Морально-психологическое состояние личного состава войсковой части 32092 характеризуется в целом, как устойчивое и управляемое. В настоящий момент идет процесс омоложения кадрового состава, интенсивная замена экипажей, уход ряда высокопрофессиональных специалистов. В этих условиях как положительное в организации воспитательной работы в полку и авиационных эскадрильях необходимо отметить проводимую большую работу по подготовке высокопрофессиональных кадров взамен уходящим специалистам, созданию эффективных стимулов и перспективы в службе офицерам части. С этой целью организовано наставничество над молодыми офицерами (в 1999г. прибыло до 40 лейтенантов- выпускников военных училищ). Большое внимание уделяется психологической совместимости летных экипажей, учету индивидуальных личностных особенностей военнослужащих. Для стабилизации морально-психологического состояния личного состава части, оздоровления морально-психологической обстановки в коллективах принципиально ставится вопрос в отношении военнослужащих, создающих напряженность в подразделениях грубыми нарушениями воинской дисциплины, злоупотребляющих спиртными напитками. Активно проводится индивидуальная воспитательная работа, организуются коллективные выезды военнослужащих и членов их семей по культурно-досуговой программе, оказывается адресная помощь нуждающимся в ней военнослужащим.
Негативными факторами, влияющими на уровень морально-психологического состояния личного состава части на сегодняшний день в числе прочих являются: периодически возникающие перебои с подготовкой молодых специалистов; последствия принятого вышестоящими органами военного управления решения о снижении тарифных разрядов и званий по ряду должностей в полку; нерешенная жилищная проблема у 38% военнослужащих части.
Работа должностных лиц полка по укреплению правопорядка и воинской дисциплины в 1999 учебном году проводилась в соответствии с требованиями руководящих документов. В истекающем учебном году в части было совершено 1 правонарушение, содержащее признаки пресупления: 22 вевраля 1999г. старший лейтенант Вышемирский С.В. во внеслужебное время совершил хулиганские действия. 22 апреля 1999г. уголовное дело по данному факту было прекращено судом за примирением с потерпевшим. Кроме того, 23 июля 1999г. военным судом за преступление, совершенное в 1997-1998 годах и связанное с хищением авиационного топлива, был осужден военнослужащий части лейтенант Вавуло В.А.
Происшествий в полку не зафиксировано. Фактов сокрытия преступлений и происшествий не установлено.
Большинство личного состава части добросовестно относится к выполнению требований законов, общевоинских уставов и своих функциональных обязанностей.
Воспитательная работа проводилась в основном в соответствии с требованиями руководящих документов и была направлена на формирование у военнослужащих уважения к законам Российской Федерации, строгого соблюдения требований общевоинских уставов, профилактику нарушений воинской дисциплины. Вместе с тем, требует совершенствования практика индивидуально- воспитательной работы с подчиненными командиров всех степеней, а также планирование воспитательной работы и работы по укреплению воинской дисциплины в авиационных эскадрильях.
Командование полка в 1999 учебном году принимало меры к совершенствованию материально-бытовых условий военнослужащих. Однако одной из наиболее острых бытовых проблем военнослужащих полка остается отсутствие жилья у 38% личного состава.
Всего в полку зафиксировано 88 нарушений воинской дисциплины (на 10% больше, чем в 1998 учебном году), из них 43 — грубых (на 40% больше, чем в 1998 учебном году). По сравнению с прошлым учебным годом отмечается значительный (с 9 до 23) рост числа привлеченных к дисциплинарной ответственности военнослужащих за нарушения, связанные с опозданиями и самовольными уходами со службы.
Статистические данные о состоянии воинской дисциплины приведены в таблице: 1998 уч. год 1999 уч. год Всего нарушений 79 88 в т.ч. грубых 26 43 – опоздания из отпусков, командировок – 1 – опоздания, самовольные уходы со службы 9 23 – нарушения правил несения караульной и внутренней служб 8 8 – исполнение обязанностей по службе в состоянии алкогольного опьянения 4 6 – нарушения мер безопасности – 2
– проступки в общественных местах во внеслужебное время 5 3
Учитывая, что состояние правопорядка и воинской дисциплины обеспечивает поддержание боевой готовности, организованное проведение учебного процесса, отсутствуют случаи гибели военнослужащих и гражданских лиц в результате совершенных военнослужащими преступлений, а также нет фактов сокрытия преступлений и происшествий, состояние правопорядка и воинской дисциплины оценивается “удовлетворительно”.
