>

» Организация движения психологической информации в рамках психоло-гической работы Военные страницы Статьи военной тематики

Это обусловлено  тем, что управление психическими процессами и состояниями предполагает прежде всего опору на научно обоснованные представления о протекании этих процессов в подразделении. Такое представление формируется на основе двух основных потоков научной информации. Сверху, от ученых –  в подразделение, в воинскую часть, поступает научная теория и основанные на ней методические средства, с помощью которых может быть осуществлено понимание данных психологических явлений.

С другой стороны, проведенные в подразделении с помощью данных методик  исследования и интерпретация полученных результатов с позиций предложенной теории позволяет сформировать информационный поток “снизу”. Его главное предназначение — уточнить реальное состояние психологических факторов в подразделении и обеспечить тем самым возможность для принятия управленческого решения в сфере психологической работы.

Исходя из представления о двух потоках психологического знания можно сказать, что основным содержанием психологической работы являются психологическое изучение и психологическое управление объектом. При этом, в зависимости от объекта, на изучение и оптимизацию которого направлена психологическая работа, выделяются следующие ее организационные уровни:

– уровень отдельного военнослужащего,

– уровень воинского коллектива (подразделения),

– уровень воинской части.

Психологическое изучение объекта предполагает научное исследование, описание, объяснение и прогнозирование социально-психологических процессов, явлений и состояний отдельных военнослужащих и воинских коллективов на основе достоверной информации, полученной с помощью надежных методов. Результатом этой деятельности является психологический диагноз, предполагающий описание актуального и перспективного состояния объекта изучения, а также предлагаемые меры управляющего воздействия.

Психологическое управление объектом предполагает оптимизацию имеющихся условий жизнедеятельности военнослужащих с учетом ее психологических аспектов на основе внедрения практических рекомендаций и оказания непосредственной помощи руководителям, воинским коллективам, отдельным военнослужащим, членам их семей и гражданскому персоналу. Следует отметить, что психологическое управление может быть прямым, включающим специальные психологические методы воздействия на личность, коллектив и косвенным, осуществляемым совместными усилиями всех субъектов психологической работы через изменение условий жизнедеятельности, направленным подбором, отбором военнослужащих, через изменение технологии и режима деятельности. 

 Основными задачами психологической работы в воинской части являются:

– изучение индивидуально-психологических особенностей военнослужащих, социально-психологических процессов и явлений в воинских коллективах и прогнозирование их развития;

– психологическая экспертиза профессиональной пригодности военнослужащих и поступающего пополнения в целях их рационального размещения по военным специальностям и должностям;

– психологический анализ служебно-боевой деятельности и учебно-воспитательного процесса и выработка мер по повышению их эффективности;

– психологическое обеспечение требуемого уровня боевой и мобилизационной готовности, выполнения боевых и учебно-боевых задач, боевого дежурства (боевой службы), караульной и внутренней служб;

– формирование здорового морально-психологического климата в воинских коллективах;

– оказание психологической помощи военнослужащим, членам их семей и гражданскому персоналу, а также организация психологического просвещения военнослужащих;

– противодействие информационно-психологическому воздействию на военнослужащих.

Реализация данных задач осуществляется субъектами психологической работы. В воинской части к ним относится довольно широкий круг лиц, в той или иной мере оказывающий психологическое воздействие на военнослужащих. Таковыми, в частности, являются: командиры, штабы, органы воспитательной работы, медицинская служба, военнослужащие, воинские коллективы, общественные организации. От согласованности их действий во многом зависит эффективность психологической работы в целом.

Кратко охарактеризуем их основные функции. Так, командиры всех уровней отвечают за руководство и организацию психологической работы в вверенных им подразделениях и частях. Осуществляя комплексный, системный подход к решению различных задач они ставят задачи подчиненным должностным лицам по организации и проведению мероприятий психологической работы, сами непосредственно принимают участие в реализации этих задач, контролируют качество их выполнения.

Штабы совместно с органами воспитательной работы обеспечивают единство планирования и согласованность проведения мероприятий психологической работы, вносят предложения по укреплению морально-психологического состояния личного состава и участвуют в их реализации.

Органы воспитательной работы несут ответственность за планирование, методическое обеспечение, организацию, проведение и качество психологической работы.

Медицинская служба во взаимодействии с командирами и должностными лицами воспитательной работы осуществляет мероприятия по психогигиене и психопрофилактике с целью создания оптимальных условий сохранения психического здоровья военнослужащих, предупреждения психических расстройств и раннего выявления военнослужащих с нервно-психической неустойчивостью и психическими заболеваниями.

В то же время, существует специальный институт должностных лиц и органов психологической работы. На уровне воинской части им является психолог. Обладая необходимым уровнем профессиональной квалификации он несет персональную ответственность за содержание и научное обеспечение мероприятий психологической работы, а также за качество, обоснованность и достоверность психологических заключений и рекомендаций. В его обязанности входит осуществление мероприятий, предполагающих применение специальных психологических процедур и методов, а также оказание методической помощи должностным лицам.