>

» Психология Военные страницы Статьи военной тематики

Добавил admin

Рассмотрение психологической работы наиболее целесообразно проводить в тесном единстве с анализом деятельности по руководству подразделением. Это связано с тем, что и там и там речь идет об определенном типе взаимодействия начальника и подчиненных. Только в руководстве речь идет об управлении поведением и деятельностью подчиненных, а в психологической работе — об управлении психическими состояниями и межличностными отношениями военнослужащих. К числу вопросов, решением которых занимается психологическая работа, в первую очередь относятся следующие проблемы:

–  Личностные проблемы — проблемы, ухудшающие личностное развитие военнослужащих, их нравственное и психическое здоровье, самочувствие и потенциальные боевые возможности. Это, прежде всего, трудности социально-психологической адаптации военнослужащего к условиям военной службы, последствия участия в боевых действиях и экстремальных ситуациях. Их проявления находят свое выражение в форме конфликтов с окружающими, различных формах отклоняющегося поведения, а в содержательном отношении переживаются военнослужащими как чувство тревоги, растерянности, безысходности и т.п.

Коллективно-групповые проблемы – проблемы, ухудшающие морально-психологический климат воинского коллектива. К их числу относятся различные виды нарушений и деформаций внутриколлективных связей (моральных, деловых, личных), распад позитивных ценностей коллектива, разобщенность военнослужащих, выражающаяся в бытовых конфликтах, различные формы психологической несовместимости, существование микрогрупп, характеризующихся негативным устойчивым стремлением к выбору ложных асоциальных и антиармейских целей и ориентиров.

Деятельностные проблемы – проблемы, присущие служебной и учебно-боевой деятельности военнослужащих из-за несоответствия психологических качеств воинов объективным требованиям военной службы и воинской специальности. Проявления данных проблем находят свое выражение в снижении эффективности деятельности, ошибках и авариях, проступках и преступлениях при выполнении служебных и учебно-боевых задач.

В структурно-психологическом плане различаются:

мотивационные проблемы – отсутствие соответствующих современным задачам Вооруженных Сил побудителей к образцовому выполнению обязанностей по службе, стремлению к военно-профессиональному совершенствованию;

профессионально-квалификационные – непригодность либо неподготовленность определенной части военнослужащих к выполнению функциональных обязанностей;

функционально-психологические – негативные психофизиологические состояния военнослужащих, возникающие непосредственно в процессе деятельности.

Решение этих проблем осуществляется командиром и всеми другими заинтересованными лицами во многом теми же средствами, что и в сфере руководства. Однако, если в управленческой деятельности основным средством решения проблем выступает управленческая информация “снизу” и “сверху”, то в психологической работе таким средством выступает научно-психологические знания “снизу” и “сверху”.

Published under Психологияsend this post

Добавил admin

Этап острых психических реакций выхода по своему функциональному значению в какой то мере аналогичен этапу реакций входа, так как любые изменения условий жизни, деятельности, окружающей среды предполагают перестройку психических реакций и всей психической деятельности. Под выходом имеется в виду выход из условий, в которых военнослужащий находился значительное время в которых он  существовал  до призыва на венную службу. Во многом это связано с  изменениями в структуре личности, произошедшие за время службы. Этот этап характеризуется  поведенческими реакциями, в которых находит выражение эйфория, чувство ломки многих социальных ограничений, почти “полной” свободы и “неограниченных” возможностей в удовлетворении потребностей. Так или иначе наступает реадаптация к привычным условиям жизни, хотя это понятие весьма относительно. В данном случае имеется в виду то, что среда, в которой оказывается юноша после увольнения со службы, для него привычна по его допризывному жизненному опыту.

Содержание и характеристики трех последних этапов необходимы для уяснения всей картины адаптационного процесса и его закономерностей. То есть поведение военнослужащих  с теми или иными вариациями на этих этапах есть определенная норма  ( если оно не выходит за социальные и служебные рамки ) и не является случайным и непредсказуемым.

Личность каждого военнослужащего наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих  ее индивидуальность. Этапы психической адаптации общие для всех военнослужащих будут зависеть в смысле успешности их протекания от личностных качеств каждого из них. И на этапе переадаптации успех также будет обусловлен набором определенных качеств и свойств личности, которые являются главным условием, определяющим развитие процесса адаптации по одному из двух возможных путей. То есть индивидуальные возможности каждого человека к успешной переадаптации различны, от весьма высокой способности  до полной невозможности адаптироваться к данной среде (потенциальная склонность к дезадаптивным состояниям). Исходя из этого, основным звеном и начальным этапом по психологическому  обеспечению адаптации военнослужащих по призыву  должна стать диагностика  или оценка адаптивной способности личности. Она основана на изучении индивидуальных  особенностей каждого военнослужащего, уровня его мотивации к военной службе, биографических данных, социального окружения  до службы и т.д.

