» Воспитательная работа Военные страницы Статьи военной тематики

Довожу слушателям основные компоненты системы методической подготовки руководителей групп ОГП.
Система методической подготовки руководителей групп ОГП включает в себя следующие элементы: планирование подготовки; методы подготовки; формы подготовки; средства подготовки; методы контроля, анализа и корректирования процесса подготовки и обучения

Планирование методической подготовки осуществляется на основании: приказа МО РФ 1993 г. № 250, методических рекомендаций по организации ОГП личного состава на соответствующий период обучения, задач, стоящих перед соединением, частью.

Ее непосредственными организаторами являются заместитель командира по воспитательной работе и офицер по ОГП и информированию.
Теоретическая и методическая подготовка руководителей групп осуществляется в организованных формах обучения и самостоятельно.

К организованным формам подготовки руководителей групп ОГП относятся: – 2-х дневные учебно-методические сборы перед началом каждого периода обучения;

– ежемесячные 2 — 3-х часовые инструктивно-методические занятия.

Двухдневные учебно-методические сборы с руководителями групп ОГП планируются и проводятся в соединениях (частях) или гарнизонах перед началом каждого периода обучения. План проведения сборов утверждается командиром соединения (части) или начальником гарнизона по представлению заместителя  по воспитательной работе. (Приложение №2).

В ходе проведения сборов предусматриваются:

  • подведение итогов ОГП за прошедший период обучения и постановка задач на очередной период обучения;
  • выступление вышестоящих командиров (начальников), представителей местных органов государственной власти, ученых-обществоведов, деятелей культуры и искусства по актуальным теоретическим и практическим вопросам жизнедеятельности государства и общества, Вооруженных Сил и т.п.;
  • обмен опытом лучших методистов;
  • показные занятия;
  • обзорные и инструктивно-методические лекции, доклады по тематике ОГП на предстоящий период обучения и другие мероприятия.

Инструктивно-методические занятия (ИМЗ) проводятся в воинских частях не реже одного раза в месяц по 2-3 часа под руководством заместителей командиров частей по воспитательной работе.
Главная задача ИМЗ — оказать практическую помощь руководителям групп ОГП в их самостоятельной подготовке к очередным занятиям. Основу плана ИМЗ составляют инструктивно-методические лекции по тематике ОГП на следующий месяц, обсуждение их содержания и методики проведения, подготовки и использования ТСВ и наглядных пособий, обзор рекомендуемой к темам учебно-методической, художественной и мемуарной литературы, информация о положительном опыте и недостатках в организации ОГП в истекшем месяце.

Разбиваю обучаемых на две группы и ставлю задачу в течение 20-30 минут первой группе разработать примерный план проведения учебно-методических сборов с руководителями групп ОГП, второй группе разработать план проведения инструктивно-методического занятия с руководителями групп ОГП. Для облегчения задачи в каждую группу в качестве примера выдаю образцы соответствующих планов. После выполнения курсантами задания, проверяю разработанные ими планы, указываю на недостатки и ошибки.

ЗАДАЧИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОЕСПЕЧЕНИЯ ОТДЕЛЕНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ВОЙСКОВОЙ ЧАСТИ 68547 НА 1998 УЧЕБНЫЙ ГОД.

