>

Военные страницы Статьи военной тематики

Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий психореабилитации после выполнения военнослужащими служебно-боевых задач в условиях, сопряженных с риском для жизни

Москва – 1995 подполковник И. В. Соловьев

В пособии раскрываются принципы, основные направления и этапы работы командования, органов по работе с личным составом по организации мероприятий общей психореабилитации военнослужащих после выполнения ими служебно-боевых задач в условиях, сопряженных с риском для жизни. При подготовке материалов использован опыт морально-психологического обеспечения действий войск на территории Чеченской Республики, публикация капитана 1 ранга В. Васильева в журнале «Ориентир», издаваемом Министерством обороны РФ, №4 – 1995 года, а также опыт психореабилитации военнослужащих армии США.

Выполнение войсками служебно-боевых задач в последнее время характеризуется повышением экстремальности их условий, все большим воздействием на психику военнослужащих факторов, которые в специальной литературе получили название «психогенных», то есть вызывающих расстройства психической деятельности. Боевые действия войск по разоружению незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики являются самым наглядным примером деятельности военнослужащих в условиях максимальной психической нагрузки и, как следствие, высокой опасности нервно-психических расстройств и нарушений психической деятельности личности. Уже имеются примеры, являющиеся прямым следствием негативного влияния на нервно-психические функции солдат и офицеров экстремальных условий служебно-боевой деятельности, зачастую с трагическим исходом.

Сама по себе ситуация войны является противоестественной природе человека, поэтому оказавшимся в ее условиях людям приходится вступать в противоречие с самой природой. Данное противоестественное состояние в наибольшей степени сказывается на психике, как на универсальном инструменте, регулирующем отношения человека с окружающей средой.

Основным психотравмирующим воздействием боевой обстановки является достаточно длительное пребывание военнослужащих в условиях специфического боевого стресса, действие которого выполняет определенную положительную функцию для человека в период непосредственной его боевой деятельности, но становится негативным, разрушающим фактором после ее окончания в силу постстрессовых реакций. Образно это можно представить в виде сильно сжатой пружиной, которая не имела возможности выполнить действие своим полным разжатием, так как после частичной своей «работы» она вновь и вновь сжималась. После окончания действий непосредственно в боевой обстановке человеческую психику можно условно сравнить с такой пружиной, взведенной и готовой к действию, но уже в отсутствии того объекта, на который это действие направлено. В этом случае есть три возможных пути разрешения данной ситуации:

первый – действие на первый попавшийся случайный объект (немотивированная агрессия в отношении случайных людей, очень часто в отношении родных и близких); второй – действие «пружины» в противоположном направлении, то есть на объект, к которому сама принадлежит (депрессивные состояния у людей, необъяснимое чувство вины, уход в себя, очень часто алкоголизм и наркомания);

третий – пружина может просто лопнуть (клинические психические расстройства, необходимость психиатрической помощи).

Разумеется, эти сравнения весьма условны и механистичны, но примерно так можно представить постстрессовые состояния и реакции военнослужащих после воздействия на их психику боевых стрессов. Психореабилитация в данном случае есть реализация четвертого пути, когда пружина с посторонней помощью извне разжимается плавно и постепенно, не нанося вреда как окружающим объектам, так и объекту собственной принадлежности, сохраняя собственную целостность и исправность.

Под нормой психического здоровья военнослужащего понимается совокупность определенных потенциалов организма, позволяющих успешно выполнять профессиональную деятельность. Требования к норме психического здоровья личного состава вооруженных сил имеют свои особенности в различных видах и родах войск, опосредованы мирными и военными условиями воинской деятельности, другими факторами.

Психическое здоровье рассматривается как неотъемлемая, составная часть здоровья человека, куда входят духовная и соматическая составляющие.

Норма психического здоровья тесно связана с уровнем духовного развития и соматическим состоянием военнослужащего на конкретном этапе воинской службы, с особенностями выполнения профессиональных задач в условиях мирного и военного времени. Так как эти три составляющих неразрывно взаимосвязаны, то должностному лицу очень важно знать и уметь выявлять закономерности их взаимного опосредования.

Основу общей готовности военнослужащего к выполнению предстоящих действий отражает его соматическое состояние. Чаще, командиры различных степеней, учитывают именно этот внешний показатель. Духовный компонент выражается через проявление идейной убежденности и мотивов поведения военнослужащего. Психический компонент, собственно психическое здоровье, представлен уровнем проявления психических реакций, адекватностью поведения и общего психологического состояния военнослужащего.

