» Психология Военные страницы Статьи военной тематики

Добавил admin

Морально-психологическое со­стояние в конечном счете зависит от целенаправленной работы по его формированию. Дело это ответст­венное, требует от командира глу­боких теоретических знаний, хоро­шего практического опыта, умения воздействовать на умы и сердца людей в любой обстановке.

ИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРАКТИКУМА

«Несомненно, раз офицер под­метил, что пульс части бьется слабее, он обязан принять меры, во что бы то ни стало восстано­вить дух части.

Какие средства он подыщет? Это дело каждый молодец реша­ет на свой образец. Насколько я понимаю, в русской армии для этого можно опирать­ся или на сердце, или на дисципли­ну в строгом ее проявлении. Иног­да на то и другое вместе.

Во всяком случае влияние на нравственную сторону лиц и час­тей в военном деле должно сто­ять на первом плане.

Словом, не поблажкою, не попу­щением беспорядка на марше и в бою достигается та нравствен­ная напряженность, которая слу­жит залогом победы, а железной твердостью и главное: умением начальника вовремя произвести внезапное впечатление на нервы части.

Средством к этому можно на­звать: молодецкое слово молодца, музыку, песни и, наконец, поддер­жание уставного порядка, хотя бы ценою крови, но без предвари­тельного пиления, ненавистного русскому солдату».

(Генерал М.Д. Скобелев. Из при­каза по 4-му армейскому корпусу. Декабрь 1877 года)

Последовательность работы по формированию здорового морально-психологического состояния (МПС) может включать в себя следующие этапы:

1) его оценку позитивных и нега­тивных моментов, тенденций их развития;

2) определение причин данного (прежде всего недостаточно высо­кого) морально-психологического состояния, выделение среди них главных и второстепенных;

3) прогноз возможных вариантов развития психологического состоя­ния в будущем;

4) определение ближайших и перспективных целей в совершен­ствовании уровня МПС, а также содержания и способов этой рабо­ты командиров и начальников;

5) деятельность офицеров по уп­равлению морально-психологичес­ким состоянием в воинском кол­лективе, коррекцию первоначально намеченного плана работы;

6) оценку результатов работы, обобщение полученного опыта.

В заключение приведу высказыва­ние известного ученого, профессора, военного педагога и теоретика Н.Н. Головина: «Само военное искусство прежде всего зависит от духовных свойств бойца…» Давайте еще раз внимательно вчитаемся в эти слова, чтобы понять простую на первый взгляд истину: человек был, есть и будет главным действующим лицом на поле боя.

Published under Психологияsend this post

Добавил admin

С проблемой оценки морально-психологического состояния тесно связано его прогнозирование, так как только оно помогает реально определить свои возможности и последующие направления дея­тельности, что нередко является определяющим для достижения по­беды в бою.

В прогнозировании морально-психологического состояния ис­пользуются разнообразные логи­ческие и математические методы. Из логических методов наиболее широко применяются наблюдение и анализ. Важность их подтверждают немало примеров из боевой и по­вседневной деятельности войск.

При проведении наблюдения прежде всего обращается внимание на следующие моменты:

а) обстановка и место событий, их возможное влияние на ожидае­мое морально-психологическое со­стояние личного состава в этих ус­ловиях;

б) качественный состав военнос­лужащих, их взаимоотношения, распределение обязанностей в дан­ной ситуации, возникающие груп­пировки и фактические лидеры и др.

в) продолжительность предстоя­щей ситуации, ее уникальность или повседневность;

г) цели или мотивы действий участников, а также предполагае­мая степень психологической со­вместимости личного состава.

При анализе могут использовать­ся различные документы (планы, расписания занятий, планы-кон­спекты руководителей занятий, конспекты военнослужащих, чита­тельские формуляры, донесения и доклады о воинской дисциплине и морально-психологическом состо­янии личного состава, рапорты де­журных по части и т.д.). Надеж­ность документа оценивается при сопоставлении его содержания с другими источниками.

Из математических методов пред’ видения морально-психологического состояния наиболее часто применя­ются: метод экспертных оценок или анкетный метод, опрос, экстраполя­ция и моделирование.

