>

» Профессиональные возможности психолога по оказанию психологической помощи военнослужащим Военные страницы Статьи военной тематики

Исследование индивидуальных психологических особенностей военнослужащих позволяет выявить лиц с теми или иными психологическими трудностями, которые тем самым нуждаются в оказании психологической помощи. Психологическая помощь оказывается в целях сохранения психического здоровья военнослужащих. Это связано с тем, что в условиях армии военнослужащий сталкивается с многочисленными проблемными ситуациями, требующими определенного уровня психического ресурса человека для их успешного преодоления.  Чем больше энергетических усилий требует ситуация определенного класса, тем больше вероятность снижения психического ресурса духовного, характерологического и психофизического уровня и разбалансированности психического здоровья военнослужащего в целом.

Таким образом, объектом психологической помощи являются военнослужащие, испытывающие проблемы и трудности личностного роста, преодоления трудных ситуаций и расстройства психического здоровья. При этом под психическим здоровьем в условиях воинской службы понимается комплексное многоуровневое качество жизнедеятельности, выражающее соответствие психофизического состояния и самочувствия, ориентирования и поведения уровню развития, психофизической усталости, истощенности, наличных адаптивно-компенсаторных возможностей психики.

Для определения необходимости оказания психологической помощи очень важным является как субъективное ощущение психологического неблагополучия самим военнослужащим, так и обобщенные представления о норме психического здоровья, позволяющие с определенной долей вероятности определить наличие отклонений от нее у конкретного человека. Наиболее общие критерии нормы психического здоровья сводятся к следующему:

– соответствие субъективных образов отражаемым объектам действительности, а также соответствие и соразмерность характера реакций внешним раздражителям, значению жизненных событий;

– адекватный возрасту уровень зрелости эмоционально-волевой и познавательной сфер личности;

– способность к адаптации в микросоциальных отношениях;

– способность к самоуправлению собственным поведением, разумному планированию жизненных целей и поддержания активности в их достижении.

Другими словами нормальный человек — это человек, соответствующий в основных своих психических проявлениях основным тенденциям половозрастного развития и социальным нормам на данном этапе развития общества. Отклонения от этой нормы могут иметь временный или постоянный характер, а также различную степень выраженности: от более «заостренных» отдельных черт характера (акцентуации) до различного рода невротических состояний и деформаций личности. Данные психологические особенности конкретного человека находят выражение в его поведении, отличающемся, как правило, от общепринятых взглядов. В сочетании с нарушением социальных (правовых и нравственных) норм такое поведение характеризуется как девиантное (отклоняющееся). Именно эти военнослужащие являются объектом наиболее пристального внимания должностных лиц и, в первую очередь, психолога воинской части.

Однако круг лиц, нуждающихся в оказании им психологической помощи не ограничивается субъектами отклоняющегося поведения. Очень часто, человек, попадая в непривычные для него условия, ситуации жизнедеятельности не может самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации, правильно определить для себя наилучшую линию поведения, или попросту не обладает необходимыми навыками (принятия решений, взаимодействия с другими людьми и т.п.).

Наиболее типичной по уровню  субъективной трудности для большинства военнослужащих таковой является ситуация адаптации к условиям воинской службы. Под термином «адаптация» понимается, с одной стороны, устойчивость личности к условиям среды, с другой, процесс приспособления биосистемы человека к меняющейся обстановке. Процесс адаптации воина к условиям службы требует огромного нервного труда, связанного с отказом от многих привычек и склонностей, выработанных в течение многих лет, подчинения своего поведения новым требованиям. Процесс адаптации протекает больше и чаще сопровождается различными нервно-психическими расстройствами у лиц, перенесших поражения центральной нервной системы, имеющих отклонения в домашнем воспитании, а также слабый адаптационный потенциал.