Основные направления психотерапевтической помощи военнослужащим:

психодиагностика состояния военнослужащего, подвергшегося воздействию психогенных факторов. Цель психодиагностики заключается в том, чтобы определить наличие характерных симптомов и синдромов психического расстройства, уточнить причины данного расстройства, принять решение о дальнейшем должностном предназначении и характере психологической помощи данному военнослужащему. Основу включения военного психолога в психотерапевтическую работу составляют изменения результатов профессиональной деятельности, жалобы самого военнослужащего итоги командиров и сослуживцев, результаты тестирования и др.;

психологическая помощь военнослужащему, нуждающемуся в ней, осуществляется психологом-практиком в условиях мирного и военного времени. Результаты его деятельности будут опосредованы такими переменными как:

а) Наличие и особенности психологического просвещения военнослужащих; б) Продолжительность участия военнослужащих в боевых действиях; в) Характер боевых действий и мотивационная готовность участия в них;

г) Условия проведения психотерапевтической работы и наличие положительного эмоционального настроя у конкретного военнослужащего и др.

Основу психотерапевтического воздействия может составлять методика «Статус-3″, основные положения которой, включают следующие направления:

создание условий «отключения» военнослужащего от воздействия психотравмирующих факторов; выявление доминирующих желаний и потребностей военнослужащих; в состоянии релаксации, гипнотического погружения сформировать образ поведения, социального статуса и психического состояния близкого к ранее сформированному, эмоциально-положительному образу;

закрепить данный образ через приемы «якорения», взаимосвязанный с результатами боевых действий, межличностными взаимоотношениями, прошлым опытом;

психологическое сопровождение включает оказание психологической помощи, отражение результатов изменения психического состояния военнослужащего в специальных психологических картах.

Одно из направлений психотерапии в армейских условиях представляет психологическое консультирование. Данное направление работы военного психолога может носить индивидуальный или групповой характер. Задача психотерапевтической помощи состоит не только в разработке рекомендаций конкретному военнослужащему, нуждающемуся в изменении психосоматического состояния, но и обучении его методам контроля и саморегуляции. Для реализации поставленной задачи необходимо четко определиться в типологических чертах военнослужащего, т. е. прежде чем начать какое-либо управленческое воздействие, желательно выявить доминирующие каналы получения информации конкретной личности.

Не секрет, что большинство информации окружающей действительности человек получает с помощью зрения. Существует определенная категория людей, которые принимают решения только после того, как они увидят то, о чем им говорят. Эта категория военнослужащих нуждается в зрительной информации. Возникает вопрос, как определить таких военнослужащих, а следовательно, как иметь максимальное воздействие на них.
Эта группа людей, которая склонна говорить громче, чем другие, решения принимают быстро долго не раздумывая, стараются показать себя, быть на виду, нуждаются в психотерапевтической помощи гораздо реже, чем другие. Смена обстановки, устранение воздействующих факторов приводит к изменению психосоматического состояния. Психотерапевтическая помощь проявляется быстро, интерпретация предыдущего состояния характеризуется искажением. Для повышения психокоррекционного воздействия, на данную категорию военнослужащих, необходимо кратко излагать свои мысли, говорить готовые выводы, использовать свои возможности решения конкретной проблемы, больше показывать, чем рассказывать.

Определенная часть военнослужащих ориентируется на свой опыт, расчеты, умозаключения. Это люди интроверты. Отличительными признаками их являются: медлительность, расчетливость в действиях, умение выслушать собеседника, скептическое отношение к внешним показателям и др. Такие военнослужащие редко говорят о своих проблемах. Внешне незаметны, часто долго задумываются, прежде чем высказать свое мнение. При получении психотравмирующего воздействия чаще «уходят в себя». Внешне проявляются безразличие, апатичность. Нервно-психическая неустойчивость носит скрытый характер.
Психотерапевтическая помощь данных категории военнослужащих не должна носить директивный характер. Наибольшая эффективность достигается в ходе индивидуальных бесед имеющих четкий план, взаимопонимания, утверждения правильности ранее сформированных идей и ценностей. Хорошие результаты достигаются включением военнослужащих в интеллектуальную деятельность.

