Выделенные формы психологической работы отличаются также по степени их стандартизации и мерой ответственности за принимаемые решения и последующие изменения в жизнедеятельности военнослужащего. В этой связи, наиболее стандартизированным видом деятельности является психодиагностика, а степень ответственности психолога в плане участия в судьбе военнослужащего, напротив, будет возрастать от психодиагностики (как наименьшей) к психотерапии и психокоррекции.
Основополагающим условием эффективности психологической работы являются исходные базовые установки — принципы, система которых включает довольно широкий набор требований к ее организации и проведению. К их числу относятся:
а) Принцип профессиональной компетентности, правовой и этической правомочности.
Требования данного принципа ориентируют всех должностных лиц психологической работы на четкое представление и учет возможностей психологии как науки и формы практической деятельности, постоянное повышение собственного уровня психолого-педагогической компетентности. Кроме того, осуществление специальных мер психологического воздействия предполагает наличие у лиц, осуществляющих данное воздействие, специального психологического образования. В условиях воинской части таким специалистом является психолог, который должен в своей деятельности ограничиваться теми областями психологической науки и практики, в которых он получил достаточные знания и опыт деятельности.
б) Принцип гуманизма и благополучия человека, его права на квалифицированную психологическую помощь.
Психологическая работа, являясь оной из форм гарантии социальных прав человека в условиях армии, должна обеспечивать возможность военнослужащему получить своевременную и квалифицированную помощь в разрешении различного рода психологических проблем. Кроме того, характер психологической работы должен обеспечивать добровольное и сознательное участие военнослужащих в ее мероприятиях, организация и проведение которых не должны ущемлять личное достоинство человека. Необходимо помнить, что военнослужащий является не только субъектом воинской деятельности, но и субъектом собственной жизнедеятельности, что предполагает обязательную возможность интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития человека в условиях армии.
в) Принцип комплексного подхода и профессиональной кооперации.
Данный принцип предполагает необходимость координации усилий различных должностных лиц. Это обусловлено тем, что эффективное функционирование психики военнослужащих и воинских коллективов в значительной степени зависит от целого комплекса условий материально-технического, организационного, бытового, медицинского, кадрового характера. Их реализация может быть обеспечена лишь совместными усилиями командиров и специалистов различных областей. Кроме этого, задачи, решаемые организацией и проведением психологической работы, должны обеспечиваться единством применения всех ее методов и форм.
г) Принцип деятельностного подхода.
Психологическая работа подчинена решению задач служебной и боевой деятельности, в рамках которой возникают многие психологические явления. Она учитывает то воздействие, которое оказывают факторы воинской деятельности на психику военнослужащих. Данные факторы могут оказывать как положительное, развивающее воздействие на психику, способствуя появлению профессионально-психологических новообразований, так и действовать негативно, угнетающе. Последнее способствует возникновению различного рода психологических затруднений и проблем.
д) Принцип своевременности и постоянства.
Психологическая работа должна проводится на всех этапах социализации военнослужащего в условиях военной системы: от призыва, либо поступления на военную службу до увольнения. С учетом конкретного этапа социализации, аспекта жизнедеятельности военнослужащего должны применяться соответствующие методы и формы психологической работы.
е) Принцип материально-технической обеспеченности психологической работы.
Современные эмпирические исследования, проводимые в воинских частях и подразделениях, ввиду объемной и динамичной социально-психологической информации предполагают довольно серьезное математико-статистическое обеспечение и соответствующие данным требованиям технические средства реализации данного процесса. Кроме того, задачи психологической подготовки, психологической реабилитации военнослужащих могут быть успешно решены при наличии, необходимых для этого тренажеров, имитирующих средств, комнат психологической разгрузки, площадей для организации индивидуальной и групповой работы с военнослужащими.