ТЕМА: « ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА РАБОТЫ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ, ТРЕБУЮЩИМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВНИМАНИЯ. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ, ИМЕЮЩИМИ НИЗКУЮ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ.»
ВРЕМЯ: 30 минут. УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ : 1. Организация работы с военнослужащими, требующими дополнительного психолого-педагогического внимания. 2. Формы и методы психологической работы с военнослужащими, имеющими низкую нервно-психическую устойчивость.
3. Методика работы с военнослужащими, требующими дополнительного психолого-педагогического внимания и имеющими низкую нервно-психическую устойчивость.
I.
Психологи выделяют признаки нормальной здоровой личности, к которым относят: 1. интерес к внешнему миру; 2. наличие смысла жизни, определённой жизненной философии, которая упорядочивает, систематизирует опыт человека; 3. существование иерархии ценностей; 4. целостность личности, адекватность её реакций на изменение обстоятельств; 5. сбалансированность основных нервных процессов (возбудительного и тормозного), адекватная уравновешенность корковой и подкорковой деятельности; 6. способность к установлению душевных контактов с окружающими; 7. соответствие поведения человека нормам и традициям, установленным в обществе;
8. подчинение общественным целям, выбор законных средств для достижения личных целей и др.
Т.о. алкоголизм, суициды, токсикомания, сексуальные отклонения, наркомания (а для армейской среды также уклонения от военной службы, случаи неуставных взаимоотношений между военнослужащими и т.п.) и другие попадают в разряд разновидностей аморального поведения. Военнослужащих-носителей этих проявлений в армейской среде в 80-х годах начали выделять в так называемые «группы риска», объём которых был расширен включением в них некоторых других категорий военнослужащих (например, воспитывавшихся до призыва в армию без родителей, имевших до призыва черепно-мозговые травмы и т.п.). Начальник Главного управления воспитательной работы МО РФ своей директивой № 177/1798 от 18.06.1998 г. запретил использовать термин «группа риска». Вместо этого , изжившего себя термина, « Руководством по психологической работе в Вооружённых Силах Российской Федерации « установлены следующие термины: 1. « Военнослужащие, требующие дополнительного психолого-педагогического внимания»;
2. « Военнослужащие с низкой нервно-психической устойчивостью».
При этом, к категории военнослужащих, требующих дополнительного психолого-педагогического внимания, следует относить лиц из неполных и неблагополучных семей, склонных к нарушениям воинской дисциплины, замеченных в употреблении алкоголя, наркотиков и т.п.. В интересах укрепления воинской дисциплины соответствующие должностные лица обязаны проводить с ними воспитательные мероприятия в соответствии с требованиями общевоинских уставов. При формировании состава караула с данной категорией военнослужащих необходимо проводить профилактическую индивидуальную работу, осуществлять персональный подбор с расстановкой по постам и дежурным сменам в целях предотвращения нарушений устава гарнизонной и караульной служб Вооружённых Сил Российской Федерации. Для изучения индивидуально-психологических качеств военнослужащих могут использоваться следующие методы: 1) непосредственного изучения: • беседа; • наблюдение; • связь с родителями, школами, предприятиями и организациями, где до призыва в ВС РФ учились или работали молодые воины. 2) опосредованного изучения: • анализ документов; • анализ общественного мнения;
• анализ результатов деятельности (выполнения заданий, поручений).
II.
