» Боевая подготовка Военные страницы Статьи военной тематики

При получении сигнала «Боевая тревога» или сигнала «Сбор» дежурный обязан:

  • подтвердить получение сигнала докладом дежурному по лагерному сбору;
  • поднять личный состав подачей команды «Боевая тревога», в ночное время «Подъём! Боевая тревога» или «Сбор»;
  • выслать дневального оповестить личный состав находящийся на занятиях;
  • оповестить офицеров, прапорщиков, сержантов и солдат проходящих военную службу по контракту;
  • в ночное время контролировать выполнение мероприятий по светомаскировке;
  • усилить охрану расположение дивизиона;
  • проконтролировать убытие в парк механиков-водителей и остального личного состава;
  • отправить к месту погрузки погрузочные команды;
  • доложить дежурному по лагерному сбору о подъёме личного состава и убытии его к месту сбора;
  • по прибытии командира дивизиона доложить о проведённых мероприятиях и с его разрешения передать дежурство назначенному военнослужащему, после чего вместе с дневальными убыть на место сбора по тревоге.

 Подготовка выхода артиллерии подразделений начинается заблаговременно. На основании плана (частного плана) боевой подготовки составляется «План  подготовки артиллерии полка (артиллерийского полка)  к выходу в полевой лагерь» и издается приказ о выходе частей (подразделений в полевой лагерь и организации боевой и командирской подготовки. Эти документы разрабатывается за два месяца до полевого выхода. За 15-20 дней до полевого выхода разрабатывается и утверждается у непосредственного начальника план боевой подготовки на период лагерного сбора. На основании плана боевой подготовки составляются и утверждаются (за 10 дней до начала полевого выхода) расписания занятий, а за 5 дней планы и разработки для проведения занятий, тренировок по С и УО, тактических учений.

2. В результате планирования  начальник артиллерии полка ( командир арт. полка)  должны иметь:

  • план подготовки к выходу в полевой лагерь;
  • приказ о выходе частей и  подразделений  в полевой лагерь и об организации боевой и командирской подготовки,
  • приказ  о проведении боевых артиллерийских стрельб и о назначении контрольной группы;
  • приказ о назначении должностных лиц в составе сводных подразделений для проведения (КЗ) по С и УО;
  • план боевой подготовки на период лагерного сбора с учетом боевого слаживания сводных подразделений (этапы боевого слаживания: расчета, взвода, батареи, дивизиона, полка), артиллерии дивизии;
  • расписания занятий (сводные расписания);
  • приказ и план о поддержании боевой  готовности на период лагерного сбора;
  • планы, планы-конспекты, разработки  для проведения занятий, тренировок (КЗ) по С и УО. проверочных занятии на допуск к тактическим  учениям (тренировкам) с боевой  стрельбой, тактических учений,
  • приказ и план совершения марша, разработанные на тактическом фоне;
  • приказ по лагерному сбору;
  • план воспитательной работы на период лагерного сбора;
  • документы начальника лагерного сбора (в соответствии с УВС);
  • руководство, уставы, наставления, учебную литературу.

В приказе о подготовке и проведении выхода подразделений в учебный центр указывается:

  • сроки и цели проведения выхода;
  • районы расположения подразделений в учебном центре;
  • организация командирской и боевой подготовки в лагере (продолжительность учебного часа, количество часов занятий в течение дня,  процент проведения ночных занятий, этапы слаживания подразделений  и другие данные необходимые для планирования боевой подготовки на период лагерного сбора).
  • расход моторесурсов, горючего, боеприпасов и имитационных средств;
  • выводимая техника и вооружение;
  • порядок приема и  передачи техники и вооружения учебно-боевой группы;
  • порядок и сроки подготовки личного состава подразделений вооружения и боевой техники к выходу;
  • меры безопасности и мероприятия по обеспечению сохранности государственной, колхозно-кооперативной и личной собственности населения;
  • мероприятия по тыловому обеспечению ( медицинское обеспечение, продовольственное обеспечение, обеспечение ГСМ);

В приказе о поддержании боевой готовности

В подразделении выходящим в учебный центр разрабатывают:

  • план выхода;
  • рабочую карту командира;
  • расписание занятий.