Общая оценка за морально- психологическое состояние личного состава, состояние правопорядка и воинской дисциплины — “удовлетворительно”.
Психологическая подготовка военнослужащего представляет собой комплекс мероприятий по формированию у него психологической устойчивости, эмоциональных и волевых качеств, необходимых для выполнения боевой задачи, позволяющих бороться со страхом, повысить переносимость физических и психологических нагрузок, приобрести умение действовать в бою самоотверженно, активно, инициативно.
Боевое мастерство военнослужащего зависит, прежде всего, от убеждений, его способности эффективно действовать в экстремальных ситуациях, эмоционального настроя в данный момент времени, состояния его здоровья и т.д. Совокупность всех этих факторов получила название “психологическая готовность”. Психологическая готовность воина к бою — один из основных компонентов готовности подразделения к немедленным боевым действиям. Она предполагает: во-первых, осознание воином ответственности за судьбу Родины, родных, близких; уверенность в себе, своих товарищах, боевой технике и оружии. Во-вторых, желание борьбы, стремление испытать себя, преодолеть свои слабости, добиться победы над противником.
Внешними признаками психологической готовности воина к бою являются: отсутствие суетливости либо замкнутости, расчетливое, ровное поведение; четкое, безошибочное выполнение приказов и команд; нормальное физиологическое состояние (частота пульса, дыхание, цвет лица и т.д.).
Очень важно, чтобы каждый военнослужащий умел поддерживать у себя необходимый уровень психологической готовности. Эффективным средством подготовки к бою является мысленное проговаривание про себя последовательности своих действий — сначала в замедленном, а затем возрастающем темпе. Когда военнослужащий мысленно вживается в обстановку настолько, что невольно начинает совершать действия, это говорит об установлении прочной связи между сознанием и действием.
Для поддержания психологической готовности к немедленным боевым действиям могут быть использованы методы психологической саморегуляции.
Основными методами саморегуляции для поддержания психологической готовности к бою являются самоубеждение, самовнушение, управление воображением, дыхательным и мышечным тонусом.
Самоубеждение — это доказательство воином самому себе необходимости поддержания высокого уровня готовности. При появлении отвлекающих мыслей и желаний во время несения службы на боевом посту или выполнения другой боевой задачи военнослужащему необходимо как можно ярче представить себе возможные негативные последствия ослабления бдительности. Важно не забывать требования уставов, предупреждения старших начальников, различные поучительные примеры из воинской службы.
Самовнушение, как и самоубеждение, происходит у военнослужащего сознательно. При этом главный элемент воздействия — слово. Самовнушением можно изменить свое состояние за счет веры в себя и свои возможности.
Значительно усиливает действие словесных форм самовнушения управление воображением. Управляя своим воображением на боевом посту, можно создать образ желаемого результата своей деятельности. Необходимо эмоционально проникнуться содержанием словесных образов. Внушая себе: “Я бодр”, представить, как утренняя свежесть вливается в тело, делая мышцы упругими и сильными. Если постараться прочувствовать это, то эффект будет ощутим.
Управление вниманием тесно связано с воображением, способно усиливать бдительность воина. Находясь вне сознательного контроля, внимание способно переключиться на другой объект, не связанный с выполнением боевой задачи. Надо помнить о таком секрете нашей психики, который может, если им пренебречь, привести к тяжелым последствиям.
