Добавил admin
Поскольку психика человека имеет три сферы: интеллектуальную, эмоциональную и волевую, то при анализе дисциплинированности можно выделить интеллектуальный, эмоциональный и волевой компоненты.
1. Важнейшие характеристики интеллектуального компонента дисциплинированности — это знание военнослужащим своих обязанностей; осознание им необходимости высокой организованности и постоянного соблюдения установленного порядка; умение прогнозировать и предвидеть последствия того или иного поступка.
Вместе с тем высокий уровень интеллектуального развития — необходимое, но не достаточное условие дисциплинированности. Значительные трудности в осознании требований безупречного поведения и четкой исполнительности испытывают военнослужащие, у которых (при наличии высокого интеллекта) отсутствуют правильные представления о жесткой связи между дисциплинированностью каждого без исключения и результатами выполнения поставленной перед подразделением задачи. Вот почему важная предпосылка дисциплинированного поведения военнослужащего — его умение оценивать свои поступки с точки зрения достижения целей коллектива. Не случайно А.С. Макаренко подчеркивал, что «дисциплинированным человеком мы имеем право называть только такого, который всегда, при всяких условиях, сумеет выбрать правильное поведение, наиболее полезное для общества и найдет в себе твердость продолжать такое поведение до конца, несмотря ни на какие бы то ни было трудности и неприятности».
2. Эмоциональный компонент дисциплинированности во многом определяется состоянием нервной системы человека. Дело в том, что при повседневном несении военной службы имеется немало источников психического напряжения, в результате чего у воинов появляется отрицательно окрашенные эмоции (угнетенное состояние, разочарование, тревога, беспокойство и др.) которые отрицательно сказываются на службе.
Однако длительность и степень подавленного состояния у различных военнослужащих неодинакова. Человек с крепкой нервной системой легко справляется с неблагоприятной ситуацией и быстро адаптируется к существующей обстановке. А вот у военнослужащих с ослабленной нервной системой негативные эмоции сохраняются в течение длительного периода, что обусловливает снижение их дисциплинированности. Поэтому каждому командиру необходимо внимательно относиться к подчиненным, создавать необходимые предпосылки для предотвращения нервных срывов.
3. Рассматривая волевой компонент дисциплинированности, важно определить виды самоконтроля поведения военнослужащих в коллективе.
Первый вид — поверхностный (грубый) контроль военнослужащим своих взаимоотношений с сослуживцами. В данном случае, воспринимая обстановку, на первый план он выдвигает частную, сиюминутную потребность. Ошибки собственного поведения не анализирует, воспринимая его как безупречное. Прежде всего, регистрирует недостатки поведения других.
Published under Психология | send this post
Добавил admin
У руководителя всегда есть подчиненные. Его главная задача — обеспечить соответствие деятельности подчиненных требованиям норм. Поэтому, для подчиненных основная задача состоит в следовании установленным нормам. Строгое и точное и выполнение подчиненными требований установленных норм деятельности называется дисциплиной. Выделяют различные виды дисциплины: дисциплина строя, дисциплина боевого дежурства, финансовая дисциплина и др. Все они отличаются по форме своего проявления, но имеют общие признаки: правовая оформленность норм и требований, постоянный контроль за соблюдением этих норм, предусмотренность определенных санкций как за нарушение этих норм (взыскания) так и за строгое следование им (поощрения).
Поддержание высокой воинской дисциплины всегда было одной из главных задач любого командира, ибо именно в этом во многом выражается его способность к руководству подразделением. Это породило так называемую проблему воинской дисциплины, связанную с поиском наиболее эффективных путей обеспечения соответствия между требованиями норм и реальным поведением военнослужащих. Решение этой проблемы предполагает соблюдение целого ряда условий. Но ключевым в этом вопросе является понимание командиром сути этой проблемы. А она заключается в том, кто и в какой форме предъявляет нормативные требования подчиненному.
Это связано с тем, что сами “нормы” по своему происхождению носят социальный характер. Все основные “правила” воинской службы придумываются не в подразделении, а в высших структурах военного управления. Поэтому, процесс соотнесения этих общих “норм” и реального поведения воинов данного конкретного подразделения совсем непрост. И именно от его организации во многом зависит качество и эффективность функционирования всей системы руководства в подразделении.