Третьим, доминирующим каналом получения информации для принятия решения выступают чувства. Чаще это выражается обыденным термином «что я буду иметь? » Определенная часть военнослужащих склонна ориентироваться в процессе воинской службы на удовлетворение своих чувств. Они буквально «живут» удовлетворением своих потребностей. Их не устраивают долгие размышления, внешние показатели воинской службы. Ориентация идет на удовлетворение своей эмоционально-чувственной сферы. В условиях воздействия психотравмирующих факторов, данная категория военнослужащих может проявлять полное безразличие, инертность, ситуативное согласие, либо быть агрессивными, злобными действовать эпизодично.
Внешне, в обычной обстановке, эти военнослужащие неторопливы, рвения в службе не проявляют, чаще соглашаются, чем отстаивают свои позиции, активности не показывают.

Психотерапевтическая помощь данной категории военнослужащих заключаются в предоставлении им отдыха улучшенного питания возможности быть рядом с теми, с кем участвовали в экстремальных ситуациях.
В целом, все психокоррекционные процедуры: диагностика, психопрофилактика, психологическое сопровождение должны решать проблему восстановления нормы психического здоровья, что позволяет осуществлять управления воинскими подразделениями с наибольшей эффективностью.

А. На этапе подготовки. С момента получения задачи на подготовку части к передислокации в район боевых действий проблема профилактики БПТ выдвигается на одно из первых мест в деятельности зам. командира по воспитательной работе.

Прежде всего, необходимо использовать все возможности для получения как можно более полной характеристики планируемого района боевых действий (географические, климатические, социально политические особенности), уточнить специфику возможных боевых задач, проанализировать психологическую характеристику имеющегося личного состава.

Необходимо совместно с психологом части спланировать систему психологической подготовки личного состава к предстоящим боевым действиям, подготовить схему включения ее элементов в процесс боевого слаживания подразделений.

В ходе разъяснительной работы и инструктивных занятий с командным составом целесообразно подробно рассмотреть сущность, особенности, симптоматику БПТ и меры первой помощи. Акцентировать внимание командиров подразделений на более тщательном и достоверном использовании в ходе боевой подготовки элементов моделирования факторов боя, так как при этом снижается про цент психологических потерь в реальном бою. Использование различных элементов реального боя на занятиях значительно снимает эффект их новизны, в результате чего они становятся менее травмирующими.

Особое внимание стоит уделить налаживанию системы боевого информирования (каналы бесперебойного получения информации, группу по ее обработке, структуру и контингент боевых информаторов). Система боевого информирования должна функционировать беспрерывно (по возможности) как на этапе подготовки, в ходе совершения марша и, особенно в ходе ведения боевых действий. Это необходимо в силу того, что неопределенность, неизвестность изматывают психику военнослужащего больше, чем любая жесткая конкретность, порождая при этом негативные эмоции и уменьшая адаптационные резервы.

Во время воспитательной работы важно сосредоточиться на актуализации боевых мотивов, разъяснении целей и необходимости предстоящих боевых действий. Чем более боевые действия будут наполнены для военнослужащего личностным смыслом, ценностью для себя, понятием значимости своей личной роли, чувством справедливости своих действий, уверенностью в себе и своих товарищах, тем более будет устойчивее его психика к воздействию различных стресс факторов боевой обстановки.

В подготовительный период определяется время, периодичность и место проведения специальных психопрофилактичеких мероприятий с личным составом, которые будут рассмотрены далее.

Заместителю командира по воспитательной работе важно помнить не раз оправдавший себя принцип в период подготовки и ожидания боевых действий личный состав должен быть постоянно занят делом (чистка оружия, обслуживание техники, дополнительными тренировками). При отсутствии полезной деятельности возникают томительные раздумья, возникают различные слухи, зарождается страх перед неизвестностью, наступает общий упадок боевого духа.

По прибытии в район боевых действий заместителю командира по воспитательной работе необходимо позаботиться об оборудовании в ближайшем тылу пункта оказания первой психологической помощи. Это может быть пустующее здание, палатка, КУНГ, блиндаж и т.д. На пункте должно быть тепло, вода в достаточном количестве, спальные места, запас продуктов. Не целесообразно размещать его с пунктом сбора раненых, так как их вид и стоны могут усилить психотравму. Также необходимо лично убедиться в знании санинструкторами симптомов БПТ, места расположения пункта, позаботиться о снабжении их седативными (успокоительными) препаратами. Организация работы пункта первой психологической помощи возлагается на психолога части, состав медперсонала согласовывается с врачом части.

