Почему разбился самолёт с Пригожиным: четыре версии крушения

почему разбился самолёт пригожина

Почему разбился самолёт с Пригожиным на борту – этот вопрос волнует многих в России и за рубежом. Версии крушения выступили на первый план после засекреченных похорон главы ЧВК «Вагнер». Тем временем производители Embraer из Бразилии пытаются присоединиться к выяснению причин гибели воздушного судна.

Почему разбился самолёт с Евгением Пригожиным на борту, Россия выяснит самостоятельно. Едва похоронили лидера ЧВК «Вагнер», причём в условиях повышенной секретности, открываются неожиданные повороты в ходе расследования причин крушения Embraer Legacy в Тверской области. Соответственно, появляются новые версии.

Выяснением того, почему разбился самолёт с Пригожиным, занялось Бразильское управление по расследованию авиационных происшествий. Зарубежному ведомству пояснили, что в России не будут расследовать аварию бизнес-джета Embraer в соответствии с международными правилами. Самолёт выполнял внутренний рейс, поэтому на него не распространяются международные требования. Об этом сообщило агентство Reuters 30 августа.

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) сделал официальное заявление «в связи с многочисленными обращениями». В организации сообщили, что не занимаются расследованием причин авиационного происшествия с самолётом Евгения Пригожина.

Почему разбился самолёт с Пригожиным: обсуждаются четыре версии происшествия

До сих пор в СМИ рассматривались три ответа на вопрос, почему разбился самолёт Embraer Legacy 600 с Евгением Пригожиным на борту:

  • самолёт был сбит системой российских ПВО;
  • в самолёт заложили бомбу;
  • в воздушном судне взорвались боеприпасы, пронесённые на борт.

Западная пресса проявила активный интерес к участию зарубежных экспертов в расследовании причин крушения Embraer Legacy. На фоне этого стала жизнеспособной четвёртая версия: вероятность стороннего вмешательства в управление бизнес-джетом.

Подробно гибель Евгения Пригожина и его соратников «ВОЕННЫЕ СТРАНИЦЫ» освещали здесь:

Официальное расследование ведёт Главное управление СУ СКР. Возбуждено уголовное дело, в рамках которого специалисты должны выяснить, почему разбился самолёт Embraer Legacy 600, регистрационный номер RA-02795, с Евгением Пригожиным на борту. Пока оно квалифицируется по статье 263 УК РФ (Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного судна).

Изъяты бортовые самописцы, или, как ещё их принято называть, «чёрные ящики». Кроме того, следствие проверяет документацию, назначены необходимые судебные экспертизы, проверяются версии произошедшего, сообщила пресс-служба СКР. Параллельно своё расследование, почему разбился самолёт с Евгением Пригожиным на борту, ведёт специальная комиссия Росавиации.

Что известно про разбившийся самолёт Евгения Пригожина

Самолёт Embraer Legacy 600 производства бразильской авиастроительной компании Embraer считается одним из самых надёжных летательных аппаратов. Собирать эти бизнес-джеты начали в 2001 году. За время эксплуатации было лишь два авиационных происшествия с их участием.

  • 29 сентября 2006 года Embraer Legacy 600 столкнулся с самолётом Boeing 737, пролетая над северным штатом Мату-Гросу в Бразилии. Боинг с 154 пассажирами разбился. Embraer, несмотря на серьёзные повреждения левого горизонтального стабилизатора и левого предкрылка, продолжил полёт и сел на военном аэродроме.
  • 23 августа 2023 года самолёт Embraer Legacy 600 Евгения Пригожина разбился в Тверской области по неустановленной пока причине. На месте падения самолёта обнаружены тела 10 человек.

Embraer Legacy 600 в настоящее время снят с производства, хотя и остаётся на рынке. 3 марта 2022 года бразильская компания объявила о прекращении поставок оборудования и обслуживания всех самолётов марки Embraer в России в связи с началом СВО на Украине.

