Для того чтобы оценить эффективность слушания, можно воспользоваться несложным тестом. При ответах на следующие 10 вопросов пользуйтесь шкалой: всегда — 4 балла, часто — 3 балла, иногда — 2 балла, никогда — 1 балл.
1. Даете ли Вы собеседнику возможность высказаться, не перебивая его?
2. Обращаете ли Вы внимания на подтекст высказывания собеседника?
3. Стараетесь ли Вы запомнить, что говорит Ваш собеседник?
4. Обращаете ли Вы внимание на главные стороны сообщения?
5. Слушая собеседника, стараетесь ли Вы сохранить в памяти основные факты сообщения?
6. Обращаете ли Вы внимание собеседника на то, что вытекает из содержания сообщения?
7. Подавляете ли Вы желание уклониться в беседе от непривычных Вам вопросов?
8. Воздерживаетесь ли Вы от раздражения, когда собеседник высказывает противоположную точку зрения?
9. Стараетесь ли Вы удерживать свое внимание на сообщении собеседника?
10. Проявляют ли Ваши собеседники интерес к беседе с Вами?
Для оценки своего умения слушать просуммируйте баллы. Если набрали более 32 баллов — это отлично (при условии, если самооценка не завышена), 27-31 баллов — хорошо, 22-26 баллов — посредственно, менее 21 балла — безотлагательно необходимы тренировки.
Тренировка умения слушать возможна в парах курсантов. Каждый заготавливает несложный пример на выполнение арифметических действий типа: (2+4-5+3)*3-6=? Зачитывая по очереди друг другу подобные примеры, они учатся сосредоточиваться на передаваемом сообщении.
Два-три раза в день можно совершать «попутные тренировки в слушании». При этом нужно преднамеренно концентрировать максимум внимания на слушании преподавателя, офицера, участника передачи по радио или телевидению. Для самоконтроля задавайте себе вопросы: «В чем цель говорящего?, «В чем моя цель как слушателя?». При отвлечении внимания надо стараться вытеснять из головы все, что не относится к предмету сообщения, разговора. Если какие-то услышанные слова или идеи раздражают, то постарайтесь нейтрализовать их влияние, побыстрее забыть неприятное.
Навыки слушания могут формироваться и на специальном практическом занятии в классе. Целью занятия является убеждение курсантов в возможности повышения качества восприятия учебной информации и взаимопонимания в отделении. На занятии важно обеспечить атмосферу состязательности. В этих интересах каждое учебное отделение может стремиться к первенству. Определяется «лучший слушатель».
Суть упражнения в том, чтобы осуществить передачу определенного текста от одного сержанта к другому без искажений. Выделяются 3 этапа занятий. На первом этапе два отделения остаются в классе, а 1-е отделение выходит в коридор. Всем тем, кто находится в классе, раздаются карточки с текстом N1. Затем офицер приглашает в класс командира первого отделения и ставит ему задачу выслушать текст, запомнить и повторить его. Зачитывается текст N1, затем приглашается курсант 1-го отделения, и командир отделения передает ему содержание текста. Курсанты других отделений следят за ошибками и начисляют по 1 штрафному очку за каждую ошибку.
Затем командир отделения садится в классе. Офицер повторяет текст N1 для вошедшего курсанта, и вся ситуация повторяется. При подготовке к занятию офицеру предстоит потренироваться в четкости произнесения сообщения с целью исключения типичных ошибок и повышения выразительности речи.
При этом применяется метод логического скелетирования. Суть его в следующем. Во-первых, текст условно разделяется на смысловые группы. Для этого проводится расстановка логических пауз. Они должны быть различными по длительности. Во-вторых, в каждой фразе выделяются главные по смыслу слова и на них делаются логические ударения (увеличивается громкость, изменяется тон речи). В-третьих, создается образная перспектива сообщения за счет изменения темпа, ритма, высоты тона речи. При подготовке к упражнению руководителю важно придерживаться следующих правил:
1. Если в фразе есть противопоставления, то эти слова выделяются.
2. При сочетании двух существительных выделяются те, которые стоят в родительном падеже.
3. Всегда выделяются однородные члены предложения.
4. Прилагательные обычно не принимают на себя ударения. Определение как бы сливается с определяемым словом, которое несколько выделяется.
5. При сравнении выделяется то, с чем сравнивается, а не предмет сравнения. При этом необходимо следить, чтобы ударение не падало на вспомогательные слова.