Для вынесения суждения о веро­ятности того или иного состояния в будущем, об условиях и сроках его наступления, о последователь­ности его развития можно исполь­зовать метод экспертных оценок, за­ключающийся в получении опреде­ленных данных на основе анкети­рования группы специалистов в той или иной области деятельнос­ти,

Получить кратким и эффектив­ным способом определенные данные от подчиненных, у которых собственная оценка и прогноз име­ются в более или менее готовом виде, помогает метод опроса.

В основе метода экстраполяции, который часто используется офи­церами воспитательных структур, лежит суждение о том, какая тен­денция, выявленная в процессе анализа морально-психологическо­го состояния, может иметь место и в будущем. Этот метод дает лучшие результаты тогда, когда он приме­няется в комплексе с другими мето­дами прогнозирования.

И наконец, метод моделирования. Суть его заключается в воссоздании и изучении моделей протекания процессов и явлений в воинском коллективе в целях прогнозирова­ния будущего реального морально-психологического состояния в нем.

Published under Психологияsend this post

Добавил admin

Знание личности, ее особеннос­тей — важнейшее условие укрепле­ния морального духа в коллективе. Это наглядно подтверждено всей историей Российской армии.

Из педагогического архив»

Изучение нравственных ка­честв и внутреннего миросозер­цания новобранца, с которыми он является на службу, и дальней­шее наблюдение за ним — вот ис­ходная точка воспитательной работы офицера.

(«Психологические основы воспи­тания солдата». Очерки военной педагогики. СПб, 1907г.).

Как правило, изучение и оценка морально-психологического состо­яния включают в себя два этапа. Практический этап подразумевает сбор, обобщение, систематизацию, описание и классификацию дан­ных о морально-психологическом состоянии. Теоретический – предна­значен для анализа имеющихся данных, подготовки выводов, ито­говой оценки состояния психики и сознания, прогнозирования их воз­можного изменения.

Войсковая практика подсказыва­ет, что для сбора необходимой ин­формации могут использоваться бе­седы с непосредственными коман­дирами, офицерами-воспитателя­ми, опросы различных категорий личного состава, наблюдение за конкретным воинским коллекти­вом или военнослужащим в про­цессе службы, психологическая диагностика, тестирование. С этой целью могут также анализировать­ся независимые характеристики, документальные источники, изу­чаться формальная и неформальная структура воинских коллективов.

В результате обобщения всей ин­формации  делается   оценочный вывод о соответствии текущего уров­ня морально-психологического со­стояния личного состава решаемой задаче. Оно может быть оценено как высокое, среднее, низкое.

Высокое, когда оно позволяет с большой эффективностью выпол­нить задачу, сохранить боеспособ­ность части (подразделения).

Среднее позволяет в основном выполнить задачу.

Низкое. Такое морально-психо­логическое состояние не обеспечи­вает выполнение задачи.

Морально-психологическое со­стояние может также оцениваться как здоровое и нездоровое.

Published under Психологияsend this post

Добавил admin

Как любое другое явление, мо­рально-психологическое состояние имеет свою структуру, свои состав­ляющие. В содержании морально-психологического состояния, как правило, выделяют три неразрывно связанные и взаимодействующие группы элементов.

Первая группа. Это элементы, от­ражающие представления о войне, характере, целях и сущности. В рас­пространяемых государственными органами идеях отражаются обще­ственные потребности народа и армии. Эти потребности выступают конкретными мотивами деятель­ности Вооруженных Сил по защите Отечества.

Вторая группа. К ней относятся общественно-психологические   и индивидуально — психологические элементы (патриотизм и интерна­ционализм, боевые традиции, со­циальные настроения и чувства;

уровень развития черт характера, темперамент, воля к победе, готов­ность к самопожертвованию и дру­гие).

Третья группа. Ее составляют эле­менты профессионального плана. Они в свою очередь подразделяют­ся на три подгруппы: военно-про­фессиональной подготовки, дис­циплинированности, взаимоотно­шений (с командирами, подчинен­ными, товарищами, местным насе­лением и другими).

Чтобы надежно управлять про­цессами, происходящими в воин­ском коллективе, необходимо на­учиться влиять на духовную атмо­сферу в нем. Как это сделать? Рас­смотрим все по порядку.

Published under Психологияsend this post