Б. В ходе боевых действий. Прежде всего, очень важно понять самому и разъяснить остальным, что военнослужащий, пострадавший от БПТ приравнивается к получившим тяжелую физическую травму, огнестрельное ранение, контузию или химическое отравление. Поэтому данную категорию относят к психологическим потерям.

На БПТ человек может отреагировать в двух основных формах: тормозной и гипервозбудимости, реже встречается их сочетание. Время реакции на БПТ в зависимости от силы и длительности действия стресс факторов, индивидуальных особенностей и других параметров может занимать от нескольких часов до нескольких лет. Поэтому в первую очередь необходимо эвакуировать пострадавшего с поля боя и доставить в пункт оказания первой психологической помощи. При невозможности эвакуации (бой в окружении) поместить в укрытие, дать успокоительное и содержать под присмотром, изолировав от оружия, до появления возможности эвакуации.

Основные симптомы, свидетельствующие о получении БПТ были представлены в предыдущем разделе. Перечень симптомов БПТ не является исчерпывающим, в пособии перечислены наиболее характерные, кроме того возможно их различное сочетание в зависимости от формы реакции на БПТ и ее тяжести. Но поражение БПТ нужно отличать от проявления растерянности или трусости — ни какие призывы, уговоры, пощечины, угрозы (вплоть до расстрела) не выводят военнослужащего из состояния дезориентации и могут лишь усугубить последствий БПТ. Поэтому скорейшая изоляция его от воздействий экстремальной обстановки является первейшим условием.

После доставки пострадавшего в пункт оказания первой психоло-гиче5кой помощи пострадавшему необходимо обмыть водой хотя бы лицо и руки (в идеальном варианте погрузить в теплую ванну), согреть кисти рук и ступни ног, растерев их шерстяной тканью или используя горячую воду. Затем пострадавшему нужно дать успокоительные средства (седуксен, элениум, фенозепам и т.д.) и уложить спать. При отсутствии необходимых медикаментов в качестве успокоительного средства может быть использован шприц-тюбик промедола из индивидуальной аптечки, либо алкоголь (50-100 мл). После того как пострадавший проснется его необходимо накормить и вновь уложить спать. В дальнейшем степень тяжести психотравмы и меры по восстановлению здоровья военнослужащего должен определить специалист. Однако, как показывает опыт, при проведении восстановительного периода в ближайшем тылу (без отправки пострадавшего в госпиталь) меньшее количество военнослужащих симулируют продолжение болезни(по опыту западных армий при таком подходе 8 из 10 пострадавших возвращались встрой в течении 2-3 дней). Вся работа должна сопровождаться умелой психотерапевтической беседой психолога после того как острая реакция на БПТ будет снята и пострадавший вновь станет способен к рассудочным действиям. Осознание того, что сослуживцы военнослужащего буквально рядом сражаются с врагом, а он в целом физически здоровый находится в тылу , является для большинства военнослужащих мощным мотивом для возвращения в строй.

Такая работа не должна носить агрессивно-давящего и унижающего характера, так как это не приемлемо для психики только перенесшей БПТ. Важно и то, насколько будет сформировано правильное отношение в коллективе к воинам, возвращающимся после перенесенной БПТ. При отсутствии дружеской поддержки, участия и наличии насмешек и притеснения со стороны сослуживцев высока вероятность возврата к прежнему состоянию у пострадавшего ранее. Для улучшения результатов целесообразно поручать опеку над возвратившемся после восстановления от БПТ воином тому кто ранее уже это перенес. Такой подход важен потому, что последствия БПТ в слабой форме присутствуют в психике довольно длительное время, а шефство позволяет реализовать принцип «помогая другому, восстанавливаюсь сам».

Воспитательная работа должна подкрепляться в перерывах между боями и психопрофилактическими мероприятиями в целях снижения процента психологических потерь среди личного состава.