Морально-психологическое обеспечение по выполнению задач 1998 учебного года организовать в строгом соответствии с требованиями приказов и директив МО РФ, ГК РВСН, КА, Организационно-методических указаний ГК РВСН по подготовке войск в 1998 году, Указаний Начальника Главного управления воспитательной работы ВС РФ и Заместителя ГК РВСН по воспитательной работе. По каждому пункту УКАЗАНИЙ принять решение, спланировать исполнение, установить жесткую систему контроля и эффективной помощи командованию частей и подразделений. При этом: I. По морально-психологическому обеспечению приведения войск в ВСБГ и выполнения задач боевого дежурства: 1. Отработать и с 1.01.1998 года ввести планы морально-психологического обеспечения приведения войск в ВСБГ и ведения боевых действий, уточнить и направить в полки (части) распоряжения по организации МПО в ВСБГ в соответствии с требованиями приказа МО РФ 1996 года № 023. 2. До 1.04.1998 года в ходе ТУ, ТЗ, КШТ отработать и внедрить методику изучения, оценки и поддержания морально-психологического состояния личного состава при несении бевого дежурства в ВСБГ, при этом обеспечить работу офицеров ОВР рд по оказанию помощи командованию полка непосредственно в ПР. 3. До 1.06.1998 года отработать методику работы должностных лиц органов воспитательной работы по морально-психологическому обеспечению боевой готовности.( Приложение №1.) 4. До 1.01.98г. внедрить систему МПО боевого дежурства в соответствии с директивой ГК РВСН 1997 года № Др 12. В отделении ВР рд, полках на каждую смену назначать офицера,ответственного за МПО боевого дежурства. В каждом подразделении иметь журнал морально-психологического сопровождения , где заместители по воспитательной работе (психологи) делают запись о допуске к несению боевого дежуртства,караульной и внутренней службы . II. По информационно-воспитательной работе: 1. Обеспечить эффективность системы информационо-воспитательной работы, качественное и безусловное проведение занятий по ОГП, информирования, вечерних мероприятий с полным охватом всех без исключения военнослужащих и участием должностных лиц рд, рп. Добиться глубокого понимания и поддержки, прежде всего офицерами, проводимой реформы ВС РФ. 2. До 25.11.97г. принять решение командира рд на организацию воспитательной работы в частях и подразделениях в 1998 учебном году. Конкретизировать задачи командирам, их заместителям по воспитательной работе, начальникам отделений и служб. Офицерам управления определить обязанности по организации и проведению воспитательной работы, подразделения и части за которые должностные лица управления несут персональную ответственность. 3. Добиться повышения эффективности ОГП, ее влияния на укрепление правопорядка и воинской дисциплины. Исключить срывы занятий . Обеспечить регулярное участие командования рд, начальников отделений и служб в проведении занятий по ОГП непосредственно в частях и подразделениях, при этом: — командир рд не менее 1 занятия в каждом полку в течении года — заместители командира рд не менее 1 занятия в каждой непосредственно подчиненной части (подразделении) в течении периода обучения — начальники отделений и служб не менее 1 занятия в каждой подчиненной (закрепленной) части (подразделении) — дополнительно к предлагаемым нормам руководящему составу рд, рп, частей провести занятие по изучению Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ — учет участия руководящего состава в проведении занятий по ОГП вести: = в ОВР РА за командиров рд, его заместителей, начальников отделений и служб рд = в ОВР рд за командиров частей их заместителей, начальников служб — в ОВР рд ежемесячно составлять графики участия должностных лиц рд в проведении и контроле за качеством проведения занятий по ОГП. Доклады о проведенных занятиях и планируемом участии руководящего состава представлять ежемесячно к 5 числу. 4. До 1.02.1998 года оформить помещения, определить состав, спланировать и организовать работу учебно-методических центров (кабинетов) ОГП, обеспечить разработку информационно-справочных и методических материалов по темам ОГП, при этом направить в ОВР РА материал по темам ОГП согласно Приложения № 2. 5. С учетом практического опыта организовать разработку методического пособия заместителю командира подразделения по воспитательной работе по темам и срокам согласно Приложения № 3. III. По психологической работе: 1. До 1.06.1998 года внедрить в практическую работу единую систему изучения психологических особенностей и морально-деловых качеств военнослужащих несущих боевое дежурство и караульную службу. 2. До 1.05.1998 года привести в соответствие с требования материальную базу психологической работы . 3. С учетом практического опыта психологической работы подготовить методические пособия и разработки согласно Приложения № 4 . 4. Добиться действенности системы ПФО личного состава, анализа его результатов с ежеквартальной выработкой конкретных мер по улучшению внутриколлективных взаимоотношений между военнослужащими, профилактике самоубийств и неуставных взаимоотношений. 