6. Частицы «не» и «ни» интонационно не выделяются. Они сливаются со словом.
7. При перечислении выделяются наиболее существенные моменты.
Характерный элемент занятия — 2-х-целевой подсчет баллов. Тот сержант из 2-х отделений, который назовет большое количество ошибок, отмечается как кандидат в призеры личного первенства. Представителям первого отделения важно набрать как можно меньше штрафных очков за все отделение. В каждом отделении появляется также свой лидер. Абсолютный победитель получает титул «лучший слушатель взвода». Этот титул присуждается за лучшие результаты по двум направлениям практических действий: 1) умение заметить ошибки у других; 2) умение воспроизвести безошибочно услышанный текст. Определяется также победившее в командном первенстве отделение. На занятии каждым отделением отрабатывается один текст. Важно, чтобы варианты были равнозначны по сложности.
Текст N1. Завтра в 7 часов 30 минут проведем строевой смотр подразделения. Привести в порядок форму одежды. Обмундирование не стирать, но обязательно выгладить, тщательно вычистить обувь. Будут проверены документы и проведена тренировка строевых приемов. Командирам отделений лично проконтролировать подготовку каждого подчиненного.
Текст N2. При подготовке к экзаменам необходимы индивидуальные и групповые консультации. Кроме того, всему коллективу целесообразно разбиться на пары. При этом обучаемые задают друг другу вопросы и сверяют ответы по записям в своих конспектах. Заместителю командира взвода обеспечить прибытие на первую консультацию завтра в 15 часов.
Текст N3. Собрание личного состава взвода проведем не в 20 часов, а в 18 часов 50 минут. Обсуждению подлежат: итоги учебы и общее состояние дисциплины. Командирам отделений подготовиться к выступлению. Каждый сержант должен получить оценку за старание и за достигнутый результат. Особое внимание уделить фактам взаимопомощи. Подвергнуть критике нерадивых.
В заключение руководителю важно нацелить обучаемых на проведение попутных тренировок по целенаправленному развитию навыков восприятия речи. Эти упражнения позволят каждому приобрести важные для личности «человека-руководителя» умения: правильно понимать задания (в том числе и учебные), наиболее полно запоминать услышанное, выделять главное в сообщаемой информации. А это служит хорошей предпосылкой к выработке сложного умения логически мыслить, делать выводы и умозаключения. Опыт показывает, что небольшие затраты времени на приобретение данных частных умений полностью окупаются. При этом достигаются более высокие результаты в учебе и в практической жизни.
Перцептивные навыки тесно связаны с развитием наблюдательности офицера. Наблюдательность во многом зависит от психологической установки. Как правило, мы видим в человеке то, что хотим увидеть. Чтобы активизировать процесс формирования социально-психологической наблюдательности, каждому офицеру необходимо:
во-первых, получить хотя бы минимум информации о взаимосвязи внешних проявлений и психических состояний человека, о мимике, жестах, позах, интонациях;
во-вторых, приобрести опыт наблюдения и распознавания другого человека в процессе обучения и формировать устойчивые навыки наблюдения;
в-третьих, довести эти навыки в повседневной практике до автоматизма и использовать этот канал информации без преднамеренного осознания.
Важное значение имеет обучение офицеров умению «читать по лицам», что является своеобразным «инструментом» восприятия другого человека, его эмоционального состояния. Из большого разнообразия состояний, возникающих у военнослужащих, можно выделить следующие: 1) спокойное состояние при отсутствии психических нагрузок; 2) оптимальное состояние при повышении психических нагрузок (правильная реакция); 3) состояние перевозбуждения (заторможенности).
Условия воинской службы благоприятствуют тому, что люди хорошо представляют индивидуальные особенности выражения эмоций у каждого члена коллектива. Однако недостаточно развитые навыки наблюдательности не позволяют большинству офицеров оперативно реагировать на изменения эмоционального состояния сослуживцев. В учебных целях разработана таблица характеристик для наблюдения и оценки эмоциональных состояний. Выделены 7 объектов для наблюдения: 1) общее выражение лица (рот, брови); 2) выражение глаз; 3) окраска кожи лица; 4) движение рук; 5) дыхание; 6) интонация высказываний; 7) особенности поведения. Типичные проявления эмоционального состояния офицера приводятся в таблице № 1.
Наиболее успешно ведет наблюдение тот офицер, который обладает более развитым чувством сопереживания другим людям. Как правило, такой человек более тонко выражает и свои эмоциональные состояния.