Горные районы и их особенности, оказывающие влияние на боевые действия войск и ведение разведки, характеризуются такими показателями, как абсолютная высота и климат, характер рельефа и крутизна скатов, растительность и животный мир.
Абсолютная высота _0местности горного района над уровнем моря является важным показателем, определяющим климатические условия. С увеличением высоты температура воздуха понижается, атмосферное давление и плотность воздуха снижаются, количество осадков и скорость ветра возрастают. Так, с увеличением высоты на каждые 100 м температура воздуха понижается в среднем на 0,6 С, атмосферное давление снижается на 8-10 мм, плотность воздуха — на 1,2%. Низкие температуры и разряженность воздуха в горах значительно влияют на режим работы боевой техники и автотранспорта: снижается мощность двигателя и скорость движения, а расход горючего и испаряемость воды в радиаторах повышаются. Так, грузоподьемность автотранспорта снижается на 20-25%, средняя скорость уменьшается в 2 раза, температура кипения воды в среднем снижается на 3,2 С на каждые 1000 м подъема.
Чем выше горы, тем меньше давление воздуха. Так на высоте 2000 м у человека появляется некоторый недостаток кислорода в крови, что вызывает учащенное сердцебиение, а при большой физической нагрузке — головокружение. На высотах более 3000 м наблюдаются массовые случаи заболевания горной болезнью. Причиной возникновения этой болезни может быть слабое состояние здоровья или отсутствие акклиматизации. Это состояние может быть облегчено отдыхом.
На больших высотах нагревание воздуха лучами солнца приводит к контрастам в температуре. Разница температуры на солнце и в тени достигает иногда 10 С. При выходе в такие районы рекомендуется принимать особые меры предосторожности, чтобы избежать ослепления и ожогов, которые могут возникнуть от воздействия сильного солнечного света и лучей, отраженных от снежного покрова и облаков.
Погода _0горных районов подвержена весьма частым и резким изменениям даже в течение одних суток. Дождь, снег, яркое солнце, пасмурная погода, метель и сильный ветер чередуются между собой. Резкое понижение температуры воздуха наступает после захода солнца, при изменении направления воздуха или облачности. Разность температуры дня и ночи в горах местами достигает 10-20 С. Резкие изменения температуры могут вызвать бури и ураганы (10-20 м/сек и более).
Скорость ветра_0, как правило, с высотой возрастает. Обычно на хребтах и вершинах ветер усиливается. В большинстве случаев его направление регулируется характером местности. Во время ураганов, а также значительное время спустя часто бывают крупные камнепады и лавины. Поэтому в период сильных ветров, если нет острой необходимости, движение следует прекратить и возобновлять его только в период полного затишья.
Большим препятствием для действий в горах могут явиться грозы.
Наибольшую опасность представляет возможное поражение личного состава молнией. Поэтому еще перед началом грозы нужно сойти с гребня и прекратить движение. Новый маршрут прокладывается не по скальным хребтам, а в обход их, хотя этот путь может быть длиннее и сложнее.
В горах выпадает большое количество осадков (примерно в 1,5-2 раза больше, чем на равнине). При этом количество осадков возрастает с увеличением высоты до зоны наибольшего их выпадения (примерно 2000 м), а далее за ней осадков становится меньше. На склоны гор, обращенные к господствующим ветрам, как правило, выпадает больше осадков, чем на склоны, находящиеся с подветренной стороны.
В летний период дожди часто становятся ливнями, вслед за которыми горные ручьи и реки превращаются в бурные стремительные потоки, несущие разрушения и создающие препятствия для действий войск. Тропы, травянистые склоны и скалы становятся скользкими, продвигаться по ним необходимо с осторожностью. Для обеспечения безопасности движения следует применять специальные предметы снаряжения. Кроме того, промокшая одежда стесняет движения, а при температуре ниже нуля возможно обморожение личного состава.
Туман — обычное явление в горах. Он снижает видимость, затрудняет ведение разведки и увеличивает количество несчастных случаев. Туманы бывают различной плотности. Туман искажает очертания видимых предметов и расстояние до них, а также крайне затрудняет ориентирование. При передвижении в тумане по местности необходимо иметь компас, карту, следует вести учет пройденного расстояния. Туманы в долинах позволяют и в дневное время скрытно совершать передвижения, проводить внезапные действия по захвату пленных и осуществлять налеты.