Особое и наиболее перспективное направление в работе по психологическому обеспечению адаптации военнослужащих срочной службы имеет снижение уровня влияния психогенных факторов войсковой среды и профилактика дезадаптивных состояний. Это направление может быть в значительной степени реализовано следующими путями:

1. Переориентация системы правовой работы с личным составом на разъяснение военнослужащим их прав, льгот, социальных гарантий, предусмотренных законами государства в связи с особым характером их деятельности. До настоящего времени в войсках практиковалось в большинстве своем с первых дней обучения молодых солдат настойчивое стремление в самый короткий срок добиться полнейшего усвоения ими всех их обязанностей по службе, причем права и социальные гарантии в лучшем случае оставались на втором плане. Чувство личной безопасности, защищенности личного достоинства, возможность защитить свои права есть необходимые условия успешной адаптации к войсковой среде. Как известно, прав без обязанностей не бывает, но не бывает  обратного, то есть обязанностей без прав. На основе уяснения и усвоения  гарантий социальных

прав льгот военнослужащего могут быть успешнее, без излишнего напряжения и определенного неприятия могут быть усвоены все обязанности, определяемые законом и требованиями военной службы. Занятия по правовой подготовке должны быть нацелены на формирование у воинов умения пользоваться правами, защищать их и особенно свое личное достоинство  на практике в рамках правовых норм. Как вариантом занятия может быть решение практических задач с конкретной ситуацией и выбором одного из предложенных вариантов решения, который является правильным с точки зрения права и законности

2. Изучение комплекса потребностей, связанных с духовной сферой личности. Ими являются музыкальные интересы, кино, литература и др. Культурно-досуговую работу в части необходимо строить на основе реальных интересов и запросов военнослужащих  с целью их максимального удовлетворения. Инициатива от самих военнослужащих по созданию фонотек, составлению музыкальных программ должна всячески поощряться  и поддерживаться. Музыка является одним из эффективных средств регуляции эмоциональных переживаний, снятия нервно-психического напряжения. Однако эффект достигается лиш при совпадении эстетических вкусов с предлагаемыми в данных условиях репертуаров программ.

3. Умелое использование методов и техник психорегуляции (аутотренинг, релаксация и др.). Данная работа требует достаточной профессиональной подготовки психолога и практического владения одной или несколькими методами психорегуляции, что позволяет снимать излишнее нервно-психическое напряжение, корректировать негативнее психические состояния, осуществлять поддержку психической деятельности по переадаптации, мобилизацию необходимых психических ресурсов. Овладение этими методами — профессиональная обязанность военного психолога, которая обеспечивает успешное решение большого круга задач психологической работы с личным составом.

4. Особо необходимо выделить деятельность, направленную на устранение субъективных факторов условий службы, усугубляющих психологическое влияние войсковой среды. Ими могут быть негативные явления (к сожалению, встречающиеся все чаще, чем должны бы). Связанные с взаимоотношениями начальников и подчиненных. Зачастую неподготовленность юношей к военной службе рассматривается как их личная вина. Хотя причин тому гораздо больше, чем непосредственно сам молодой солдат, начиная от социально-экономических условий, издержек воспитания, атмосферы в семье, заканчивая физической слабостью и неразвитостью волевых качеств. Это беда юноши и его трагедия, которую он даже если и не осознает, то в полной мере чувствует, столкнувшись с трудностями военной службы. Поэтому метод шоковой терапии, который достаточно прочно укоренился в некоторых учебных пунктах и подразделениях молодого пополнения, где с первых дней принципы, “чем жестче, тем лучше” и  “чтобы служба медом не казалась” никоим образом успешности  адаптации не способствует, а в большинстве случаев при неблагоприятном  сочетании  личностных  качеств это верный путь к дезадаптации  и нервно-психическим срывам. Точно так же характерные насмешки, грубые окрики, умышленное принижение социального статуса абсолютно не способствуют успешному вхождению молодых солдат в режим эффективной  и устойчивой служебной деятельности. С точки зрения теории естественного отбора эти методы, может быть, себя и оправдают, то есть выживает сильнейший. Но вот как быть с тем, кто отбора не прошел не выдержал ? Оставить их с психическими нарушениями как — ни будь дослуживать? А не в этом ли одна из причин страшных происшествий с гибелью людей от рук их же сослуживцев? Необходимо направить работу по психолого педагогической подготовке командиров, в том числе и сержантов по призыву на правильное осмысление своих обязанностей по оказанию помощи и психологической поддержки военнослужащим  на начальных этапах их службы.