5. Практической работой командиров, штабов, служб, органов воспитательной работы добиться исключения случаев самоубийств, предпосылок к ним, травм на почве неуставных взаимоотношений. (Директивы МО РФ 1995г. № Д 010, 1996г. № Д 18, приказ ГК 1997г. № 07, директива ГК РВСН Др 03). 6. Обеспечить качественную подготовку и проведение занятий по обучению офицеров, прапорщиков, сержантов психолого-педагогическим навыкам работы с подчиненными и предупреждению самоубийств в ходе ОГП и ИМЗ. IV.По военно-социальной работе и профилактике правонарушений. 1. Обеспечить изучение и прогнозирование социальной обстановки в воинских коллективах . До 15.02.1998 года создать банк данных о нуждах и запросах военнослужащих и членов их семей, ежеквартально уточнять его. Ежемесячно анализировать результаты работы по разрешению предложений, жалоб и заявлений, реализации прав, льгот и законных интересов военнослужащих. Обобщать и принимать конкретные меры по обращениям военнослужащих и членов их семей в ходе вечеров вопросов и ответов, единых дней информирования. Практиковать приемы по личным вопросам с участием главы администации ЗАТО, помощника ЗКВР по работе с семьями военнослужащих, председаталей женских советов. 2. Ежемесячно проверять условия жизни и быта в офицерских общежитиях, оказывать помощь советам общежитий в организации работы по утверждению обстановки высокой культуры и нравственности. До 1.04 1998 года привести общежитие в образцовое состояние. 3. Организовать оказание помощи ветеранам Вооруженных Сил, труда, пожилым людям. В сентябре провести Месячник пожилого человека. 4. До 1.03.98г. разработать и практически внедрить систему работы командиров, штабов, воспитательных органов и общественных институтов с офицерами, прапорщиками, военнослужащими по контракту по предупреждению пьянства. 5. До 1.02.98г. отработать порядок работы комплексных групп по оказанию помощи в укреплении воинской дисциплины и правопорядка в отстающих частях и подразделениях. Разработать систему отчетности должностных лиц комплексных групп об эффективности проводимой работы. 6. Продолжить внедрение системы закрепления офицеров и прапорщиков за военнослужащими по призыву для оказания помощи в адаптации к военной службе.До 1.02.98г. реализовать систему ежемесячного заслушивания и оценки проводимой ими индивидуальной работы. Для оказания помощи в становлении и адаптации к военной службе молодых офицеров, прапорщиков, солдат и сержантов по контракту закрепить за ними опытных офицеров. 7. До 1.01.98г. определить приказами по рд, рп, части объекты и места наиболее вероятного проявления неуставных взаимоотношений и суицидальных действий, а также должностных лиц и систему их работы по предупреждению данных правонарушений, контроля, анализа результатов работы и порядок ее оценки. До 1.02.98г. внедрить систему работы должностных лиц по предупреждению самоубийств и неуставных взаимоотношений на определенных приказами по рд, рп, части объектах и в местах их наиболее вероятного проявления. 8. Организовать изучение и обобщение опыта работы командиров, начальников отделений и служб, заместителей по воспитательной работе по укреплению правопорядка и воинской дисциплины, обеспечению безопасных условий военной службы.(Приложение № 5) V. По культурно-досуговой работе: 1. До 1.02.1998 года разработать Программу культурного развития, семейного и индивидуального отдыха военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала. Продолжить практику смотров художественной самодеятельности частей, возродить ротную художественную самодеятельность. 2. Отработать систему организации и проведения культурно-досуговой работы с военнослужщими, сменившимися с боевого дежурства, молодыми офицерами, ежеквартально проводить вечера чествования офицерских династий, отличников боевого дежурства, лучших специалистов. 3. К 1.05.1998 года привести в образцовое состояние культурно-досуговые учреждения и комнаты досуга, обеспечить жесткий контроль за выполнением мероприятий программы развития материальной базы воспитательной работы (Приложение № 6). 4. До 1.04.1998 года организовать работу нештатной мастерской по ремонту теле и радиоаппаратуры. За счет качественного ремонта обеспечить продление сроков эксплуатации технических средств воспитания. 5. Разработать сценарии культурно-досуговых мероприятий и методики проведения дней воинской славы России согласно Приложения № 6. VI. По работе с государственными и общественными организациями. 1. Обеспечить взаимодействие командования, органов местной власти, ФСБ, МВД по анализу криминногенной обстановки, выработке и реализации мер в укреплении законности и правопорядка на территории военных городков. Не реже 1 раза в полугодие проводить совместные совещания командования, советов офицерских собраний, советов прапорщиков, женских советов по разрешению социально-бытовых вопросов.