В особую категорию выделяют военнослужащих с низкой « нервно-психической устойчивостью» (НПУ), так как при значительных физических и психических нагрузках у них могут произойти биологически обусловленные срывы нервной системы. Низкая НПУ предполагает наличие у военнослужащего различных предболезненных состояний (крайние варианты психической нормы) со скрытой, невыраженной, либо умеренно выраженной, но компенсированной формой течения, обусловленные дефектами функционирования нервной системы и снижающие приспособленные возможности организма. Все военнослужащие, в соответствии с требованиями ГОМУ ГШ ВС РФ проходят психологическое (психофизиологическое) обследование в военном комиссариате, а затем и в воинской части группой профессионального психологического отбора, в ходе которого у них определяется уровень нервно-психической устойчивости. В соответствии с тестовыми методиками, разработанными в ГВМУ МО РФ, военнослужащие по уровню нервно-психической устойчивости делятся на 4 группы: 1 группа — лица с высокой нервно-психической устойчивостью, практически здоровые. Нервно-психические срывы маловероятны. 2 группа — лица с достаточной нервно-психической устойчивостью. Нервно-психические срывы вероятны, если военнослужащий длительное время находится в экстремальной ситуации без соответствующей помощи. Военнослужащих 1 и 2 групп можно рекомендовать на специальности, требующие повышенной НПУ, а также выполнения задач с оружием м боеприпасами. 3 группа — лица с удовлетворительной нервно-психической устойчивостью. Нервно-психические срывы вероятны даже если военнослужащие непродолжительное время находятся в экстремальных условиях, что ограничивает использование этих военнослужащих по отдельным специальностям, либо в определённых ситуациях. Военнослужащие этой группы не рекомендуются к несению караульной службы, ограничено годны к несению службы в составе суточного наряда. Лица 3 группы НПУ требуют индивидуальных психопрофилактических, коррекционных и воспитательных мер, после принятия которых, и только в персональном порядке, может рассматриваться вопрос о допуске их к несению службы с оружием. 4 группа — лица с неудовлетворительной нервно-психической устойчивостью. Вероятность срывов очень высока даже при умеренных психических и физических нагрузках. Командир по рекомендации психолога обязан направить этих лиц на консультацию к специалистам медицинской службы для принятия мер и решения на предмет годности к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации. Военнослужащие 3 и 4 групп НПУ должны находится под постоянным динамическим наблюдением войсковых психологов. Один раз в полгода следует дополнительно проводить изучение и тестирование лиц с низкой нервно-психической устойчивостью, делать заключение о их текущем состоянии (снижении или повышении НПУ).
По данным первичного изучения молодого пополнения, поступающим из ЗабВО, ДВО, ТОФ и ряда других военных округов и флотов, от 30% и более военнослужащих отнесено к 3 и 4 группам НПУ. Это свидетельствует о некорректном использовании тестовых методик «Прогноз — 2» и «НПН — А», которые применяются без стандартизации к местным условиям. Все методики, применяемые для изучения личного состава, должны быть предварительно адаптированы, приведены в соответствие с законом нормального распределения и только после этого использоваться на практике.
III.
С военнослужащими, данных категорий должностными лицами воинской части должны проводится следующие мероприятия профилактического характера: Е Ж Е Д Н Е В Н О : • контроль за наличием и состоянием этих военнослужащих со стороны должностных лиц (дежурного по части, ответственного офицера, командиров подразделений и младших командиров) — не менее 10 раз в сутки: 1. После производства подъема л/с. 2. При построении на утренний осмотр. 3. При построении на завтрак. 4. Для проведения информирования и тренажей л/с. 5. При построении для развода на занятия. 6. При построении на обед. 7. При построении для обслуживания техники, чистки оружия. 8. Для проведения спортивно-массовой работы и воспитательной работы в вечернее время. 9. При построении на ужин.
10. При построении на вечернюю поверку.
- проведение индивидуально-воспитательной работы: постоянное наблюдение за их поведением со стороны должностных лиц, старших команд, лиц суточного наряда; а также индивидуальные беседы командирами взводов и рот, заместителями командиров рот по воспитательной работе;
- занятия по строевой подготовке не менее 1-2 часов в день в составе отдельной группы под руководством специально назначенного офицера
- доведение требований безопасности, общевоинских уставов, законодательства РФ;
- телесные осмотры;
- контроль за получением почтовой корреспонденции, а также различных передач от родных, близких и друзей;
- сбор и обобщение информации о поведении в/служащих «группы риска» от всех категорий должностных лиц, лиц суточного наряда, старших команд и объектов, где несли службу или выполняли другие задачи данные военнослужащие;
- ежедневная оценка их деятельности при подведении итогов со стороны младших командиров и командиров взводов;
- работа командиров, заместителей по воспитательной работе в семьях офицеров, прапорщиков, военнослужащих по контракту в целях выявления характера их внеслужебного поведения и привлечения родных к совместной профилактической работе.