«План выхода подразделений»  разрабатывается текстуально  и включает:

  • сроки, цели и место проведения выхода;
  • общий  и тематический расчет часов  по предметам обучения;
  • материальное  обеспечение выхода.

План подписывается командиром подразделения и утверждается непосредственным начальником.

4. Подготовка руководителей занятий к выходу подразделений в учебный центр включает:

  • проведение инструктажей и инструкторско-методических занятий;
  • разработку и утверждение  планов проведения занятий;
  • самостоятельное изучение руководящих документов  и учебно-методической литературы.

Инструктажи  и инструкторско-методические  занятия проводятся после утверждения расписаний занятий:

  • командирами дивизионов — с командирами батарей;
  • командирами батарей — с командирами взводов;
  • командирами взводов.. с сержантами взводов..

В  ходе инструктажей и  инструкторско-методических занятий до руководителей доводятся цели и содержание предстоящих занятии, определяются наиболее эффективные методы их проведения. Особое внимание обращается на подготовку руководителей занятий из числа сержантского состава. С ними целесообразно провести одно-два инструкторско-методических занятия и тренировку по управлению расчетом (отделением) в бою. По завершении инструкторско-методических  занятий руководители разрабатывают и утверждают планы проведения занятий на весь период выхода подразделения в учебный центр.

При наличии времени, особенно при подготовке выхода, с  руководителями занятий .может производится  рекогносцировка мест  проведения     занятий и объектов УМБ в учебном центре

5.Подготовка личного состава  к выходу осуществляется командиром  подразделения и включает –

  • доведение до личного состава, сроков выхода и места проведения занятий;
  • установление  формы одежды;
  • изучение мер безопасности с приемом зачетов;
  • проведение целенаправленной воспитательной работы.

Подготовка техники и вооружения к выходу осуществляется в соответствии с требованиями инструкций по эксплуатации и включает:

  • проведение осмотра и проверку технического состояния;
  • составление акта технического состояния;
  • дозаправку и создание необходимых запасов ГСМ. Организуя подготовку подразделения к выходу, командир должен уяснить требования руководящих документов (плана и программы бое вой подготовки), а также указания старшего начальника по организации выхода в учебный центр:
  • сроки выхода в учебный центр;
  • состав и возможности выделяемых объектов УМБ;
  • состав вооружения и техники, выводимых в учебный центр;
  • расход моторесурсов, горючего, боеприпасов и имитационных средств;
  • порядок размещения личного состава, вооружения и техники в учебном центре.

26 ноября 1999 г.                                    г. Москва

Об организации командирской подготовки офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации

В целях совершенствования командирской подготовки офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации ТРЕБУЮ: 1. Сосредоточить основные усилия командующих и командиров всех степеней на поддержание профессиональной  компетентности подчиненных офицеров на уровне, обеспечивающем уверенное выполнение ими должностных обязанностей с учетом условий, складывающихся в ходе повседневной деятельности и в боевой обстановке, а также участившихся актов терроризма в отношении военнослужащих и объектов Министерства обороны Российской Федерации. 2. Организовать обучение офицеров и системе командирской подготовки на основании приказов, директив и указаний Министра обороны Российской Федерации, директив Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, организационно-методических указаний по подготовке видов Вооруженных Сил Российской Федерации, Воздушно-десантных войск, планов подготовки органов управления, войск (сил) военных округов (флотов) и  осуществлять его по соответствующим программам и планам в ходе совместной и самостоятельной подготовки. Считать формами совместной подготовки: командирские занятия и сборы (командирские, учебно-методические, по специальности). Считать формами самостоятельной подготовки: самостоятельную работу, участие в военно-научной работе, конкурсах и состязаниях по полевой (воздушной, морской) выучке офицеров.