2. До 1.02.98г. создать военкоровский актив и организовать его работу по подготовке публикаций и передач в местных средствах массовой информации и в окружной газете.

Основными задачами воспитательной работы на этапе отбора кандидатов для военной службы по контракту являются:

  • подготовка  и обеспечение рекламным материалом военных комиссариатов и войск;
  • изучение и отбор кандидатов на контрактную службу;
  • обеспечение на первоначальном этапе необходимых условий для морально-психологической адаптации военнослужащих по контракту.

Для отбора и изучения кандидатов –  контрактников  формируются  и направляются  в  округа  специальные  группы военнослужащих. В состав групп включаются офицеры, имеющие опыт практической работы с солдатами и сержантами,  проходящими службу по контракту, офицеры органов воспитательной работы.  В составе группы целесообразно иметь офицера — психолога и военнослужащих из числа контрактников,  отобранных и призванных ранее в военном округе, где будет работать направляемая группа.

С членами группы,  убывающей в военные округа для отбора кандидатов на военную службу  по  контракту,  осуществляется  соответствующая подготовка.

С ними беседуют и инструктируют должностные лица из числа руководящего состава, проводятся специальные инструктивно-методические занятия. Особое внимание при этом уделяется обучению офицеров группы практике аргументированного и убедительного ведения  агитации  в  процессе
отбора,  индивидуальной работе с людьми, умению анализировать документы,  характеризующие личность кандидатов на военную службу по контракту.

Убывающая группа  снабжается  методическими пособиями по отбору и изучению кандидатов, рекламными видеофильмами и печатными проспектами, рассказывающими  о службе в соединениях и частях.

Отбор и изучение кандидатов для службы по контракту осуществляется во  взаимодействии  с  работниками военкоматов,  военными медиками, представителями  местных органов  власти,  правохранительных  органов, руководителями предприятий и учреждений по месту их работы.

Работа группы отбора военнослужащих по контракту начинается с ознакомления и изучения в военкоматах приписных карт кандидатов, при необходимости делаются запросы в органы внутренних дел,  в учреждения  и
на предприятия. Проводятся беседы с родителями кандидатов, руководителями по месту их работы.  При встречах и беседах с кандидатами определяются их морально-психологические качества,  определенная способность и готовность к службе по контракту.

Психолог проводит  психологическое  тестирование  и анкетирование кандидатов, 0 выявляет лиц с проявлениями отклонений в психике и поведении, с определенной степенью нарко-алкогольной зависимости и т.д.

Для прохождения службы по контракту в отрыве от семьи нецелесообразно отбирать 0  2многодетных кандидатов 0,  людей,  пытающихся уйти от семейных неурядиц с помощью службы в армии,  а также искателей приключений  и острых ощущений.  Не подходят для службы по контракту люди,  не
способные переносить бытовые неудобства.

В период отбора  кандидатов  им  разъясняются  социально-правовой статус,  права и обязанности, льготы, характер и особенности прохождения военной службы в избранном регионе.  Комментируется просмотр  рекламных видеофильмов.