Е Ж Е Н Е Д Е Л Ь Н О :
- индивидуальные беседы командирами батальонов, заместителями командиров частей по воспитательной работе, командирами и психологами частей с документальным оформлением выводов, пополнением выявленными материалами их личных дел;
- доведение под роспись статей УК РФ, приказов и директив МО РФ, Командующего войсками округа, командиров частей об осуждении военнослужащих за обще уголовные и воинские преступления;
- проведение психологического анкетирования (для вновь прибывших военнослужащих) и тестирования (типа «Прогноз» и «НПН-А» (нервно-психическая неустойчивость — акцентуация) в интересах выявления морально-психологических качеств и прогнозирования их поведения;
- принятие зачетов по общевоинским уставам, строевой подготовке, физической подготовке, требованию законов РФ по воинской службе;
- отражение их деятельности и оценки их службы и дисциплины в заметках боевых листков;
- контроль и внесение изменений в списки л/с, увольняющегося по субботам и воскресеньям в городской отпуск;
- дача персональной оценки о личной дисциплинированности в ходе подведения итогов состояния воинской дисциплины за неделю;
Е Ж Е М Е С Я Ч Н О :
- встречи и индивидуальные беседы с родителями и родственниками военнослужащих (по их прибытию);
- переписка с родителями, военкоматами, органами МВД, предприятиями, учебными заведениями по месту призыва;
- организация бесед с военнослужащими «группы риска» работников органов военной юстиции, представителей МВД;
- заслушивание военнослужащих, совершивших правонарушения или склонных к их совершению на общих собраниях военнослужащих различных категорий, судах чести, аттестационных комиссиях;
- отражение оценки и службы дисциплины в стенной печати подразделений (стенная газета, фотогазета, сатирическая газета);
- контроль со стороны должностных лиц (за соблюдением графиков нарядов, содержанием записей в журнале амбулаторного приема больных и т.п.);
- уточнение списков военнослужащих данных категорий. Введение новых и исключение исправившихся в/служащих. Проводится гласно на подведении итогов за месяц;
Списки данных категорий военнослужащих должны быть у командира подразделения, командования батальона, воинской части и соединения, а также у дежурного по части. Списки уточняются не реже 1 раза в месяц.
Морально-психологическое состояние личного состава авиационной дивизии (особого назначения) удовлетворительное, устойчивое для условий повышенной боевой готовности и начального периода агрессии вероятного противника.
Несмотря на сложную социально-экономическую обстановку в Российской Федерации, недостаточно удовлетворительное материальное положение военнослужащих и членов их семей, морально-нравственную атмосферу воинских авиационных коллективов определяют такие социальные ценности военнослужащих, как воинский долг, честь, ответственность. Основными мотивами воинской службы для летного и наземного состава являются стремление обеспечить безопасность Родины, верность военной присяге, гордость за принадлежность к Военно-Воздушным Силам, за профессию военного авиатора.
Осуществляемое в ходе военной реформы сокращение Вооруженных Сил позволило освободиться от лиц, тяготившихся военной службой, отличавшихся ярко выраженной недисциплинированностью, что позволило в определенной степени укрепить кадровым составом части и подразделения дивизии. С учетом данного обстоятельства личный состав дивизии имеет четко выраженную военно-профессиональную направленность с достаточным запасом прочности морально-нравственных и духовных качеств.
Жизнь и деятельность личного состава в условиях повышенной боевой готовности, а затем военного времени ускорит перестройку сознания и поведения с мирного на военное время. Период такой адаптации займет примерно 8-10 суток. На морально-психологическое состояние военнослужащих, особенно находящихся в войсках первого эшелона, большое воздействие будут оказывать средства информации, четкость и уверенность руководства, соответствующие организованность, дисциплина и порядок, умелое противодействие психологическому воздействию противника.
Опыт действий личного состава в сложных условиях предшествующих военных конфликтов дает основание предполагать, что процессу деморализации летного состава будет подвержен очень незначительный процент военнослужащих, прямых отказов летного состава от выполнения боевых задач также не будет.
