Опыт ведения боевых действий во внутренних вооруженных конфликтах, полученный в последние годы, показал их нетрадиционный характер. Эта нетрадиционность делает необходимым применение нестандартных, соответствующих обстановке приемов и способов выполнения поставленной задачи.
При подготовке и ведении боевых действий в ходе внутренних вооруженных конфликтов особое место отводится организации управления. Важнейшее место при организации управления занимает организация связи в группировке артиллерии, дивизионе (батарее).
Бесперебойность, быстрота передачи и скрытность являются важнейшими требования, предъявляемыми к связи в бою.
Основным средством связи в группировке артиллерии, дивизионе (батарее) является радиосвязь, так как проводная связь из-за ее уязвимости и значительных затрат сил и средств будет использоваться ограничено.
При использовании радио- и проводных средств связи необходимо учитывать возможность прослушивания и перехват переговоров противником. Имея на вооружении практически те же средства связи, бандформирования проявили в этом много изобретательности: если с начала противник, работая в радиосетях федеральных войск, только угрожал и бранился, то затем пытался вызывать огонь артиллерии по своим же войскам; прослушав доклад старшего офицера батареи о занятии огневой позиции, открывал огонь по батарее, используя перехваченные координаты; одновременно с командой “Огонь” открывал огонь по нашим войскам, создавая тем самым впечатление, что наши снаряды бъют по своим; покидал район, по которому готовился огонь; вел деморализщующие разговоры с командирами самоходных орудий.
Для работы в радиосетях и радио-направлениях радиоданные должны назначаться только старшим штабом.
Использование произвольных радиоданных запрещается, так как несоблюдение этого требования в начале боевых действий приводило к тому, что несколько дивизионов имели совершенно одинаковые радиоданные.
При планировании и организации боя необходимо особенно детально изучать местность:
- ее доступность для личного состава и боевой техники:
- состояние дорог, характеристики перевалов, естественных препятствий, для преодоления которых потребуется специальное снаряжение;
- места удобные для высадки воздушных десантов, оборудования огневых позиций артиллериии развертывания пунктов управления и узлов связи;
- наличие скрытых подступов и обходных путей, источников воды, топлива и продовольствия.
Весьма важно знать санитарно-эпидемическое состояние района боевых действий, в полной мере учитывать погодные условия, время года и суток.
При ведении боя в городе дальность связи радиостанций понижается более чем в два раза, поэтому для увеличения дальности радиостанций, антенные устройства необходимо выносить на крыши, стены разрушенных зданий, высокие деревья и другие местные предметы. Для бесперебойной работы проводной связи кабель прокладывается через проходные дворы, проломы с использованием подвалов и других подземных соружений. Для прокладки кабеля можно использовать желобки трамвайных рельсов..
Таким образом, опыт ведения боевых действий показывает , что для обеспечения устойчивой, непрерывной, оперативной и открытой связи необходимо:
- маскимально использовать аппаратуру передачи данных и закрытые каналы связи комплексов автоматизированного управления:
- на кажду радиосеть и радионаправление необходимо иметь 5-6 запасных частот, переход осуществлять по сигналам через 1,5-2 часа:
- каждые сутки менять в радиоданных пароли своих радиостанций:
- иметь проводную связь особенно старшего офицера батареи с командирами самоходных артиллерийских орудий;
- сокращать время ведения переговоров по средствам связи.
При ведении боевых действий в горах радиосвязь будет основным родом связи, обеспечивающим управление войсками. При планировании связи необходимо учитывать то, что боевые действия будут вестись на разобщенных направлениях, снизятся темпы наступления, будет затруднен или вообще будет отсутствовать маневр подразделениями по фронту. Кроме того, экранирующее действие гор и низкая проводимость почвы знчительно снизят дальность связи. Кроме того, возникают трудности в организации технического и тылового обеспечения. Снизится скорость покладки полевых кабельных линий связи, существенно возрастет расход кабеля. В значительной мере будет затруднен маневр силами и средствами связи, резервом связи.
При организации связи в горах для повышения устойчивости необходимо шире использовать способ организации связи по радионаправлению, особенно с основными элементами боевого порядка. Использовать коротко волновые радиостанции с антеннами направленного действия, использовать пространственную волну. При работе на ультра коротковолновых радиостанциях целесообразно использовать нижний участок диапазона, радиостанции размещать на вершинах или склонах гор, обращенных в сторону корреспондента. По возможности шире использовать ретрансляционные пункты, в том числе на летно-подъемных средствах. Широко использовать дистанционное управление радиостанциями. Необходимо учитывать, что ущелья и лощины, расположенные в направлении корреспондента, даже извилистые, являются естественными волноводами и резко увеличивают дальность связи.
Связь проводными средствами организуется в исходном положении для наступления. В ходе же наступления она организуется в основном в интересах комендантской службы на перевалах, при преодолении ущелий, теснин. Проводная внутрянняя связь на пунктах управления и для дистанционного управления радиостанциями организуется всегда.
Для обеспечения связи в горных районах требуется особая подготовка войск, оснащение их средствами связи и обмундированием в соответствии с конкретными географическими и климатическими условиями района боевых действий.
В целях исключения потери связи при выходе из строя радистов или радиостанций в каждом подразделении (группе, отряде) кроме основного должны быть 1-2 резервных радиста со средствами связи.