5. Процесс адаптации, разумеется, происходит в условиях реальной, конкретной части, где влияние описанных выше факторов имеет свой оттенок, свои особенности. Глубокий и всесторонний анализ реального характера психогенного воздействия конкретной среды позволяет разработать систему мер и методов работы по снижению уровня этого воздействия на психику военнослужащих в сочетании с анализом и изучением их наиболее остро переживаемых неудовлетворенных потребностей и изысканию возможностей для их в той или иной мере адекватного удовлетворения или же оказанию помощи в конструктивной переоценке ситуации.

Published under Психологияsend this post

Добавил admin

Существует понятие фрустрационной толерантности, или пороговой величины уровня напряженности, превышение которого оказывает деструктивное влияние на психику воина и его поведение. Поскольку каждая личность имеет свои индивидуальные качества, то и толерантность каждого человека к фрустрации сугубо индивидуальна. Кроме того, начальные этапы адаптации тоже носили различный по своей значимости для переадатации характер, о чем говорилось выше. Итак, можно сделать вывод о различных возможностях военнослужащих к успешной адаптации в новых, непривычных для них  условиях службы.

Нарастание напряженности, вызванной стеническими эмоциями, которые человек переживает в измененных условиях, может превысить его индивидуальный уровень толерантности еще до того, как перестроившаяся система психических реакций позволит личности найти конструктивные пути  выхода из ситуации  и обеспечить его успешную адаптацию. В этом случае напряжение продолжает нарастать на фоне преобладания тревожных эмоций, что в свою очередь продолжает дезорганизацию психической деятельности, истощает психические возможности человека. Сознание при отсутствии у него достаточной степени выраженных качеств, обеспечивающий конструктивный путь адаптации, застревает на невозможности удовлетворить  большое количество потребностей, на угрозе со стороны окружающей действительности личным интересам, благополучию, достоинству личности. Нервно-психическая деятельность  приобретает неустойчивый характер, когда старые, привычные комплексы нервно-психических реакций уже более не в состоянии обеспечить эффективного взаимодействия  личности со средой, а новые, необходимые человеку в данных условиях, не имеют достаточных ресурсов для их соответствующей организации. Рост напряжения, как правило, сопровождается эмоциональным возбуждением препятствующих  рациональным процессам. Человек волнуется, теряется,  впадает в панику, теряет контроль над ситуацией и своим поведением.   Развивается нервно-психическая неустойчивость, склонность к срывам функций нервной системы  как следствие высокой психической активности при невозможности ее конструктивного использования. Естественно, что высоко стимулированная  психическая деятельность должна найти разряжение весьма значительного уровня ее активности. Появляются дезадаптивные состояния, определяющее  два основных типа  поведения личности,  неспособной адаптироваться к среде. Первый тип — агрессивный, в простейшей форме его можно представить как атаку на препятствие или барьер ( в этом случае можно говорить об адаптивной его функции). Однако в условиях военной службы существуют жесткие нормативные требования и правовые нормы, атака на которые  никоим образом не обеспечивают устойчивой адаптацией к еим и, мало того, может серьезным образом усугубить положение военнослужащего. При осознании опасности подобных действий агрессии. Кроме того, источник фрустрации может и не осознаваться вовсе в силу каких-то индивидуальных особенностей человека. И в этом случае агрессия вымещается не на истинных объектах или препятствиях, а на случайных заместителях.

Второй тип поведения — так называемое бегство от ситуации. Этот тип характеризуется уходом человека в свои переживания, обращение всей высоко стимулированной психической энергии на генерацию собственных негативных состояний, самокопопание, самообвинение и т.п. Развиваются тревожно-депрессивные симптомы. Человек начинает видеть самого себя источником всех своих бед, а отсюда — чувство полной безысходности, так как влиять на среду и ситуацию он считает себя неспособным. Этот тип дезадаптивного поведения военнослужащего характеризуется замкнутостью, отрешенностью, погруженностью в мир своих раздумий. Чаще всего им видится единственным выходом из ситуации и разрешением всех проблем уход из жизни ( суицид ) как наиболее доступный и желаемый исход.

