Это обусловлено тем, что управление психическими процессами и состояниями предполагает прежде всего опору на научно обоснованные представления о протекании этих процессов в подразделении. Такое представление формируется на основе двух основных потоков научной информации. “Сверху”, от ученых – в подразделение, в воинскую часть, поступает научная теория и основанные на ней методические средства, с помощью которых может быть осуществлено понимание данных психологических явлений.
С другой стороны, проведенные в подразделении с помощью данных методик исследования и интерпретация полученных результатов с позиций предложенной теории позволяет сформировать информационный поток “снизу”. Его главное предназначение — уточнить реальное состояние психологических факторов в подразделении и обеспечить тем самым возможность для принятия управленческого решения в сфере психологической работы.
Исходя из представления о двух потоках психологического знания можно сказать, что основным содержанием психологической работы являются психологическое изучение и психологическое управление объектом. При этом, в зависимости от объекта, на изучение и оптимизацию которого направлена психологическая работа, выделяются следующие ее организационные уровни:
– уровень отдельного военнослужащего,
– уровень воинского коллектива (подразделения),
– уровень воинской части.
Психологическое изучение объекта предполагает научное исследование, описание, объяснение и прогнозирование социально-психологических процессов, явлений и состояний отдельных военнослужащих и воинских коллективов на основе достоверной информации, полученной с помощью надежных методов. Результатом этой деятельности является психологический диагноз, предполагающий описание актуального и перспективного состояния объекта изучения, а также предлагаемые меры управляющего воздействия.
Психологическое управление объектом предполагает оптимизацию имеющихся условий жизнедеятельности военнослужащих с учетом ее психологических аспектов на основе внедрения практических рекомендаций и оказания непосредственной помощи руководителям, воинским коллективам, отдельным военнослужащим, членам их семей и гражданскому персоналу. Следует отметить, что психологическое управление может быть прямым, включающим специальные психологические методы воздействия на личность, коллектив и косвенным, осуществляемым совместными усилиями всех субъектов психологической работы через изменение условий жизнедеятельности, направленным подбором, отбором военнослужащих, через изменение технологии и режима деятельности.
Основными задачами психологической работы в воинской части являются:
– изучение индивидуально-психологических особенностей военнослужащих, социально-психологических процессов и явлений в воинских коллективах и прогнозирование их развития;
– психологическая экспертиза профессиональной пригодности военнослужащих и поступающего пополнения в целях их рационального размещения по военным специальностям и должностям;
– психологический анализ служебно-боевой деятельности и учебно-воспитательного процесса и выработка мер по повышению их эффективности;
– психологическое обеспечение требуемого уровня боевой и мобилизационной готовности, выполнения боевых и учебно-боевых задач, боевого дежурства (боевой службы), караульной и внутренней служб;
– формирование здорового морально-психологического климата в воинских коллективах;
– оказание психологической помощи военнослужащим, членам их семей и гражданскому персоналу, а также организация психологического просвещения военнослужащих;
– противодействие информационно-психологическому воздействию на военнослужащих.
Реализация данных задач осуществляется субъектами психологической работы. В воинской части к ним относится довольно широкий круг лиц, в той или иной мере оказывающий психологическое воздействие на военнослужащих. Таковыми, в частности, являются: командиры, штабы, органы воспитательной работы, медицинская служба, военнослужащие, воинские коллективы, общественные организации. От согласованности их действий во многом зависит эффективность психологической работы в целом.
Кратко охарактеризуем их основные функции. Так, командиры всех уровней отвечают за руководство и организацию психологической работы в вверенных им подразделениях и частях. Осуществляя комплексный, системный подход к решению различных задач они ставят задачи подчиненным должностным лицам по организации и проведению мероприятий психологической работы, сами непосредственно принимают участие в реализации этих задач, контролируют качество их выполнения.
Штабы совместно с органами воспитательной работы обеспечивают единство планирования и согласованность проведения мероприятий психологической работы, вносят предложения по укреплению морально-психологического состояния личного состава и участвуют в их реализации.
Органы воспитательной работы несут ответственность за планирование, методическое обеспечение, организацию, проведение и качество психологической работы.
Медицинская служба во взаимодействии с командирами и должностными лицами воспитательной работы осуществляет мероприятия по психогигиене и психопрофилактике с целью создания оптимальных условий сохранения психического здоровья военнослужащих, предупреждения психических расстройств и раннего выявления военнослужащих с нервно-психической неустойчивостью и психическими заболеваниями.
В то же время, существует специальный институт должностных лиц и органов психологической работы. На уровне воинской части им является психолог. Обладая необходимым уровнем профессиональной квалификации он несет персональную ответственность за содержание и научное обеспечение мероприятий психологической работы, а также за качество, обоснованность и достоверность психологических заключений и рекомендаций. В его обязанности входит осуществление мероприятий, предполагающих применение специальных психологических процедур и методов, а также оказание методической помощи должностным лицам.