3. командирские сборы — проводить в целях:

  • поддержания знаний, развития умений, закрепления навыков, необходимых офицерам для выполнения своих должностных обязанностей;
  • для повышения методического мастерства при проведении занятий с подчиненным личным составом;
  • изучения руководящих документов, обучения вопросам управления повседневной деятельностью соединений,  воинских частей (кораблей), подразделений.

В основу тематики сборов должны быть положены:

  • мероприятия перевода войск (сил) с мирного на военное время;
  • полевая (воздушная, морская) выучка офицеров (практическая отработка выполнения должностных обязанностей);
  • изучение вероятного противника, вооружения и военной техники;
  • организация боя и непрерывное управление соединениями, воинскими частями , подразделениями в различных условиях обстановки.

Осуществлять подготовку офицеров на командирских сборах  лекционно-семинар- ским методом, проведением групповых упражнений, тактических летучек, методических занятии и показных тактических (командно-штабных,  тактико-специальных) учений .
Отводить не менее 50% учебного времени сборов на изучение и освоение офицерами:

  • мероприятий перевода соединении, воинских частей с мирного на военное время;
  • организации и проведения боевого слаживания:
  • управления воинскими частями и подразделениями в бою и повседневной деятельности.

В конце сборов каждый офицер должен быть оценен (аттестован) по обучения, выносимым на сборы. Установить периодичность и продолжительность сборов: в Сухопутных войсках, сухопутных и береговых войсках ВМФ: с командирами дивизий, военных баз, БХВТ, БХИ, бригад, отдельных полков окружного (флотского), армейского (флотилии) подчинения, отдельных батальонов (дивизионов) и им равными, начальниками ОУЦ (УЦ) и организаций окружного (флотского) подчинения и их заместителями — один раз в два года продолжительностью пять дней под руководством командующего войсками военного округа (заместителя командующего флотом по сухопутным и береговым войскам, начальника береговых войск флота); с командирами полков, отделов БХВТ, БХИ, отдельных батальонов (дивизионов) и их заместителями — один раз в год, перед началом , или в первые месяцы одного из периодов обучения, продолжительностью пять дней под руководством командующего армией (командира армейского корпуса), заместителя командующего флотом по сухопутным и береговым войскам (начальника береговых войск флота); с командирами учебных полков, отдельных учебных батальонов и их заместителями — один раз в год продолжительностью пять дней в соответствии с решением командующего войсками воен округа; с офицерами управлений соединений и воинских частей постоянной готовности, ОУЦ (УЦ), учебных полков и отдельных учебных батальонов, не привлекаемых на сборы со своими командирами  — один раз в год продолжительностью 5 дней под руководством командиров соединений; с офицерами управлений соединений и воинских частей сокращенного состава, запасных, кадра, БХВТ, БХИ — два раза в год продолжительностью по пять дней под руководством командиров соединений; с командирами батальонов (дивизионов) дивизий, бригад и полков постоянной готовности и их заместителями — два раза в год_перед началом или впервые месяцы периода обучения, продолжительностью по пять дней под руководством командира дивизии (бригады); с командирами батальонов (дивизионов) дивизий, бригад и полков сокращенного состава, запасных и кадра, начальниками групп хранения БХВТ, БХИ и их заместителями — два раза в год, перед началом или в первые месяцы одного из периодов обучения, продолжительностью по пять дней под руководством командира дивизии (бригады), начальника военной базы, БХВТ, БХИ; с командирами учебных батальонов (дивизионов) и их заместителями — один раз в год (второй сбор по решению начальника ОУЦ (УЦ) — учебно-методический), перед началом или в первые месяцы периода обучения, продолжительностью пять дней под руководством командира соединения; с командирами рот (батарей) и их заместителями, командирами взводов — два раза в год (для командиров учебных рот, их заместителей, командиров учебных взводов — один из них учебно-методический), перед началом периода обучения, продолжительностью по пять дней под руководством командира бригады (полка); Учебно-методические сборы проводить в целях : 1.    выработки единства взглядов на обучение и воспитание личного состава; 2.    внедрения наиболее перспективных форм и методов обучения подчиненных, рационального использования учебной материально-технической базы. С командирами учебных рот (батареи и им равных), их заместителями. командирами учебных взводов ОУЦ (УЦ и им равных) видов Вооруженных Сил Российской Федерации, Воздушно-десантных войск, военных округов, главных и центральных управлении Министерства обороны Российской Федерации учебно-методические сборы проводить один раз в год продолжительностью пять дней под руководством командира учебной воинской части. 6. Командирские занятия проводить в целях обновления и пополнения профессиональных знаний, выработки умений и закрепления практических навыков в управлении соединениями, воинскими частями и подразделениями в бою и повседневной деятельности, организации защиты военнослужащих и объектов Министерства обороны Российской Федерации от действий террористов, а также овладения смежной специальностью для офицеров РВСН. Учебные группы офицеров формировать по организационно-штатному предназначению с соблюдением принципа «каждый командир (начальник) учит подчиненных».