Управление дыханием и мышечным тонусом не является чисто психологическим приемом, но глубина и частота дыхания, степень напряжения мышц тела в значительной мере определяют психическое состояние воина в боевой обстановке. Для снятия нервного напряжения рекомендуется успокаивающий тип дыхания, состоящий из короткого вдоха, активного выдоха и задержки дыхания после выдоха. Для повышения активности и психологической готовности можно использовать тип мобилизующего дыхания, состоящий из глубокого длинного вдоха, небольшой задержки дыхания после вдоха и резкого полного выдоха. Для достижения того или другого психологического состояния рекомендуется провести 3 — 4 таких цикла. Появятся приятная освежающая сила в мышцах, ясность ума, мобилизуется воля, необходимая для длительного наблюдения за противником.
Мышечное напряжение в значительной мере определяет нервную активность, а значит, и проявление бодрости и чувства отмобилизованности у военнослужащего. Мышечное расслабление, наоборот, оказывает тормозящее, успокаивающее действие на психику воина. Поэтому в период ожидания боя необходимо поддерживать мышцы тела упругими и эластичными. Разогретые, активизированные мышцы способствуют повышению психологической готовности воина к бою.
Таким образом, психологическая готовность основа успешных действий военнослужащего в бою. Поэтому необходимо, чтобы он, зная, с какими трудностями придется столкнуться в боевой обстановке, заранее, сознательно, готовился к серьезным испытаниям и умело применял на практике полученные знания.
Современный общевойсковой бой создает экстремальную, крайне непредсказуемую и опасную для жизни военнослужащего обстановку. В этих условиях важно, чтобы каждый воин понимал, с какими трудностями он столкнется, сознательно готовился к серьезным испытаниям.
Опасная для жизни обстановка боя оказывает на человека сильное воздействие. При этом у тех, кто психологически и профессионально подготовлен, появляется характерное боевое возбуждение, приводящее к обострению всех органов чувств, усилению внимания, запоминания, работоспособности и мышления. Такой человек становится более целеустремленным и активным. У военнослужащих, недостаточно подготовленных в психологическом и профессиональном отношении, под влиянием возникающих в бою сильных эмоций и напряженного состояния психики может понижаться чувствительность, замедляться реакция на внешние раздражители, нарушаться координация движений и действий, ослабляться внимание и память, что снижает или ставит под угрозу результативность деятельности.
Среди важнейших факторов морально-психологического и психогенного свойства, определяющих поведение солдата на поле боя, выделяют следующие:
- степень душевного и физического переутомления;
- воздействие стресса;
- наличие чувства страха;
- уровень мотивации;
- боевой настрой.
Состояние переутомления характеризуется общим недомоганием, нарушениями деятельности сердечно-сосудистой и нервной системы, усталостью, раздражительностью, бессонницей, провалами в памяти, депрессией, беспорядочностью действий или же неспособностью довести до конца порученное дело. В ходе ведения боевых действий военнослужащие подвергаются предельным психологическим и физическим нагрузкам и непременно чувствуют сильную усталость, которая может перерастать в переутомление вследствие экстремальных климатических условий, временных (часовых) сдвигов после длительных перелетов, прерывания сна, нерегулярного приема пищи и т.д.
Сильное влияние на психику военнослужащего в бою оказывает “боевой стресс”, который испытывают все военнослужащие даже в ходе тактических учений в мирное время. Он, как правило, проявляется у человека, осознающего сложность или опасность поставленных перед ним задач, а также в ходе их выполнения. Во многом такое состояние зависит от степени психической и физической усталости (переутомления).
При подготовке к активной, связанной с риском и большими трудностями деятельности, усиливается нагрузка на центральную нервную, гормональную системы и систему кровообращения, появляются учащенное сердцебиение, сухость во рту и нарушение деятельности кишечника и почек. Таким образом, организм человека реагирует на сильное возбуждение. При этом выделяются гормоны и химические вещества, которые повышают содержание в крови адреналина, холестерина, жира, мочевой кислоты, сахара, усиливают тенденцию к образованию тромбов, а также повышают кровяное давление и учащают пульс. Это состояние называют “здоровой” фазой стресса. Испытывающий его подготовленный военнослужащий справится с выполнением боевых задач, а срабатывание механизма торможения в его организме в определенный момент приводит все его внутренние системы в норму.