В качестве решения этого вопросы возможны два основных варианта действий. В первом случае основным источником требований выступает сам командир. И в этом случае он владеет инициативой в деле поддержания порядка в подразделении. Но, в этом случае он становится заложником собственной активности. Ибо любое ослабление внимания к тому, что происходит в подразделении чревато возникновение несанкционированных отклонений от требуемых норм.
В другом случае в качестве основного источника предъявления норм выступают сами военнослужащие. Для того чтобы это стало возможным, с ними проводится большая работа по обучению и правовому воспитанию, направленная на формирование в сознании каждого из них устойчивой системы оценочных критериев. В этом случае, вся дальнейшая служба проходит под знаком самоконтроля и самооценки результатов своей деятельности. Такой способ реализации нормосообразности получил название “сознательной воинской дисциплины”, так как в данном случае основным фактором регуляции деятельности выступает сознание самих военнослужащих.
Однако и у этого способа есть свои скрытые стороны. В качестве основного можно назвать тот факт, что в этом случае предъявление требований распространяется воинами не только на себя, но и на свое окружение. При этом в поле действия этой требовательности попадают и сами командиры подразделений. В этом случае от него требуют организовать, в том числе и всю свою деятельность в строгом соответствии с нормами уставов и приказов. Как правило, это приводит к возникновению определенной напряженности в отношениях между подчиненными и командирами, особенно молодыми. Так как, получив определенные права, они начинают рассматривать требования уставов достаточно односторонне: это то, что нужно требовать с подчиненных, но не обязательно выполнять самому.
Как видим, проблема воинской дисциплины не только правовая, но и в не меньшей степени психолого-педагогическая. Следование нормам поведения не появляется в подразделении вместе с текстом устава. В любом случае, это всегда достаточно длительный и сложный процесс изменения сознания подчиненных, да и самого командира, в ходе которого достигается реальное согласование механизмов предъявления взаимных требований и взаимных обязательств по основным вопросам службы. Т.е. обсуждаются не сами нормы уставов и приказов, а те психолого-педагогические механизмы и процедуры, с помощью которых может быть достигнуто наиболее эффективное доведение норм и их реализация в конкретном подразделении.
Наибольшее внимание исследователей и практиков привлекают случаи отклонений от требований норм, которые принято называть как нарушения воинской дисциплины. Дисциплинарные проступки можно подразделить на несколько общих групп. Это нарушение правил несения боевого дежурства; отход от требований караульной и внутренней служб; нарушения порядка подчиненности — несоблюдение уставных форм обращения, пререкания с начальниками и старшими, грубость; самовольные уходы из подразделения и опоздания из отпуска без уважительных причин; оскорбительные действия по отношению к другим военнослужащим; нарушения правил отдания воинской чести, установленной формы одежды и дисциплины строя.
При этом, анализируя причины нарушений дисциплины, выделяют, как правило, две группы: причины, определяемые недостатками в руководстве подразделением и причины, связанные с личностью нарушителя.
Первую группу составляют: низкая требовательность начальников к подчиненным, неумение младших командиров поддерживать твердый уставной характер в подразделении, упущения в воспитательной работе, ослабление внимания к быту военнослужащих, к их нуждам и запросам, к вопросам соблюдения норм довольствия и сохранения здоровья. Все они связаны, как правило, с недостатками работы военных руководителей разного уровня.
Вторую группу причин образуют личностные особенности самих военнослужащих. Среди них: слабое знание законов и уставов о порядке и правилах поведения; недостаточный уровень подготовки для выполнения служебных обязанностей; отрицательные черты характера: зазнайство, эгоизм, строптивость, стремление продемонстрировать независимость, низкая сознательность; нервные расстройства и психические заболевания, чрезмерная эмоциональная возбудимость, недостаточное физическое развитие, вредные привычки.
Published under Психология | send this post
Добавил admin
Большую роль в общении имеют манеры поведения и жесты. Жесты помогают передать мысль, они являются определенными символами. И для того, чтобы достичь желаемого эффекта, важно позаботиться не только о точности (отточенности) движений, а также об их целесообразности, корректности и непринужденности. Однако нередко возникают ситуации, когда жесты употребляются неправильно, «в противофазе» со своим смыслом, либо когда остаются непонятными. В результате цели общения не достигаются. Чтобы избежать этого, необходимо ознакомление со словарем жестов.
