» Психология Военные страницы Статьи военной тематики

Добавил admin

В реальной жизни «в чистом виде» конфликтные ситуации описанных четырех типов не встречаются. Это затрудняет понимание сути противоречия и не позволяет сразу наметить эффективный путь разрешения конфликтной ситуации. Поэтому важно научиться анализировать ситуацию. Лучше всего — овладеть поэтапным подходом к анализу конфликтной ситуации. При этом правомерно воспользоваться следующей логической последовательностью:

         1 этап: знать основы социальной психологии, чтобы понимать суть требований к личности и возможность их реализации.

         2 этап: понимать, чтобы видеть участников конфликта как бы со стороны, чтобы не ошибиться в оценке происходящего по субъективным причинам.

         3 этап: видеть, чтобы предвидеть последствия поведения участников конфликта.

         4 этап: предвидеть, чтобы захотеть («заболеть» нужным полезным делом, «загореться» идеей и т.д.).

         5 этап: захотеть, чтобы стать лучше (приобрести качества, навыки), сделать дело (много разных задач учебных и физических), приобрести уважение.

         Для того чтобы пользоваться таким подходом руководителю предстоит, прежде всего, научиться видеть конфликт в себе с самим собой (поскольку мое «я» в постоянном развитии). Суть в том, чтобы осознать многообразие ситуаций и невозможность шаблонного их решения и целеустремленно в процессе получения военного образования овладевать навыками нестандартного поведения человека-руководителя.

         Смысл жизни — борьба за нравственное совершенство. Это требует от каждого вести поиск внутренних резервов в личности для их реализации на практике (в службе Отечеству). Важно выработать внутреннее неприятие лжи, мещанства, пошлости, парадности, равнодушия, что связано с преодолением внутриличностных конфликтов.

Published under Психологияsend this post

Добавил admin

Подчинение одних людей воле других изобилует психологическими трудностями. Изучение войсковой практики показывает, что нередко возникают напряженные ситуации между старшими и младшими. От руководителя требуется умение разряжать их. Чтобы действовать грамотно, важно понимать: конфликт конфликту рознь. Форму конфликта имеет взаимная напряженность в отношениях, однако, чаще всего это недоразумения, и они имеют поверхностный характер. Конфликтом правомерно называть более глубокое столкновение интересов, позиций, взглядов различных людей, либо столкновение потребностей, влечений и мотивов одного человека.

Для того чтобы группы людей вступили в конфликт, они должны иметь возможность взаимодействовать друг с другом. Это вовсе не значит, что они должны непосредственно встретиться. Чтобы конфликт произошел, нужны действия противоборства. Такие действия называются инцидентом. Следовательно, конфликт — это конфликтная ситуация плюс инцидент.

Опытные руководители хорошо знают, что конфликтная ситуация в подразделении может существовать долго, как бы заготовленная впрок и отправленная «на склад». Но вот происходит инцидент в подразделении — и конфликтная ситуация извлекается со «склада» — в результате конфликт произошел.

В динамике развития конфликта можно выделить следующие фазы:

– возникновение предконфликтной ситуации;

– дальнейшее усиление взаимной напряженности или возникновение конфликтной ситуации;

– возникновение повода для конфликтного столкновения (внутреннее побуждение и внешнее побуждение);

– апогей — высшая точка развития конфликта;

– разрешение конфликта;

– послеконфликтный период.

Конфликт — это, как правило, борьба за лидерство, за достижение какой-либо значимой цели. Но так как цель эта значима для многих, то чтобы добиться ее, нужно доказать свое право на это, получить признание остальных претендентов. Последнее замечание играет весьма существенную роль. К конфликтам, как правило, относятся резко отрицательно и не видят в нем конструктивных начал. Но их, к сожалению, невозможно полностью исключить из армейской жизни. Значит, нужно уметь управлять ими. Рассмотрим примерные варианты действий командира в четырех типичных ситуациях.

         Первую ситуацию можно условно назвать: «А почему?».

Новая обстановка непривычна, непонятна и в силу этого человек поступает как заблагорассудится (совершает ошибку, нарушает порядок, ведет себя вызывающе). С одной стороны, ему трудно понять смысл новых условий, это психологический барьер к новому, а с другой стороны — у него отсутствуют навыки действовать в новой ситуации.

Разрешение конфликта: нарушителя ставят на место, объясняют (очень спокойно) и, если надо, тренируют, оказывают помощь и так до тех пор, пока не поймет необходимость данного поведения и не выработает устойчивых навыков действовать в новой социально-психологической роли.

         Второй тип конфликтов образуют ситуации,  которые развиваются по принципу: «Не хочу и  не буду!»

