Военные страницы Статьи военной тематики

В системе воспитательной работы младших командиров с л/с важное место занимает дисциплинарная практика. Это один из самых основных и важных элементов, составляющих цепочку воспитательного воздействия на подчиненных. Она должна вестись непрерывно и целенаправленно с тем, чтобы применяемые к л/с те или иные виды поощрений или взысканий являлись следствием и закономерным итогом их служебной деятельности. При этом важно, чтобы налагаемые поощрения или взыскания были адекватны степени заслуг или проступков подчиненных, применялись без предвзятости. Но только полнота и правильность использования предоставленных дисциплинарных прав их своевременное применение достигнут своей воспитательной цели.

Существующее положение вещей, когда дисциплинарная практика используется в основном лишь в звене командир роты и выше, а звено командир отделения, зам.командира взвода, старшина роты и командир взвода зачастую в ней не участвуют, как бы малоэффективность дисциплинарных прав предоставленных младшим командирам. Но это не совсем соответствует действительности. Дисциплинарные командира взвода, старшины роты и командир взвода имеют право:

  • снимать ранее наложенные ими дисциплинарные взыскания;
  • объявить благодарность.

Поощрения могут применяться как в отношении отдельного военнослужащего, так и в отношении всего л/с подразделения. За одно и то же отличие военнослужащему может быть объявлено только одно поощрение.
В/сл имеющий дисциплинарное взыскание поощряется снятием ранее наложенного взыскания. Право снятия взыскания принадлежит тому командиру, которым было наложено взыскание, а так же прямым начальником, имеющим не меньшую, чем у него дисциплинарную власть. Одновременно может быть снято одно дисциплинарное взыскание.

Командир имеет право снять дисциплинарное взыскание только после того, как оно сыграло свою воспитательную роль и в/сл исправит свое поведение образцовым выполнением в/долга.
Дисциплинарные взыскания:

На в/сл, нарушевшего в/долг или общественный порядок могут полагаться те дисциплинарные взыскания, которые определены Дисциплинарным Уставом ВС РФ и соответствуют дисциплинарной власти командира (начальника) применяющего дисцип.власть.

Младшему командному составу права предоставленные младшим командирам имеют свой значительный дисциплинарный вес и могут иметь серьезное воспитательное воздействие, если их использовать и применять со всесторонней оценкой личности подчиненного, его морально-психологических особенностей, индивидуальности его личности. Хорошо зная слабые и уязвимые места в характере и психике воина, его достоинства и недостатки можно эффективно применять весь арсенал дисциплинарной власти и его воздействия окажется более действенным, тогда как шаблонный подход в этом вопросе чаще всего приводит не только к нулевым результатам воспитательной работы, но даже не вызывает никаких эмоций у подчиненных при применении поощрений или наложении дисциплинарных взысканий.

Права младших командиров по применению дисциплинарной власти распространяются только на непосредственных подчиненных.

П О О Щ Р Е Н И Я :

Каждый командир (начальник) в пределах предоставленных ему прав обязан поощрять подчиненных за подвиги, разумнуюю инициативу, усердие и отличие по службе.
В этом случае когда командир (начальник) считает, что предоставленных ему прав недостаточно, он может ходатайствовать о поощрении отличившихся властью старшего начальника.

Командиру отделения, заместителю предоставлены следующие права по наложению дисцип. взысканий:

  • объявить выговор и строгий выговор.
  • лишать солдат и матросов, проходящих службу по призыву, очередного увольнения из расположения воинской части.

Кроме этого командир отделения имеет право:

  • назначать солдат проходящих службу по призыву, вен очереди в наряд на работу — на 1 наряд.

Зам.командира взвода назначать солдат, проходящих службу по призыву, вне очереди в наряд на работу — до 2 нарядов.

  • старшине роты назначать солдат, проходящих военную службу по призыву, вне очереди в наряд на работу до 3 нарядов.

Командир взвода до 4 нарядов. Более подробно правила и порядок применения дисциплинарной власти изложены в Дисциплинарном Уставе ВС РФ.

Под коллективом понимается высокоразвитая социальная группа, где межличностные отношения обусловлены общественно ценными и личностно значимым содержанием совместной деятельности. Это объединение людей на добровольных началах во имя достижения определенной социально одобряемой цели. В нем создаются условия для всестороннего развития личности.