Перед убытием к месту службы будущим  контрактникам  разъясняются необходимые меры безопасности, доводятся требования организованности и дисциплины, рекомендуется — какие иметь при себе документы и вещи.

Во время  следования в пути офицеры группы продолжают свои наблюдения за отобранным контингентом,  получают дополнительную  информацию
по их качествам, фиксируют лиц с явными отклонениями в поведении, оперативно реагируют на проявляющиеся серьезные нарушения.

В период учебных сборов основными  целями  проводимой  воспитательной работы являются:

  • углубленное изучение,  окончательный отбор,  первичная социально-психологическая адаптация военнослужащих к условиям службы по контракту;
  • профессиональное и социально-психологическое становление солдат и сержантов по контракту в воинском коллективе части.

В адаптационный  период  воспитательная  работа  с военнослужащими-контрактниками организуется и проводится на учебных сборах.

Перед приемом  пополнения воинов-контрактников командиры,  штабы, воспитательные органы подбирают для  работы  в  составе  администрации сборов наиболее подготовленных офицеров и прапорщиков.

С ними проводятся индивидуальные беседы, инструктажи, инструктивно-методические  занятия.  Обращается  внимание на конкретные социально-психологические особенности военнослужащих — контрактников, необходимость учета этих особенностей в воспитательной работе,  педагогический такт и твердость в утверждении уставных  норм  и  правил  воинской жизни.

В масштабе  части  проводятся занятия со всем офицерским составом по методике организации воспитательной  работы  с  воинами-контрактной службы на тему:  «Содержание и особенности воспитательной работы с военнослужащими, проходящими службу по контракту».

Для учебных  сборов  с  солдатами и сержантами контрактной службы выделяются специальные помещения,  оформляются комнаты досуга, доставляются газеты и журналы,  обеспечивается возможность просмотра телепередач, прослушивания радио.

По прибытии в часть новому пополнению уделяется повышенное внимание,  организуется  встреча с командованием,  их знакомят с историей и традициями воинской части,  боевой техникой и оружием, социально-бытовыми условиями.

Основным содержанием воспитательной работы на этом этапе является разъяснение воинам-контрактникам военной политики 0  2и основных положений «военных законов» Российского государства, правовых основ и норм воинской деятельности, общевоинских уставов, задач и особенностей службы в части.

В расписании  учебных сборов предусматриваются занятия по общественно-государственной подготовке, которые проводятся по общеполитической, воинской и правовой тематике.

В используемых  формах воспитательной работы следует отметить индивидуальную воспитательную работу,  информирование, культурно-досуговые мероприятия,  лекции, беседы, вечера вопросов и ответов, встречи с руководящим составом и интересными людьми.

По распорядку дня в часы воспитательной работы организуется  проведение тематических мероприятий,  посвященных боевым традициям Вооруженных Сил,  вечеров отдыха, концертов художественной самодеятельности и т.д.

Во время учебных сборов продолжается углубленное изучение индивидуальных и профессиональных качеств воинов-контрактников. С этой целью офицерами органов воспитательной работы совместно с членами групп профессионального  отбора  организуется  проведение индивидуальных бесед, анкетирование,  тестирование, анализ и обобщение всех имеющихся данных на  изучаемых  военнослужащих.

Особое внимание обращается  на  побудительные  мотивы  заключения контракта,  семейное положение и обстановку во взаимоотношениях с членами семьи,  предшествующую военную службу и трудовую деятельность. Из общих  вопросов  изучения личности воинов-контрактников интерес представляют общеобразовательная подготовка, интеллект, психо-физиологические особенности и профессионально-военные качества, состояние здоровья и физическая подготовка.

По результатам  изучения  на  каждого военнослужащего контрактной службы составляется социально-психологическая карта с выводами и предложениями по дальнейшему использованию их  в  служебной  деятельности.

