Любое подразделение, любой воинский коллектив — это не только совокупность военнослужащих разделенных на группы, согласно оргштатной структуре. Как показывает войсковая практика, в нем существует и множество микрогрупп, которые сложились в процессе службы на основе симпатий и антипатий, общих взглядов, взаимных интересов, психологической совместимости и т.д. Группы оказывают воздействие на отношение их членов к службе, — пробуждают или наоборот гасят стремление к выполнению конкретных задач.
Появление и существование таких групп закономерно, так как у воинов была и остается потребность не только в служебном взаимодействии, но в простом, обычном человеческом общении, в товарищеских отношениях. Поэтому образование микрогрупп в подразделении следует рассматривать не как показатель низкой сплоченности воинского коллектива, слабой постановки в нем воспитательной работы, а как факт подтверждающий сколь сложны и многообразны отношения между военнослужащими подразделения.
Выделяется по крайней мере три этапа образования микрогрупп и их лидеров в воинских подразделениях:
Первый этап – самоопределение военнослужащих в воинских коллективах. Этот этап тесно связан с адаптацией воинов и занимает ориентировочный интервал от двух до шести недель. Самоопределение военнослужащих происходит в процессе межличностного взаимодействия с другими членами коллектива. При этом взаимовосприятие и взаимооценка друг друга основаны на прошлом опыте молодого человека в форме эмоционально окрашенных симпатий и антипатий (не всегда взаимных), учитывающих интеллектуальные, организаторские и иные качества сослуживца.
Второй этап — дифференциация военнослужащих в первичных воинских коллективах. Развитие внутригрупповых отношений воинов приводит к различному социально-ролевому статусу каждого из них, на который оказывает влияние как их личностные качества, так и достигнутые результаты в учебно-боевой и служебной деятельности. Зачастую военнослужащие, имеющие опыт морального и физического подавления окружающих, становятся лидерами образующихся по различным критериям микрогрупп.
Третий этап — самоорганизация и самоуправление группы военнослужащих. На этом этапе происходит укрепление позиций лидера группы, групповых норм и санкций. Более четко обозначается общая направленность микрогруппы. Происходит «оформление» ее отношений с другими категориями военнослужащих, микрогруппами. Закрепляется внутригрупповой статус каждого ее члена и статус самой группы в системе межгрупповых и межличностных отношений в подразделении.
Объединение в микрогруппы углубляет отношения между военнослужащими, делает их более разнообразными. Главное, чтобы эти группы не ослабляли коллектив, а сплачивали его.
Образование и тем более функционирование микрогрупп не должно оставаться без контроля офицера. Опытный и вдумчивый командир не ограничивается руководством только отделениями и расчетами, но всегда принимает во внимание наличие микрогрупп в коллективе, их роль в жизни коллектива и учитывает это при принятии управленческих решений, находит возможность влиять на деятельность этих групп, тем самым обеспечивая наиболее эффективное выполнение служебно-боевых задач.
Как правило, в воинских коллективах существует четко оформленные, вполне устойчивые микрогруппы, основанные на общности призыва и при-надлежности к одному периоду службы. Совокупность этих групп образует «призывную» статусную систему. Естественное неравенство, обусловленное опытом службы и сроками призыва, является основой механизма функционирования «дедовщины» в воинском коллективе. В связи с этим командир подразделения должен учитывать причины, которые могут способствовать нарушению уставных взаимоотношений. К ним можно отнести:
-ослабление организаторской и воспитательной работы в подразделении;
-формализм в работе отдельных офицеров, прапорщиков, сержантов;
-недостаточное внимательное отношение к нуждам и запросам, быту военнослужащих;
-ослабление индивидуальной воспитательной работы;
-отступление от уставных норм взаимоотношений среди самих офицеров и сержантов;
-создание условий для неправильного понимания своего положения в коллективе различными категориями военнослужащих и др.
