Человек — это тайна Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потратил время
Ф. ДОСТОЕВСКИЙ
Практика воспитательной работы в воинских частях и подразделениях свидетельствует о том, что ее эффективность во многом зависит от умения командиров (начальников) изучать и учитывать индивидуальные особенности тех, кого они воспитывают. При этом реализация принципа индивидуального подхода в воспитательной работе с военнослужащими способствует повышению уровня боевой готовности, качества боевой и общественно-государственной подготовки, созданию в воинских коллективах здоровой морально-психологической обстановки.
Индивидуально-воспитательная работа (ИВР) — это систематическое и целенаправленное влияние воспитателей (командиров, начальников) на воспитуемых (различных категорий военнослужащих), осуществляемое с учетом их индивидуальных особенностей и с использованием целесообразных в определенных условиях методов, форм и средств воспитания.
Отличительной чертой индивидуально-воспитательной работы является то, что главное внимание воспитателей сосредоточено на изучении и учете индивидуальных особенностей военнослужащих Ее эффективность обусловлена степенью познания индивидуальности каждого воина, глубиной изучения его психики и личностных качеств ИВР предусматривает обязательный подбор и применение наиболее целесообразных, с педагогической точки зрения, для каждого военнослужащего и конкретной ситуации наиболее эффективных форм, методов и средств воспитательного влияния. Индивидуально-воспитательная работа с военнослужащими преследует несколько задач, которые составляют ее содержание Основными из них являются. — формирующая, которая предусматривает целенаправленную выработку у воинов личностных качеств, необходимых для успешного выполнения функциональных обязанностей по должностному предназначению, — мобилизующая способствует созданию в сознании военнослужащего настроя на достижение целей, стоящих перед ним или воинским коллективом, — профилактическая позволяет формировать у воинов установку на недопустимость и предупреж- дение отклонений в их поведении, — развивающая характеризует ИВР с точки зрения ее возможностей по позитивному изменению интеллектуальных, физических и других личностных качеств военнослужащих;
— перевоспитательная задача связана с устранением отдельных негативных качеств личности воинов.
В процессе организации ИВР необходимо прежде всего изучить информацию биографического характера, что является одной из уставных обязанностей каждого командира (начальника) Практика показывает, что офицеру, прапорщику необходимо знать следующий минимум сведений о подчиненном’ фамилию, имя, отчество, время и место рождения, состав семьи, род занятий ее членов; в каких учебных заведениях обучался, где и кем работал; какой общественной деятельностью занимался, уровень физического развития, результаты в спорте, увлечения.
Эти и другие данные можно получить, изучив личное дело и другие документы военнослужащего, по возможности побеседовав с его родителями (родственниками), а также путем индивидуальной ознакомительной, беседы.