Для устойчивой работы радиосвязи в горах широкое применение находят самолеты и вертолеты – ретрансляторы, которые используются для решения следующих основных задач:
- повышения надежности основных информационных направлений между КНПи подразделениями, ведущими боевые действия;
- организации резервных радиолиний на случай выхода из строя основных линий связи;
- обеспечения связи с подразделениями, находящимися в движении;
- поддержания связи с группами и отрядами, выполняющими боевые задачи в отрыве от главных сил;
- управления подразделениями, минуя промежуточные командные инстанции.
В достижении непрерывности управления войсками важную роль играет умелое раземещение пунктов управления. Места их развертывания должны выбираться на господствующих высотах по возможости в створе с ущельями, где действуют войска, с расчетом обеспечения устойчивой работы УКВ радиосвязи. Если войска наступают в ущельях по расходящимся направлениям, то место пункта управления определяется на стыке ущелий. В извилистых ущельях перемещение пунктов управления необходимо проводить чаще, чтобы не допускать ухудшения или потери связи на закрытых участках местности.
При ведении боевых действий в лесистой местности необходимо учитывать: сложность ведения боевых действий (разобщенные направления, затруднения в организации взаимодействия, передвижение только по лесным дорогам и просекам); в лесу, из-за поглощения стволами деревьев части излучаемой радиосредствами энергии, значительно уменьшается дальность связи; имеет место явление интерференции радиоволн (переизлучающее действие деревьев); затруднение в выборе мест развертывания узлов и станций связи.При организации связи необходимо использовать более мощные радиостанции; развертывать радиостанции в местах,обеспечивающих лучшие условия прохождения радиоволн(по возможности в однородной среде); применять антенны со строго ориентированной диаграммой направленности электромагнитного поля; поднимать штыревые антенны на верхушки деревьев; шире использовать ретрансляторы. Полевые кабельные линии связи прокладывать не ближе 50-100 метров от дорог и просек. Направление прокладки кабеля обозначать отметками на деревьях, что в значительной степени облегчит работу линейных надсмотрщиков.Необходимо предусматривать меры по защите узлов и станций связи от пожаров, отравляющих и радиоактивных веществ.
При подготовке войск к боевым действия, а особенно в горах надо уделять особое внимание не только изучению специфических приемов тактики, ведению огня, но и выделять время для акклиматизации вновь прибывшего личного состава, для чего потребуется не мене месяца.Без этого солдаты и офицеры будут расходовать в два раза больше энергии, чем в обычных условиях. У них может возникнуть горная болезнь, при которой они испытывают чувство рстерянности, слабость, головокружение, а иногда и галлюционации. Отражение солнечных лучей от снега также отрицательно действует на организм, усложняет наблюдение, применение ракет, артиллерии, авиации, средств связи и другой боевой техники.
Условно действия артиллерии во внутренних вооруженных конфликтах можно разделить на три этапа:
- подготовка к ведению боевых действий и демонстрация силы;
- участие в упреждающем огневом ударе;
- участие в операции по ликвидации бандформирований.
Упреждающий огневой удар может наноситься с началом ведения боевых действий по достоверно разведанным складам военной техники и вооружения, паркам, стоянкам, аэродромам, военным городкам, захваченным бандформированяими. а также по ПУ, базам и другим местам скопления мятежников. Подготовку упреждающего удара должно осуществляться в обстановке строгой секретности для достижения внезапности и недопущения рассредоточения техники, вооружения и живой силы нерегулярных формирований. Для участия в ударе могут привлекаться ракетные войска, авиация и дальнобойная артиллерия. Удар наносится преимущественно ВТБ, а также ведением СО по достоверно разведанным объектам, при этом необходимо стремиться не допустить жертв среди мирного населения, поражения объектов инфраструктуры.
После нанесения упреждающего удара артиллерия участвует в ликвидации бандформирований. В ходе операции задачами ОПП могут быть:
- огневое обеспечение выдвижения общевойсковых и других федеральных формирований;
- огневая подготовка и поддержка ведения боевых действий войск;
- огневая поддержка штурмовых отрядов и групп;
- огневое блокирование формирований противника в определенных районах;
- огневое воспрещение маневра противника;
- огонь на изнурение для морально-психологического воздействия на живую силу противника;
- освещение местности с целью разведки и последующего поражения противника.
Кроме выполнения перечисленных задач артиллерия может привлекаться для поддержки действий войск:
- при разъединении конфликтующих сторон;
- в рейдовых боевых действиях по прочесыванию местности;
- при устройстве засад;
- при охране и обороне важных объектов;
- по пресечению бесчи7нств и массовых беспорядков;
- при систематических боевых действиях в зоне ответственности конкретных соединений и частей;
- при охране коммуникаций и сопровождении колонн в зоне конфликта;
- по обеспечению выхода из района боевых действий беженцев, освобождению заложников, воспрещению провокаций при перемирии;
- при несении комендантской службы.
Для решения указанных задач артиллерия широко применяет известные виды огня. Однако, в каждом конкретном случае порядок выполнения огневой задачи, способ обстрела, расход боеприпасов могут определяться не только руководящими документами, но и требованиями обстановки на поле боя. Это порой изменяет содержание того или иного вида огня и тогда возникают новые понятия: отсекающий огнь, блокирующий огонь, прочесывающий огонь, огневое окаймление, изнуряющий огонь, беспокоящий огонь.
