В современной литературе имеется более двадцати его определений. Наиболее приемлемое звучит так.
Это состояние психики отдельного военнослужащего или психологии воинского коллектива в данное время и в конкретной обстановке, проявляющееся в боевой (служебной) активности военнослужащих, их готовности к боевЫм действиям.
ПОНЯТИЯ ТОЖДЕСТВЕННЫЕ, НО НЕРАВНОЗНАЧНЫЕ
Кроме словосочетания «морально-психологическое состояние» употребляются и другие: моральное состояние, настроение, дух, боевой дух, духовный фактор, психологический климат, духовная атмосфера, моральный дух, боевой энтузиазм, боевое настроение и т.д. Это близкие, но не равнозначные по своему объему категории.
Наиболее широким из перечисленных понятий является духовный фактор, то есть специфическое проявление общественного сознания, выражающее степень готовности масс решать конкретные социальные, экономические, политические и военные задачи
Сердцевину духовного фактора составляет моральный фактор. Это политические и нравственные идеи, взгляды, качества и чувства, в которых проявляется отношение народных масс к войне, их готовность и решимость добиться победы в ней.
Тесную связь духовного и морального факторов отражает термин «моральный дух», то есть моральная сила, готовность к действию. Когда речь идет только о вооруженных силах, правомерно говорить о боевом (морально-боевом) духе.
В Х1Х-ХХ вв. при оценке боеспособности армий в числе важнейших показателей называлось их моральное состояние. В советский период истории нашего государства употреблялся термин «политико-моральное состояние войск (сил)». В настоящее время для этой цели используется понятие «морально-психологическое состояние». Причем если политико-моральное состояние больше характеризовало военнослужащего и воинский коллектив со стороны идейного содержания их содержания, то морально-психологическое состояние больше характеризует нравственную сторону сознания, степень психологической устойчивости и готовности военнослужащих к боевым действиям.