Добавил admin
Для того чтобы оценить эффективность слушания, можно воспользоваться несложным тестом. При ответах на следующие 10 вопросов пользуйтесь шкалой: всегда — 4 балла, часто — 3 балла, иногда — 2 балла, никогда — 1 балл.
1. Даете ли Вы собеседнику возможность высказаться, не перебивая его?
2. Обращаете ли Вы внимания на подтекст высказывания собеседника?
3. Стараетесь ли Вы запомнить, что говорит Ваш собеседник?
4. Обращаете ли Вы внимание на главные стороны сообщения?
5. Слушая собеседника, стараетесь ли Вы сохранить в памяти основные факты сообщения?
6. Обращаете ли Вы внимание собеседника на то, что вытекает из содержания сообщения?
7. Подавляете ли Вы желание уклониться в беседе от непривычных Вам вопросов?
8. Воздерживаетесь ли Вы от раздражения, когда собеседник высказывает противоположную точку зрения?
9. Стараетесь ли Вы удерживать свое внимание на сообщении собеседника?
10. Проявляют ли Ваши собеседники интерес к беседе с Вами?
Для оценки своего умения слушать просуммируйте баллы. Если набрали более 32 баллов — это отлично (при условии, если самооценка не завышена), 27-31 баллов — хорошо, 22-26 баллов — посредственно, менее 21 балла — безотлагательно необходимы тренировки.
Тренировка умения слушать возможна в парах курсантов. Каждый заготавливает несложный пример на выполнение арифметических действий типа: (2+4-5+3)*3-6=? Зачитывая по очереди друг другу подобные примеры, они учатся сосредоточиваться на передаваемом сообщении.
Два-три раза в день можно совершать «попутные тренировки в слушании». При этом нужно преднамеренно концентрировать максимум внимания на слушании преподавателя, офицера, участника передачи по радио или телевидению. Для самоконтроля задавайте себе вопросы: «В чем цель говорящего?, «В чем моя цель как слушателя?». При отвлечении внимания надо стараться вытеснять из головы все, что не относится к предмету сообщения, разговора. Если какие-то услышанные слова или идеи раздражают, то постарайтесь нейтрализовать их влияние, побыстрее забыть неприятное.
Навыки слушания могут формироваться и на специальном практическом занятии в классе. Целью занятия является убеждение курсантов в возможности повышения качества восприятия учебной информации и взаимопонимания в отделении. На занятии важно обеспечить атмосферу состязательности. В этих интересах каждое учебное отделение может стремиться к первенству. Определяется «лучший слушатель».
Суть упражнения в том, чтобы осуществить передачу определенного текста от одного сержанта к другому без искажений. Выделяются 3 этапа занятий. На первом этапе два отделения остаются в классе, а 1-е отделение выходит в коридор. Всем тем, кто находится в классе, раздаются карточки с текстом N1. Затем офицер приглашает в класс командира первого отделения и ставит ему задачу выслушать текст, запомнить и повторить его. Зачитывается текст N1, затем приглашается курсант 1-го отделения, и командир отделения передает ему содержание текста. Курсанты других отделений следят за ошибками и начисляют по 1 штрафному очку за каждую ошибку.
Затем командир отделения садится в классе. Офицер повторяет текст N1 для вошедшего курсанта, и вся ситуация повторяется. При подготовке к занятию офицеру предстоит потренироваться в четкости произнесения сообщения с целью исключения типичных ошибок и повышения выразительности речи.
При этом применяется метод логического скелетирования. Суть его в следующем. Во-первых, текст условно разделяется на смысловые группы. Для этого проводится расстановка логических пауз. Они должны быть различными по длительности. Во-вторых, в каждой фразе выделяются главные по смыслу слова и на них делаются логические ударения (увеличивается громкость, изменяется тон речи). В-третьих, создается образная перспектива сообщения за счет изменения темпа, ритма, высоты тона речи. При подготовке к упражнению руководителю важно придерживаться следующих правил:
1. Если в фразе есть противопоставления, то эти слова выделяются.