Однако, называть их новыми видами огня нецелесообразно, так как эти понятия в первую очередь связаны с задачами стрельбы: отсечь, изнурить, блокировать или с тактическими задачами, решаемыми общевойсковыми подразделениями при поддержке артиллерии.
С началом выдвижения войск в район конфликта артиллерия привлекается для выполнения огневых задач, создавая «огневой коридор» вдоль маршрутов выдвижения поддерживаемых общевойсковых формирований, применяя при этом СО, НЗО, называемые «отсекающим огнем».
Артиллерийская подготовка боевых действий проводится одним или несколькими огневыми налетами и может иметь продолжительность от нескольких десятков минут до нескольких часов, а может и суток.
С выходом на рубеж боевого соприкосновения с бандформированиями начинается артиллерийская поддержка. Она осуществляется, как правило, ПСО, СО и ОПОЦ по вызову. Участки СО планируются на нескольких рубежах по разведанным позициям боевиков или по предполагаемым позициям.
Для «ограждения» от противника своей прорвавшейся пехоты, пока она не закрепится в занятом районе или не получит поддержки, а также для прикрытия открытых флангов в ходе ведения наступательных действий следует предусматривать «огневое окаймление». Оно осуществляется ведением ЗО и СО на возможных направлениях действий боевиков и по участкам местности в тылу и на флангах наших войск.
Для изоляции и удержания формирований противника в определенных районах, исключения их маневра, а также с целью отрезать боевиков от возможной помощи при их ликвидации проводится «огневое блокирование», для создания которого планируется и ведется НЗО и СО на возможных путях маневра противника и подхода его подкреплений.
По зеленым массивам и другим участкам пересеченной местности, на которых могут скрытно сосредотачиваться группы боевиков, огневые средства и наносить удары по нашим войскам, предусматривают «огневое прочесывание». Оно ведется на 5 – 6 рубежах, расстояние между которыми составляет 200 – 400 м, на каждом рубеже планируется 5 – 6 участков СО, а также НЗО по дорогам, ведущим из зеленого массива, с целью отрезать отход групп боевиков. Огневое прочесывание во многом напоминает ПСО в сочетании с ЗО на флангах.
В ходе огневого блокирования, окаймления, прочесывания НЗО открывается в момент обнаружения подхода противника к рубежу и ведется беглым огнем.
С серьезными трудностями вор ВВК сопряжена борьба с артиллерией противника. Ее огневые позиции, как правило, располагаются в районах, недоступных для наблюдения средствами оптической разведки.
При отсутствии точной информации о местонахождении батарей (орудий) противника возможно проведение «огневого прочесывания районов ожидаемого расположения артиллерии». В этих условиях целесообразно проводить упреждающие огневые налеты по местам возможного нахождения артиллерии противника. Боевая практика показала, что эта своего рода стрельба «наугад», подкрепленная точными расчетами, может тоже принести требуемый результат.
Широкое применение в ходе боевых действий находит «огневое наблюдение», которое осуществляется при бое в городе в течении нескольких часов и даже суток по близлежащим к нашим войскам зданиям с задачей не допустить ведения из них огня снайперами и гранатометчиками. В ночное время «огневое наблюдение» проводят по основным дорогам, местам возможного скопления боевиков, участкам местности на подступах к позициям наших войск в целях исключения свободного передвижения и внезапного нападения противника на передовые части.
Целенаправленная воспитательная работа, проводимая в войсках (силах) способствовала практическому осуществлению государственной политики в области реформирования армии и флота, формированию у военнослужащих ответственности за выполнение воинского долга, верности Отечеству, гордости за принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации, соблюдению требований воинской дисциплины и правопорядка. Существенное влияние на повышение ее эффективности оказала начавшаяся реализация Концепции воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации и Концепции военно-патриотического воспитания молодежи, обновление материальной и учебно-методической базы воспитательной работы.
В то же время не везде еще центром воспитательной работы стала рота (батарея), без должной настойчивости создаются условия, способствующие преодолению социальной и психологической напряженности, предотвращению негативных явлений в воинских коллективах.
В целях устранения имеющихся недостатков и повышения действенности воспитательной работы в войсках (силах)
П Р Е Д Л А Г А Ю:
Воспитательную работу в Вооруженных Силах Российской Федерации в 1999 году организовывать и проводить в соответствии с требованиями приказа Министра обороны Российской Федерации на новый 1999 учебный год, приказов Министра обороны РФ 1995 года №№ 226 и 235, настоящих организационно-методических указаний и других документов, регламентирующих воспитательную работу в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Основные усилия в воспитательной работе в 1999 году сосредоточить на разъяснении и претворении в жизнь требований Президента Российской Федерации к Вооруженным Силам, определенных в «Основах (концепции) государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2005 года», безусловном выполнении задач, изложенных в приказе министра обороны РФ на новый учебный год, формировании у военнослужащих готовности и способности гарантированно выполнить задачи по обеспечению обороны и безопасности Российской Федерации, высокого профессионализма, моральной зрелости и психологической устойчивости, поддержании дисциплины и правопорядка, изучении и внедрении в практику передового опыта реформирования армии и флота.