а) МО РФ:

  • концепция воспитательной работы в ВС РФ (разработана и утверждена МО РФ);
  • приказ МО РФ № 147 от 12.09.1992 года «О введении в действие Положения об Офицерских собраниях в ВС РФ»;
  • приказ МО РФ № 250 от 8.05.1993 года «Об организации общественно-государственной подготовки личного состава ВС РФ»;
  • директива МО РФ № Д-8 от 10.04.1995 года и НР 172/637 от 18 марта 1997 года -»Организация подписки на газеты и журналы»;
  • приказ МО РФ № 226 от 6.07.1995 года «Об органах воспитательной работы в ВС РФ»;
  • приказ МО РФ № 235 от 3.07.1995 года «О совершенствовании системы воспитательной работы в ВС РФ»;
  • приказ МО РФ 1995 года № 300 «О введении в действие руководства по библиотечному делу в ВС РФ»;
  • приказ МО РФ №2 от 31.01.1996 года «О порядке обеспечения воинских частей ВС РФ техническими средствами воспитания, полиграфическим оборудованием и культурно-досуговым имуществом»;
  • приказ МО РФ № 46 от 3.02.1996 года «О подборе и подготовке офицеров органов воспитательной работы в ВС РФ»;
  • приказ МО РФ № 023 от 13.04.1996 года «О совершенствовании морально-психологического обеспечения в ВС РФ»;
  • проект Наставления по морально-психологическому обеспечению операций (боевых действий) в ВС РФ (1996 года);
  • приказ МО РФ № 283 от 31.07.1996 года О мерах по выполнению в ВС РФ Закона «О днях воинской славы (победных днях) России»;

б) КДВО:

  • директива Командующего войсками ДВО № 18/50 от 27.02.1995 года «Об организации социально-психологической работы в войсках округа»;
  • директива Командующего войсками ДВО № 18/160 от 26.06.1996 года «О мерах по дальнейшему совершенствованию культурно-досуговой работы в войсках ДВО»;

По укреплению правопорядка и воинской дисциплины.

а) МО РФ:

  • приказ МО РФ № 0100 от 18.01.1993 года «О мерах по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины в ВС РФ»;
  • приказ МО РФ № 202 от    4.07.1994 года «О введении в действие Руководства по профессиональному и психологическому отбору в ВС РФ»;
  • приказ МО РФ № 275 от _.__.1994 года «О введении в действие Инструкции органам дознания в ВС РФ»;
  • директива МО РФ № Д-50 от 5.08.1994 года «О совершенствовании деятельности органов управления по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины в ВС РФ»;
  • директива МО РФ № Д-010 от 12.09.1995 года «О мерах по предупреждению нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими ВС РФ»;
  • приказ МО РФ № 053 от 21.10.1997 года «О состоянии правопорядка и воинской дисциплины в ВС РФ и мерах по их улучшению»;
  • приказ МО РФ № 440 от 30.11.1997 года «О мерах по предупреждению пьянства и алкоголизма среди военнослужащих ВС РФ»;
  • приказ МО РФ № 166 от 7.04.1998 года «Об основных направлениях поддержания правопорядка и воинской дисциплины, организации службы войск в ВС РФ»;

б) КДВО:

  • директива Командующего войсками ДВО № 45/200 от 12.09.1994 года «О совершенствовании деятельности органов военного управления и долж¬ностных лиц по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины в войсках округа;
  • директива Командующего войсками ДВО № 18/196 от 31.07.1996 года «Об усилении взаимодействия органов военного управления с военными прокуратурами и военными судами гарнизонов по борьбе с преступностью в войсках округа»;

По безопасности военной службы.

а) МО РФ:

  • приказ МО РФ № 246 от    6.05.1993 года «О порядке выплаты единовременных пособий военнослужащим, призванным на военные сборы и членам их семей»;
  • приказ МО РФ № 400 от    1.11.1994 года «О мерах по предупреждению гибели и травматизма личного состава ВС РФ»;
  • директива МО РФ № Д-18 от 31.07.1996 года «О мерах по предотвращению самоубийств в ВС РФ»;
  • директива МО РФ № Д-5 от 21.06.1997 года «О состоянии работы по охране здоровья личного состава ВС РФ «;
  • директива МО РФ № Д-10 от 12.07.1997 года «О совершенствовании работы по обеспечению безопасности военнй службы в ВС РФ»;
  • Концепция безопасности военной службы в ВС РФ (приложение к директиве № Д-10);
  • приказ МО РФ № 455 от 10.10.1998 года «Об организации в МО РФ обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослу¬жащих и граждан, призванных на военные сборы»;
  • приказ МО РФ № 457 от 12.10.1998 года «О создании комиссий по безопасности военной службы в ВС РФ»;

б) КДВО:

  • приказ КДВО № 475 от    26.11.1998 года «Об организации работы комиссий по безопасности военной службы в войсках округа».