Версия стороннего вмешательства в управление, которая объясняет, почему разбился самолёт с Пригожиным

Эксперт Александр Дубровский отметил важность того, что самолёт Embraer Legacy 600 оснащён двумя турбовентиляторными двигателями Rolls-Royce AE 3007 американского производства. Что в этом воздушном судне бразильского, а что американского, понять сложно. Но должна быть стыковка с встроенной системой управления двигателей производства США, подчеркнул эксперт.

Дубровский напомнил историю, которая произошла несколько лет назад из-за санкций. Некий иностранный производитель вмешался в системы управления газотурбинных установок (ГТУ), импортированных у него «Газпромом» и остановил их, фактически выведя из строя. Вероятно, это может объяснить, почему разбился самолёт с Пригожиным.

«ГТУ – это, по конструкции, аналог турбореактивного авиадвигателя, адаптированный к прокачке газа. Если проводить параллель, производитель двигателей Rolls-Royce однозначно имеет внешний доступ к системам управления своей высокотехнологичной продукции. А именно: в любой момент может тайно вмешаться, остановить, вывести из строя, осуществить нештатную работу, которая, в случае работающего двигателя, однозначно приведёт, как минимум, к аварийной остановке, либо… дальше, думаю, понятно – это тот самый взрыв», – предположил эксперт.

Согласно приложению 13 Конвенции Международной организации гражданской авиации (ИКАО), на Россию возлагается обязанность уведомить страну, где собран самолёт, и ИКАО об авиационном происшествии. Производитель имеет право назначить своего представителя для выяснения, почему разбился самолёт с Пригожиным на борту. Так как данный тип самолета оснащён двигателями производства США, то американский концерн имеет право участвовать в расследовании. Об этом заявил  авиационный эксперт Вадим Лукашевич в интервью «Новым Известиям».

Версия о причастности ПВО к катастрофе, в которой погиб глава ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин

Первая скоропалительная версия, почему разбился самолёт с Пригожиным на борту, связана с противовоздушной обороной РФ. Сперва полагали, что воздушное судно сбили двумя ракетами С 300. Недалеко стоит  С300ПС, рядом расположен склад хранения ракетного и артиллерийского вооружения в/ч 55443. Вполне правдоподобно, отметили эксперты, однако самолёт разорвало на части. Так ракеты не сбивают самолёты, чтобы хвостовая часть рухнула у железнодорожной станции, одно крыло нашли в реке, основная часть и фюзеляж упали возле села.

«Вы знаете, что такое сбила ракета? Это же только главнокомандующий может дать команду военно-космическим силам что-то сделать. Дальше дадут команду какому-то конкретному подразделению. А тот даст команду расчету конкретному. Понимаете, сколько людей задействовано? Какой идиот это будет делать? Хотя я и этого не отрицаю: чёрт его знает, может, какие-то там умалишенные решили это. Но не верю», — сделал выводы президент Белоруссии Александр Лукашенко в попытке объяснить, почему разбился самолёт с Пригожиным.

Версия: самолёт Пригожина взорвала бомба, установленная перед вылетом

Telegram-канал «ВЧК-ОГПУ»* склоняется к версии, что самолёт Пригожина разбился из-за взрыва бомбы на борту, и, наверное, даже не одной.

Ранее бизнес-джет Евгения Пригожина числился в юрисдикции африканской страны, сообщил канал. Примерно три года назад джет попал под санкции и мог летать только по России. Самолёт зарегистрировали в РФ. Он эксплуатировался компанией «МНТ-Аэро», у которой было три джета. Одно воздушное судно разбилось в Тверской области, два других находятся на ремонте.

почему разбился самолёт пригожина
На месте крушения бизнес-джета Embraer 600 с бортовым номером RA-02795

Кроме того, канал выяснил, что за несколько часов до вылета на борту бизнес-джета были посторонние. Самолёт компания «МНТ-Аэро» выставила на продажу, и с утра явились покупатели из авиакомпании «Русджет», утверждает канал.