2. При сочетании двух существительных выделяются те, которые стоят в родительном падеже.
3. Всегда выделяются однородные члены предложения.
4. Прилагательные обычно не принимают на себя ударения. Определение как бы сливается с определяемым словом, которое несколько выделяется.
5. При сравнении выделяется то, с чем сравнивается, а не предмет сравнения. При этом необходимо следить, чтобы ударение не падало на вспомогательные слова.
6. Частицы «не» и «ни» интонационно не выделяются. Они сливаются со словом.
7. При перечислении выделяются наиболее существенные моменты.
Характерный элемент занятия — 2-х-целевой подсчет баллов. Тот сержант из 2-х отделений, который назовет большое количество ошибок, отмечается как кандидат в призеры личного первенства. Представителям первого отделения важно набрать как можно меньше штрафных очков за все отделение. В каждом отделении появляется также свой лидер. Абсолютный победитель получает титул «лучший слушатель взвода». Этот титул присуждается за лучшие результаты по двум направлениям практических действий: 1) умение заметить ошибки у других; 2) умение воспроизвести безошибочно услышанный текст. Определяется также победившее в командном первенстве отделение. На занятии каждым отделением отрабатывается один текст. Важно, чтобы варианты были равнозначны по сложности.
Текст N1. Завтра в 7 часов 30 минут проведем строевой смотр подразделения. Привести в порядок форму одежды. Обмундирование не стирать, но обязательно выгладить, тщательно вычистить обувь. Будут проверены документы и проведена тренировка строевых приемов. Командирам отделений лично проконтролировать подготовку каждого подчиненного.
Текст N2. При подготовке к экзаменам необходимы индивидуальные и групповые консультации. Кроме того, всему коллективу целесообразно разбиться на пары. При этом обучаемые задают друг другу вопросы и сверяют ответы по записям в своих конспектах. Заместителю командира взвода обеспечить прибытие на первую консультацию завтра в 15 часов.
Текст N3. Собрание личного состава взвода проведем не в 20 часов, а в 18 часов 50 минут. Обсуждению подлежат: итоги учебы и общее состояние дисциплины. Командирам отделений подготовиться к выступлению. Каждый сержант должен получить оценку за старание и за достигнутый результат. Особое внимание уделить фактам взаимопомощи. Подвергнуть критике нерадивых.
В заключение руководителю важно нацелить обучаемых на проведение попутных тренировок по целенаправленному развитию навыков восприятия речи. Эти упражнения позволят каждому приобрести важные для личности «человека-руководителя» умения: правильно понимать задания (в том числе и учебные), наиболее полно запоминать услышанное, выделять главное в сообщаемой информации. А это служит хорошей предпосылкой к выработке сложного умения логически мыслить, делать выводы и умозаключения. Опыт показывает, что небольшие затраты времени на приобретение данных частных умений полностью окупаются. При этом достигаются более высокие результаты в учебе и в практической жизни.
Перцептивные навыки тесно связаны с развитием наблюдательности офицера. Наблюдательность во многом зависит от психологической установки. Как правило, мы видим в человеке то, что хотим увидеть. Чтобы активизировать процесс формирования социально-психологической наблюдательности, каждому офицеру необходимо:
во-первых, получить хотя бы минимум информации о взаимосвязи внешних проявлений и психических состояний человека, о мимике, жестах, позах, интонациях;
во-вторых, приобрести опыт наблюдения и распознавания другого человека в процессе обучения и формировать устойчивые навыки наблюдения;
в-третьих, довести эти навыки в повседневной практике до автоматизма и использовать этот канал информации без преднамеренного осознания.