В ходе командирских занятий совершенствовать практические навыки офицеров:

  • в управлении воинскими частями, подразделениями при переводе (отмобилизовании и переводе) с мирного на военное время;
  • в организации боя на местности его всестороннего обеспечения, принятии обоснованных решений;
  • в умении проявлять военную хитрость и творческое мышление;
  • в подготовке вооружения и военной техники к боевому применению;
  • в эффективном использовании боевых возможностей своих, приданных и поддерживающих воинских частей и подразделений при ведении боевых действий;
  • в применении воинских частей и подразделений в сложных ситуациях с использованием нестандартных приемов, форм боевых действий на опыте локальных войн и региональных вооруженных конфликтов.

Особое внимание уделять отработке вопросов организации управления, взаимодействия и всестороннего обеспечения, а также изучению новых способов и приемов ведения боевых действий. Не. реже одного раза в период обучения проводите контрольные занятия по знанию общевойсковыми командирами порядка вызова огня артиллерии, ударов авиации и управления ими, умению определять координаты своего местоположения, целей (объектов) огневого поражения. Тренировки по управлению подразделениями и огнем с командирами мотострелковых, танковых, парашютно-десантных, десантно-штурмовых батальонов и рот, батальонов и рот морской пехоты проводить не реже одного раза в месяц. Тренировки по управлению огнем подразделений, ударами авиации, огнем артиллерии, средств ПВО с командирами полков — не реже двух раз в период обучения, а с командирами бригад и_отдельных полков — не реже одного раза в период обучения. Результаты командирской подготовки отражать в ведомостях за каждую учебную группу и объявлять в приказах за период обучения и за год. Проведение командирских занятий организовать: в Сухопутных войсках, сухопутных и береговых войсках ВМФ, ВДВ: с офицерами управлений дивизий (бригад, полков, отдельных батальонов и дивизионов) постоянной готовности и ОУЦ (УЦ) — по два дня ежемесячно, кроме месяцев, когда проводятся командирские сборы, войсковые (командно-штабные) учения, КШМУ; с командирами батальонов (дивизионов), рот (батарей) и их заместителями, командирами взводов дивизий, бригад, полков и батальонов (дивизионов) постоянной готовности — по предметам, темам и продолжительностью, определяемым командиром дивизии (бригады) в соответствии с решаемыми задачами и боевым предназначением. Основное внимание обратить на тактическую (тактико-специальную) подготовку; с командирами батальонов (дивизионов) и их заместителями, командирами рот (батарей) и их заместителями, командирами взводов ОУЦ (УЦ) — по два дня в месяц; с офицерами дивизий, бригад, полков, батальонов (дивизионов) сокращенного состава, запасных, кадра, БХВТ, БХИ — по четыре дня в месяц, один из которых отводить на мобилизационную подготовку, кроме месяцев, когда проводятся командирские сборы, КШУ, КШМУ; с командирами рот (батарей) и их заместителями, командными взводов, укомплектованных личным составом, дивизий, бригад, полков, батальонов (дивизионов) сокращенного состава, БХВТ,. БХИ — по два дня в месяц, кроме месяцев, когда проводятся командирские сборы, КШУ, КШМУ; Считать основными формами проведения занятий: групповые упражнения, тактические летучки, лекции, семинары, тренировки в выполнении должностных обязанностей (на пунктах управления. командных пунктах). Командирскую подготовку офицеров постоянного состава военно-учебных заведении Министерства обороны Российской Федерации организовывать в соответствии с директивой Министра обороны Российской Федерации 1993 года № Д-109. Командирскую ПОДГОТОВКУ офицеров военных комиссариатов, организаций Вооруженных Сил Российской Федерации  организовать и проводить в соответствии с приказами и директивами соответствующих командиров. В командирскую подготовку ввести предмет обучения «Основы безопасности военной службы» в объёме 10 учебных часов в год. 7. Самостоятельную подготовку проводить по 4 часа в неделю в служебное время по индивидуальным планам , утверждаемым непосредственными командующими  ежемесячно (на период обучения). Цель самостоятельной подготовки — углубленное изучение и отработка тем и вопросов для совершенствования своей профессиональной подготовки, методического мастерства, полготовки к занятиям, предстоящим мероприятиям, изучения руководящих документов, выполнения индивидуальных заданий, освоения должностных обязанностей на одну ступень выше занимаемой штатной должности 8. Для углубления знаний и методического мастерства офицеров соединений, воинских частей и подразделений постоянной готовности определять по дна индивидуальных задания на год. Для офицеров соединений воинских частей сокращенного состава, запасных, кадра, БХВТ, БХИ определять два индивидуальных задания на год, одно из них — по мобилизационной подготовке, с тематикой, соответствующей плану перевода соединения (воинской части) с мирного на военное время или плану мобилизации людских и транспортных ресурсов на территории области; для офицеров ОУЦ (УЦ) — два индивидуальных задания на год, одно из них — по методической подготовке.