Определенная морально-психологическая напряженность предположительно будет иметь место среди контингента, призванного из запаса. В силу противоречивости процессов, происходивших в обществе у части населения произошла утрата социальных и нравственно-патриотических ориентиров и ценностей.
Исходя из вышеизложенного предлагаю:
1. Установить четкую систему отслеживания, анализа и оценки морально-психологического состояния личного состава частей авиационной дивизии, привести работу по ее укреплению в соответствие с задачами угрожаемого периода и первоначального этапа агрессии вероятного противника.
2. Организовать непрерывное боевое и военно-политическое информирование дежурных сил, экипажей, выполняющих специальные задания, всего личного состава дивизии о текущей обстановке, её изменениях, о характере возможных действий противника, в т.ч. психологического воздействия, о решениях высших государственных и военных органов, о законах и правилах военного времени.
3. Установить взаимодействие с местными органами власти по морально-психологическому обеспечению личного состава и противодействию психологическому воздействию противника.
4. В боевых распоряжениях по видам обеспечения предусмотреть меры, отражающие особенности морально-психологического обеспечения различных категорий военнослужащих, а также создание социально-бытовых условий, поддержания организованности и порядка.
5. Провести мероприятия по приведению в готовность к работе в боевых условиях сил и средств морально-психологического обеспечения в соответствии со штатами военного времени.
В ряде случаев проявляется стремление связать самоубийства лишь с психическими отклонениями лиц, их совершивших. Вопреки этому распространенному мнению исследования показывают, что большинство фактов лишения себя жизни совершают психически здоровые люди. Значительная часть военнослужащих совершили самоубийства или покушение на свою жизнь под воздействием жизненных и служебных ситуаций, своевременное знание которых и соответствующее реагирование со стороны командиров, товарищей по службе могли бы уберечь людей от этого рокового шага. Только у 10% военнослужащих, совершивших покушения на свою жизнь было твердое желание умереть, в 90% суицидальные поведения — это «крик помощи», который не услышали находившиеся рядом люди. Об этом свидетельствуют беседы с покушавшимися на свою жизнь военнослужащими, истории болезней, уголовные дела по фактам самоубийств.
Что такое суицидальное поведение?
Термин «суицидальное поведение» — относительно недавнего происхождения, он введен в 1947 г. Суицид — намеренное лишение себя жизни (в переводе с латинского — самого убивать).
Как индивидуальный поведенческий акт и как относительно устойчивое социальное явление самоубийство — сложная, многогранная проблема. Ее характер требует соответствующего подхода.
Суицидальное поведение военнослужащих, как и гражданского населения, есть результат сложного взаимодействия различного рода социальных, психологических, психофизиологических и социокультурных факторов, следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального конфликта. Уже сама воинская служба относится к разряду суицидоопасных. Исследования показали, что особенно это характерно в настоящее время, когда процесс демократизации в стране расширил диапазон свобод для молодежи. Приходя в армию, молодые люди сталкиваются с ограничениями, обусловленными спецификой воинской службы, со строгими рамками воинской дисциплины, субординации, личной ответственностью за свое поведение. Невозможность найти адекватное решение возникших в армии трудностей и проблем приводит часть военнослужащих к роковому шагу.
Предупреждение любого социально-вредного явления, если речь идет о сознательной деятельности людей, невозможно без знания его причин, мотивов, которые побуждают их совершить соответствующие действия. Только выяснить эти причины не всегда легко.
Исследования показали, что часто из обстоятельств, предшествующих самоубийству, известен лишь повод, по которому можно сделать вывод о мотиве, побудившем военнослужащего покончить с собой. В свою очередь, повод самоубийства может свидетельствовать об обстоятельствах, на почве которых возник мотив. Следовательно, выявление поводов и обстоятельств, а там, где это возможно, установление мотивов, является насущной задачей офицеров подразделений. Это дает им достаточные основания для вывода о конкретных причинах, которые приводят к самоубийствам и определению действенных мер по их устранению.
