Выпускник военного училища назначается, как правило, на первичную офицерскую должность, в большинстве случаев связанную с руководством подчиненными. Даже если на первых порах офицер не является непосредственным руководителем, то и при этом он всегда имеет определенные начальственные полномочия по отношению к младшим по воинскому званию. В дальнейшем же, практически каждому офицеру приходится выполнять служебные функции, выступая при этом в качестве руководителя по отношению к вверенным ему подчиненным. Поэтому анализ деятельности офицера по руководству воинскими подразделениями является значимым для каждого будущего выпускника военного вуза.
Поскольку офицер — это всегда руководитель, то и рассмотрение вопросов руководства подчиненными является первоочередным условием изучения всех остальных слагаемых его деятельности. Потому что именно в интересах совершенствования управления подразделением в мирное и военное время организуются и проводятся все остальные виды деятельности: обучение и воспитание, психологическая работа и регуляция семейных отношений, саморегуляция и развитие психики. Поэтому рассмотрение всех психолого-педагогических аспектов деятельности офицера предполагает, прежде всего, изучение психологии и педагогики руководства, которая и выступает интегрирующим фактором по отношению ко всем другим разделам.
Первое и основное условие для осознания офицером себя как руководителя — это осознание своей включенности в определенную систему воинского управления. Эта система имеет достаточно сложное строение и включает структуру военного управления, правовое обеспечение военного управления, информационное обеспечение военного управления, материальное обеспечение военного управления и т.д. Рассмотрим каждый из этих элементов более подробно.
Структура военного управления предполагает четкое выделение среди военнослужащих лиц, наделенных особыми полномочиями. Эта категория лиц называется “начальники”. Те, кто находится в их подчинении, называются “подчиненные”. Для различения этих категорий в повседневной жизни подразделения предусмотрено множество разнообразных внешних признаков, которые делают достаточно узнаваемым представителей каждой из этих категорий. Одни из самых заметных — это различия в форме одежды, которые предполагают использование таких признаков, как качество ткани, знаки различия на погонах и головных уборах другие отличия. Помимо этого предусмотрены специальные меры по обеспечению “наглядности” образа начальника за счет выделения специального места в строю, места в расположении подразделения (канцелярия, командный пункт) и т.д.
Отнесенность военнослужащего к категории “начальник” автоматически делает его причастным к функционированию структуры управления и предполагает с его стороны осуществление ряда действий. Основным среди них является возможность “отдавать приказания”. С другой стороны, каждый военнослужащий, включенный в структуру военного управления в качестве подчиненного, обязан точно и в срок исполнять все приказания начальников. Таким образом, можно сказать, что деятельность офицера по руководству подчиненными и воинскими подразделениями заключается, прежде всего, в возможности и необходимости отдавать приказания и добиваться их исполнения.
Помимо определенных прав по отношению к подчиненным, начальник всегда обладает определенными обязанностями и определенной ответственностью. Обязанности начальника связаны, как правило, с функционированием вверенного ему подразделения. Основной обязанностью начальника является обеспечение соответствия функционирования подчиненных требованиям норм и правил, установленных для этого подразделения.
Поскольку эти требования всегда устанавливаются от лица более широких социальных структур: страны, правительства, командования, то и ответственность за их соблюдение осуществляется прежде всего не перед подразделением, а перед вышестоящими инстанциями. В качестве таковых прежде всего выступают непосредственные начальники, а также все другие органы военного управления, интересы которых представляет данный начальник в данном воинском подразделении.
Таким образом, основным средством реализации деятельности офицера по руководству вверенным ему подразделение являются властные полномочия, предоставленные ему от лица более широкой социальной общности: народа, правительства, командования. Соответственно, можно сказать, что к деятельности офицера по руководству подразделением относится все то, что осуществляется благодаря использованию властных полномочий.
Реальным показателем степени вовлеченности офицера в систему военного управления является его включенность в систему циркулирования управленческой информации. Именно информация является тем материализованным носителем, который свидетельствует о наличии у офицера властных полномочий. Так же верно и обратное утверждение: наличие властных полномочий выражается в возможности получать и передавать управленческую информацию.
Под управленческой информацией понимаются те сведения, которые позволяют судить о степени соответствия руководимого подразделения требованиям вышестоящих инстанций. Соответственно выделяют потоки информации “сверху-вниз” и “снизу-вверх”. Первый предназначен для того, чтобы постоянно корректировать и уточнять требования вышестоящих инстанций к деятельности данного подразделения. Второй связан с необходимостью достаточно полного выявления реального состояния дел в подразделении по требуемым показателям.
Работа офицера с каждым из этих информационных потоков предполагает свои специфические черты. Так, информация, поступающая от вышестоящих органов — это как правило обобщенные положения, адресованные одновременно многим исполнителям. Поэтому сформулированные там требования носят достаточно общий характер и предполагают активную работу исполнителей по их “привязке” к конкретным условиям деятельности.