По определенным причинам социально-бытового и морально-психологического плана часть из них возвращается в свои военкоматы как не  прошедшие аттестование и отказа в подписании с ними контракта.

Завершаются учебные сборы торжественным ритуалом в соответствии с требованиями Устава внутренней службы ВС РФ.

Организация воспитательной  работы с солдатами и сержантами контрактной службы в воинской части и подразделении начинается с организации  их  встречи 0  командованием и личным составом,  проявленного к ним внимания и первоначальных установок,  от этого будет многое зависеть в дальнейшей службе вновь прибывших воинов.

Основными задачами воспитательной работы с солдатами и  сержантами, проходящими службу по контракту в части и подразделении являются:

  • воспитание  осознанного  и  ответственного  отношения к военной службе, готовности беспрекословно выполнить приказ, гордости за Вооруженные Силы и выполняемый воинский долг;
  • обеспечение высокой организованности и  дисциплинированности  в выполнении служебных обязанностей;
  • мобилизация на повышение знаний,  умений и навыков в выполнении своих обязанностей,  рост профессионального мастерства, грамотную эксплуатацию и сбережение техники, вооружения и военного имущества.

С первых  дней  пребывания в части и подразделении солдаты и сержанты контрактной службы в полном объеме включаются в действующую  систему воспитательной  работы.

С ними знакомятся непосредственно в подразделениях,  беседуют командиры,  заместители по воспитательной работе, их представляют сослуживцам. Им уделяется внимание в вопросах социально-бытового обустройства.

Командир части,  заместитель по воспитательной  работе  постоянно интересуются вводом в строй и становлением воинов-контрактников,  заслушивают командиров подразделений и их заместителей по  воспитательной работе об успехах и недостатках в службе,  о поведении,  настроениях и запросах, морально-психологическом климате в коллективах.

В воинской части продолжается изучение каждого нового контрактника.  При  этом используются выводы и рекомендации,  данные в период их отбора и пребывания на учебных сборах. Вносятся определенные коррективы в проводимую с ними воспитательную работу. Вырабатываются предложения по отбору и подготовке пополнения к несению караульной службы, боевого дежурства и выполнению поставленных задач.

Вновь прибывшие приказом по части закрепляются за группой общественно-государственной подготовки.  Руководитель группы проводит с ними индивидуальное  собеседование,  ставит  задачи по изучению программы и учебных тем.

В период адаптации оправдывает себя практика закрепления за новыми военнослужащими наставников из числа опытных и передовых военнослужащих.  Это, с одной стороны, позволяет в более короткие сроки вводить новых солдат и сержантов в строй,  овладевать воинской специальностью, а,  с другой стороны,  помогает избегать промахов и ошибок в служебной деятельности,  а также в личном поведении. Правильный и удачный подбор наставника  способствует  вхождению  новичков в коллектив сослуживцев, служит действенным фактором в своевременном предупреждении и  разрешении конфликтных ситуаций.

В системе  воспитательной  работы большую роль играет  Совет военнослужащих по контракту, в состав которого избираются наиболее авторитетные и образцовые люди. На проводимых общих собраниях военнослужащих контрактной службы весомое слово и  оценка  поведения  и  службы  воина-контрактника оказывает сильное воспитательное воздействие на сослуживцев.

Таким образом,  воспитательная  работа  с  солдатами и сержантами контрактной службы должна носить плановый и непрерывный характер.  Она организуется  и  проводится  на  основе  апробированной системе работы должностных лиц по воспитанию личного  состава  в  звене  рота-батальон-полк.

Качество и результативность воспитательной работы с воинами-контрактниками  достигается за счет обеспечения единства обучения и воспитания, согласованного участия в этом процессе всех должностных лиц воинских частей и органов военного управления.

Эффективность системы  воспитания  солдат и сержантов контрактной службы во многом зависит от ее организации непосредственно в ротном  и батальонном звене,  дифференцированного подхода к данной категории людей, хорошо налаженной индивидуальной воспитательной работы.