При этом руководствоваться следующим:
1. Начальникам управлений воспитательной работы видов Вооруженных Сил, военных округов и флотов, начальникам отделов воспитательной работы Главного управления Сухопутных Войск и ВДВ, помощникам начальников главных и центральных управлений МО РФ по воспитательной работе обеспечить внедрение в повседневную деятельность войск (сил) Концепции воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации и Концепции военно-патриотического воспитания молодежи, Концепции правового воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации. Продолжить изучение их положений в системе оперативной, командирской подготовки и выработку на их основе практических рекомендаций войскам (силам) с учетом специфики решаемых ими задач.
2. В интересах воспитания личного состава полнее использовать общественно-государственную подготовку и информирование войск (сил).
В основу их содержания положить разъяснение военнослужащим государственной политики в области обороны страны и военной реформы, формирование у военнослужащих и гражданского персонала чувства личной ответственности за настоящее и будущее Вооруженных Сил, укрепление правопорядка и воинской дисциплины, поддержание высокой боевой готовности соединений, воинских частей и кораблей.
Занятия по общественно-государственной подготовке рассматривать как основную форму воспитания личного состава. В ходе занятий давать персональные оценки отношению военнослужащих к выполнению воинского долга, своих служебных обязанностей.
Обеспечить личное участие в подготовке и проведении занятий командиров (начальников) всех степеней. Руководителями групп ОГП назначать, как правило, тех должностных лиц, которым они подчинены по службе, способных обеспечить высокую организованность и качество занятий.
Для подготовки к занятиям предоставлять руководителями групп не менее 4-х часов служебного времени в неделю. Перед началом каждого периода обучения планировать и проводить с ними двухдневные учебно-методические сборы, а в конце месяца — 2-3 часовые инструктивно-методические занятия.
Занятия по ОГП с офицерами центральных органов военного управления Министерства обороны, органов военного управления Главных командований видов Вооруженных Сил, военных округов (флотов) и объединений планировать и проводить в объеме 40 часов в год, из них 22 часа в системе командирской подготовки, остальные 18 часов — в дни, установленные соответствующим приказом (приказанием) по органу военного управления.
Занятия по ОГП офицеров соединений и воинских частей (кораблей) планировать и проводить из расчета 6 учебных часов в месяц, в том числе не менее 4-х часов в дни командирской подготовки.
Занятия с прапорщиками, мичманами, проводить еженедельно не менее 3 часов в утреннее время в дни, установленные приказом по части.
Занятия по ОГП с солдатами, матросами, сержантами и старшинами проводить в течение всего учебного года два раза в неделю по 2 часа в утреннее время; на кораблях, в береговых базах корабельных соединений Военно-Морского Флота — один раз в неделю по 3 часа.
Занятия по ОГП с военнослужащими — женщинами, по возможности, организовывать в составе учебных групп, соответствующих их воинским должностям, или в отдельных группах. С гражданским персоналом занятия проводить не менее 2 часов в месяц по планам командиров воинских частей путем информирования и изучения социально-политических, экономических и правовых вопросов.
В ходе учений, полевых (морских) выходов (походов), с личным составом соединений и частей, действующих в составе миротворческих сил, а также выполняющих другие задачи в отрыве от пунктов постоянной дислокации, ОГП организовывать и проводить в зависимости от обстановки и характера решаемых задач, но не менее одного часа в неделю по учебным планам, общим для соответствующих категорий личного состава, или специальным учебным планам, разрабатываемым органами воспитательной работы видов Вооруженных Сил, военных округов (флотов), объединений или соединений (частей), выполняющих указанные задачи.
При проведении занятий в группах ОГП солдат, матросов, сержантов и старшин целесообразно использовать учебные видеофильмы по ОГП, рекомендованные Главным управлением воспитательной работы ВС РФ, а также подготовленные самостоятельно.
Каждого солдата (матроса), сержанта (старшину) обеспечить книгой для чтения (учебником) по ОГП “На службе Отечеству”, тетрадью для конспектов по ОГП и письменными принадлежностями, а каждую учебную группу — географическими картами России и мира.
Вопросы планирования, организации и состояния ОГП в подчиненных соединениях и воинских частях, эффективности ее влияния на решение учебно-воспитательных задач регулярно изучать и анализировать соответствующими должностными лицами, отражать в материалах подведения итогов, обзорах, приказах и директивах главнокомандующих. командующих, командиров (начальников).
Степень усвоения учебной программы военнослужащими оценивать по четырехбальной системе: на инспекторских проверках — по изученным с начала учебного года темам; на итоговых проверках — в конце учебного года; в ходе контрольных проверок — по решению соответствующих командиров и начальников, но не реже 2-х раз в период обучения в каждой учебной группе, о чем делаются записи в журналах. Индивидуальные оценки обучаемым, оценки учебным группам, подразделениям, воинским частям и соединениям по общественно-государственной подготовке, а также руководителям групп определяются в соответствии с требованиями приказа Министра обороны Российской Федерации 1993 года № 250. Информирование личного состава проводить: солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих службу по призыву — 2 раза в неделю по 30 минут; солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих службу по контракту, прапорщиков и мичманов, курсантов (слушателей) военно-учебных заведений — один раз в неделю по одному часу; офицеров — 2 раза в месяц по одному часу; гражданского персонала, членов семей военнослужащих — не менее одного раза в месяц. Ежемесячно проводить единые дни информирования военнослужащих с обязательным участием руководящего состава органов военного управления всех уровней.