Что же такое неуставные взаимоотношения? Неуставные взаимоотношения — это совокупность связей между военнослужащими подразделения, которые противопоставляют себя существующей системе военного управления в подразделении и характеризуются негативной служебной и нравственно-психологической зависимостью между воинами разных призывов. Каждый из четырех периодов службы имеет при неуставных взаимоотношениях специфические, четко выраженные социально-психологические роли, исполнение которых обеспечивает военнослужащим второго года службы «казарменный комфорт» за счет военнослужащих первого года службы.
На 1 периоде службы (первые 6 месяцев) — воины находятся в психологической изоляции и являются объектом постоянных негативных воздействий со стороны военнослужащих 3 и 4 периодов службы. При этом наиболее злостным нападкам подвергаются «строптивые» воины, которые сопротивляются неправомерным требованиям, а также слаборазвитые в различных отношениях солдаты, которым вменяется роль «козлов отпущения».
На 2 периоде службы (от 6 до 12 месяцев) — воины выступают в качестве проводников идеи безропотного подчинения. Они подают личный пример такого поведения и дают новичкам «советы» как поступать в различных ситуациях.
На 3 периоде службы (от 12 до 18 месяцев) — воины являются непосредственными исполнителями санкций по поддержанию негативной традиции неуставных взаимоотношений.
На 4 периоде службы (от 18 до 24 месяцев) — воины выступают в качестве основных организаторов и контролеров за соблюдением негативных ролевых предписаний каждым воином в подразделении.
Таким образом, расположение в неофициальной ролевой структуре коллектива представляет собой своеобразную иерархическую лестницу. В «призывной» статусной системе наблюдается и внутригрупповая дифференциация ролей в сочетании с негативным лидерством на фоне удовлетворения потребности в самоутверждении. Командирам и начальникам необходимо учитывать устойчивость воззрений, наличие своего рода «идеологии дедовщины», разделяемой практически всеми военнослужащими по призыву.
Бытующий «кодекс дедовщины» состоит из ряда своеобразных суждений, отражающих «психологическое обоснование» правомерности существования неуставных взаимоотношений. Если сохранять специфический язык общения военнослужащих срочной службы, то неписанные правила формулируются следующим образом:
1. «Дед» в войсках — главная фигура, на «дедах» войска держатся. Это умудренный опытом человек, который все знает и умеет, прошел все испытания. «Дед» достоин уважения и должен отдыхать, дожидаться «дембеля».
2. Если «деды» не будут «следить за порядком», не будут «воспитывать» молодых солдат, то те «сядут на голову» и не будут слушаться даже офицеров и прапорщиков. Из-за этого в войсках возникнет неразбериха.
3. Молодые солдаты не видели службы, не знают жизни. Их удел постоянно работать изо всех сил за себя и старослужащего, не стоять без дела, быть довольными своей службой, беспрекословно выполнять любые желания и требования «дедов».
4. Если не гонять молодых, то они ничему не научатся, из них не получится настоящий солдат.
5. Если молодой, «не понимая службы», пожалуется на старослужащего или на существующие порядки, то ему «не поздоровится», ему не будет места в подразделении.
6. Молодой должен «отработать» первый год службы, с тем, чтобы получить право «наверстать свое» на втором году службы.
7. Молодые должны работать, а старослужащие только подгонять и контролировать работу — так по мнению старослужащих всегда было и так будет в войсках.
Естественно, что подобная «философия» входит в резкое противоречие с нормами уставов, с общечеловеческими понятиями о добре и справедливости. Но если в подразделении сержанты не руководят службой и бытом солдат, а офицеры и прапорщики не умеют оказывать свое влияние на подчиненных через сержантов, то складывается система неуставной власти «дедов», в среде военнослужащих устанавливаются традиции негативного содержания. Как показывает практика, в таких коллективах очень сильна круговая порука, а предание гласности творимых безобразий воспринимается как «стукачество».