями воинской службы, в состояние психологического расслабления, погружения в атмосферу приятных ощущений. Это как бы подзарядка воинов к положительным эмоциям.
Сразу следует оговориться, что в силу специфики военной службы, возможности командира в этом сильно ограничены. Но выход несомненно есть. Войсковой опыт подсказывает, что многие начальники в своей деятельности по сплочению воинского коллектива в интересах поддержания среди подчиненных бодрого состояния широко и весьма успешно используют плановые занятия физической подготовкой и мероприятия спортивно-массовой работы. Следует лишь оговориться, что участие в этих мероприятиях не должно выглядеть как некоторого рода повинность. В противном случае можно добиться скорее обратного результата.
Спортивные занятия в обязательном порядке должны быть интересны для воинов. Принимая во внимание то, что механизмы заражения и подражания действуют в любом коллективе и особенно ярко проявляются в молодежной среде, можно ожидать, что под воздействием большинства воинов проводимое мероприятие станет интересным почти для всех. Поэтому, выбирая форму их проведения, начальнику заставы целесообразно в полной мере учитывать желание подчиненных, поддерживать их инициативу и родившиеся в солдатской среде почины.
Опыт подсказывает, что спортивные мероприятия в форме состязаний практически не оставляют равнодушных, пользуются неизменным успехом. За соревнованиями проходящими в составе команд даже если в них по 2 — 3 человека интересно наблюдать со стороны, доставляет удовольствие и участие в них. Они чрезвычайно эффективное средство для достижения цели в процессе формирования и укрепления воинского коллектива, т.к. зародившаяся в спортивном состязании групповая спайка может стать фундаментом, основой для дальнейшего сплочения подразделения.
Дальновидный командир (начальник) понимает, что спортивные мероприятия способствуют не только развитию силы и выносливости у воинов, но и то, что благодаря им происходит оздоровление атмосферы в подразделении, поднятие духа воинов и повышение сплоченности коллектива. Поэтому спортивные мероприятия не обязательно должны носить прикладной характер. Они могут быть и шутливыми, нести в себе заряд юмора (комические эстафеты, перетягивание каната и т.д.).
Спортивные мероприятия не должны проходить в обстановке заорганизованности, излишне жесткой регламентации. Это губительно для положительных эмоций. Вместе с тем, важно соблюсти ряд организационных моментов и, в первую очередь, внимательно отнестись к выбору места и времени проведения спортивных мероприятий. В неблагоприятных погодных условиях, в ненастье, сразу же после больших физических нагрузок и в тому подобных ситуациях практически нельзя добиться того, чтобы спортивные мероприятия были желанными, а значит у подчиненных не возникнет положительного тонуса в результате их проведения.
При всей ограниченности возможностей командира (начальника) в выборе средств, форм и методов по созданию положительного настроя, утверждению бодрого духа в подразделении нельзя всю эту работу сводить к одним лишь спортивным мероприятиям.
Помочь воину на время переключиться и тем самым как бы покинуть стрессогенную ситуацию можно и с помощью различного рода культурно-массовых мероприятий, организованных с учетом местных условий и возможностей. Командиру (начальнику) важно понимать, что проведение каких-либо мероприятий досугового плана не блажь, неизвестно кем придуманная, а апробированное средство, помогающее в конечном итоге успешно решать сложные служебно-боевые задачи.
Важно учитывать и то обстоятельство, что просмотр многих развлекательных молодежных телепередач далеко не самое полезное мероприятие. Исследованиями установлено, что громкая музыка в стиле рока, демонстрируемые сцены насилия в боевиках, обладают разрушительным воздействием на психику. Они вызывают агрессивные эмоции, провоцируют нервный срыв. В этой связи крайне необходимо установить в подразделении жесткие ограничения на данные виды досуга, параллельно разъясняя воинам их смысл, как путь защиты от стресса.
Как бы ни старался офицер оптимально организовать служебно-боевую деятельность, какие бы интересные мероприятия он не проводил, добиться бодрого оптимистического духа в подразделении будет крайне затруднительно, если в помещениях будет холодно, грязно и сыро, если люди будут плохо накормлены, не будут в достаточной мере соблюдены прочие материально-бытовые условия необходимые для нормальной жизнедеятельности подразделения.