Планировать и осуществлять мероприятия по защите войск от негативного информационно-психологического воздействия. С этой целью обеспечить проведение информационно-пропагандистских мероприятий (акций) с комплексным использованием всех сил и средств воспитания, информации, государственных и иных средств массовой информации, учреждений культуры, искусства и науки.
3. Рассматривать воспитание у личного состава российского государственного патриотизма как одну из приоритетных задач воспитательной работы. В основу патриотического воспитания положить формирование у военнослужащих чувств любви к Отечеству, ответственности за его защиту, гордости за принадлежность к Вооруженным Силам, приобщение к лучшим традициям российского воинства. При проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам, дням воинской славы, дням соединений и воинских частей организовывать участие в них представителей органов государственной власти, ветеранов Великой Отечественной войны, Вооруженных Сил, локальных войн и военных конфликтов, религиозных объединений.
Оказывать помощь органам государственной власти, учебным заведениям, молодежным и детским военно-патриотическим объединениям в работе по военно-патриотическому воспитанию допризывной молодежи и подготовке ее к военной службе.
Особое внимание уделить работе с организациями родительской общественности, использовании их актива в работе по улучшению морально-психологической обстановки в воинских коллективах.
Взаимодействие с государственными органами, общественными и религиозными объединениями направлять на решение задач патриотического и нравственного воспитания военнослужащих, реализации их конституционных прав и свобод.
Оказывать профсоюзным организациям рабочих и служащих Вооруженных Сил содействие в решении социальных вопросов, формировании у гражданского персонала ответственности за соблюдение трудовой дисциплины.
В соответствии с действующим законодательством обеспечить создание условий для свободного волеизъявления военнослужащих в ходе проведения выборов в федеральные и местные органы государственной власти.
4. Начальникам органов воспитательной работы видов Вооруженных Сил Российской Федерации, военных округов (флотов), главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации организовать регулярное изучение, анализ и оценку морально-психологического состояния личного состава в подчиненных войсках (силах) в соответствии с методиками, утвержденными Главным управлением воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации. Донесения о морально-психологическом состоянии личного состава в Главное управление воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации представлять: – устные доклады об изменениях в морально-психологическом состоянии личного состава и проделанной работе по его укреплению для принятия оперативных мер — еженедельно; – письменные донесения с выводами из оценки уровня морально-психологического состояния личного состава — ежеквартально;
– итоговое донесение о морально-психологическом состоянии личного состава с предложениями по его улучшению к 1 ноября 1999 года.
5. Главные усилия в работе по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины сосредоточить на обеспечении личной примерности офицеров в воинской дисциплине, предупреждении гибели личного состава, самоубийств, нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими. Планирование воспитательной работы по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины, ее анализ и подведение итогов осуществлять в соответствии с требованиями приказа Министра обороны Российской Федерации 1993 года № 0100. Добиться полного внедрения Системы работы должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины и выполнения предусмотренных на 1999 год мероприятий Целевой программы правового воспитания личного состава в Вооруженных Силах Российской Федерации на 1998-2001 годы. Основным видом деятельности органов воспитательной работы считать оказание практической помощи должностным лицам непосредственно в подразделениях. В ходе практической работы особое внимание уделить: – в ротах и им равных подразделениях — организации систематической индивидуальной воспитательной работы по изучению личности каждого военнослужащего; – в батальонах (дивизионах) — обучению сержантов и старшин практике поддержания уставного порядка и воинской дисциплины; – в воинских частях (на кораблях), соединениях — повышению роли командиров как органов дознания, обучению офицеров и прапорщиков (мичманов) психолого-педагогическим основам сплочения воинских коллективов, поддержанию в них правопорядка и воинской дисциплины. Готовить к подведению итогов работы органов военного управления и должностных лиц по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины предложения командующим (командирам) для уточнения задач по профилактике правонарушений, после их утверждения организовывать доведение и контроль исполнения.
Совместно с командующими (командирами) ежемесячно оценивать эффективность работы начальников управлений, отделов (отделений) и служб, практиковать их заслушивание на служебных совещаниях и заседаниях постоянно действующих аттестационных комиссий, комиссий по предупреждению гибели и травматизма личного состава о причинах преступлений и происшествий, принятых мерах по их предупреждению.
Главным критерием эффективности работы считать отсутствие гибели подчиненных военнослужащих по вине воинских должностных лиц.
По каждому факту гибели военнослужащих при исполнении обязанностей военной службы, преступлений на почве нарушений уставных правил взаимоотношений готовить проекты приказов соответствующих командиров. Предусматривать в них меры по профилактике причин и условий, способствующих совершению правонарушений.
Обеспечить ежедневное изучение морально-психологической обстановки в подразделениях. Еженедельно анализировать ее в воинских частях и соединениях, вырабатывать меры по пресечению преступных посягательств на жизнь и достоинство военнослужащих. Особое внимание обращать на углубленное изучение морально-психологической обстановки в подразделениях несущих боевое дежурство, караульную службу, эксплуатирующих радиационно-, химически- и биологически- опасные вооружения и военную технику, а также выполняющих задачи в отрыве от воинской части.
Ежеквартально с участием органов военной прокуратуры, военных судов проводить занятия с руководящими должностными лицами воинских частей и подразделений по практическим вопросам правового воспитания, выявления и искоренения нарушений уставных правил взаимоотношений.
Совместно с офицерами медицинской службы обеспечить эффективность проведения телесных осмотров военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. По всем фактам травм с признаками последствий нарушений уставных правил взаимоотношений обеспечить проведение административных расследований и принятие соответствующих решений.
