» Психология Военные страницы Статьи военной тематики

Добавил admin

I. Общие положения

1. Центр (пункт) психологической помощи и реабилитации  (далее — Ц(П)ППиР)  создается в дивизии (полку, бригаде) в  целях проведения комплекса  мероприятий по психологическому сопровождению военнослужащих, сохранению и восстановлению их психического здоровья.

2. В своей практической деятельности должностные лица Ц(П)ППиР руководствуется приказами и  директивами Министра обороны Российской Федерации, начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, указаниями и методическими рекомендациями Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации и Главного военно-медицинского управления Министерства обороны Российской Федерации, настоящим Положением.

3.  Ц(П)ППиР предназначен для решения следующих задач:

  • организация и проведение психокоррекционной работы с военнослужащими и членами их семей;
  • выявление лиц с низкой нервно-психической устойчивостью, высоким суицидальным риском, испытывающих затруднения в адаптации к службе, склонных к употреблению алкоголя, наркотиков;
  • психологическое сопровождение военнослужащих в период прохождения военной службы;
  • психологическая помощь и реабилитация военнослужащих,  несущих боевое дежурство, выполнявших особо опасные работы, связанные с риском для жизни,  участников боевых действий,  других чрезвычайных ситуаций, членов их семей;
  • проведение мероприятий по психопрофилактике самоубийств военнослужащих;
  • повышение психологической устойчивости военнослужащих к неблагоприятным факторам обстановки, снижение нервно-психического напряжения;
  • обучение военнослужащих приемам и методам психической саморегуляции.

4. Должностные лица Ц(П)ППиР имеют право:

  • изучать и анализировать психологическую информацию о военнослужащих нуждающихся в  психологической помощи и реабилитации, несущих боевое дежурство, выполняющих (выполнявших) задачи в регионах ведения боевых действий, миротворческих акций, особо опасные работы, связанные с риском для жизни;
  • разрабатывать и осуществлять на практике индивидуальные программы психологической помощи и реабилитации;
  • знакомиться с опытом организации психологической помощи и реабилитации в других государственных, специализированных, научных и общественных организациях;
  • поддерживать научные,  информационные и методические контакты с центрами психологической помощи,  реабилитационно-восстановительными центрами, другими службами помощи населению;
  • вносить  предложения  по совершенствованию системы психологи-ческой помощи и реабилитации.

II. Обязанности должностных лиц Ц(П)ППиР

5. Начальник центра (пункта) психологической помощи и реабилитации назначается из числа офицеров, имеющих специальную подготовку в области психологии, владеющих основными методами психодиагностики и психокоррекции. Он подчиняется заместителю  командира дивизии (полка, бригады) по воспитательной работе и отвечает за организацию работы Ц(П)ППиР, анализ результатов обследований, обоснованность выводов и рекомендаций, своевременное представление отчетной документации вышестоящему начальнику.
Он  обязан:

  • руководить деятельностью центра (пункта) психологической помощи и реабилитации;
  • планировать и проводить практические мероприятия психологической помощи и реабилитации;
  • анализировать информацию об итогах работы центра (пункта) психологической помощи и реабилитации;
  • разрабатывать предложения командиру соединения, части по повышению психологической готовности личного состава, укреплению психического здоровья военнослужащих;
  • разрабатывать рекомендации должностным лицам звена рота-батальон по работе с военнослужащими, находящимися под динамическим наблюдением в центре (пункте) психологической помощи и реабилитации, организовывать их практическое  выполнение;
  • рекомендовать командованию на  основании результатов изучения психического состояния военнослужащих проведение экспертных обследований и освидетельствований военнослужащих на предмет годности к военной службе по состоянию психического здоровья;
  • обучать привлекаемых должностных лиц для работы в центре (пункте) психологической помощи и реабилитации приемам и методам оказания помощи военнослужащим;
  • осуществлять взаимодействие с военно-медицинской службой, штатной (нештатной) группой профессионального психологического отбора, общественными организациями и специальными  учреждениями;
  • внедрять в работу центра (пункта) психологической помощи и реабилитации передовые методики и способы оказания помощи военнослужащим;
  • вести учет и обеспечивать сохранность материальных средств Ц(П)ППиР.