Условно жесты разделяются на следующие группы: иллюстраторы, регуляторы, адапторы, эмблемы и аффекторы. Иллюстраторы — это жесты, подкрепляющие сообщение. Среди них, прежде всего, выделяются указатели, например, «указующий перст», пиктографы, то есть картинное изображение предмета сообщения: «Вот такого размера!», идеографы, то есть движения руками как бы соединяющие отдельные воображаемые предметы вместе, жесты-биты, то есть различные отмашки, подкрепляющие намерения говорящего (например, стук по столу).
Жесты-иллюстраторы очень наглядны и хорошо понимаются слушателями. Однако докладчику следует помнить о том, что сильные размахивания руками, наклоны и раскачивания могут раздражать аудиторию. Всегда воспринимается негативно «указующий перст», ибо он ассоциируется с авторитарными чертами характера. Фотографии руководителя с «указующим перстом» используются в прессе для формирования негативного образа данного человека.
К регуляторам относятся улыбка, кивок головой, направление взгляда, целенаправленные движения руками. Эти жесты сигнализируют об отношении говорящего к собеседникам и могут свидетельствовать о том, что мысль закончена и теперь могут быть высказаны возражения. Утвердились определенные штампы-регуляторы. Ладонь вытянутой руки, обращенная в аудиторию, означает: «Подождите!». Ладонь, опущенная вниз: «Я сейчас объясню!». Ладонь, поднятая кверху: «Вот как надо!». В набор регуляторов входят такие движения, как поглаживание волос, прилаживание галстука, пауза молчания и т.п. При спокойном состоянии докладчика регуляторы имеют естественное выражение. Однако при возбуждении, когда говорящий может непроизвольно теребить волосы, одергивать одежду, хвататься за галстук, эти жесты могут вызывать негативную реакцию у окружающих.
Жесты-адапторы объединяют три группы специфических движений рук: а) почесывание, подергивание отдельных частей тела; б) касания, пошлепывания слушающих; в) поглаживание, перебирание каких-то предметов (карандаша, пуговиц, ключей и т.д.). Чаще всего эти жесты являются привычками, от которых необходимо избавляться, поскольку слушателями они воспринимаются негативно. Представим себе в этой связи ситуацию, при которой курсант отвечает на экзамене, а сам теребит пуговицу или мнет в руках бумагу. Ясно, что такой жестикуляцией он создает о себе не самое лучшее мнение.
Жесты-эмблемы предназначаются для замены слов или фраз. Так, например, сжатые вместе по манере рукопожатия руки, выставленные на уровне груди, означают приветствие, поднятые над головой — означают прощание. Важно иметь в виду, что у американцев этот же жест-»прощание» является символом победы. Жесты несут в себе национально-психологический отпечаток и, поэтому, требуется осторожное применение эмблем в различных общностях.
Жесты используются и для обозначения вполне определенной межличностной позиции, своего отношения к собеседнику. Искренность намерений символизирует раскрытые руки (ладонями вверх). Итальянцы при волнении кладут ладони на грудь, говоря при этом: «Что ты от меня хочешь?». Пожимание плечами может дополнить этот жест, и актеры используют это сочетание для того, чтобы обозначить открытую натуру персонажа.
Изменение расположения рук, перевод их за спину или упрятывание в карманы свидетельствуют в одних случаях о чувстве настороженности, в других — чувстве вины. При возникновении угрозы личности чаще всего в конфликтной ситуации руки скрещиваются на груди. Этот жест выражает оборонительную (защитную) позицию и встречается в повседневной жизни довольно часто.
Красноречивым дополнением к этому символическому содержанию жеста относятся денные психологических исследований, согласно которым по этому жесту можно осуществлять диагностику стиля мышления человека. Если правая рука накрывает левую, то это свидетельствует о «левополушарном» мышлении, которое характеризует склонность к последовательно-аналитической познавательной деятельности. Если левая рука накрывает в этом жесте правую, то это свидетельствует о «правополушарном» мышлении, которое характеризует склонность к непосредственно-чувственному, образному восприятию действительности.
Практический совет по использованию жеста скрещенных рук состоит в том, чтобы пересмотреть свою линию поведения, когда видим, что собеседник скрестил руки (то есть, принял защитную позицию). Конечно, если задача стоит в налаживании с ним взаимопонимания, а не демонстрации противоборства. Дополнительная информация о психическом состоянии данного человека может быть получена, если обратить внимание на пальцы рук. Если они сильно сжаты в кулаки или вцепились в бицепсы, то это говорит о состоянии психической напряженности.