Ранжировка мотивов дана в соответствии с преобладанием их доли в общем числе самоубийств и покушений на самоубийства.
1. Конфликты, связанные со сферой служебной деятельности военнослужащих, в том числе:
- конфликты, связанные с трудностями воинской службы;
- конфликты между воинами различных периодов службы; — конфликты между начальниками и подчиненными;
- конфликты с воинами другой национальности.
2. Лично-семейные конфликты, в том числе:
- неразделенная любовь, измена любимой девушки (жены);
- развод;
- болезнь, смерть близких;
- половая несостоятельность.
3. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента, в том числе:
- опасение угрозой ответственности;
- боязнь позора за свои негативные поступки.
4. Состояние здоровья, в том числе:
- психические заболевания;
- соматические (телесные) заболевания;
- физические недостатки.
5. Материально-бытовые и другие мотивы.
Командирам важно помнить, что при всех жизненных недостатках военнослужащие по-разному реагируют на них. Научный подход к анализу причин, мотивов самоубийств требует глубокого проникновения в суть происходящих явлений, знания истинного положения дел среди подчиненных.
Это требует постоянного внимания к личному составу, его глубокого изучения, связи с родителями, постоянного контакта с врачом части, большой организаторской работы по обеспечению уставной жизни и деятельности военнослужащих.
Важно своевременно проводить профилактическую работу, особенно уделив внимание тем случаям, когда были попытки воина к самоубийству, велись кем-то разговоры об этом в кругу сослуживцев или были оставлены части (подразделения) из-за отсутствия уверенности в своей защищенности. Таким образом, при предупреждении самоубийств офицерам необходимо знать не только мотивы и поводы этих актов, но и обстоятельства, характеризующие социальную среду и личность.
Знание людей достигается, как правило, двумя взаимосвязанными путями.
Первый – социальное изучение личного состава, целенаправленный сбор и анализ различных данных о службе и поведении воинов. Обычно это связано с приемом подразделения вновь назначенным командиром, с прибытием молодого пополнения, а также в других случаях, когда офицер ставит перед собой цель: сделать определенные выводы о личном составе.
Второй путь — это повседневное общение командира, ЗКВР с подчиненными, внимательное отношение ко всем сторонам их деятельности. Изу¬чение воина в динамике повседневной жизни позволяет сделать выводы о его характере, политических, моральных, деловых качествах, душевном состоянии и внутреннем настрое, реакции военнослужащего на те или иные конфликтные ситуации.
Методы непосредственного изучения воинов: беседа, наблюдение, связь с родителями, школами и предприятиями, где он работал до призыва.
Методы опосредованного изучения: анализ документов, обобщение мнений, анализ результатов деятельности (заданий, поручений). Важно, чтобы все эти методы применялись в комплексе, благодаря чему они дополняют друг друга и дают более всесторонние и точные сведения о личности воина. Особое внимание в профилактической работе необходимо обратить на самое трудное время для военнослужащих — период адаптации к новым условиям жизни, новым отношениям. Жизнь показывает, что для профилактики самоубийств в армии целесообразно в частях создавать и организовывать внештатную суицидологическую службу. Войти в нее могут: врач, психолог части, командиры, ЗКВР, наиболее подготовленные в вопросах педагогики и психологии.
Особенности характера, условий жизни, а также реагирования, свойственные суицидентам, позволили составить карту риска суицидальности. Карта предназначена для определения риска совершения суицида и степени такого риска у военнослужащих, оказавшихся в тяжелых жизненных ситуациях. Лучше, если применять данную методику будет психолог или врач части. Вместе с тем, ее могут использовать командиры для подтверждения своих выводов о военнослужащих, которые по своему поведению и внешним признакам находятся в состоянии жизненного кризиса или предсуицидном состоянии.
В карту включен 31 фактор риска суицида, наличие каждого из необходимо выявить у исследуемого военнослужащего. Достоверность методики повышается, если ее будут применять с использованием других источников информации и способов изучения личности. При заполнении карты следует исходить не только из субъективной оценки военнослужащим самого себя, но и из впечатлений командиров, сослуживцев, родных и близких, лечащих или наблюдавших врачей.