Личный состав в соответствии с определенным законом сроком службы регулярно обновляется. Это также существенно сказывается на состоянии внутриколлективных явлений. Не секрет, что процесс вхождения в армейскую колею вчерашнего допризывника проходит сложно, порой болезненно. В результате случаев могут возникать конфликтные ситуации. Но ведь военнослужащий, как известно, не вправе по собственному усмотрению сменить коллектив или добровольно выйти из него. Он вынужден принимать внутригрупповые нормы. Тем значимее становится роль командира отделения (расчета) в сплочении коллектива и утверждении в нем уставных взаимоотношений.

Своевременно воздействовать на моральны климат в отделении (расчете) командиру помогает социально-психологический анализ воинского коллектива. Он включает в себя изучение следующих характеристик: состава группы, ее структуры, норм и ценностей, удовлетворенности личности от пребывания в ней, управления групповыми процессами.

ПОД СОСТАВОМ ГРУППЫ прежде всего понимаются социально-демографические характеристики воинов объединения (расчета) /возраст,образование, социальное положение, физические данные, профессиональные качества/.

ИЗУЧЕНИЕ ГРУППОВОЙ СТРУКТУРЫ предполагает выявление соответствия социальной структуры отношений реально сложившейся. Практика показывает, что чем выше оно, тем устойчивее коллектив, крепче его сплоченность.

ГРУППОВЫЕ НОРМЫ И ЦЕННОСТИ определяют нравственное содержание коллектива. При всей своей специфичности они должны соответствовать принятым в обществе.

УРОВЕНЬ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО ОТ ПРЕБЫВАНИЯ В КОНКРЕТНОМ КОЛЛЕКТИВЕ зависит от многих факторов. Ведущим же можно считать степень удовлетворенности воина своим ролевым положением, которое в свою очередь зависит как от его притязаний, так и от групповых норм.

УПРАВЛЕНИЕ ГРУППОВЫМИ ПРОЦЕССАМИ в первую очередь зависит от стиля руководства. Он должен отвечать уровню подготовленности коллектива, а также требованиям решаемых им задач.
В воинском коллективе взаимоотношения выступают в двух основных формах. ВО-ПЕРВЫХ, это официальные, формальные, которые определяются уставными правами и обязанностями воинов отделения (расчета). ВО-ВТОРЫХ, неофициальные отношения. Они формируются как система межличностных предпочтений, симпатий и антипатий, уважения и неприязни. Каждый командир отделения (расчета) должен учитывать в своей работе эти особенности.

Воздействие сержантского состава на морально-психологический климат в отделении (расчете) может быть прямым, когда он представляет уставные требования к людям, и косвенным — путем создания для них необходимых условий. Правильно организованный ратный труд совместно с командиром подразделения способствует хорошему моральному настрою воинов. Положительное влияние на него оказывает качественная подготовка сержантского состава к занятиям по боевой подготовке, улучшение материально-бытовых условий личного состава, забота об удовлетворении его потребностей и интересов.

Как показывает практика, военнослужащие, как правило, всегда проявляют заинтересованность в результатах своей службы в том коллективе, где преобладают доброжелательные, уважительные взаимоотношения и их деятельность отмечается по заслугам.

Как показали исследования, в отделениях (расчетах) соорганизация групп отрицательной направленности осуществляется на принципах региональной (землячества) и национальной принадлежности. Причем в состав таких групп входили воины различных призывов, но одного региона или национальности. Непосредственными исполнителями воли в/служащих лидирующих групп часто становятся воины младших призывов, оценивающие свои действия как возможность повышения своего статуса. В результате подобных действий создается неофициальная структура воинского коллектива отрицательной направленности, что мешает в работе младших командиров.

И так, последовательность работы по формированию здоровых взаимоотношений в отделении (расчете) включает в себя следующие этапы :

1 ЭТАП — оценка состояния взаимоотношений, позитивных и негативных моментов, тенденций их развития 2 ЭТАП — определение причин сложившихся взаимоотношений, выделение среди них главных и второстепенных

3 ЭТАП — прогноз возможных вариантов развития взаимоотношений в будущем.

Необходимо, чтобы каждый командир отделения (расчета) четко знал характеристику своего воинского коллектива. Факторы и особенности вхождения подчиненных в боевой строй. Его деятельность по управлению морально-психологического климатом в отделении (расчете) должна строиться с учетом их индивидуальных и групповых особенностей в конкретных условиях военной деятельности.