Зима в горных районах характеризуется сильными морозами и сильными метелями. Глубина снежного покрова непостоянна и зависит от высоты над уровнем моря. Большинство горных склонов, легко проходимых летом, зимнее время становятся труднопреодолимыми и опасными для движения.
Снежные лавины чаще всего возникают на скатах крутизной 15-60 при снежном покрове более 30-40 см. Лавиноопасные места необходимо проходить быстро и с особой осторожностью, обеспечивая личный состав цветными веревками длиной 25-30 м. Один конец веревки должен обвязываться вокруг пояса, а другой — оставаться свободным. Дистанция между личным составом должна быть установлена в зависимости от зоны опасности. Однако при всех условиях необходимо строго поддерживать зрительную связь.
Еще большую опасность представляют осыпи, обвалы и камнепады. Чаще всего они бывают на скатах гор, лишенных растительности и имеющих предельные углы наклона: песчаные 32-33, щебенистые 35-36 и каменистые 36-40. Районы, где часто происходят горные обвалы и камнепады, распознаются по большому числу царапин на скалах, оставшихся от падающих камней, мелкой пыли на окружающей местности или большому количеству различных камней, покрывающих снег у подножия скалы. Если на пути личного состава встречаются места, где возможны камнепады, то их надо стараться обходить.
Важными показателями, характеризующими горный район, являются рельеф и крутизна скатов. Рельеф — это наиболее стабильный элемент горной местности. В целом крутизна скатов определяется высотой гор: низкие — 5-15 градусов, средневысокие — 10-25, высокие — 20-45.
Крутизна скатов является определяющим показателем проходимости гор и скорости движения. Так проходимость боевых и транспортных средств составляет: грузовые — 12-16 градусов, животные — 25, танки -30-35.
Средняя скорость натренированной группы солдат пешим порядком по горным маршрутам с крутизной скатов до 10 составляет 4-5 км/ч, до 20 — 2,5-3 км/ч, до 30 — 1,5-2 км/ч. Средняя скорость автотранспорта на горных дорогах с крутизной скатов от 10 до 15 — 8-12 км/ч, а при крутизне 15-20 — 5-8 км/ч.
Влажный и сыпучий грунт, густая растительность делают горную местность еще более труднопроходимой.
Большая прозрачность воздуха, различная освещенность склонов и хребтов часто приводят к оптическому обману. Отдельные местные предметы в прозрачном воздухе кажутся ближе, а вершины гор как бы надвигающимися одна на другую. Расстояние до горы, находящейся в 20 км, невооруженным глазом нередко определяется в 6-8 км. Поэтому при вступлении в горы весь личный состав должен потренироваться в выработке глазомера.
Боевые действия в горах обычно ведутся вдоль долин и дорог. Горные дороги, как правило, узки, извилисты, с крутыми подъемами и спусками. Они обычно невысокого качества, с большим количеством дорожных сооружений, крутых поворотов, пересекаются горными реками. Ширина их составляет обычно 4-6 м, а в высокогорье не более 3-5 м. Минимальный радиус поворотов 10-20 м, а максимальный продольный уклон — 20. Если предстоит движение на высоте 2000 м и выше, целесообразно произвести корректировку карбюраторов в двигателях машин и установить уровень топлива в поплавковой камере карбюратора на 2-3 мм ниже обычного. Кроме того, желательно снизить полезную нагрузку машин на 25-30%.
Определяя время на выполнение задачи, разведывательному органу необходимо учитывать, что по горным дорогам длина пути между отдельными пунктами иногда в 1,5 раза больше, чем расстояние между ними. К времени, необходимому для преодоления данного расстояния, рекомендуется прибавлять в среднем по часу на каждые 300-400 м крутого подъема и на каждые 400-500 м крутого спуска. Утомляемость водителей в горах значительно больше. Это связано с разряженностью воздуха и тем, что на горных дорогах количество операций по переключению скоростей (сцеплению и торможению) в 4-5 раз выше, чем на равнине.