Усугублению негативных психологических проявлений могут служить не только индивидуальные особенности конкретного военнослужащего, но и те условия макро-  и микросоциальной среды, в которых осуществляется его жизнедеятельность (отношения в воинском коллективе, разрыв привычных связей, неблагоприятные вести из дома, отсутствие внимания и дефицит уважительного отношения со стороны командиров и т.п.).

 Исходя из этого психологическая помощь имеет комплексный характер, выражающийся:

– в осуществлении профилактических мероприятий: систематической и согласованной работе психолога и других должностных лиц по созданию благоприятных условий для обучения и воспитания военнослужащих, предупреждению их психологической перегрузки;

– своевременном выявлении лиц, нуждающихся в оказании им психологической помощи и постоянном психологическом сопровождении;

–  непосредственном применении специальных процедур по оказанию психологической помощи конкретным военнослужащим методами психологического консультирования, психотерапии и психореабилитации.

Особым предметом внимания психолога и других должностных лиц должны являться военнослужащие с признаками нервно-психической неустойчивости.

Под «нервно-психической неустойчивостью»  (НПН)  понимают  склонность к срывам нервной системы военнослужащего при значительных физических и психических нагрузках. НПН как интегральный показатель психического состояния подвержена динамике и может изменяться под воздействием многих факторов. НПН не равнозначна психическому заболеванию, а является временным, обратимым явлением. НПН можно сравнить с гранью, за которой начинается болезнь.

Наиболее важными факторами, способствующими развитию НПН являются:

– слабая подготовка к военной службе и негативное отношение к ней;

– психотравмирующие конфликты между молодыми воинами и старо-служащими;

– грубость и педагогические ошибки командиров;

– особенности черт характера самого военнослужащего (чрезмерная обидчивость, вспыльчивость, мнительность, неуверенность, упрямство и др.), в том числе и физиологические особенности организма, предопределяющие ненадежность адаптационных и компенсаторных механизмов;

– психологический климат до призыва (в семье, в кругу ровесников) и в воинском подразделении;

– злоупотребление алкоголем, приводы в милицию, ранний сексуальный опыт, употребление наркосодержащих препаратов;

–   факт разлуки с семьей, близкими людьми, неблагоприятные известия из дома и др.

Организация работы по выявлению военнослужащих  с признаками НПН должна предусматривать плановые мероприятия в период прибытия молодого пополнения в часть, в период адаптации к военной службе (первые 3-5 месяцев), а также в период последующего прохождения военной службы.

С прибытием молодого пополнения в часть  психолог  проводит  инструктивно-методическое занятие с должностными лицами пункта приема молодого пополнения и офицерами подразделений. На этом занятии он в доступной форме рассказывает о сущности и признаках проявления НПН в общении,  поведении,  деятельности, внешнем виде военнослужащих, а также указывает на что обратить внимание при изучении документов,  наблюдении и в процессе беседы с прибывшим пополнением.

Так, например, в результате изучения документов могут  быть  получены  косвенные признаки нервно-психической неустойчивости:  психические заболевания у родителей и близких родственников,  перенесенные травмы и инфекционные заболевания  головного мозга,  наблюдение в психо-неврологическом диспансере,  ночное недержание мочи,  воспитание в неблагополучной семье, отсутствие одного из родителей, наличие отсрочки от призыва по состоянию здоровья,  приводы в милицию, трудности в обучении и освоении профессии,  вовлечение в антисоциальные группы, сложные отношения с товарищами,  низкая общественная активность,  узость и несоответствие возрасту интересов и увлечений,  вспыльчивость,  раздражительность, неустойчивость настроения,  обидчивость,  замкнутость,  безынициативность, излишняя принципиальность, слабоволие, раннее пристрастие к алкоголю, курению, употреблению наркосодержащих препаратов.

При наличии 1-2 признаков военнослужащий  заслуживает  более пристального внимания и наблюдения, а при наличии 3-5 признаков — заносится в списки для более глубокого обследования  психологом части.