Жесты, выражающие отношения субординации, наблюдаются в повседневных контактах сослуживцев, при взаимодействии со старшими и младшими. Обычное приветственное рукопожатие несет в себе разный смысл в зависимости от поворота руки. Так, например, превосходство выражается тем человеком, который протягивает руку с ладонью, обращенной вверх. Поэтому корректно подавать руку при встрече так, чтобы ладонь лежала в вертикальной плоскости. Широко расставленные руки с опорой на края трибуны — типичная демонстрация докладчиком своего превосходства, поэтому этот жест неуместен в общении с любой аудиторией.
Еще одна важная особенность пространственной позиции. Нельзя ни стоять рядом, ни нависать над собеседником, когда тот сидит, поскольку это заставляет его почувствовать себя маленьким и зависимым. А это многих людей угнетает и нервирует. Еще один жест, выражающий уверенность и превосходство или пренебрежительное отношение: одна рука небрежно засунута в карман куртки, кителя или брюк (большой палец остается снаружи). Воздержание от этого жеста поможет показать уважение к собеседнику. Когда начальник сжимает пальцы в кулак и держит согнутую в локте руку при инструктаже, докладе, то тем самым он демонстрирует свою власть, подчеркивает важность сказанного либо предвещает неблагоприятный ход событий. Как правило, такая жестикулировка сопровождается суровым выражением лица.
Если человек хочет скрыть истинные свои чувства и мысли, а говорит только то, что от него ожидают услышать, то непроизвольно старается прикрыть левой рукой рот до начала или во время высказывания. На неискренность указывает и несогласованность жестов: например, улыбка и скрещенные на груди руки. Наблюдая такое явление, человек подсознательно чувствует, что с ним пытаются играть в прятки.
Существует ряд жестов, которые выражают сомнение. Обычно это потрагивание или легкое потирание носа указательным пальцем. Этот жест моментально проявится, стоит лишь задать юноше вопрос, на который ему трудно ответить. Но и опытные ораторы используют этот жест, когда они не уверены в реакции слушателей. Другие разновидности этого жеста — сомнения — потирание за ухом или перед ухом указательным пальцем во время обдумывания ответа или потирание глаза. В этой связи важно понимать, что эти жесты могут носить нежелательный демаскирующий характер, в тех случаях, когда человеку необходимо продемонстрировать свою компетентность и уверенность (например, при сдаче экзамена).
Для приобретения необходимых навыков устойчивого и беглого распознавания «бессловесных» сообщений, закодированных в жестах и телодвижениях, целесообразно ежедневно выделять 10 минут для специального целенаправленного «чтения». При этом любая встреча, собрание или занятие представляют собой хороший полигон для наблюдений. В этих же интересах можно использовать телеэкран (особенно программы с интервью и дискуссиями). Попробуйте понять, что происходит, следя только за изображением. Через каждые 5 минут можно включать звук, чтобы сравнить «речевое» сообщение и «прочитанные» жесты. При этом существенное внимание необходимо уделять анализу согласованности жестовых групп. Понимание этих взаимосвязей позволяет более точно выявить позиции общающихся людей.
Упражнения для сбрасывания «зажимов» лица. Предназначаются для контроля тонуса мимической мускулатуры, сохранения выражения лица, которое наиболее благоприятно для общения и для удержания положительных эмоций.
1) Гимнастика рта: а) улыбнуться широко — изобразить «улыбку до ушей». Еще шире! Задержите! Расслабьтесь — повторить 2 раза; б) сжать зубы вместе как для поцелуя. Очень крепко! Еще крепче! Максимально плотно и крепко! Расслабьтесь. Распустите мышцы вокруг рта, еще более и более расслабляйте их! — Повторить 2 раза.
2) Гимнастика глазных мышц: очень крепко закрыть глаза (как будто попало мыло). Очень крепко! Еще крепче! Задержите! Расслабьтесь. — Повторить 2 раза.