Обеспечивать личную примерность офицеров в воинской дисциплине. Особое внимание обратить на предупреждение корыстных преступлений, пьянства, осуществление заботы о быте, досуге, состоянии здоровья офицеров и членов их семей. Ежемесячно анализировать применение дисциплинарной практики в отношении офицеров.
6. Целью военно-социальной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации считать реализацию установленных законодательством прав и льгот военнослужащих и членов их семей и создание на этой основе социальных условий для более эффективного решения задач, стоящих перед Вооруженными Силами.
Мероприятия военно-социальной работы организовывать и проводить с учетом реальной социальной обстановки в соединениях и воинских частях, регионах дислокации войск (сил) и направить на решение следующих задач:
– изучение и прогнозирование социальной обстановки в воинских коллективах и регионах дислокации воинских частей, выработка предложений командованию по ее оздоровлению; – реализация предложений, заявлений и жалоб военнослужащих, оказание им помощи в восстановлении нарушенных прав; – организация и проведение правового воспитания военнослужащих; – обучение командиров, других должностных лиц правовым основам служебной деятельности по реализации прав, льгот и законных интересов военнослужащих; – координация деятельности общественных объединений, созданных в воинских частях, по решению социальных проблем военнослужащих и членов их семей;
– установление тесного взаимодействия и партнерства с органами государственной власти и местного самоуправления в решении вопросов обустройства войск, реализации установленных законодательством прав и льгот военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Обеспечить первоочередную адресную социальную поддержку военнослужащих, принимающих (принимавших) участие в боевых действиях; проходящих службу в отдаленных гарнизонах, подразделениях особого риска; многодетных; не имеющих жилья; имеющих в составе семей больных, инвалидов и т.п.
7. Психологическую работу организовывать и проводить в соответствии с требованиями приказов Министра обороны Российской Федерации 1995 года № 226 и 235, 1994 года №202, 1996 года №023, 1998 года №440, директив Министра обороны РФ 1995 года №010, 1996 года №Д-18, Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации 1998 года №315К/2/750, Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации 1998 года №1, №2 и №3, проекта Руководства по психологической работе в Вооруженных Силах, Рекомендаций по организации психологической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации на 1999 год. Главной целью психологической работы считать поддержание психологической устойчивости и готовности личного состава к выполнению задач в любых условиях обстановки.
При планировании, организации и проведении психологической работы учитывать: характер и специфику решаемых войсками задач, влияние на военнослужащих и воинские коллективы социально-экономической и психологической обстановки в районах дислокации войск (сил); реальные настроения и состояния военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала; информационно-психологическое воздействие из вне.
Осуществлять комплексный подход в организации психологической работы, ее эффективность достигать единством действий и согласованностью мероприятий, проводимых командирами (начальниками), штабами, органами воспитательной работы, медицинской службой, юристами и другими специалистами.
В соответствии с требованиями Приказа Министра обороны 1998 года № 440 совместно со специалистами медицинской службы и должностными лицами органов службы войск и безопасности военной службы обеспечить повышение эффективности мероприятий по предупреждению самоубийств, выявлению суицидальных намерений среди военнослужащих. В интересах этого активно использовать опыт проводимого на базе 3 мсд МВО и 138 омсбр ЛенВО эксперимента по созданию перспективной организации психологической службы в рамках органов воспитательной работы.
8. Культурно-досуговую работу направлять на воспитание у личного состава высокой духовной культуры и нравственных качеств. Обеспечить целенаправленное участие домов офицеров, солдатских клубов, библиотек. Ансамблей, других творческих коллективов в организации культурно-досуговой работы непосредственно в подразделениях, на кораблях, в отдаленных гарнизонах, в местах боевой учебы и службы.
Принять действенные меры по сохранению и развитию материально-технической базы воспитательной работы. Особое внимание обратить на рациональное распределение технических средств, изыскание резервов по наиболее полному удовлетворению информационных и культурных потребностей личного состава в условиях сокращения поставок технических средств воспитания.
Денежные средства, выделяемые на проведение воспитательной работы, направлять в первую очередь на обеспечение воинских частей (кораблей) и войсковых библиотек периодическими изданиями в строгом соответствии с установленными нормами, поддержание на должном уровне учебно-методической базы ОГП и воспитательной работы, организацию полноценного отдыха и культурного досуга военнослужащих.
9. Развивать материально-техническую базу воспитательной работы. За счет перераспределения технических средств воспитания внутри военных округов и флотов, а также адресного обеспечения соединений и частей постоянной боевой готовности довести коэффициент технической готовности до 0,9 и их укомплектованность до 100 %.
Обеспечить сохранность технических средств воспитания в ходе реформирования Вооруженных Сил РФ, их учет, исключение случаев хищений и утрат. Продолжить работу по оптимизации системы снабжения ВС РФ техническими средствами воспитания, реформированию складов технических средств, ремонтных мастерских, киновидеообъединений военных округов (флотов) в центры технических средств. Направить усилия на создание телерадиоцентров в отдаленных гарнизонах, где осуществляется неуверенный прием телерадиосигналов.