6. Ведущий психолог центра психологической помощи и реабилитации  назначается из числа гражданских лиц,  имеющих  подготовку по специальности “психология”, “психоневрология” (или близких к ним) и опыт практической работы. Он подчиняется начальнику центра и отвечает за своевременное выявление лиц, нуждающихся в психологической помощи, эффективность  и  качество  проводимых психокоррекционных и реабилитационных мероприятий, оказание  неотложной  психологической помощи военнослужащим,  выполняющим служебные обязанности в экстремальных условиях деятельности.

Он обязан:

  • проводить мероприятия психокоррекции и реабилитации военнослужащих;
  • участвовать в мероприятиях социально-психологического изучения и психологического обследования личного состава;
  • выявлять военнослужащих,  нуждающихся  в  социально-психологической помощи и реабилитации;
  • совместно со специалистами военно-медицинской службы комплектовать группы военнослужащих, преимущественно нуждающихся в мерах медико-психологической коррекции и в лечении;
  • проводить  психологическое консультирование военнослужащих и членов их семей;
  • совместно со специалистами военно-медицинской службы  и  психологом  соединения осуществлять прогнозирование  вероятности развития отдаленных последствий посттравматического стресса  и  возможные  изменения  в состоянии здоровья на ближайшее время;
  • устанавливать взаимодействие с гражданскими учреждениями и организациями в интересах проведения психокоррекционных и реабилитационных мероприятий.

7. Психолог центра (пункта) психологической помощи и реабилитации назначается из числа гражданских лиц,  имеющих подготовку по специальности “социальная  психология”, “медицинская психология” (или близких к ним),  опыт практической работы, навыки психодиагностической и психокоррекционной работы. Он подчиняется начальнику центра (пункта) и       отвечает за проведение социологических опросов, обработку и анализ полученных данных, их полноту и достоверность, проведение социально-психологического изучения и психологического обследования личного состава, эффективность и качество проводимых им психокоррекционных мероприятий.

Он обязан:

  • проводить изучение психологических особенностей  военнослужащих, выявлять лиц,  нуждающихся в психологической помощи;
  • принимать участие в проведении психокоррекционных  и реабилитационных мероприятий с военнослужащими;
  • проводить исследования, направленные на изучение внутригрупповых процессов  (общей  направленности  коллектива на выполнение поставленных задач, внутригрупповой совместимости и  др.);
  • осуществлять мероприятия социально-психологической коррекции взаимоотношений в обследуемых воинских коллективах;
  • проводить  анализ  влияния социально-психологических факторов на морально-психологическое состояние военнослужащих;
  • проводить консультирование командиров частей и  подразделений  по управлению социальными процессами в воинских коллективах.

Published under Психологияsend this post

Добавил admin

Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывает с представлением о психологическом кризисе личности, под которым принимается острое эмоциональное состояние, вызванное каким-то особым, личностным значимым психотравмирующим событием. Причем этот кризис такого масштаба, такой интенсивности, что весь предыдущий опыт человека, решившегося на суицид, не может подсказать ему выхода из ситуации, которую он считает невыносимой.

Такой психологический кризис может возникнуть внезапно (под влиянием сильного эффекта). Но чаще внутренняя душевная напряженность накапливается постепенно, сочетая в себе разнородные негативные эмоции.

Как возникает суицидоопасная ситуация?

Конфликтная ситуация приобретает характер суицидоопасный, когда в/сл осознает ее как высокозначимую, предельно сложную, а свои возможности — как недостаточные для ее преодоления, переживая при этом чувство безнадежности и выбирая суицидальные действия как единственно возможный для себя выход.