Молодые солдаты придя в воинский коллектив, зачастую попадают под негативное влияние различных микрогрупп и неформальных лидеров подразделения. И на начальном этапе им нужно оказать помощь в служебной адаптации и становлении. В этом очень большую помощь, если не самую основную роль, могут сыграть сослуживцы — военнослужащие 11 периода службы.

Командиру подразделения необходимо прежде всего изучить социально-демографические данные и индивидуально-психологические особенности вновь прибывших военнослужащих, с тем, чтобы учитывать их в работе по оказанию помощи в становлении.

Одним из основных и самых распространенных приемов в организации становления молодых солдат — это закрепление за ними наставников из числа старослужащих воинов, зарекомендовавших себя дисциплинированными и исполнительными военнослужащими. Здесь большую роль сыграет знание индивидуально-психологических особенностей. С их учетом можно будет правильно подобрать и произвести расстановку наставников из числа старослужащих за молодыми солдатами.

Немаловажную роль в правильном подборе и расстановке наставников может сыграть принцип «землячества» среди военнослужащих, когда целесообразно в качестве наставника закреплять военнослужащего из одного
села, города, района.

Так же можно учесть и эффективно применять принцип общности интересов, когда военнослужащие разных призывов уже сами по-себе будут заинтересованы в общении на основе общих интересов (техника, спорт, литература, музыка и т.д.).

Это основные принципы по которым можно подобрать наставников молодым солдатам из числа старослужащих.

В каких же формах и методах должна и может быть выражена эта помощь?

Первое и основное — это личная примерность наставников во всем. На это и нужно нацелить наставника.
Второе и немаловажное — оказание всесторонней помощи в вопросах изучения распорядка дня, общественных уставов и дисциплины, освоении воинской специальности и в других вопросах повседневной жизни и деятельности.

Третье — это осуществление контроля за действиями и поведением молодого солдата с целью: вовремя подсказать, оказать помощь в чем либо или, в случае необходимости, предотвратить нежелательное развитие событий, конфликтную ситуацию, предпосылку к дисциплинарному нарушению и др.
Все это под постоянным контролем со стороны командиров подразделений.

Следующей формой способствующей становлению молодых солдат является обобщение и распространение передового опыта военнослужащих в том числе 2 периода службы.

Его популяризация среди молодежи, будет симулировать у них стремление к подражанию, желания быть не хуже.

В заключении необходимо отметить, что процесс становления и адаптации должен сочетать в себе наравне с привлечением старослужащих сослуживцев участие других категорий в/сл, форм и методов воздействия и влияния.

Работа с конкретным воином, носителем определенных национально-психологических черт имеет ряд специфических особенностей. Так, анализируя то или иное проявление национальной психологии воина, необходимо бывает учесть те конкретные особенности ситуации, в условиях которой оно проявилось. Воспитателю надо знать, что в коллективе со здоровым климатом в/служащие всех национальностей проявляют преимущество позитивные психологические особенности в нездоровом — негативные.

Индивидуальная воспитательная работа в многонациональных воинских коллективах — дело непростое, требующее немалых усилий,специальных знаний и ответственности. Основными критериями ее успеха являются близость к людям, повседневное внимание к ним сочетание высокой требовательности с отеческой заботой об их жизни, быте и досуге. Эта работа немыслима без постоянного и всестороннего изучения людей, глубокого знания их национальных особенностей.

Национальные различия воинов непосредственно связаны с их национальной психологией, обычаями,нравами и традициями, их национальным характером. Без всестороннего учета этих факторов возможно успешное формирование высоких морально-политических и психологических качеств воинов, создание здорового климата в в/коллективах. Главная цель состоит в том, чтобы хорошо узнать человека, его позитивные качества и недостатки, и опираясь на положительное помочь ему избежать ошибок, стать высокодисциплинированным воином, с честью выполняющим требования военной присяги и воинских уставов, мастером своего дела, воином-патриотом и интернационалистом.

К основным методам изучения в/служащих в ходе повседневной жизни и боевой учебы относятся:
– индивидуальные познавательные беседы, ознакомление с документами психолого-педагогическое наблюдение, установление письменных связей с родителями воинов и др. Практика показывает, что успех сопутствует тем командирам, которые используют все эти методы в комплексе систематически во всех видах деятельности подчиненных.

Действенной и активной формой индивидуальной работы сержанта является беседа. Ее эффективность зависит от соблюдения определенных условий, соответствующей методики и тщательной подготовки. Сержанту необходимо ясно представить, что он хочет получить от этой беседы, какое воздействие оказать на подчиненного. Важно помочь воину сделать правильную оценку своих поступков или поведения в целом, отношения к выполнению своего воинского долга вызвать у него желание измениться, вы-работать в своем характере положительные черты и качества.