10. Принять меры к повышению эффективности методической подготовки военных кадров к проведению воспитательной работы и профессиональной подготовки должностных лиц воспитательных структур. Занятия по методике и организации воспитательной работы проводить на основе тематического плана ГУВР ВС РФ: с командирами отделений, расчетов, экипажей и взводов — ежемесячно; с командирами рот и им равными — 2-3 раза за период обучения; с командирами батальонов и им равными — не реже 2-3 раз за период обучения; с командирами полков, с командованием соединений, объединений, начальниками учреждений, организаций и предприятий Министерства обороны РФ — не реже одного раза в год, а также в системе командирской подготовки, командирских сборов и занятий. Занятия по профессиональной подготовке должностных лиц органов воспитательной работы проводить: с заместителями командиров рот (им равными) по воспитательной работе — ежемесячно; с заместителями командиров батальонов (им равными) по воспитательной работе — 2-3 раза за период обучения; с заместителями командиров полков (им равными) по воспитательной работе — 2 раза за период обучения; с должностными лицами органов воспитательной работы — в ходе сборов перед началом учебного года. Учебу заместителей командующих (командиров) объединений (соединений) по воспитательной работе проводить в системе профессиональной подготовки и на учебно-методических сборах. Начальникам управлений воспитательной работы видов Вооруженных Сил, военных округов и флотов, начальникам отделов воспитательной работы Главного управления Сухопутных Войск и ВДВ, помощникам начальников главных и центральных управлений МО РФ по воспитательной работе обеспечить своевременную и качественную подготовку методических материалов в соответствии с рекомендованным планом-графиком ГУВР ВС РФ.
Оперативную подготовку с органами воспитательной работы проводить в соответствии с планом подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации в 1999 году и организационно-методическими указаниями Министра обороны РФ.
11. Начальникам управлений воспитательной работы видов Вооруженных Сил, военных округов и флотов, начальникам отделов воспитательной работы Главного управления Сухопутных Войск и ВДВ, помощникам начальников главных и центральных управлений МО РФ по воспитательной работе взять под личный контроль состояние укомплектованности органов воспитательной работы, особенно в звене “рота” (батарея), принимать своевременные и действенные меры по восполнению некомплекта офицеров воспитательных структур в подчиненных войсках (силах). Особое внимание обратить на укомплектованность и всестороннее обеспечение частей и подразделений постоянной боевой готовности.
12. При проверке состояния воспитательной работы в объединениях, соединениях, частях (на кораблях) изучать и учитывать: способность органов военного управления и должностных лиц организовывать и руководить воспитательной работой в интересах полного выполнения требований приказа Министра обороны РФ на 1999 учебный год; сложившуюся систему воспитательной работы, прежде всего в звене рота-батальон-полк (корабль); состояние общественно-государственной подготовки и информирования личного состава, военно-социальной, психологической и культурно-досуговой работы; уровень и результативность работы по профилактике правонарушений и укреплению воинской дисциплины; динамику общественного мнения и настроений различных категорий личного состава; эффективность использования технических средств воспитания.
Об основных выводах из анализа состояния воспитательной работы и предложениях по ее совершенствованию информировать вышестоящие органы военного управления установленным порядком. Доклады о проводимой воспитательной работе и морально-психологическом состоянии личного состава представлять в Главное управление воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации за период обучения. Итоговый доклад за учебный год представить к 1 ноября 1999 года.
Вторая мировая война вовлекла в свою орбиту 61 государство, 80% населения земного шара. Военные действия велись на территории 40 государств Европы, Азии и Африки, а также на морских и океанских просторах. Зачинщик войны, германо-итало-японский блок, расширяя агрессию, упорно стремился к завоеванию всего мира.
Главные итоги и основные уроки ВОВ.
На пути к этой цели непреодолимым препятствием оказался Советский Союз. Он принял на себя и до конца вынес основную тяжесть борьбы с агрессорами.
Советский Союз в течение трех лет один на один воевал против фашистского блока. И после открытия США и Англией (июнь 1944 г.) второго фронта решающие события происходили на советско-германском фронте.
Именно здесь были разгромлены основные силы фашистской Германии и ее союзников — 607 дивизий. На всех других фронтах, где действовали англо-американские войска, -176. На Востоке враг потерял три четверти боевой техники, понес три четверти людских потерь. Все это и привело к краху военную и государственную машину фашистской Германии.
Главный итог второй мировой войны — полный разгром агрессоров как в Европе, так и на Дальнем Востоке. Решающая роль в разгроме фашистской Германии и милитаристской Японии принадлежит Советскому Союзу и его Вооруженным Силам. Победа советского народа в Великой Отечественной войне имеет поистине историческое значение. Она обеспечила свободу и независимость нашего Отечества, избавила от угрозы фашистского порабощения.
Каковы же основные уроки Великой Отечественной войны?
Во-первых, была беспредельная вера в свой народ, в свое Отечество, опора на собственные силы, умелое использование собственных возможностей. Без преувеличения можно сказать, что это главнейший из уроков войны, ибо именно такой подход предопределил нашу Победу.
Во-вторых, опыт войны учит, что успехи на фронте и в тылу были возможны благодаря сплоченности общества, единству народа и армии. Сама война была подлинно народной, отечественной. Достаточно сказатъ, что через Вооруженные Силы прошли за годы войны более 34 миллионов человек.