Все множество конфликтов, лежащих в основе суицидального поведения в/сл, может быть классифицировано следующим образом: а) конфликты, обусловленные спецификой воинской деятельности и военно-специального взаимодействия в/сл; – индивидуальные адаптационные трудности в/службы; – трудности или негативные результаты выполнения конкретной служебной задачи; – межличностные и служебные конфликты со своими начальниками (подчиненными); б) конфликты, обусловленные спецификой лично-семейных взаимоотношений в/сл; – неразделенная любовь, измена любимой девушки, жены, развод; – тяжелая болезнь, смерть близких: – интимно-сексуальные конфликты; – в/конфликты, связанные с антисоциальным поведением в/сл; – опасение уголовной ответственности;

– боязнь в связи с асоциальным поступком и др.

ПОД ВЛИЯНИЕМ КОНФЛИКТОВ ВОЗНИКАЮТ СУИЦИДАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:

    а) недифференцированные мысли — размышления об отсутствии ценности жизни, которые выражаются в формулировки типа: «ЖИТЬ НЕ СТОИТ», «УСТАЛ ОТ ТАКОЙ ЖИЗНИ» и т.п., где нет четких представлений о собственной смерти, а имеется отрицание смысла жизни. б) пассивные суицидальные мысли характеризуются представлениями, фантазиями на тему своей смерти, но не на тему лишения себя жизни: «ХОРОШО БЫ УМЕРЕТЬ», «ЗАСНУТЬ И НЕ ПРОСНУТЬСЯ». Они выражают внутреннюю готовность к суициду. в) суицидальные замыслы — это активная форма проявления суицидальности — разработка плана самоубийства (придумывается способ, выбирается время и место действия). г) суицидальные намерения — принятие решения о самоубийстве и непосредственное побуждение к суицидальным действиям.

д) суицидальные действия — как итог представлений о невозможности существования в данной ситуации.

ТИПОЛОГИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ :

К суицидальному поведению относятся завершенные самоубийства, суицидальные попытки и намерения. Самоубийства и суицидальные попытки представляют собой 2 принципиально различных рода действий, т.е. завершенный суицид — это не просто преувеличенная форма попытки, а попытка самоубийства, не аналог лишь случайно неудавшегося самоубийства.

ИСТИННЫЙ СУИЦИД АФФЕКТНЫЙ СУИЦИД

ДЕМОНСТРАТИВНО-ШАНТАЖНОЕ СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Если при завершенном суициде агрессия направлена против собственного «Я», то при покушении она направлена в основном вовне, имея целью апелляцию к необходимости человеческих отношений.

ИСТИННЫЙ СУИЦИД :

Истинное суицидальное поведение — это осознание действия, целью которых является совершение акта самоубийства, желание лишить себя жизни.

Серьезность и устойчивость намерения, активной предварительной подготовкой, а в ряде случаев — наличием предсмертных записок.

В/сл совершают самоубийства, как правило, в ночное и вечернее время суток. Поведение строится так, чтобы никто не мешал достижению конченого результата.

Все попытки совершаются без свидетелей, а способы суицидов в этих случаях выбираются наиболее «ЖЕСТКИЕ»: самоповешение и использование огнестрельного оружия.

В большинстве случае истинные суицидальные действия совершаются в/сл первого года службы и обусловлены трудностями ее начального периода.

При истинных суицидальных действиях пресуицидальный период отличается длительностью и в своем развитии проходит изложенные выше стадии — предиспозиционную и суицидальную.

Длительность этого периода может быть различной: от нескольких суток до месяца и больше.

В ряде случае перед самоубийствами в/сл оставляют предсмертные записки. В них обычно звучат идеи самообвинения и содержится просьба о прощении их близким людям. Иногда в записках обвиняются те, кто явился, по мнению суицидента, виновником его поступка.
ВЕРОЯТНОСТЬ ПОПЫТКИ ПОВТОРНОГО СУИЦИДА ДОВОЛЬНО ВЕЛИКА.