На основании предшествующего изучения материалов личности исследуемого подчиненного, а также по результатам свободной беседы с ним постарайтесь отметить наличие у него перечисленных в карте факторов. При этом, напротив каждого фактора проставьте его условный «вес» в соответствии с таблицей 1. Так, например, при наличии факторов (8, 9, 11-31) напротив них ставится «вес» +1, если они слабо выражены +0,5, если не выявлено — ставится 0, если фактор отсутствует ставится -0,5. «Вес» факторов (5-7) оценивается баллами от -0,5 до +2, а факторов (1-4, 10) — от -0,5 до +3.
Нулем оценивается также характеристики факторов (7-10) у лиц, не достигших среднего возраста начала половой жизни (19 лет) и вступления в брак (21 год). Затем вычисляется алгебраическая сумма «весов» всех факторов. Если полученная величина меньше, чем 8,80 – риск суицида незначителен. Если эта величина колеблется от 8,80 до 15,40, то имеется риск совершения суицидальной попытки. В случае, когда сумма «весов» превышает 15,40, риск суицида исследуемого лица велик, а в случае наличия в анамнезе попытки самоубийства, значителен риск ее повтора. При наличии цифр, превышающих критические значения риска суицида, необходимо немедленно обратиться к врачам и провести клиникопсихологические исследования этого военнослужащего. Для правильного определения степени риска суицида необходимо точно соблюдать все указанные условия.
ФАКТОРЫ РИСКА СУИЦИДАЛЬНОСТИ
I. Данные анамнеза.
1. Возраст первой суицидальности — до 18 лет. 2. Ранее имела место суицидальная попытка. 3. Суицидальные попытки у родственников. 4. Развод или смерть одного из родителей (до 18 лет). 5. Недостаток тепла в семье в детстве или в юношестве. 6. Полная или частичная безнадзорность в детстве. 7. Начало половой жизни 16 лет и ранее. 8. Ведущее место в системе ценностей принадлежит любовным отношениям. 9. Производственная (служебная) сфера не играет важной роли в системе ценностей.
10. В анамнезе имел место развод.
II. Актуальная конфликтная ситуация.
11. Ситуация неопределенности, ожидания. 12. Конфликт в области любовных или супружеских отношений. 13. Продолжительный служебный конфликт. 14. Конфликт, отягощенный неприятностями в других сферах жизни. 15. Подобный конфликт имел место ранее. 16. Субъективное чувство непреодолимости конфликтной ситуации. 17. Чувство обиды, жалости к себе. 18. Чувство усталости, бессилия.
19. Суицидальные высказывания с угрозой суицида.
III. Характеристика личности.
20. Эмоциональная неустойчивость. 21. Импульсивность. 22. Эмоциональная зависимость, необходимость близких эмоциональных контактов. 23. Доверчивость. 24. Эмоциональная вязкость, неподвижность. 25. Болезненное самолюбие. 26. Самостоятельность, отсутствие зависимости в принятии решения. 27. Напряженность потребностей (сильно выраженное желание достичь своей цели, высокая интенсивность данной потребности). 28. Настойчивость. 29. Решительность. 30. Бескомпромиссность.
31. Низкая способность к образованию компенсаторных механизмов, вытеснение факторов самосохранения.
Занятие с командирами батарей. Психолого-педагогическое руководство воспитательной деятельности младших командиров в интересах укрепления дисциплины и правопорядка.
В процессе сплочения воинского коллектива достигается морально-психологическое и организационное единство личного состава подразделения. Оно проявляется в четкости и высокой эффективности совместных действий с оружием и техникой, а также и во внеслужебное время — в разнообразных формах коллективной духовной жизни, в сознании каждого воина, чувствующего свою близость и привязанность к товарищам и ответственность перед ними. Немалый вклад в дело сплочения воинских коллективов вносят сержанты и старшины.