В случае развития процесса адаптации по пути неустойчивой психической деятельности, кроме суицидальных эксцессов, имеет место угроза глубоких психических изменений личности. То есть возникает проблема психического здоровья военнослужащего. Этими изменениями могут быть серьезные нервно-психические расстройства и психические заболевания, даже необратимого характера, если своевременно не будет произведена диагностика дезадаптации и не оказана соответствующая помощь.

Таким образом, адаптационный процесс, разделяясь на два противоположных по своему результату  для личности и ее деятельности пути, соответственно прямо противоположно определяет благополучие исхода военной службы человека. Как уже указывалось, дезадаптивное состояние, при дальнейшем нарастании психотравмирующего воздействия среды и отсутствия мер профилактики, может привести к серьезным последствиям в плане нервно-психических расстройств и психических заболеваний. Можно сказать, что в этом случае процесс адаптации “закончен”, здесь необходимо вмешательство невропатологов и психиатров. При его развитии в более благоприятном направлении, он вступает в этап завершающего психического напряжения. Характерным содержанием этого этапа является своеобразная подготовка психики воина к возвращению старых форм функционирования и реакций или же перестройки ее к заново моделируемым условиям. В жизни военнослужащего — это этап подготовки к увольнению в запас, предвосхищения возвращения в домашние условия, к родным и близким, привычным и любимым занятиям. В этот период службы вновь появляются симптомы напряженности, тревожности, более понятные как симптомы напряженности томительного ожидания. Особое внимание обращает на себя вовлеченность личности  в большой степени  в свои переживания  в связи с предстоящим и долгожданным возвращением к привычной жизни. Проявляется большой интерес к занятиям, связанным  с этими переживаниями: подготовка к так называемому “дембелю”. Причем она может носить чересчур скрупулезный характер, занимая все мысли и все свободное время военнослужащего. Это объясняется тем, что психика активизирует  свои ресурсы за счет вновь возросшего напряжения. Избыток этого напряжения, которое может достаточно длительное время не находить разрядки, определенным образом компенсируется личностью в занятиях, связанных с приготовлением альбомов, с комплектацией чемоданов, подготовки личных вещей, оборудованием формы одежды и т.д.

Published under Психологияsend this post

Добавил admin

Относительная групповая изоляция — вынужденное выключение личности из большого количества привычных и необходимых в силу ее потребностей коммуникативных групп и ограничение круга ее общения группой в рамках воинского подразделения.

Этот фактор является основой для существования еще двух, непосредственно из него вытекающих. Групповая изоляция в условиях военной службы порождает постоянную публичность человека, то есть почти непрерывное пребывание на глазах сослуживцев. В.И. Лебедев по этому поводу пишет: “ Когда человек знает, что за ним наблюдают, он всегда старается удержаться в какой-то ролевой функции, что вызывает эмоциональную напряженность”.

Русский психиатр Корсаков отмечал: » Одно из величайших мучений — это не иметь возможности быть одному, вечно быть под взглядами”. Личность вполне естественно испытывает потребность время от времени быть на едине с собой, своими мыслями, позволить те естественные реакции поведения, которые в какой-то степени социально ограничены и даже неприемлемы. Однако в условиях постоянной публичности, на занятиях, в казарме, в столовой, в клубе и т.д. реализация этой потребности если не полностью исключена, то весьма ограничена.

Кроме того групповая изоляция предполагает информационную истощаемость членов данной группы по отношению друг к другу. Особенно остро этот фактор действует в группа, находящихся в так называемом отрыве и ограниченных численных размеров ( заставы, небольшие отдаленные гарнизоны, караулы и т.п.) Фактор также вызывает эмоциональную напряженность. Это подтверждается  опытом морских походов, зимовок на полярных станциях и другими примерами, описанными Лебедевым в своих работах.

Возможная угроза для жизни и здоровья ( личного достоинства) — фактор, субъективно переживаемый личностью в повседневной деятельности войск или же реально присутствующий при определенном характере воинской деятельности.