Длительный стресс или недостаточная приспособляемость могут привести к тому, что организм человека перестанет справляться с негативными последствиями, вызванными сильным возбудителем или переутомлением. В этом случае наблюдается болезненное состояние, порой сопровождающееся тошнотой или рвотой, нарушениями деятельности желудочно-кишечного тракта. Способность военнослужащего к активным и осознанным действиям резко падает. В дальнейшем, если не будут приняты определенные меры (например, вывод из боя, предоставление отдыха, оказание медицинской помощи), может наступить полное физиологическое и морально-психологическое истощение организма. Не исключена возможность образования сгустков крови в артериях (коронарный тромбоз) или же разрушения сердечной мышцы (инфаркт).
Важнейшими задачами психологической подготовки личного состава к боевым действиям являются преодоление страха и паники, а также укрепление межличностных отношений в отделениях, расчетах, экипажах и т.д., которые служат основой наступательного боевого духа и психологической устойчивости войск.
Особенно тщательно проанализированы психологами проявления паники и страха в боевой обстановке, причины их возникновения и возможные пути преодоления. Страх рассматривается при этом как врожденное свойство человека, связанное с подсознательной сферой его психики и способное влиять на ум и эмоции с такой силой, что парализует волевое регулирование действий в бою. Полностью преодолеть страх невозможно, ему подвержены все. У 90 % участвующих в бою он имеет явно выраженные формы: у 25 % испытывающих его наблюдается рвота, у 20 % — нарушение способности контролировать функцию кишечника и т.п.
По результатам исследований французских военных специалистов, в ходе арабо-израильской войны 1973 года применение египтянами реактивных систем залпового огня, дальнобойной артиллерии, ПТУР вызвало у израильских солдат приступы истерии, вплоть до двигательного паралича, частичную или полную потерю памяти, неконтролируемое мочеиспускание, неуемную дрожь, отупение. Из 1500 раненых солдат, эвакуированных в тыл в первые три дня боев, 900 находились в шоковом состоянии, не получив физических повреждений.
Страх усиливается, когда подразделение, часть, ведут боевые действия в окружении или отрыве от основных сил. Считается, что участие в течение суток в подобных действиях снижает боеспособность подразделений на 50 %.
Наиболее эффективными средствами борьбы со страхом сегодня являются дисциплина, добросовестность и чувство товарищества, коллективизма. Боязнь выглядеть трусливым в глазах сослуживцев помогает выработать решительность и победить страх.
Степень решительности, смелости, мужества и выносливости личного состава определяет боевой настрой войск. Под ним понимается духовная готовность воинов, их способность переносить испытания войны и добиться победы над врагом.
К числу важнейших факторов, определяющих поведение солдата в бою, относится также уровень мотивации военнослужащих, под которым понимается их преданность определенным идеалам и общественным ценностям, уверенность в справедливости осуществляемой акции. Чувство патриотизма, воинского долга, верность присяге — вот основные составляющие, определяющие уровень мотивации.
На поведение военнослужащих в бою оказывают влияние различные факторы. Они могут, как повышать его психологическую устойчивость (активность, решимость, сознание долга, умение, дисциплинированность, забота начальников, чувства справедливости, уверенности, товарищества, понимание, терпение, боевой дух, верность, сила, правда, успех, храбрость и др.), так и снижать ее (бездействие, боязнь, безрассудство, неуверенность, хаос, лишения, клевета, страх, сомнения, одиночество, паника, стресс, голод, ложь, потери товарищей, неустойчивость и др.).
Чувства страха, тревоги, панические настроения у воинов могут значительно усиливаться при их переживании из-за гибели сослуживцев. По наблюдениям военных психологов, боеспособность частей и соединений может быть полностью утрачена, если потери достигнут 20 % от их численности.
Установлено, что глубина и форма психических расстройств военнослужащих зависят от боевого опыта, наличия в прошлом боевых психических травм и интенсивности боевых действий. Анализируя боевые эпизоды, обстоятельства и факторы, влияющие на психологическую устойчивость военнослужащих, военные психологи сделали попытку установить некоторые закономерности, которые следует учитывать при руководстве военнослужащими в боевой обстановке, а также в период обучения их в мирное время.
