» Сущность и содержание процесса адаптации военнослужащих к условиям военной службы по призыву. Военные страницы Статьи военной тематики

В психологической науке термин “адаптация” трактуется в двух значений:

1)  Как определение постоянного процесса активного приспособления индивида к условиям среды;

2)  как определение результата этого процесса.

То есть адаптация понимается и как процесс, и как состояние, являющееся результатом этого процесса. Устранить двузначность этого термина можно с помощью некоторых определений, основанных на концепции адаптации личности к экстремальным условиям, разработанной доктором психологических наук В.И.Лебедевым.

Устойчивая психическая адаптация есть уровень психической деятельности (комплекс регуляторных психических реакций), система отношений, определяющая адекватное заданным условиям среды поведение личности, ее эффективное взаимодействие с окружающей средой и успешную деятельность без значительного нервно-психического  напряжения.

Исходя из данного определения, можно говорить о подобном состоянии военнослужащего в среде его привычной жизнедеятельности до призыва на военную службу: в семье, в школе, на работе, в кругу друзей, за любимым занятием и т.д. Понятие “устойчивая адаптация” можно считать синонимом понятий “нормы”, “здоровья”.

При изменении привычных условий жизни появляются факторы, которые определенным образом  вносят дезорганизацию в психическую деятельность,  регулирующую поведение человека в привычных условиях. Человеку необходимы новые психические реакции на новые раздражители, предъявленные изменившимся условиями, для наиболее оптимального взаимодействия со средой и эффективной деятельности в соответствии с произошедшими внешними изменениями. Относительная дезорганизация психических функций на самом же деле в данном случае есть сигнал для включения механизма регуляции и компенсации, конечным результатом действия которого является организация нового уровня психической деятельности в соответствии с требованиями изменившихся условий существования личности. То есть включается механизм психической переадаптации.

Переадаптация  — процесс перехода из состояния устойчивой адаптации в привычных (измененных) условиях существования.

Говоря о проблеме переадаптации военнослужащих по призыву, необходимо иметь в виду что данный процесс направлен на достижение состояния устойчивой психической адаптации ( адаптированности) личности в экстремальных условиях. Однако экстремальность в данном случае есть не отдельные эпизоды в деятельности войск, связанной с риском для жизни или здоровья военнослужащих (боевые действия, ликвидация последствий стихийных бедствий и др.), а измененные, на привычные условия существования. Данное понимание экстремальности определено отраслью психологии, занимающейся изучением общих закономерностей жизни и деятельности человека в подобных условиях. На ее основе проанализируем схему этапов психической адаптивности и дезадаптации (схема1).

1. Подготовительный этап имеет место в том случае, когда человек предполагает или знает с определенной степенью вероятности о предстоящих изменениях. Разумеется, призыв на действительную военную службу предполагает  этот эта в адаптации юноши к ее условиям. Факт получения повестки из военного комиссариата так или иначе не является непредсказуемым,  и молодой человек, осознающий необходимость выполнения воинского долга, определенным образом внутренне готовит себя к этому.

Содержание этого этапа с точки зрения адаптации носит в основном познавательный характер. Человек накапливает определенный  информационный запас о среде его предстоящего обитания и условиях предстоящей деятельности, формируя информационное поле, которое будет одним из источников адаптивного механизма  личности. По мнению некоторых ученых, человек находится в адаптированном состоянии  тогда, когда его внутренний информационный запас соответствует информационному содержанию ситуации, то есть  когда система работает в условиях, где ситуация не выходит за рамки индивидуального информационного диапазона.

В  зависимости от уровня мотивации к военной службе, познавательное поведение  может  носить   активно-целенаправленный или  же  пассивный характер  ( в случае  низкой мотивации  или  же ее  фактического  отсутствия).  Вторым условием того  или  иного  типа  познавательной стратегии являются индивидуально-личностные качества  человека.  То есть определенный  набор индивидуальных качеств  также определяет  тип поведения  призывника на подготовительном  этапе адаптационного  процесса.

Первый тип познавательного поведения на подготовительном этапе адаптации характеризуется стремлением собрать как можно больше информации, проявляя интерес и желание использовать любые возможности для ее получения. В данном типе поведения кроме активного  потребления необходимой информации имеет место и своеобразная внутренняя интеллектуальная и волевая деятельность по подготовке к измененным условиям существования.

Второй тип познавательного поведения характеризуется пассивным восприятием получаемой информации, которая носит случайный характер. В основном потребляется лишь та информация, которая соответствует внутренним ожиданиям личности, или же воспринимается вся возможная, но без критической оценки ее достоверности и необходимомости с точки зрения организации наиболее эффективного взаимодействия со средой предстоящего существования. Каждый из этих типов поведения обусловлен как уровнем мотивации к службе, так и другими индивидуально-личностные качествами.

2. Этап стартового психического напряжения можно считать пусковым  моментом приведения в действие механизма переадаптации. Наверняка многим знакомы характерные психические реакции и переживания, связанные со стартовым напряжением: перед спортивными соревнованиями, выходом на концертную сцену, перед прыжками с парашютом и т.д. Это состояние можно также сравнить с переживаниями, которые возникают у экзаменуемого в день важного экзамена. Трудно определить границы этого этапа, особенно его начало, так как и динамика адаптационного процесса не имеет достаточно выраженных временных показателей. Это зависит от индивидуальных различий людей, различий в условиях жизни, деятельности и условий призыва на военную службу. Но само по себе определение четких границ не так уж важно. Гораздо более важно иметь в виду этот этап как обязательный компонент  процесса адаптации и знать его содержательную и функционально-смысловую сторону, а именно: нарастание эмоциональных переживаний, формирующих напряжения состояние напряжения, которые получили в психологии название стентических, являющихся по сути, психофизическими детерминантами активизации деятельности живого организма. Другими словами, на этом этапе  происходит внутренняя мобилизация внутренних ресурсов человека для их предстоящего использования в организации нового уровни психической деятельности в непривычных условиях существования, которыми являются условия военной службы. Однако психическая напряженность выполняет конструктивную мобилизующую функцию только в том случае, когда у юноши, призванного на военную службу, имеется чувство относительной неуверенности в себе, в своих силах и способностях, сформированное в значительной степени на основе полученной ранее и соответствующим образом переработанной  информации о предстоящей службе, соотнесенной с индивидуальными качествами личности. В противном случае напряженность нарастает на фоне повышенной тревожности, окрашенной негативными переживаниями, что в последующих стадиях адаптации.

3. Этап острых психических реакций входа является стадией адаптационного процесса, на котором личность непосредственно начинает испытывать на себе влияние психогенных факторов изменившихся условий существования. Границами этого этапа в военной службе можно считать пребывание военнослужащего в части первые 3-4 месяца службы. Уяснение сущности и содержания этого этапа невозможно без рассмотрения специфических психогенных факторов условий военной службы, определяющих их экстремальность. Основными факторами являются:

Измененная афферентация — резкое изменение набора раздражителей, действующих на органы чувств личности раздражителей или же достаточно длительное однообразие набора (монотония). Вероятнее всего одновременно слияние всех этих компонентов в единый фактор измененной афферентация. Это касается таких примеров, как призыв молодого человека из одной географической ( климатической  ) зоны в другую, из сельской местности в город и т.д.

Ограничение личностно значимой информации — неудовлетворенная потребность военнослужащего в общении с близкими, родственниками; дефицит или отсутствие информации о значимой для данной личности сфере ее взглядов, о положении и состоянии дел в личностно значимой сфере  ее жизни ( семья, родственники, близкие и т.д.), а также неудовлетворенность духовных потребностей.