У совершившего истинные суицидальные действия риск совершенного суицида на ближайший год увеличивается в 100 аз, причем наибольшая его вероятность впервые 1-2 месяца после попытки.

А Ф Ф Е К Т И В Н Ы Й С У И Ц И Д :

АФФЕКТИВНЫЕ суицидальные действия обусловлены необычно сильным эффектом, возникшим на результате внезапного острого психотравмирующего события или под влиянием аккумуляции хронических психотравм.

Для эффективного суицидального поведения характерны чрезвычайная сила проявления своеобразия восприятия и осмысления окружающего, нередко с элементами дезорганизации и сужением сознания.

Динамика эффективного суицида отличается «свернутостью» и интенсивностью. Поэтому пресуицидальный период имеет качественно своеобразное сочетание.

В одних случаях развитие эффекта сопровождается стремительным ростом эмоциональной напряженности. Сознание наполняется крайне эмоционально насыщенными отрицательными переживаниями гнева, обиды, оскорбленного достоинства, чести. Изменяется восприятие конфликтной ситуации: оно становится избирательнофрагментарным, отрывочным. Суициденты не реагируют на обращения окружающих, никакие аргументы в расчет не берутся. Охваченность суицидальным побуждением обуславливает отсутствие страха смерти и боли, При этом суицидальные действия реализуются по существу реактивно, по механизму «короткого замыкания».

ДЕМОНСТРАТИВНО-ШАНТАЖНОЕ СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ : ДЕМОНСТРАТИВНО-ШАНТАЖНОЕ ПОВЕДЕНИЕ относится к суицидальному с некоторой долей условности, лишь по столько — поскольку здесь имеет место сознательная манипуляция жизнеопасными действиями. Разработки, т.е. возникновение и развитие суицидальных представлений, и их реализация происходит как бы в «условной» форме на фоне сохраняющейся высокой ценности собственной жизни и страха смерти.

ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ ПОДОБНЫХ ПОПЫТОК — состоит в оказании психологи-ческого давления на окружающих значимых лиц с целью изменения конфликтной ситуации в благоприятную для суицидента сторону (разжалобить, вызвать сочуствие и т.д.).

При таких попытках в/сл понимает, что его действия не должны повлечь за собой смерть, а для этого предпринимает все меры предосторожности.

ЛИЧНОСТЬ И СУИЦИД :

Самоубийство совершается людьми различных психологических типов. Не существует так называемого типа в/сл, склонных к самоубийству. Все зависит от силы психотрамирующей ситуации и ее оценки как непереносимой. Вместе с тем суицидентами свойственны некоторые общие черты личности, степень выраженности которых различна.

К ХАРАКТЕРНЫМ ЛИЧНОСТНЫМ ОСОБЕННОСТЯМ СУИЦИДЕНТОВ МОЖНО ОТНЕСТИ :

  • неуверенность в себе;
  • низкий или заниженный уровень самооценки;
  • высокая потребность в самореализации;
  • трудности в волевых усилиях при принятии решений;
  • снижение уровня оптимизма и активности в ситуации затруднений;
  • склонности к самообвинению, преувеличению своей вины;
  • несамостоятельность;
  • недостаточная социализация, инфантильность и незрелость личности.

    Трудности службы, изменение привычного стереотипа обладают для таких в/сл субъективной значимостью.
ЧТОБЫ ПРЕДОТВРАТИТЬ ТРАГЕДИЮ …

Под самоубийством понимается как индивидуальный поступок личности, так и социально-психологическое явление, отражающее в себе наряду с индивидуальными особенностями характер влияния и воздействия социальных факторов (требования в/службы, специфические условия прохождения). В соответствии с этим и должна строиться вся система проф. работы.

ОБЩАЯ ПРОФИЛАКТИКА :

Основным содержанием общего направления проф. работы является ослабление и устранение социальных и социально-психологических причин и условий, способствующих формированию и проявлению суицидального проявления и поведения в/сл сохранению суицидальной обстановки в в/частях.