Покупатели, прежде чем зайти на борт, прошли через металлоискатели. У мужчины-техника с собой был только телефон, у женщины — сумочка. В течение часа они осматривали самолёт снаружи и изнутри вместе с менеджером полётов. Мало того, менеджер оповестила потенциальных покупателей о времени вылета самолёта Пригожина. Без злого умысла, конечно, лишь с целью показать состояние Embraer Legacy 600 до взлёта.

«Мы прошли две рамки, я ходила за ними по пятам. Они ничего не оставили в салоне самолета…», – уверяет менеджер на аудиозаписи, представленной каналом.

Самолёт перед вылетом ремонтировался. Как говорит менеджер, тормоз ставили в субботу, турбохолодильник – в воскресенье, 20 августа. На борт не стали устанавливать агрегат, заказанный в США в обход санкций — монтировали турбохолодильник неизвестного происхождения. По информации канала, работы по монтажу запчастей проводили три инженера. Их допрашивали первыми.

почему разбился самолёт пригожина
Так выглядит самолёт Embraer изнутри

В нескольких telegram-каналах, со ссылками друг на друга, утверждается, что у следствия два ответа на вопрос, почему разбился самолёт с Пригожиным. Взрывное устройство заложили в отсеке шасси или в районе санузла.

«По мнению следователей, бомба вряд ли была установлена в отсек шасси: рядом расположены топливные баки и при детонировании СВУ в этом месте самолёт был бы объят огнём уже при падении. Возможно, на борту было заложено два взрывных устройства — на случай, если одна бомба не сработает», — сообщила Baza.

У telegram-канала Mash появились сведения о неприоритетной версии следствия — неосторожное обращение с боеприпасами. На месте падения самолёта Евгения Пригожина в Тверской области обнаружено стрелковое оружие, боеприпасы и гранаты. Значит, могло что-то сдетонировать. Тогда понятно, почему разбился самолёт с Пригожиным – не по причине теракта.

Версия о Пригожине в другом самолёте, которую опровергла генетическая экспертиза

Конспирологическая версия, что Евгений Пригожин жив и летел в Петербург другим бортом, была отложена после идентификации останков погибших в крушении путём генетической экспертизы. Ранее в СМИ прошла информация, что во время падения самолёта, в котором находился основатель ЧВК «Вагнер», на радарах было второе судно, Embraer-135. Выводы делались на основании данных сервиса Flightradar24. Причём журналисты знали от близкого круга лидера ЧВК «Вагнер», что Евгений Пригожин использует разные борта в целях безопасности. Иногда, например, регистрируется на один самолёт, а летит на другом.

Компания «Джетика», которой принадлежит Embraer-135, опровергла принадлежность  самолёта Embraer-135 с регистрационным номером RA-02748 Евгению Пригожину. Воздушное судно, по уверению руководства компании, летело из Петербурга в Москву без пассажиров на борту. То есть изначально оно двигалось в противоположном направлении от самолета с сотрудниками ЧВК «Вагнер». Хотя поклонники Героя России Евгения Пригожина надеются, что разбился другой самолёт, с двойником.

Кратко о том, почему разбился самолёт с Евгением Пригожиным на борту

23 августа бизнес-джет Embraer Legacy лидера ЧВК «Вагнер», который летел из Москвы в Санкт-Петербург, разбился в Тверской области. На месте падения самолёта нашли тела Евгения Пригожина и Дмитрия Уткина. Вместе с ними погибли Валерий Чекалов, который отвечал за логистическое обеспечение ЧВК «Вагнер», охранники и члены экипажа. Личности всех погибших установила генетическая экспертиза. Она исключила версию о фальсификации гибели командиров ЧВК «Вагнер». Но точного ответа на вопрос, почему разбился самолёт с Пригожиным, общественность так и не получила.

О том, где похоронили Евгения Пригожина, мы сообщали здесь.

* «ВЧК-ОГПУ» Минюст РФ признал иностранным агентом 

Фото: Flightradar24, telegram-каналы Mash и «ВЧК-ОГПУ»*.

Оперативные новости в вашем мобильном: Телеграм канал Warpages