Исследования показывают, что не все офицеры способны вести работу в многонациональных коллективах. Наибольшую озабоченность вызывают недавние выпускники военных вузов, которые, изучив общие вопросы работы в многонациональных коллективах, испытывают серьезные трудности в работе с конкретными людьми. Особенно бросается в глаза незнание ими национальных традиций, национальной психологии.
Попробуем сформулировать и кратко раскрыть содержание тех особенностей, что отличают сегодняшние многонациональные воинские коллективы.
1. Недостаточность у молодых воинов опыта межнационального общения. Значительное число воинов, особенно призванных из сельских районов в подразделении впервые в своей жизни вливаются в многонациональную среду и вступают в постоянное общение с представителями других национальностей. По существу, только здесь они начинают вырабатывать у себя навыки межнациональных отношений, осваивать на практике духовные ценности других народов нашей страны.
Для современной молодежи, независимо от ее национальной принадлежности, также свойственны развитое чувство собственного достоинства, стремление к самостоятельности, склонность к преувеличению своих возможностей, недооценка трудностей. Накладываясь на межнациональные связи воинов, эти качества иногда создают определенные трудности в установлении взаимопонимания, укрепления внутриколлективного единства личного состава.
2. Недостаточная освоенность языка межнационального общения. Особенностью общения в воинских подразделениях является использование единого языка — русского. На русском языке идет обучение воинов. На нем пишутся приказы, уставы, инструкции и наставления, подаются команды. Сложность техники и оружия, высокие темпы и напряженность служебно-боевой деятельности подчас требуют от солдата молниеносной реакции на поданную команду, незамедлительного и ясного доклада. Прочное знание русского языка позволяет военнослужащим не только быстро овладевать специальностью, правилами эксплуатации техники, осваивать свои уставные обязанности, но и духовно сближает представителей различных наций и народностей России, создает предпосылки для развития между ними отношений подлинной дружбы, взаимного доверия и коллективизма.
Однако, как показывает практика, слабое знание русского языка для многих воинов становится значительным препятствием в учебе и службе. Командирам и начальникам приходиться серьезно дорабатывать за тех, кто занимается подготовкой призывников к службе.
3. Негативное влияние элементов национальной духовной культуры. Наряду с общечеловеческими ценностями, установками, взглядами существуют и элементы национальной духовной культуры. Их носителями в воинской среде являются воины нерусской национальности. Поэтому здесь порой трудно бывает достигнуть единства мнений личного состава при оценке действий и поступков сослуживцев. В большинстве своем национально-специфические традиции, привычки, вкусы и потребности не противоречат принципам общей морали и интересам воинской службы. Вместе с тем они требуют самого пристального внимания и тщательного учета со стороны командиров и начальников.