Представим ситуацию: надо что-то сделать — убирать пол, чистить, готовить задание. Человек просто ленится или устал. И у него возникает желание найти причину для отлынивания. Здесь необходимо вспомнить правило: «Кто хочет сделать дело — ищет средства, кто не хочет — находит причину».

Разрешение конфликта: такого воина надо заставлять преодолеть трудности, не объясняться, не уговаривать, не копаться в надуманных причинах. При этом важно действовать не в «лоб», заставляя что-то сделать, а лучше всего создать такие условия, при которых, как образно сказал В.Ф.Шаталов: «Хочет или не хочет, а становится огурец соленым через 3 дня пребывания в рассоле». Например: если старший обладает авторитетом, то он может просто сказать наедине: «Сделай, друг, будь добр…».

         Третий тип конфликтов реализуется по механизму: «Вам надо, а мне не надо».

Это противопоставление «я» и «мы» может делать человек, который настроен индивидуалистически. Такая ситуация, чаще всего обусловлена сложившимся у воина характером, то есть его отношениями к миру, действительности, к другим людям и самому себе. Проявляется этот характер и в суждениях, и в чувствах, и в стремлениях.

Мы не случайно выделили эти три показателя. В них находят выражение основные сферы психики человека — соответственно: интеллектуальная, эмоциональная и волевая. При наличии эгоистической мотивации, которая может искусно скрываться, возможны парадоксы. Потому так важно проводить различия между необходимыми каждому человеку уважением к своему «я» и эгоизмом, когда собственное «я» становится выше «я» других членов коллектива.

         Четвертую группу образуют конфликты типа: «Не могу поступиться совестью».

Хоть редко, но встречаются и такие ситуации, когда большинство товарищей не правы, то есть дружно заблуждаются или вступает в действие «групповой эгоизм». Но это особый случай. При этом единоборство правого человека, находящегося в психологическом окружении, может привести его к поражению. Обстоятельства явно неблагоприятные, но не безысходные. Выход может быть найден, если ответить на вопросы: 1. Данное торжество зла и несправедливости — конечный результат борьбы? 2. Надо ли после этого просто смириться с «правом сильного» и безропотно подчиняться оказываемому психологическому давлению? Вероятно, в таком случае воину потребуется задуматься и над таким вопросом: «Всегда ли хорошо быть «таким, как все»?

Самостоятельно выйти из этого затруднительного положения бывает довольно трудно, поэтому ему целесообразно искать ответы на эти вопросы вместе с товарищем, с офицером (прапорщиком). Они должны оказать необходимую поддержку.

Published under Психологияsend this post

Добавил admin

Для подготовки к этому практическому занятию курсанты получают задание от руководителя в течение недели вести наблюдение за поведением товарищей. Поскольку в последующем тренировки в докладах будут включаться в повседневную практику всех курсантов (каждый будет отрабатывать эти навыки во время еженедельного подведения итогов), то на данном занятии все овладевают методикой анализа дисциплины и правилами подготовки доклада.

         В качестве подспорья для ведения наблюдения предлагается использовать следующую систему показателей. В этой системе наибольшую значимость имеет оценка трех элементов: 1) исполнительности; 2) отношения к товарищам; 3) внешнего вида и соблюдения правил личной гигиены.

         Для оценки исполнительности используются такие признаки:

 1. Поведение в строю (как становится в строй, как выполняет команды, как соблюдает уставные формы обращения, правила отдания команды, как соблюдает уставные формы обращения, правила отдания воинской чести);

2. Выполнение распорядка дня (уход без разрешения, опоздание на занятия, действия в наряде);

3. Отношения к требованиям старших (четкость и инициативность, пререкания или грубость, попытки неповиновения).

         Для оценки отношения к товарищам используются следующие признаки:

1. Поведение в коллективе (вежливость, доброжелательность, грубость, склонность к конфликтам);

2. Отношение к критике недостатков (реакция на замечания — правильная или неправильная, агрессивность, стремление действовать наперекор).

         Для оценки внешнего вида и соблюдения правил гигиены определяются следующие признаки:

1. Опрятность формы одежды (чистота, аккуратность ношения); 2. Соблюдение гигиены (регулярность мытья рук, ног, аккуратность заправки постели, поддержание порядка в тумбочке). Опираясь на эту систему показателей, докладчик ведет наблюдение за товарищами из своего отделения и ежедневно в конце дня делает пометки в дневнике. Самое сложное — обобщить собранный материал и представить его в виде тезисов доклада. Этим курсанты занимаются на 1 часе занятия.

         Структура подготавливаемого текста состоит из 3 частей: введение основная часть, заключение. Кроме индивидуального анализа дисциплинированности в докладе целесообразно осветить следующие вопросы:

1. Как действует принцип: «Один за всех и все за одного»?

2. Что было сделано хорошего в укреплении организованности (кто отличился и в чем)?