Немаловажное значение имеет разумное сочетание морального и материального стимулирования служебной деятельности  воинов-контрактников, а  также применяемых к ним мер поощрения за усердие в службе с дисциплинарной ответственностью за нарушения и проступки.

     Задачи воспитательных органов по вопросам психологической работы:

  • планируют  и осуществляют мероприятия по морально-психологическому обеспечению выполнения войсками (силами) боевых задач;
  • проводят мероприятия по укреплению психологической устойчивости
  • личного состава, его готовности и способности к выполнению задач в любых условиях обстановки;
  • участвуют в информационно-психологическом противодействии в интересах поддержания высокого морально-боевого духа личного состава;
  • организуют работу по изучению социально-психологической  обстановки в воинских и трудовых коллективах;
  • организуют работу войсковых психологов, осуществляют их методическое обеспечение  в целях изучения психологического климата в воинских коллективах,  снятия психологической напряженности, предупреждения
  • негативных явлений;
  • участвуют в психологической подготовке личного состава в  интересах готовности военнослужащих к выполнению поставленных задач;

 Исходя из этого психолог части решает следующие основные задачи:

  • изучает психологических особенностей военнослужащих и формирует у них профессионально  важные  качества;
  • прогнозирует социально-психологические процессы в воинских коллективах и вырабатывает предложения по управлению ими;
  • организует мероприятия психологической работы по  обеспечению боевой  и  мобилизационной готовности,  несения боевого дежурства (боевой службы), караульной и внутренней служб;
  • проводит профессионально-психологический отбор и рациональное распределение военнослужащих в частях и соединениях;
  • анализирует условия повседневной, учебно-боевой деятельности военнослужащих и вырабатывает психологические рекомендации по их оптимизации;
  • организует психологическую помощь и просвещение военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала;

При этом согласно Приказа Министра обороны N 235 Основные  усилия  в психологической работе сосредотачиваются на:

  • изучении психологических особенностей военнослужащих и воинских коллективов;
  • формировании в воинских коллективах здорового морально-психологического климата;
  • профилактике негативных проявлений в поведении личного состава;
  • снятии психологических нагрузок;
  • организации работы по психологической адаптации молодого пополнения;
  • проведении профессионального психологического отбора военнослужащих;
  • осуществлении комплексного подхода,  с участием в психолого-педагогическом воздействии на военнослужащих командиров,  штабов,  медицинских работников, юристов и других специалистов.

РУКОВОДСТВО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Психолог должен:

  1. Знать способы и методики изучения индивидуальных характеристик личного состава и особенностей при изучении воинских коллективов.
  2.  Осуществлять психологическую профилактику нарушений воинской дисциплины, правопорядка и других негативных явлений.
  3. Решать задачи психологического сопровождения гарнизонной и караульной службы, боевого дежурства (службы).
  4. Владеть методикой психологической подготовки личного состава.
  5. Проводить профессиональный психологический отбор.
  6. Методически грамотно проводить теоретическую и практическую подготовка военнослужащих по вопросам военной психологии.
  7. Организовывать психологическую помощь военнослужащим,  членам их семей и гражданскому персоналу.
  8. Противодействовать негативному психологическому  воздействию на военнослужащих.

В практической  деятельности свои обязанности психолог полка реализует по следующим основным направлениям:

  1. Изучение индивидуальных характеристик личного состава.
  2. Изучение воинских коллективов.
  3. Психологическая профилактика нарушений воинской дисциплины,правопорядка и других негативных явлений.
  4. Психологическая работа по обеспечению гарнизонной и караульной службы боевого дежурства (службы).
  5. Психологическая подготовка личного состава.
  6. Профессиональный психологический отбор.
  7. Теоретическая и практическая подготовка военнослужащих по вопросам военной психологии.
  8. Психологическая помощь военнослужащим,  членам их семей и гражданскому персоналу.
  9. Противодействие негативному психологическому  воздействию на военнослужащих.