В индивидуальной беседе важно установить контакт с подчиненными, создать обстановку доверительности. Если сержант решил сказать солдату, матросу о его недостатках или взыскать за какую-то провинность, то это должно делаться при полном самообладании, без грубости и оскорблений личного достоинства человека. Подчиненный должен чувствовать, что сержант исходит не из каких-то своих обид, а из интересов службы.
Следует иметь в виду, что не всегда и не во всем подчиненный может сразу согласиться с доводами младшего командира. В таких случаях надо проявить терпение, выдержку и постараться убедить человека. Если сразу не удалось убедить, то следует отложить продолжение разговора на другой раз. Безусловно в одной беседе человек не раскроется, и здесь сержанту в ходе неоднократных бесед выяснить наиболее характерные особенности личности воина, составить более полное, всестороннее представление о нем.

Особенности имеет и проведение обычной индивидуальной беседы. Как показала практика, не следует акцентировать внимание на национальной принадлежности воина — это может вызвать у него чувство настороженности, подозрительность, недоверие. Кроме того у различных народов существует круг вопросов, по которым откровенность допускается лишь с близкими родственниками. Если например нет ничего предусмотрительного поговорить об их семейных отношениях, то разговор на эту тему с воинами корейской национальности может не получиться, т.к. у них обсуждать эти с посторонними не принято.

Очень выигрывает сержант, если в беседе использует пословицы, поговорки распространенные в народе, представителем которого воин является, а так же к месту вставляет в нить разговора отдельные слова или фразы на национальном языке, чем можно пользоваться близкородственными языками нескольким народам.

Большую роль в индивидуальной работе с воинами имеет переписка и родителями, производственными коллективами местными органами власти.

Причем в выборе необходимо подходить дифференцированно, отдавая предпочтение тому-чье мнение воином ценится больше, Например, у татар большим авторитетом пользуются люди пожилого возраста, даже не находящиеся в кровном родстве, поэтому их слово прозвучит, может быть, более весомо, чем даже слово родителей. Для воинов из числа славянских народов подчас большой авторитет имеет мнение трудового коллектива, где они работали до службы в армии.

Полезно также быть осведомленным о словарном запасе в/служащих, слабо владеющих русским языком, определить, кто из солдат и матросов может оказать помощь в изучении языка, особенно это проявляется у военнослужащих из Тувы.

Проводя и организуя индивидуальную воспитательную работу, необходимо добиваться, чтобы принадлежности, имел возможность удовлетворить свою нравственную потребность в чувстве собственного достоинства.Процесс борьбы за социальный статус и лидерство в коллективах как между национальными микрогруппами так и конкретными воинами порой приобретает болезненный характер, влечет за собой неуставные взаимоотношения. Причем объектами неуставных взаимоотношений становятся воины, не пользующиеся личным авторитетом и поддержкой микрогруппы своей национальности. Таких воинов необходимо знать, вести с ними индивидуальную работу и поддерживать в службе, во взаимоотношениях с товарищами. Особенно внимательно следует относиться к воинам народов Севера и Дальнего Востока, так как их микрогруппы не создают для них систему социальной защищенности. В этом плане важно, чтобы каждая сколько нибудь значительная национальная группа имела представительство среди сержантов, актива подразделения.

И вообще индивидуальная воспитательная работа не является лишь днем командиров и заместителей по воспитательной работе. Большую работу в этом направлении должны проводить сержанты, которые своевременно реагируют на отрицательные проявления в поведении и службе воинов.

Поэтому тесная связь командования подразделения и сержантами дает возможность получить дополнительные сведения о подчиненных, уточнить результаты личного наблюдения и сделать наиболее правильные выводы и принять обоснованные решения.

Многонациональные воинские коллективы два раза в год пополняются новыми людьми. В самый короткий срок их надо сплотить в единый боевой коллектив, сформировать у них единое коллективное сознание, выработать высокие морально-психологические качества необходимые для успешного решения поставленных перед подразделениями задач.

Искусство воспитания предполагает прежде всего личный пример воспитателя, его отличную военную подготовку, умение следовать требованиям педагогического такта, широкий общий кругозор, знание форм и методов работы в многонациональном воинском коллективе или в коллективе где есть хотя бы небольшое количество воинов различных национальностей.