Все это требует от офицера прежде всего внимательного прочтения и глубокого понимания. Это значит, что из общего текста информации должно быть вычленено все то, что имеет непосредственное отношение к тем видам деятельности, которые реализуются в подразделении. Приводимые в документе оценочные суждения должны быть соотнесены с реальным положением дел в подразделении. Выявленные расхождения должны быть осознаны как точки рассогласования, требующие наиболее пристального внимания. На основе детализации должен быть сформулирован общий замысел управленческого решения, направленного на реализацию требований вышестоящей инстанции.
С другой стороны, поводом для принятия управленческого решения может послужить уточненная информация об изменениях положения дел в подразделении. Для этого начальнику нужно постоянно стремиться к получению достоверной информации о всех сторонах жизни и деятельности подразделения. При этом важно за единичными случаями и эпизодами постараться увидеть определенные тенденции к отклонению от “нормального” функционирования. Перевод разрозненных сведений в обобщенные показатели и составляет сердцевину работы начальника с информацией “снизу-вверх”.
Как видим, и при работе с информацией “сверху-вниз” и с информацией “снизу-вверх”, ключевым в деятельности начальника является принятие решения. При принятии решения хороший руководитель напрягает все силы ума, чувств и воли, поскольку от него в данный момент требуется составить мысленную модель выполнения решения подчиненными. Такое предвидение требует знаний, опыта и высокоразвитых способностей.
Конкретизация замысла осуществляется через организацию исполнения решения. Для этого руководителю необходимо умело распоряжаться теми силами и средствами, которые имеются, вселить уверенность в успех общего дела. При этом руководитель должен хорошо знать методы доведения задач до исполнителей и осуществить инструктаж таким образом, чтобы была обеспечена координация действий сослуживцев и предоставлена достаточная свобода для проявления инициативы каждым военнослужащим.
Непосредственные формы осуществления деятельности по руководству подразделением достаточно подробно указаны прежде всего в Уставе внутренней службы: начиная с изучения личного состава и заканчивая периодичностью посещения вечерней поверки и утреннего подъема в подразделении. На практике, в качестве основной формы руководства офицеры используют прежде всего взаимодействие с подчиненными в ходе различного рода построений личного состава подразделения. Преимущества такого фронтального взаимодействия состоят в том, что командир получает возможность прямого общения с каждым подчиненным. В ходе такого взаимодействия удобно доводить до исполнителей все новые руководящие решения. Однако, при этом значительно снижаются возможности обратной связи.
Второй по частоте формой управляющего воздействия являются совещания с младшими командирами. При этом офицер осуществляет опосредованное общение с подчиненными через звено младших командиров, которые в дальнейшем и призваны довести управленческую информацию до непосредственных исполнителей. Это позволяет сделать процесс управленческого воздействия более оперативным и дифференцированным. Однако, при этом достаточно велика вероятность искажения смысла управленческой информации в процессе ее прохождения от одного звена управления к другому.
Для сбора управленческой информации о реальном положении дел в подразделении наиболее целесообразным является включенное наблюдение офицера за непосредственным ходом того или иного процесса. При этом, у него должна быть достаточно полно представлена система критериев и показателей, которая позволяет судить об эффективности того или иного процесса. Соотнесение показателя с реальностью позволяет получать определенные факты, которые и служат основой для дальнейшей деятельности руководителя по оценке положения дел в подразделении. Это необходимо как для внесения соответствующих корректив, так и для побуждения подчиненных к дополнительной активности.
Итогом управленческой деятельности становится анализ выполнения решения. Существенным моментом являются дифференцированное, но справедливое отношение руководителя к подчиненным при оценке качества выполнения задания. Не менее важно, чтобы руководитель был способен самокритично оценить собственную линию поведения при принятии решения.
На днях в телеинтервью некто с псевдонимом Иванов с глумливо гаденькой улыбочкой вещал (не дословно, но почти) о предприятиях »оборонки»:
Когда ко мне приходят директора и говорят: «Дайте субсидии», я говорю: «Стоп… А что вы сами сделали, для того, чтобы ваши предприятия в рамках рынка, я подчеркиваю – рынка, изготавливали конкурентоспособную продукцию?».
Этот «нехороший человек» похрюкивая на цитрус взялся за руководство отрасли, одной из критично важных для безопаности и жизнеспособности страны и народа. В ответ хочется спросить г. Иванова: 1) Какую прибыль, по вашему, производит непосредственно труба, проводящая горячую воду для отопления дома? Подчеркиваю, в условиях рынка, прямо. Не надо говорить, что она является составляющей системы. Не надо юлить. Покажите деньги, которые приносит непосредственно труба. 2) Какую прибыль приносят работники и руководители любого предприятия, от сторожа, рабочего, грузчиков, до бухгалтера и директора? По вашей убогой логике, единственный человек, приносящий прибыль, это кассир, принимающий деньги от клиентов. Остальным (ибо ВСЕ кроме него — лодыри и растратчики) надо поискать себе работу в других местах. Пусть останется один кассир. Как конкурентоспособный в условиях рынка. 3) Вы лично, как лицо недалекое (в смысле от оборонного ведомства), знаете, на каких условиях и как существуют и развиваются военные отрасли наших прямых конкурентов (и в плане рынка, и в плане жизни)? Вы в курсе, какие субсидии получают они? В каком объеме? По каким целевым программам? Как это было, как это есть? Как они взаимодействуют со всей экономикой страны? Подолгу ли стоят «на рынке» с коробкой патронов из-под полы? Хотя бы это — вы знаете? И если да, то прямо и открыто заявляю — вы государственный преступник в сверхкрупных масштабах. Ваше место у стенки. Если нет, то вы некомпетентный руководитель, безответственный индивид, просто глупая сволочь.