3. Имели ли место конфликты во взаимоотношениях (в чем причины, кто конкретный виновник и какие надо принять меры к недопущению грубых проступков)?

         При окончательной редакции материала курсанту необходимо ответить (про себя) на следующие вопросы:

1. Удачно ли начало доклада, привлечет ли оно внимание? 2. Логично ли построен доклад? 3. Легко ли будет товарищам слушать меня? 4. Выделил ли я главное? 5. Достаточно ли у меня фактов и примеров? 6. Сделаны ли выводы, поставлены ли задачи? 7. Уложится ли выступление в отведенный регламент времени (отводится 10 минут)?

         На втором, третьем и четвертом часе занятий курсанты тренируются в изложении подготовленного доклада. Руководитель внимательно анализирует качество каждого доклада. При этом важно отметить все положительные, удачные места доклада и очень корректно высказывать пожелания по улучшению, дополнив его своими наблюдениями и выводами. Особое внимание требуется в тех случаях, если сработают механизмы круговой поруки, и в докладе проявится ложное понимание товарищества.

         После накопления первичного опыта руководитель может расширить круг докладчиков (в идеале такую практику должен получить каждый курсант). Для этого используется время, отводящееся по распорядку дня для подведения итогов за неделю. Такая попутная тренировка даст хорошие результаты для личностного развития курсантов, сплочения коллектива и укрепления дисциплины во взводе.

.

Published under Психологияsend this post

Добавил admin

Ввиду такой односторонности анализа взаимоотношений человек либо вовсе не корректирует свои действия, либо делает это неадекватно, что не обеспечивает благоприятное завершение данной ситуации и служит предпосылкой нарушения установленных норм поведения.

         Второй вид самоконтроля более глубокий. Он обеспечивает правильное поведение за счет постоянного сопоставления своих действий с эталонными (нормированными уставными наставлениями). При этом, когда возникает рассогласованность во взаимоотношениях с другими сослуживцами, такой углубленный самоконтроль позволяет военнослужащему правильно оценить свое поведение и понять причины ошибок других, если они допущены в общении. С учетом этой информации он корректирует свое поведение и активно подавляет отрицательные эмоции.

         Третий вид самоконтроля (высший) дает возможность прогнозировать свое поведение с учетом тех последствий, которые могут возникнуть в конкретной ситуации. В данном случае предвосхищаются изменения в позициях и эмоциональных состояниях тех военнослужащих, которые имеют низший или средний уровень самоконтроля и в ходе развития ситуации не могут осознать всех особенностей взаимоотношений.

         Человек, обладающий высшим видом самоконтроля, постоянно анализирует не только свое эмоциональное состояние, но и состояние сослуживцев, с которыми контактирует, учитывает их реакцию на свои слова и действия. Это сводит до минимума негативные реакции и создает благоприятные предпосылки для успешных взаимоотношений. Следует заметить, что военная служба предоставляет все необходимые условия для овладения высшим видом самоконтроля.

         Одним из ведущих условий укрепления воинской дисциплины в подразделении является работа по поддержанию уставного порядка. Она определяет очень многое в жизни и деятельности военнослужащих, вырабатывает у воинов привычки правильного поведения, влияет на образ мышления, делом убеждает в целесообразности тех или иных поступков. Анализ практики работы передовых командиров позволяет выделить некоторые методические приемы по реализации основных направлений внедрения уставного порядка в жизнь. Их можно свести к следующим:

         а) личная примерность самих офицеров, прапорщиков, сержантов;

         б) высокая требовательность за соблюдением правил воинской вежливости со стороны всех категорий военнослужащих;

         в) строгая персональная ответственность каждого воина за порученный участок службы, работы;

         г) сочетание широкой разъяснительной работы с высокой требовательностью за выполнение своих уставных обязанностей;

         д) систематическое изучение и пропаганда передового опыта работы по утверждению твердого уставного порядка;

         е) сочетание высокой требовательности с постоянной заботой об удовлетворении нужд и запросов подчиненных;

         ж) согласованность усилий офицеров, прапорщиков, сержантов, общественных организаций по содержанию, времени, способам и методам работы в наведении уставного порядка и др.

         Еще одним  направлением укрепления воинской дисциплины является работа по формированию высокой требовательности в подразделении. Отсутствие требовательности является отрицательным психологическим явлением, препятствующим проявлению ответственности за порученное дело у членов коллектива.

         Давайте поразмышляем над темой о соотношении требовательности и уважения с карандашом в руках. Так вот, если бы мы по вертикальной оси координат отложили меру требовательности, предъявляемой к военнослужащим, а по другой — время его службы в подразделении, то у нас появилась бы возможность получить на графике зависимость между этими величинами

Published under Психологияsend this post