ЧАСТНАЯ ПРОФИЛАКТИКА :

Строится на основе учета групповых и индивидуальных факторов риска. Она направлена на своевременное выявление в/сл, находящихся суицидоопасном состоянии, и оказание им психологической помощи и поддержки.

По своему содержанию и организации проф. работа должна объединять меры социального, медицинского, правового и педагогического характера и быть непрерывной, последовательной, с участием всех должностных лиц воинской части.

Published under Психологияsend this post

Добавил admin

Под коллективом понимается высокоразвитая социальная группа, где межличностные отношения обусловлены общественно ценными и личностно значимым содержанием совместной деятельности. Это объединение людей на добровольных началах во имя достижения определенной социально одобряемой цели. В нем создаются условия для всестороннего развития личности.

Личный состав в соответствии с определенным законом сроком службы регулярно обновляется. Это также существенно сказывается на состоянии внутриколлективных явлений. Не секрет, что процесс вхождения в армейскую колею вчерашнего допризывника проходит сложно, порой болезненно. В результате случаев могут возникать конфликтные ситуации. Но ведь военнослужащий, как известно, не вправе по собственному усмотрению сменить коллектив или добровольно выйти из него. Он вынужден принимать внутригрупповые нормы. Тем значимее становится роль командира отделения (расчета) в сплочении коллектива и утверждении в нем уставных взаимоотношений.

Своевременно воздействовать на моральны климат в отделении (расчете) командиру помогает социально-психологический анализ воинского коллектива. Он включает в себя изучение следующих характеристик: состава группы, ее структуры, норм и ценностей, удовлетворенности личности от пребывания в ней, управления групповыми процессами.

ПОД СОСТАВОМ ГРУППЫ прежде всего понимаются социально-демографические характеристики воинов объединения (расчета) /возраст,образование, социальное положение, физические данные, профессиональные качества/.

ИЗУЧЕНИЕ ГРУППОВОЙ СТРУКТУРЫ предполагает выявление соответствия социальной структуры отношений реально сложившейся. Практика показывает, что чем выше оно, тем устойчивее коллектив, крепче его сплоченность.

ГРУППОВЫЕ НОРМЫ И ЦЕННОСТИ определяют нравственное содержание коллектива. При всей своей специфичности они должны соответствовать принятым в обществе.

УРОВЕНЬ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО ОТ ПРЕБЫВАНИЯ В КОНКРЕТНОМ КОЛЛЕКТИВЕ зависит от многих факторов. Ведущим же можно считать степень удовлетворенности воина своим ролевым положением, которое в свою очередь зависит как от его притязаний, так и от групповых норм.

УПРАВЛЕНИЕ ГРУППОВЫМИ ПРОЦЕССАМИ в первую очередь зависит от стиля руководства. Он должен отвечать уровню подготовленности коллектива, а также требованиям решаемых им задач.
В воинском коллективе взаимоотношения выступают в двух основных формах. ВО-ПЕРВЫХ, это официальные, формальные, которые определяются уставными правами и обязанностями воинов отделения (расчета). ВО-ВТОРЫХ, неофициальные отношения. Они формируются как система межличностных предпочтений, симпатий и антипатий, уважения и неприязни. Каждый командир отделения (расчета) должен учитывать в своей работе эти особенности.

Воздействие сержантского состава на морально-психологический климат в отделении (расчете) может быть прямым, когда он представляет уставные требования к людям, и косвенным — путем создания для них необходимых условий. Правильно организованный ратный труд совместно с командиром подразделения способствует хорошему моральному настрою воинов. Положительное влияние на него оказывает качественная подготовка сержантского состава к занятиям по боевой подготовке, улучшение материально-бытовых условий личного состава, забота об удовлетворении его потребностей и интересов.

Как показывает практика, военнослужащие, как правило, всегда проявляют заинтересованность в результатах своей службы в том коллективе, где преобладают доброжелательные, уважительные взаимоотношения и их деятельность отмечается по заслугам.