Замечено, что пребывание личного состава на переднем крае в непосредственном соприкосновении с противником не должно превышать 30 — 40 суток.
В этот период у военнослужащих возможно возникновение психических травм в качестве реакции на воздействие психогенных факторов, превышающих защитные возможности организма. При проявлении у военнослужащих посттравматических реакций необходимо их срочно удалить из боевых порядков подразделения, из психотравмирующей ситуации и создать щадящую обстановку. Рекомендованы применение успокаивающих медицинских препаратов, горячего чая, длительный сон, тепло. Это позволит восстановить внутреннее равновесие и не допустить дезадаптивную реорганизацию личности воина. С такими пострадавшими проводить впоследствии психокоррекцию, ненавязчивое внушение и информационное воздействие в эмоционально-насыщенной форме. На этапе восстановления назначают интенсивную рациональную терапию: умеренную работу, гимнастику, прослушивание музыки, диету. Пострадавшие военнослужащие должны обязательно находиться под наблюдением специалистов.
Рекомендуется также после доставки пострадавшего в пункт оказания первой психологической помощи обмыть ему водой хотя бы лицо и руки (в идеальном варианте погрузить в теплую ванну), согреть кисти рук и ступни ног (растереть их шерстяной тканью или использовать горячую воду). Пострадавшему, как указывалось выше, нужно дать успокоительные средства (седуксен, элениум, фенозепам и т.п.) и уложить спать. При отсутствии необходимых медикаментов в качестве успокоительного средства может быть использован шприц-тюбик промедола из индивидуальной аптечки либо алкоголь (50 100 мл). После того как пострадавший выспится, его необходимо накормить и вновь уложить спать. В дальнейшем степень тяжести психотравмы и меры по восстановлению здоровья военнослужащего должен определить специалист.
Мощным мотивом для возвращения в строй является осознание того, что сослуживцы военнослужащего буквально рядом сражаются с врагом, а он, в целом физически здоровый, находится в тылу. Важно и то, насколько будет сформировано правильное отношение в коллективе к воинам, возвращающимся после перенесенной боевой психической травмы. При отсутствии дружеской поддержки, участия, если позволяются насмешки и притеснения со стороны сослуживцев, у пострадавших высока вероятность возврата к прежнему состоянию. Для улучшения результатов целесообразно поручить опеку над возвратившимися после восстановления воинам ранее уже перенесшим подобное состояние. Такой подход важен потому, что последствия психических травм в слабой форме проявляются в психике длительное время, и поддержка товарищей в такой ситуации очень эффективна.
Таким образом, самая четкая организация боевых операций оказывается малоэффективной, если солдаты в силу своего физического и психического состояния не могут участвовать в боевых действиях. Поэтому нет ничего более важного для боевой готовности, чем серьезное отношение военнослужащих к своему долгу, их боевой настрой и поведение на поле боя.
- Все жилые и служебные помещения содержать в чистоте и порядке.
- Слуховые окна зданий зимой иметь закрытыми, летом — открытыми, но защищенными специальными решетками. На чердаке хранить только зимние оконные переплеты.
- Воспрещается устраивать в подвальном помещении здания мастерские и склады, связанные с обработкой и хранением огнеопасных жидкостей и материалов.
- Содержать в исправности электрозащиту, при обнаружении недостатков немедленно устранять.
- Не допускать хранения в помещениях промасленных материалов, горючих жидкостей.
- Разрешать сушку одежды и обуви только в сушильном отделении для просушки обмундирования и обуви под наблюдением одного из дневальных, ознакомленного с правилами эксплуатации.
- Курение разрешать только в специально отведенном и оборудованном месте.
- Не допускать загромождения основных и запасных выходов из помещений.
- При возникновении пожара немедленно доложить дежурному по училищу по тел. 5-98 , вызвать нештатную пожарную команду по тел. 7- 21, и принять меры к выводу людей, выносу оружия имущества из помещений, которым угрожает опасность и приступить к тушению пожара имеющимися средствами.