В-третьих, один из поучительных уроков войны состоит в том, что вопросы укрепления обороны страны, повышения боеготовности Вооруженных Сил должны быть в центре внимания народа и руководства государства. Обращение к временам Великой Отечественной войны – хорошая возможность напомнить о том, что отражения любой возможной агрессии и надежного обеспечения безопасности страны нужны достаточно мощные и боеспособные армия и флот.
Конечно, с окончанием «холодной войны» ситуация в мире во многом изменилась к лучшему. Однако это не означает, что военная опасность для Россия исчезла, Вблизи российских границ имеется немало реальных и потенциальных военных конфликтов, что не исключает возможности втягивания в них и нашей страны. Больше того, даже на территории самой России не удалось избежать военных действий (Северный Кавказ).
Опыт Великой Отечественной войны требует внимательно и глубоко анализировать обстановку в мире и происходящие в ней изменения, правильно ее оценивать и делать из этого необходимые практические выводы для повышения бдительности и боевой готовности Российских Вооруженных Сил.
В-четвертых, важнейший урок Великой Отечественной войны — необходимость высокой бдительности к проявлениям фашизма и его разновидностей.
Актуальность этого урока несомненна. Несмотря на полное поражение фашизма во второй мировой войне, спустя полвека в ряде государств возродились неофашистские организации. Это относится прежде всего к Германии, Италии, прибалтийским странам. И хотя численность неофашистских организаций невелика, они связаны с могущественными кругами в политике и экономике; пытаются активно внедрять фашистскую идеологию в сознание людей, особенно молодежи.
Некоторые вопросы борьбы с проявлениями фашизма и вооруженного экстремизма в современных условиях.
К сожалению, заявили о себе и порой активно действуют откровенно фашистские и экстремистские группировки и в нашей стране. Именно это и обусловило издание специального Указа Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации» (23 марта 1995 г.)
В современном мире идет интенсивный процесс перехода от тоталитарных режимов к демократическим. Однако эта тенденция отнюдь не означает, что отдельные страны гарантированы от появления фашизма и иных форм политического экстремизма. Это непосредственно относится и к постсоветской России.
В названном Указе Президента РФ дано поручение Российской Академии наук сформулировать научное определение фашизма, указать его основные признаки. При этом имелось в виду, что только при таком условии можно эффективно вести борьбу против разновидностей фашизма, различных форм политического экстремизма. В документе РАН по этой проблеме говорится: «Фашизм — это идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации, расы и направленные на разжигание национальной нетерпимости, обоснование дискриминации в отношении представителей иных народов; отрицание демократии, установление культа вождя; применение насилия и террора для подавления политических противников и любых форм инакомыслия; оправдывание войны как средства решения межгосударственных проблем».
Несмотря на особенности и некоторые специфические характерные черты, различного рода проявления фашизма имеют общие типические признаки. Назовем основные из них.
1. Крайний национализм (шовинизм). Он проявляется в признании за господствующей нацией (или расой) особой исторической миссии и права на создание нового государственного или даже мирового порядка. Ему присущи нетерпимость к другим народам, ограничение их прав вплоть до физического уничтожения (геноцида). 2. Культ вождя как единственного выразителя национальной идеи и воли народа. 3. Отрицание демократии и плюрализма в пользу диктатуры и однопартийности, культ отношений абсолютного подчинения. В этих целях создаются военизированные формирования, организуется индивидуальный или массовый террор как метод подавления инакомыслия и физического устранения политического противника. 4. Социальная демагогия. Она выражается в постоянном поиске врага в целях сплочения и возрождения нации, в культе силы, войны как средства разрешения территориальных споров и защиты геополитических интересов господствующей нации.
5. Оправдание деятельности фашистских вождей и партий прошлого, использование фашистской символики, одобрение литературных источников фашистского типа.
В последнее время угроза фашизма становится реальностью и в политической жизни России. В этой связи, естественно, возникает вопрос: возможен ли вообще в нашей стране фашизм? Если да, то в каких формах он может появиться и какова вероятность прихода его к власти? К фашизму в России десятилетиями относились как к абсолютному злу. У россиян сформировалось категорическое неприятие фашизма. Ведь это фашистский (нацистский) режим осуществил нападение на нашу страну. Фашисты избрали в войне особо разрушительные, варварские формы с многомиллионными жертвами на фронте и на оккупированных территориях. Это не могло не вызвать в нашем обществе стойкую отрицательную реакцию.
И все-таки в последние годы в России да и в других государствах СНГ заговорили о возможности возникновения и даже угрозы фашизма на этом политическом пространстве. Объективными факторами такой возможности являются: углубляющийся экономический и социальный кризис, ослабление государственной власти, рост преступности, распад прежней системы ценностей, нарастание чувства ущемленного национального достоинства, В этих условиях возникают различные экстремистские организации. Некоторые из них призывают народ России к установлению неограниченной власти (диктатуры). С этой целью создаются вооруженные формирования и ведется пропаганда войны. Отмечаются факты, когда публично выражаются намерения ограничить права граждан РФ по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. А порой открыто выражаются симпатии германскому национал-социализму и итальянскому фашизму.
Таким образом, проблема фашистской опасности а России существует. В связи с 50-летием Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне Государственная Дума РФ приняла Закон об увековечении памяти героев, погибших при защите нашего Отечества. В нем как одна из актуальных также выдвигается задача борьбы с проявлениями фашизма. В Законе подчеркивается, что эта борьба должна быть важнейшим направлением государственной политики РФ по увековечению Победы советского народа в Великой Отечественной войне.