9. Инструкторско-методические занятия, методические совещания и конференции проводить:

  • инструкторско-методические занятия с офицерами — перед началом изучения каждой новой темы в целях выработки наиболее целесообразных методов и приемов обучения личного состава, использования объектов учебной материально-технической базы по решению командира соединения (воинской части);
  •  методические совещания с офицерами воинских частей по обобщению и распространению новых, передовых методов обучения подчиненных — два раза в год;
  • методические конференции с офицерами соединений и войсковых частей — не реже одного раза в год.

10. Конкурс по полевой выучке офицеров проводить в соответствии с требованиями приказа Министра обороны Российской Федерации 1996 года № 454, приказов и директив главнокомандующих видами Вооруженных Сил Российской Федерации 11. Подготовку кандидатов для выдвижения на вышестоящие воинские должности проводить: •    офицеров ротного звена — на сборах (курсах), организуемых решениями командующих войсками военных округов, флотами, в течение одного месяца с привлечением для проведения занятии офицеров управлений и штабов военных округов, объединений и соединений; •    офицеров бригадного, полкового и батальонного звена — в Центре переподготовки и повышения квалификации офицерского состава Общевойсковой академии Вооруженных Сил Российской Федерации в соответствии с программами военных академий (учебных центров видов Вооруженных Сил Российской Федерации, флотов, факультетов переподготовки и повышения квалификации при военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации). 12. Совершенствование профессиональных навыков офицеров осуществлять в ходе подготовки и проведения учений, тренировок, занятии с подчиненными, несения боевого дежурства, отработки задач боевого слаживания и других мероприятий повседневной деятельности войск (сил) под руководством непосредственных командиров (начальников). 13. Главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российкой Федерации,  начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации учесть требования директивы при составлении планов подготовки органов управления и войск (сил) военных округов (флотов), планировании и организации боевой подготовки соединений, воинских частей и подразделений в 2000 году; при необходимости уточнить руководящие документы, регламентирующие подготовку офицеров соединений, воинских частей (кораблей), подразделений (расчетов, боевых частей). 14. Контроль за выполнением настоящей директивы возложить на Главное управление боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации.

15. Директиву разослать до отдельной роты, учреждения, военно-учебного заведения и организации Министерства обороны РФ.