Как показали исследования, в отделениях (расчетах) соорганизация групп отрицательной направленности осуществляется на принципах региональной (землячества) и национальной принадлежности. Причем в состав таких групп входили воины различных призывов, но одного региона или национальности. Непосредственными исполнителями воли в/служащих лидирующих групп часто становятся воины младших призывов, оценивающие свои действия как возможность повышения своего статуса. В результате подобных действий создается неофициальная структура воинского коллектива отрицательной направленности, что мешает в работе младших командиров.

И так, последовательность работы по формированию здоровых взаимоотношений в отделении (расчете) включает в себя следующие этапы :

1 ЭТАП — оценка состояния взаимоотношений, позитивных и негативных моментов, тенденций их развития 2 ЭТАП — определение причин сложившихся взаимоотношений, выделение среди них главных и второстепенных

3 ЭТАП — прогноз возможных вариантов развития взаимоотношений в будущем.

Необходимо, чтобы каждый командир отделения (расчета) четко знал характеристику своего воинского коллектива. Факторы и особенности вхождения подчиненных в боевой строй. Его деятельность по управлению морально-психологического климатом в отделении (расчете) должна строиться с учетом их индивидуальных и групповых особенностей в конкретных условиях военной деятельности.

Published under Психологияsend this post

Добавил admin

Молодые солдаты придя в воинский коллектив, зачастую попадают под негативное влияние различных микрогрупп и неформальных лидеров подразделения. И на начальном этапе им нужно оказать помощь в служебной адаптации и становлении. В этом очень большую помощь, если не самую основную роль, могут сыграть сослуживцы — военнослужащие 11 периода службы.

Командиру подразделения необходимо прежде всего изучить социально-демографические данные и индивидуально-психологические особенности вновь прибывших военнослужащих, с тем, чтобы учитывать их в работе по оказанию помощи в становлении.

Одним из основных и самых распространенных приемов в организации становления молодых солдат — это закрепление за ними наставников из числа старослужащих воинов, зарекомендовавших себя дисциплинированными и исполнительными военнослужащими. Здесь большую роль сыграет знание индивидуально-психологических особенностей. С их учетом можно будет правильно подобрать и произвести расстановку наставников из числа старослужащих за молодыми солдатами.

Немаловажную роль в правильном подборе и расстановке наставников может сыграть принцип «землячества» среди военнослужащих, когда целесообразно в качестве наставника закреплять военнослужащего из одного
села, города, района.

Так же можно учесть и эффективно применять принцип общности интересов, когда военнослужащие разных призывов уже сами по-себе будут заинтересованы в общении на основе общих интересов (техника, спорт, литература, музыка и т.д.).

Это основные принципы по которым можно подобрать наставников молодым солдатам из числа старослужащих.

В каких же формах и методах должна и может быть выражена эта помощь?

Первое и основное — это личная примерность наставников во всем. На это и нужно нацелить наставника.
Второе и немаловажное — оказание всесторонней помощи в вопросах изучения распорядка дня, общественных уставов и дисциплины, освоении воинской специальности и в других вопросах повседневной жизни и деятельности.

Третье — это осуществление контроля за действиями и поведением молодого солдата с целью: вовремя подсказать, оказать помощь в чем либо или, в случае необходимости, предотвратить нежелательное развитие событий, конфликтную ситуацию, предпосылку к дисциплинарному нарушению и др.
Все это под постоянным контролем со стороны командиров подразделений.

Следующей формой способствующей становлению молодых солдат является обобщение и распространение передового опыта военнослужащих в том числе 2 периода службы.

Его популяризация среди молодежи, будет симулировать у них стремление к подражанию, желания быть не хуже.

В заключении необходимо отметить, что процесс становления и адаптации должен сочетать в себе наравне с привлечением старослужащих сослуживцев участие других категорий в/сл, форм и методов воздействия и влияния.

Published under Психологияsend this post