3) Гимнастика для мышц лба: максимально высоко поднимите брови (глаза при этом должны быть закрыты). Как можно выше! Еще выше! Очень высоко! Задержите! Расслабьтесь. Сделайте паузу на несколько мгновений, чтобы почувствовать полное расслабление лица. Ощущения расслабленности надо удерживать в памяти. Проверяйте, насколько хорошо разгладились морщинки на лбу. Для этого можно слегка раз-другой погладить по коже лба ладонью руки. — Повторить 5-6 раз.
Тренировка выражения лица перед зеркалом. Эти упражнения способствуют выработке навыков сознательного управления мимикой...
Published under Психология | send this post
Добавил admin
Восприятие подчиненного — это только одна сторона общения. Не менее важно — как сам офицер строит свои отношения с подчиненными. Наиболее распространенной формой такого взаимодействия является речевая коммуникация, в ходе которой осуществляется уточнение ситуации, постановка задач, получение обратной связи о ходе выполнения работы. Рассмотрение «технологии» речевого воздействия и практическая тренировка позволяют вооружиться некоторыми навыками общения в различных ситуациях воинской службы. Однако важно не только что и как говорить, но и чем сопроводить свою речь. В этой связи возникает очень сложная задача — обеспечение гармоничного сочетания содержания речи с выражением лица, жестами и телодвижениями.
В этом комплексе элементов, образующих любой акт общения относительно самостоятельное значение имеет выразительность формы одежды. Некоторым сержантам кажется, что поддержание чистоты одежды, ее подгонка по фигуре, блеск обуви, строгое размещение знаков воинской доблести — дело не очень важное, порой утомительное и нудное. Для преодоления подобных взглядов офицеру-воспитателю потребуется разъяснить сержантам глубокий смысл приведения формы одежды в полное соответствие с уставными нормами. Ведущим мотивом поддержания сержантом образцового внешнего вида должно стать понимание того, что внешняя эстетическая выразительность создает положительное впечатление о человеке, дает ему как бы дополнительное средство для успешности взаимодействия на службе, в процессе учебы, в общественно-политической сфере и на досуге.
В этой связи уместно привести примеры из жизни А.В.Суворова, в бытность его солдатом Преображенского полка, когда он уделял много времени отработке строевых навыков. Известен такой факт. Находясь на посту в карауле Зимнего дворца, юный Суворов настолько четко и красиво выполнил прием отдания чести с оружием, что императрица Екатерина II решила поощрить солдата. Она протянула Суворову серебряный рубль и сказала: «Возьми за службу!». Однако Александр отказался принять деньги, поскольку это противоречит уставу. И тогда государыня, оценив по достоинству действия караульного, наклонилась, положила рубль к его ногам и сказала: «Сменишься с поста — возьмешь!». Эту награду за личное прилежание Суворов хранил всю жизнь и ценил ее выше многих других наград.
Заканчивая тему о внешнем виде, правомерно подчеркнуть, что застегнутые пуговицы — не голое требование устава. Гармония формы имеет непреходящее значение в том, что она обеспечивает официальность и четкую представительность человека, взявшего на себя определенные обязательства перед обществом. Непонимание этого особого значения строгости соблюдения правил ношения военной формы может иметь место у офицеров, поэтому важно поднимать уровень их культуры и вырабатывать сознательное стремление к опрятности и подчеркнутой строгости поведения в официальной обстановке.
Среди признаков, по которым окружающие судят о человеке, большую информационную нагрузку несут изменения выражения глаз, движения губ, бровей, рук, ног, шеи и плечевого пояса. Каждый из этих признаков имеет свой код, расшифровка которого осуществляется нередко на подсознательном уровне. И в случае несоответствия мимической реакции или жеста реальному состоянию человека (а такое явление часто возникает при низкой технике эмоционального самовыражения) может возникать недопонимание или провоцироваться конфликты во взаимоотношениях.
Особое значение имеет выражение глаз. Недаром они считаются зеркалом души. К.С. Станиславский считал, что «разговор глаз» является наиболее ценным способом общения, поскольку взгляд передает многое из того, что трудно или невозможно передать словами. Он подчеркивал, что «лучеиспускание» позволяет передавать самые сложные ощущения и тонкие чувства. Однако эти явления очень сложные.
