Добавил admin
Морально-психологическое состояние в конечном счете зависит от целенаправленной работы по его формированию. Дело это ответственное, требует от командира глубоких теоретических знаний, хорошего практического опыта, умения воздействовать на умы и сердца людей в любой обстановке.
ИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРАКТИКУМА
«Несомненно, раз офицер подметил, что пульс части бьется слабее, он обязан принять меры, во что бы то ни стало восстановить дух части.
Какие средства он подыщет? Это дело каждый молодец решает на свой образец. Насколько я понимаю, в русской армии для этого можно опираться или на сердце, или на дисциплину в строгом ее проявлении. Иногда на то и другое вместе.
Во всяком случае влияние на нравственную сторону лиц и частей в военном деле должно стоять на первом плане.
Словом, не поблажкою, не попущением беспорядка на марше и в бою достигается та нравственная напряженность, которая служит залогом победы, а железной твердостью и главное: умением начальника вовремя произвести внезапное впечатление на нервы части.
Средством к этому можно назвать: молодецкое слово молодца, музыку, песни и, наконец, поддержание уставного порядка, хотя бы ценою крови, но без предварительного пиления, ненавистного русскому солдату».
(Генерал М.Д. Скобелев. Из приказа по 4-му армейскому корпусу. Декабрь 1877 года)
Последовательность работы по формированию здорового морально-психологического состояния (МПС) может включать в себя следующие этапы:
1) его оценку позитивных и негативных моментов, тенденций их развития;
2) определение причин данного (прежде всего недостаточно высокого) морально-психологического состояния, выделение среди них главных и второстепенных;
3) прогноз возможных вариантов развития психологического состояния в будущем;
4) определение ближайших и перспективных целей в совершенствовании уровня МПС, а также содержания и способов этой работы командиров и начальников;
5) деятельность офицеров по управлению морально-психологическим состоянием в воинском коллективе, коррекцию первоначально намеченного плана работы;
6) оценку результатов работы, обобщение полученного опыта.
В заключение приведу высказывание известного ученого, профессора, военного педагога и теоретика Н.Н. Головина: «Само военное искусство прежде всего зависит от духовных свойств бойца…» Давайте еще раз внимательно вчитаемся в эти слова, чтобы понять простую на первый взгляд истину: человек был, есть и будет главным действующим лицом на поле боя.
Published under Психология | send this post
Добавил admin
С проблемой оценки морально-психологического состояния тесно связано его прогнозирование, так как только оно помогает реально определить свои возможности и последующие направления деятельности, что нередко является определяющим для достижения победы в бою.
В прогнозировании морально-психологического состояния используются разнообразные логические и математические методы. Из логических методов наиболее широко применяются наблюдение и анализ. Важность их подтверждают немало примеров из боевой и повседневной деятельности войск.
При проведении наблюдения прежде всего обращается внимание на следующие моменты:
а) обстановка и место событий, их возможное влияние на ожидаемое морально-психологическое состояние личного состава в этих условиях;
б) качественный состав военнослужащих, их взаимоотношения, распределение обязанностей в данной ситуации, возникающие группировки и фактические лидеры и др.
в) продолжительность предстоящей ситуации, ее уникальность или повседневность;
г) цели или мотивы действий участников, а также предполагаемая степень психологической совместимости личного состава.
При анализе могут использоваться различные документы (планы, расписания занятий, планы-конспекты руководителей занятий, конспекты военнослужащих, читательские формуляры, донесения и доклады о воинской дисциплине и морально-психологическом состоянии личного состава, рапорты дежурных по части и т.д.). Надежность документа оценивается при сопоставлении его содержания с другими источниками.
Из математических методов пред’ видения морально-психологического состояния наиболее часто применяются: метод экспертных оценок или анкетный метод, опрос, экстраполяция и моделирование.
Для вынесения суждения о вероятности того или иного состояния в будущем, об условиях и сроках его наступления, о последовательности его развития можно использовать метод экспертных оценок, заключающийся в получении определенных данных на основе анкетирования группы специалистов в той или иной области деятельности,
Получить кратким и эффективным способом определенные данные от подчиненных, у которых собственная оценка и прогноз имеются в более или менее готовом виде, помогает метод опроса.
В основе метода экстраполяции, который часто используется офицерами воспитательных структур, лежит суждение о том, какая тенденция, выявленная в процессе анализа морально-психологического состояния, может иметь место и в будущем. Этот метод дает лучшие результаты тогда, когда он применяется в комплексе с другими методами прогнозирования.
И наконец, метод моделирования. Суть его заключается в воссоздании и изучении моделей протекания процессов и явлений в воинском коллективе в целях прогнозирования будущего реального морально-психологического состояния в нем.
Published under Психология | send this post
Добавил admin
Знание личности, ее особенностей — важнейшее условие укрепления морального духа в коллективе. Это наглядно подтверждено всей историей Российской армии.
Из педагогического архив»
Изучение нравственных качеств и внутреннего миросозерцания новобранца, с которыми он является на службу, и дальнейшее наблюдение за ним — вот исходная точка воспитательной работы офицера.
(«Психологические основы воспитания солдата». Очерки военной педагогики. СПб, 1907г.).
Как правило, изучение и оценка морально-психологического состояния включают в себя два этапа. Практический этап подразумевает сбор, обобщение, систематизацию, описание и классификацию данных о морально-психологическом состоянии. Теоретический – предназначен для анализа имеющихся данных, подготовки выводов, итоговой оценки состояния психики и сознания, прогнозирования их возможного изменения.
Войсковая практика подсказывает, что для сбора необходимой информации могут использоваться беседы с непосредственными командирами, офицерами-воспитателями, опросы различных категорий личного состава, наблюдение за конкретным воинским коллективом или военнослужащим в процессе службы, психологическая диагностика, тестирование. С этой целью могут также анализироваться независимые характеристики, документальные источники, изучаться формальная и неформальная структура воинских коллективов.
В результате обобщения всей информации делается оценочный вывод о соответствии текущего уровня морально-психологического состояния личного состава решаемой задаче. Оно может быть оценено как высокое, среднее, низкое.
Высокое, когда оно позволяет с большой эффективностью выполнить задачу, сохранить боеспособность части (подразделения).
Среднее позволяет в основном выполнить задачу.
Низкое. Такое морально-психологическое состояние не обеспечивает выполнение задачи.
Морально-психологическое состояние может также оцениваться как здоровое и нездоровое.
Published under Психология | send this post
Добавил admin
Как любое другое явление, морально-психологическое состояние имеет свою структуру, свои составляющие. В содержании морально-психологического состояния, как правило, выделяют три неразрывно связанные и взаимодействующие группы элементов.
Первая группа. Это элементы, отражающие представления о войне, характере, целях и сущности. В распространяемых государственными органами идеях отражаются общественные потребности народа и армии. Эти потребности выступают конкретными мотивами деятельности Вооруженных Сил по защите Отечества.
Вторая группа. К ней относятся общественно-психологические и индивидуально — психологические элементы (патриотизм и интернационализм, боевые традиции, социальные настроения и чувства;
уровень развития черт характера, темперамент, воля к победе, готовность к самопожертвованию и другие).
Третья группа. Ее составляют элементы профессионального плана. Они в свою очередь подразделяются на три подгруппы: военно-профессиональной подготовки, дисциплинированности, взаимоотношений (с командирами, подчиненными, товарищами, местным населением и другими).
Чтобы надежно управлять процессами, происходящими в воинском коллективе, необходимо научиться влиять на духовную атмосферу в нем. Как это сделать? Рассмотрим все по порядку.
Published under Психология | send this post