4) Последний пока вопрос. Сколько лично вы, именно вы, принесли в бюджет государства? Живых денег. Не в коллективе и не в комплексе, а лично вы? А сколько унесли из бюджета? Я не задеваю (пока) ваши наиболее вероятные и обширные «теневые (нетрудовые) доходы». Просто по зарплате давайте посчитаем. Сопоставим. Что получается? Неужели минус? Ай-ай-ай. Да вы растратчик, работник с отрицательным КПД. Бегите, бегите. Нет не из страны. В прокуратуру. И явку с повинной прихватите. Такая возможность у вас пока еще есть.
Всех остальных прискорбно поздравляю. Открывается еще одна часть «личика» администраторской «Гюльчатай», под которым явно просматривается бандитское мурло. Если кто-то еще до сих не понял, что такое «перевести армию на коммерческий-контрактную основу», то вот, теперь вы сами видите истинную подоплеку.
Короче говоря, чтоп пойти таджику служыдь в нашу армию, необходимо лишь: * законно находиться на территории Российской Федерации, т.е. иметь документ, удостоверяющий личность, миграционную карту, имеющую отметку органа пограничного контроля о въезде в Российскую Федерацию, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство; * зарегистрироваться по месту пребывания в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел;
* обратиться в военный комиссариат субъекта Российской Федерации с заявлением о желании проходить военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или органах.
Интересно, как скоро у нас армия будет поголовно состоять из среднеазиатов? В принципе, если все пойдет так, как идет, думаю ждать недолго осталось. Войска, эксплуатирующие сложную технику, такие как ВВС, ПВО, флот и им подобные потихонечку деградируют. А чтоп с автоматом бегать — это и мигранты подойдут, вон как резво на стройках пашут. Да еще и контрактников, имеющихся сейчас, насколько я понимаю частенько с деньгами наебывают и народ служить по контракту особо не рвется.
Плюс еще — такая армия будет идеальной полицейской силой для примененения внутри страны. Этнически другая группа, чтоб расстрелять толпу демонстрантов как раз самое то.
Вобщем весело, весело…
Шесть лет назад в Европе совершилось варварское и кощунственное действо. В ночь на 24 марта 1999 года государства НАТО во главе с США, руководствуясь абсолютно надуманными предлогами, начали бесчеловечные бомбардировки Югославии, стремясь таким образом поставить ее народ на колени и подвигнуть его к смещению законной власти. В результате не прекращавшихся ни на минуту авиационных налетов, следовавших один за другим 72 дня, погибло несколько тысяч человек, в подавляющем большинстве — женщин и детей. Однако народ Югославии не был сломлен, а оказывал достойное и небезуспешное сопротивление многократно превосходящим силам агрессоров.
На защиту многострадального сербского народа встали лучшие представители народа русского. Были стихийно организованы акции протеста у посольств стран НАТО, прежде всего — у посольства США. Наиболее активные и сознательные представители русского народа добровольно отправились на защиту православных братьев на Балканы. Их имена прочно встали в один ряд с именами русских добровольцев, сражавшихся за свободу православных братьев-сербов в 1876-78 гг. И не вина русского и сербского народов, что в результате агрессии часть территории Сербии — Косово — оказалась оккупированной силами НАТО, которые являются как бы международной «крышей» албанским террористам, осуществляющим там геноцид и этнические чистки в отношении еще остающихся там сербов.
То, что происходило весной 1999 года на территории Югославии, никогда не должно быть забыто. Главные организаторы и вдохновители агрессии — бывший президент США Билл Клинтон, бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт, бывший главарь НАТО Хавьер Солана, бывший командующий войсками США в Европе Весли Кларк и другие — должны быть преданы международному трибуналу по типу Нюрнбергского. Зло должно быть справедливо наказано. Кровь невинных жертв агрессии вопиет о возмездии.
И в настоящее время ситуация вокруг оккупированной войсками НАТО сербской территории Косово является критической. Албанские террористы, которым покровительствуют войска НАТО, готовят очередную кровавую акцию по типу той, которая была осуществлена ими в марте прошлого года. В связи с этим мы обращаемся к русскому народу — не оказаться в стороне в случае начала очередного всплеска насилия против сербского населения Косово и оказать посильную помощь православным братьям-сербам.