Большое влияние на действия войск в горах оказывают _1реки_0. Характерная их особенность — быстрое течение. В зависимости от скорости: течение слабое — до 2 м/с, среднее — 2-4 м/с, быстрое — 4-6 м/с. В периоды весенних и осенних дождей и активного таяния снегов в горных реках отмечается быстрый подъем воды и резкое повышение скорости течения до 4-6 м/с. В период подъема воды горные реки становятся серьезным препятствием даже для плавающей боевой техники и переправа через такие реки требует предварительной разведки и заблаговременной тщательной подготовки к ней.
Большинство горных рек разделяются на несколько рукавов. Один из них — основное русло реки, как правило, заполнен водой, а остальные могут быть и безводными. Течение в реке сопровождается характерным шумом, который слышен иногда на 2-3 км. С приближением к реке шум возрастает настолько, что в непосредственной близости трудно услышать даже ружейные выстрелы.
Многие реки из-за сильного течения не замерзают зимой. Дно горных рек, обычно каменистое, галечное, в целом благоприятствует переправе техники вброд, но в ряде случаев бывает завалено каменными глыбами.
Лучшим временем для преодоления рек являются утренние часы, когда уровень воды минимальный, а вероятность его повышения наименьшая. Наиболее доступными для переправы являются расширенная часть русла реки или те места, где река разделяется островками на несколько рукавов.
Для преодоления реки искать броды надо несколько ниже островков с наиболее спокойной поверхностью воды. Установить место удобной переправы можно также путем опроса местных жителей или непосредственным просмотром глубины реки самими разведчиками. Для современной техники и переправочных средств крутизна спусков и выходов из воды не должна превышать 10-12 градусов.
Разрушение или повреждение горных водохранилищ и гидротехнических сооружений, находящихся в горах может повлиять на деятельность войск и состояние коммуникаций.
Растительность горных районов весьма разнообразна – от густых труднопроходимых таежных лесов до скудной пустынной. Чем севернее, выше и круче горы, тем меньше растительность.
Так же, как и растительность, животный мир весьма разнообразен и зависит в основном от местоположения гор и характера растительности на них. В горах много птиц и необходимо знать их повадки. Весьма сложным в горах является ориентирование. Важнейшими признаками, по которым можно ориентироваться в горах, являются детали горного рельефа: вершины, хребты, седловины, отдельные большие камни, дороги и тропы, реки и рощи или отдельные чем-то примечательные места.
При этом надо помнить, что горная местность очень сближает видимые расстояния; ориентиры при движении часто теряются из виду; встречающиеся магнитные аномалии сильно влияют на показания магнитной стрелки компаса.
В горах имеются много признаков, знание которых помогает ориентироваться по сторонам горизонта. Такие породы деревьев, как ель и пихта, предпочитают северные склоны гор, а дуб и сосна — южные. Деревья, кусты и травы на южных склонах много выше, чем на северных. Снег на южных склонах гор тает быстрее и становится пористым. Южные склоны гор обычно бывают суше, меньше задернованы и сильнее подвержены размыву.
Большая высота сечения, применяемая на топографических картах, отдельные неточности при отображении рельефа приводят к несоответствию реальных расстояний с измерениями по карте, а в связи с этим и к неточности определения координат объектов (целей)_0. Времени на определение координат объектов в горах требуется на 20-30% больше, чем в обычных условиях.
Горный рельеф местности создает значительные трудности в организации и поддержании устойчивой _1радиосвязи _0с разведывательными подразделениями. Дальность связи на УКВ, распространяющихся почти прямолинейно, намного меньше, чем на равнине. Кроме того, работу радиосредств затрудняют большие колебания высот, экранирующее действие склонов гор, высокий уровень атмосферных помех, вызываемых частыми грозами.
Наиболее благоприятные условия для связи в горах создаются при расположении радиостанций на самых высоких точках местности или на склонах, обращенных друг к другу. Для обеспечения надежной связи через хребты необходимо выставлять промежуточные радиостанции.
Подвижные средства связи в горной местности не всегда могут найти широкое применение из-за ограниченной проходимости местности для техники. Эффективным средством связи в горах могут явиться вертолеты, светосигнальные средства (флажки, фонари, ракеты) и дымы.