    Психолог полка обязан :

  • участвовать в разработке и выполнении плана боевой подготовки  полка  по вопросам психологической подготовки личного состава полка;
  • организовывать и  лично  проводить  мероприятия по психологическому обеспечению боевой и мобилизационной готовности,  боевого дежурства, караульной  и внутренних служб,  повседневной деятельности полка;
  • знать социально-психологические  процессы  в  подразделениях, личностные качества военнослужащих, их мнения, настроения, проводить индивидуальную и групповую психологическую профилактику;
  • лично работать в подразделениях по оказанию помощи командирам в поддержании устойчивого морально-психологического состояния военнослужащих,  сплочения многонациональных воинских  коллективов,
  • предупреждения конфликтных ситуаций и других негативных явлений;
  • участвовать в  проведении  мероприятий  по  психологическому противодействию;
  • участвовать в работе по военно-профессиональному отбору  личного состава полка, его расстановке по подразделениям;
  • проводить мероприятия по психологической адаптации военнослужащих к условиям воинской службы;
  • вести постоянное наблюдение за лицами  с  нервно-психическими отклонениями, проводить коррекцию их поступков и деятельности;
  • организовать и лично проводить занятия по психолого-педагогической подготовке с офицерами, прапорщиками и сержантами полка;
  • во взаимодействии с начальником медицинской службы полка осуществлять  пропаганду здорового образа жизни среди военнослужащих и членов их семей;
  • оказывать психологическую помощь членам семей военнослужащих.

Психолог полка(корабля  1 ранга) несет ответственность за состояние и организацию психологической работы в интресах воспитания личного состава, укрепления  его морально-психологического состояния и поддержания психологической устойчивости военнослужащих.  Он подчиняется заместителю командира полка(корабля 1 ранга) по воспитательной работе.

Психолог полка(корабля  1 ранга):

  • обязан знать психологические качества военнослужащих, изучать социально-психологические процессы в полку(на корабле) и подразделениях, вырабатывать предложения и участвовать в выполнении задач,  поставленных командиром  по  формированию  здорового  морально-психологического климата в воинских коллективах,  укреплению воинской дисциплины и профилактике правонарушений;
  • отвечает за  организацию  и  проведение психологической работы по поддержанию боевой и мобилизационной готовности, выполнению планов боевой подготовки, боевого дежурства и боевой службы, караульной и внутренней служб, повседневной и боевой деятельности полка(корабля);
  • совместно с  медицинской  службой полка(корабля) выявляет и ведет постоянное наблюдение за военнослужащими с признаками нервно-психической неустойчивости, оказывает им психологическую помощь;
  • лично проводит мероприятия и несет ответственность за  работу  по психологической адаптации военнослужащих к условиям военной службы;
  • принимает участие в профессиональном психологическом отборе  личного состава полка(корабля),  участвует в его расстановке по подразделениям и воинским специальностям;
  • лично организует  и оказывает психологическую помощь военнослужащим и членам их семей, гражданскому персоналу;
  • несет ответственность за организацию взаимодействия с медицинской службой полка(корабля) и проведение мероприятий психологической работы по сохранению психического здоровья личного состава;
  • отвечает за методическое обеспечение занятий по психолого-педагогической подготовке  с офицерами,  прапорщиками(мичманами),  сержантами(старшинами);
  • несет ответственность  за  проведение мероприятий по противодействию негативному психологическому воздействию на личный состав и вырабатывает предложения  командирам по повышению психологической устойчивости военнослужащих;
  • обязан соблюдать  этические  нормы  профессиональной деятельности психолога, не допускать использования полученной  информации  в  ущерб военнослужащим и членам их семей, гражданскому персоналу;
  • участвует в развитии материально-технической базы психологической работы;
  • информирует о  проводимых  мероприятиях  вышестоящих  должностных лиц, организующих психологическую работу.