Определив экстремальные факторы, обуславливающие экстремальность воинской среды, следует отметить и существование других, имеющих более частый характер и вызванных субъективными условиями. ИХ рассмотрение будет иметь место при определенных конкретных условиях,  определяющих успех адаптации военнослужащих.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основным психогенным условием военной службы является блокирование многих привычных потребностей личности в силу специфики  военной службы. Спектр этих потребностей довольно широк: от чисто биологических до социальных. Особую общественную  значимость и жесткая регламентация служебной деятельности вынуждает человека отказывать себе во многом. Приходится ломать привычки вкусно поесть, долго поспать, заняться любимым делом, которое в казарме или  невозможно или неуместно. Весьма ограничиваются сексуальные потребности, полностью исключается употребление алкоголя, наркотических веществ, что, к сожалению, не такая уж редкость среди призывного контингента. Можно перечислять различные виды потребностей, удовлетворение которых в условиях военной службы или  полностью исключается или же существенно ограничивается, но подобное влияние среды на личность воина, имеет место, и кроме того, оно является, как уже было сказано, основным психогенным генератором в условиях военной службы. Подобное влияние среды является фрустирующим и, как следствие, ведет к состоянию фрустрации, то есть высокой тревожности  и напряженности, вызванной невозможностью удовлетворить многие свои привычные потребности. Естественно, что в основном оно обусловлено спецификой воинской деятельности и ее высокой социальной  значимости, особой общественной функцией  вооруженных сил. Тем не менее при осознании личностью причин существования этих факторов, их психотравмирующее воздействие полностью не устраняется.

Итак, на этапе острых психических реакций входа личность военнослужащего начинает испытывать влияние фрустирующего окружения и происходит активизация адаптационного механизма.

1)  Этап переадаптации, или перехода в состояние устойчивой адаптации к условиям службы.

2)  Этап неустойчивой психической деятельности, который в свою очередь может привести к глубоким психическим изменениям.

Если состояние устойчивой адаптации (адаптивности) было уже описано выше, то неустойчивая психическая деятельность и глубокие психические изменения представляют отдельный особый интерес.  Противоположным устойчивой адаптации является состояние дезадаптации состояние, обусловленное функционированием психики на пределе ее регуляторных и компенсирующих возможностей или же в запредельном режиме.

Иными словами, дезадаптация человека есть дезорганизация его психической  деятельности и, как следствие, дезорганизация поведения. Это состояние нервно-психической неустойчивости является основной причиной всех негативных явлений его поведения. Более подробно подобные состояния будут раскрыты несколько ниже.

Рассмотрим причины, которые разделяют адаптационный процесс на два возможных  пути его развития.

Фрустрация является почти неизбежным следствием противоречия между потребностями человека и ограничениями, налагаемыми обществом. В данном случае ограничения, и довольно значительные, вытекают из особой специфики воинской деятельности и высокой социальной значимости военной службы, как уже говорилось ранее. Последствия фрустрации различны по их влиянию на личность воина и его поведение. Они могут быть конструктивными и разрушительными.

Конструктивный метод фрустрации состоит в том, что эмоциональная напряженность, вызывавшая ее, активизирует психическую деятельность человека по поиску выхода из конфликтной ситуации между его потребностями и социальными ограничениями  по их реализации. Эти усилия могут привести к замене способов достижения цели, удовлетворяющей ту или иную потребность. Как например потребность в общении с близкими во многом успешно замещается перепиской, телефонными разговорами, хотя и не реализуется в полной мере. Может произойти замена  цели на более или мене адекватную ей, приемлемую в условиях службы. Кроме того может произойти переоценка всей фрустрирующей ситуации и, как следствие формирование нового комплекса потребностей. В этом смысле речь идет о переадаптации личности  и переходе в адаптированное к данным условиям состояние. В воинской жизни эти явления могут выражаться в отыскании возможностей удовлетворять свои потребности в рамках тех ограничений, которые обусловлены  спецификой службы, в замене целей, достижение которых реализованная потребность.  Переоценка ситуации позволяет по новой увидеть элементы окружающей среды, которые ране казались противоречивыми и дискомфортными. Так например, потребность военнослужащего к самоутверждению и вместе с тем к сохранению уважения со стороны  сослуживцев, ранее казавшиеся несовместимыми  и прямо противоположными в условиях службы, вдруг оказываются легко удовлетворимыми  в попытке стать лидером группы.

Таким образом, конструктивная сторона фрустрации как раз и носит характер успешной переадаптации.

Исходя из того, что само по себе состояние фрустрации и связанные с ней  эмоциональная напряженность, переживания не удовлетворяются необходимыми стартовыми компонентами и стимулами для активного процесса переадаптации, необходимо рассмотреть причины, уводящие этот процесс по второму, разрушительному пути.

Published under Психологияsend this post