Как правило, сержанты и старшины — это мастера своего дела. Они знают, как грамотно и решительно действовать в условиях современного боя, имеют отличную тактическую подготовку, быстро оценивают обстановку, без промедления принимают правильные решения и ставят задачи подчиненным, всячески поддерживают инициативу солдат и матросов. Другими словами, командир авторитетен не только потому, что ему дано право командовать подчиненными, но и потому, что он вызывает уважение у них своими знаниями, опытом, высокими морально-боевыми качествами.
Однако круг повседневных забот сержантов, старшин не ограничивается командирскими обязанностями. Они являются и помощниками руководителей групп ОГП, спортивными организаторами. Любое дело они выполняют добросовестно, с огоньком и инициативой. Их личный пример заражает подчиненных, делает отделение, расчет, экипаж по-настоящему слаженным, дружным, боеспособным.
В системе отношений в воинских коллективах важнейшими выступают отношения между начальниками (командирами) и подчиненными, старшими и младшими. Они регламентированы воинскими уставами. Но и в этих строго расписанных и установленных отношениях проявляется психология людей.
Она выражается прежде всего в таком явлении, как авторитет. Под ним принято понимать психологическое влияние одного человека на других людей. Подчеркивая его значение для воспитания, А.С. Макаренко говорил, что воспитатель, не имеющий авторитета, не может быть воспитателем.
В чем же конкретно проявляется авторитет сержантов и старшин? Как ближайшие командиры, они принимают участие в обучении и воспитании подчиненных, удовлетворении их всем необходимым довольствием. От того, как они это делают – с душой или равнодушно — зависит мнение о них подчиненных. Если сержант (старшина) сам слабо знает специальность, а от других требует хорошей успеваемости, это, конечно, не возвышает его в глазах подчиненных.
Сержанты и старшины постоянно со своими подчиненными. Вся их дея¬тельность на виду. И особое значение для утверждения авторитета имеет подлинная близость к людям. Казалось бы, здесь нет проблемы. Вместе с тем отдельные командиры только живут в одном помещении с подчиненными, но духовно оторваны от них, не интересуются их заботами, не стремятся удовлетворить их запросы, не оказывают необходимой им помощи. В таких случаях трудно надеяться на авторитет среди личного состава.
Авторитет бывает подлинный и мнимый, ложный. Некоторые командиры, стремясь побыстрее завоевать уважение у подчиненных, действуют недозволенными средствами. Это выражается в том, что отдельные сержанты и старшины, не успев еще, как говорится, стать на ноги, устанавливают своего рода дистанцию между собой и подчиненными, проявляют чрезмерную, необоснованную строгость к людям, вместо уставных требований выдвигают какие-то свои, личные требования и порядки. Другие же, наоборот, заискивают перед подчиненными, делают им всевозможные послабления. Подобные действия ничего общего не имеют с подлинным авторитетом командира.
Какими же качествами должны обладать сержанты и старшины, чтобы пользоваться настоящим авторитетом у своих подчиненных? Многочисленные исследования, опросы личного состава показывают, что наибольшим авто¬ритетом пользуются командиры идейно убежденные, мастерски владеющие оружием и боевой техникой, сочетающие высокую требовательность к под¬чиненным с уважением их человеческого достоинства и заботой о них.
При большой важности всех перечисленных качеств все же следует обратить внимание на те из них, которые сегодня приобрели особое зна¬чение. Прежде всего речь идет об умении работать с людьми, заботиться о подчиненных, быть внимательными, чуткими к ним. К сожалению, есть еще факты, когда сержанты и старшины, получив назначение на должность командира отделения, расчета, экипажа, по-прежнему считают себя ничем не обязанными, не проявляют должной заботы о подчиненных. Некоторые из них начинают увлекаться администрированием, подменяя этим воспитательную работу с людьми.
Многое значит профессиональная подготовка сержантов и старшин, знание ими своей специальности и любовь к ней. Нет необходимости доказывать, что слабая подготовка командиров подрывает их авторитет в глазах подчиненных.
Конечно, успех в воспитании личного состава зависит не только от этих качеств сержантов и старшин, но и от многих других. Но эти главные. Авторитет не дается с должностью, не остается постоянным и навсегда данным. Авторитет трудно завоевать, но и не легче сохранить.