Психологи отмечают наличие многих противоречий в процессе общения. Как правило, отведение взгляда в сторону или вниз от собеседника вызывает у него чувство недоверия. Но и тогда, когда человек испытывает смущение при обращении к другому с просьбой, то чаще всего он непроизвольно опускает глаза вниз. Однако отведенный вниз или в сторону взгляд, прежде всего, вызывает у собеседника настороженность. Поэтому для оптимизации общения важно учитывать эти особенности обоим участникам контакта. С одной стороны, требуется забота о четкой выразительности движений глаз, а с другой стороны — необходимо знать о неоднозначности смысла «косого взгляда», который далеко не всегда выражает злонамеренность.
Если же у собеседника недостаточно развита способность к пониманию эмоционального состояния другого человека, то он может последовать взглядом туда, куда смотрит проситель и это тоже нарушит взаимопонимание. Управление устремленностью взгляда является сложным процессом. Знание характерных нюансов позволяет предметно использовать их в общении. Так, например, отведение взгляда на часы служит знаком на прекращение разговора. Заметив это движение, важно сделать соответствующие выводы и не задерживать собеседника сверх того времени, что необходимо для решения вопроса. Нарушение взаимопонимания вызывает так же оценивающий взгляд, пристальное рассматривание каких-либо деталей лица, одежды, тела. Разрушают контакт как демонстративный, пронзительный, немигающий взгляд, так и отсутствующее выражение лица («пустые глаза»), отражающее безразличие к предмету разговора.
Самое лучшее впечатление на окружающих производит умиротворенное, спокойное выражение лица. Однако это выражение служит как бы фоном, всякое же изменение в содержании речи должно находить выход в мимике. При выступлении на какую-то тему важно поддерживать постоянный контакт с преподавателем, товарищами, поэтому
нельзя отводить взгляд от аудитории, например, в окно. Менять направление взгляда целесообразно во время перехода к новой мысли. А пока она не завершена целесообразно смотреть в лицо собеседника (преподавателя, командира).
Улыбка на лице, как правило, является признаком доброжелательности. Писатель В.Солоухин дает такое определение: «Посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя: глаза — смотреть, находить, рот — поглощать пищу, все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы ее никогда бы даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко. Это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнулся, и ты никому не улыбнулся тоже. Душа «зябнет и каменеет».
Соглашаясь со многим из этой фразы, нельзя не заметить существенную неточность по поводу собственной нужды человека в своей улыбке. Она, как установлено учеными, обладает и определенным потенциалом по созданию благоприятных внутренних предпосылок бодрого настроения, препятствует раздражительности. Грустное же выражение лица провоцирует формирование угнетенного, тревожного состояния. Характерная особенность психической саморегуляции в том, что если намеренно создавать радостное выражение лица, то через 10-15 минут возникает эмоция радости, если изобразить печаль, то приходит плохое настроение.
Приветливое, доброе выражение лица нравится окружающим людям, вызывает по механизмам подражания ответную положительную реакцию, сочувствие, доброжелательное отношение. Однако важно понимать, что не всякая улыбка отражает радушие. Психологи различают около ста оттенков человеческой улыбки. Она может использовать для выражения иронии, снисхождения, пренебрежения, злорадства.
При недостаточном развитии нравственной культуры молодой человек может усмехаться в тот момент, когда ситуация требует диаметрально противоположной реакции — проявления сострадания или хотя бы участия. Совершенно неуместна улыбка или смех, если сослуживец совершил ошибку при ответе на трудный вопрос или упал во время занятий по физической подготовке. Умение понять состояние человека и выразить ему сочувствие, поддержку можно и нужно развивать. Важнейшим условием при этом является повышение душевной чуткости и привычка смотреть на себя как бы со стороны. Чтобы постоянно следить за выражением лица, необходимо запомнить те мышечные ощущения, которые сопровождают каждое вполне определенное состояние (радость или иронию, благодарность или презрение).
Наиболее простой прием — тренироваться перед зеркалом. Смысл этих тренировок в том, чтобы научиться поддерживать умиротворенное, благостное выражение лица. Специальные упражнения по произвольному напряжению и расслаблению мышц позволяет выработать умение как бы «бронировать» хорошее настроение и добиваться предельной выразительности мимики в различных ситуациях общения. При этом надо иметь в виду, что при естественной улыбке сокращается нижняя часть круговой мышцы глаза и при этом приподнимается нижнее веко. При вымученной, наигранной улыбке участвуют лишь мышцы губ, и это легко замечают окружающие. Вряд ли они нуждаются и в «дежурной» улыбке, за которой не стоит заинтересованное отношение.
Published under Психология | send this post