В частях и на кораблях проводится большая работа по укреплению авторитета воспитателей. Однако их влияние на личный состав в значительной степени зависит от постоянной работы над собой.
И еще одно обстоятельство. За два года службы сержанту, безусловно трудно выработать у себя в одинаково высокой степени все необходимые качества. Но главное состоит в том, чтобы окружающие, и прежде всего подчиненные, видели и чувствовали, что у их командиров есть к этому большое стремление.
Как работать над собой? Прежде всего необходимо постоянно повышать свои знания на занятиях и путем самостоятельного чтения литературы. Правильно поступают те, кто приобретает в личное пользование книги и брошюры по вопросам воспитания, накапливает вырезки из газет, журналов. Большое значение для самосовершенствования имеет опыт других командиров и начальников. В частях практикуется обмен опытом работы сержантов и старшин. Неплохо самостоятельно анализировать опыт своих товарищей, присматриваться к методам их деятельности, сравнивать со своими приемами воспитания и обучения подчиненных.
Сержанты и старшины имеют возможность проявлять самостоятельность и инициативность в работе. Иногда, как показывает практика, старшие чересчур опекают младших по должности. Делается это зачастую потому, что отдельные сержанты и старшины не в полном объеме исполняют свои обязанности. Вместе с тем подмена их в выполнении основных служебных обязанностей приводит к тому, что и другие сержанты, в том числе добросовестные и умелые, привыкают к опеке и постепенно становятся безынициативными, равнодушными.
Борьба с такими фактами сейчас ведется на всех уровнях. Однако и от самих сержантов, старшин во многом зависит решение этого вопроса. Главное в том, чтобы больше проявлять инициативы.
Высокий авторитет сержантов и старшин оказывает большое влияние на сплочение воинского коллектива. Войсковое товарищество неразрывно и прочно, потому что основывается на строгом и точном соблюдении воинами уставного порядка. И первыми поборниками уставных взаимоотношений между солдатами выступают сержанты.
Одним из уставных требований является высокая морально-психологическая подготовка воинов. А она в значительной мере зависит от умелой и предметной работы сержанта, старшины с подчиненными.
Известно, что основной формой морально-психологического воспитания солдат служит общественно-государственная подготовка. И хотя сержанты и старшины сами занятий по ОГП не проводят, это не значит, что они в стороне от общественно-государственной подготовки солдат. Сержанты помогают своим подчиненным в самостоятельной работе, следят за тем, чтобы каждый своевременно готовился к ОГП, читал газеты и журналы.
Очень важно строить отношения между воинами в духе неукоснительного выполнения требований присяги, уставов, приказов командиров и начальников, всемерно поддерживать высокий авторитет своего коллектива, развивать у людей стремление в совершенстве овладеть оружием и боевой техникой, стать отличником, классным специалистом.
В воинской службе, в воспитании солдат и матросов нет мелочей. Здесь все имеет значение и глубокий смысл. Так, при обучении молодых воинов приемам отдания воинской чести необходимо прежде всего убедить их в том, что этот ритуал — и уставная обязанность, и замечательная воинская традиция. Отдавая воинское приветствие товарищу по оружию, старшему по званию, своему начальнику, военнослужащий выражает тем самым свое уважение к ним, готовность самоотверженно, ревностно выполнить любой приказ командира. Молодцеватость, подтянутость солдата -свидетельство их дисциплинированности, гордости за принадлежность к воинскому коллективу.
Большие возможности для сплочения воинского коллектива заложены в физической подготовке, спортивно-массовой работе, художественной самодеятельности. И тут для сержантов и старшин немало точек приложения своих сил, энергии, инициативы.
Таким образом, в деятельности сержантов и старшин руководство первичными воинскими коллективами занимает первостепенное место. Знание людей, психологии их взаимоотношений, личный пример в выполнении служебных обязанностей укрепляют авторитет сержантов и старшин у подчиненных, помогают им успешно вести работу по сплочению подразделения в единую, дружную боевую семью. Организовать эту деятельность — задача командира взвода.