Важное значение имеет обучение офицеров умению «читать по лицам», что является своеобразным «инструментом» восприятия другого человека, его эмоционального состояния. Из большого разнообразия состояний, возникающих у военнослужащих, можно выделить следующие: 1) спокойное состояние при отсутствии психических нагрузок; 2) оптимальное состояние при повышении психических нагрузок (правильная реакция); 3) состояние перевозбуждения (заторможенности).
Условия воинской службы благоприятствуют тому, что люди хорошо представляют индивидуальные особенности выражения эмоций у каждого члена коллектива. Однако недостаточно развитые навыки наблюдательности не позволяют большинству офицеров оперативно реагировать на изменения эмоционального состояния сослуживцев. В учебных целях разработана таблица характеристик для наблюдения и оценки эмоциональных состояний. Выделены 7 объектов для наблюдения: 1) общее выражение лица (рот, брови); 2) выражение глаз; 3) окраска кожи лица; 4) движение рук; 5) дыхание; 6) интонация высказываний; 7) особенности поведения. Типичные проявления эмоционального состояния офицера приводятся в таблице № 1.
Наиболее успешно ведет наблюдение тот офицер, который обладает более развитым чувством сопереживания другим людям. Как правило, такой человек более тонко выражает и свои эмоциональные состояния.
Published under Психология | send this post
Добавил admin
По уровню развития навыков слушания офицеров можно условно разделить на три категории: 1) внимательные; 2) пассивные; 3) неуравновешенные. К первой категории относятся такие, которые относятся к говорящему с уважением и заинтересованы в том, чтобы понять его. При слушании начальника такой офицер старается сосредоточиться на полном понимании того, что излагается. В преддверии или с началом разговора он внушает себе: «Я весь — внимание». В паузах между фразами проводит анализ услышанного, контролируя себя вопросом: «А правильно ли я понял?», «Тот ли вывод должен быть?». При появлении неясностей правомерно обращение к говорящему с просьбой: «Товарищ капитан! Извините, я не понял, что вы имеете в виду», «Пожалуйста, уточните это». Некорректно будет звучать в этой ситуации фраза: «Я вас не понял», произнесенная с раздражением.
Для выяснения сути сказанного целесообразно воспользоваться и такими фразами: «Как я понимаю, Вы говорите, что…», «Другими словами, Вы считаете…», При получении какого-либо указания (распоряжения) для лучшего восприятия смысла правомерно повторить про себя сказанное начальником. В некоторых случаях будет полезно сделать уточнение: «Если я правильно понял, надо…», «Надо понимать, что задание состоит в …».
Внимание внешне выражается в позе, в направленности взгляда. Кивок головой, пожимание плечами — характерные жесты — легко воспринимаются собеседником. Все эти действия служат сигналами, позволяющими говорящему выдерживать свою линию, помогают ему достичь большей убедительности высказывания. При этом терпеливое выслушивание не означает равнодушного отношения.
Пассивность офицера в слушании (второй тип слушателя) внешне может напоминать проявление терпеливости и сдержанности. Однако, когда молчание задерживается, то оно может погасить активность собеседника. В разговоре пауза в среднем не превышает 5-6 секунд. Мерилом здесь служит чувство меры. Если не чувствовать «затягивания» паузы, то у говорящего возникает мысль, что до него у собеседника нет дела. Полная расслабленность, снисходительный тон, выраженный пословицей: «Мели, Емеля, твоя неделя», недопустимы.
Подобные реакции, конечно, вызываются разными причинами. Если это обусловлено усталостью, то необходимо принять меры по приведению себя в чувство. Простейший прием. Если почувствуете скованность в суставах, онемение мышц, то попробуйте плавно переменить позу. В каком-то случае правильно будет проявить инициативу и подыскать способ для перерыва в слушании. Можно сослаться на занятость или плохое самочувствие, сказав собеседнику: «Извини, есть срочные дела, давай перенесем наш разговор на завтра…» или: «Извини, что-то я сегодня не в форме для размышлений…».
Третья разновидность поведения слушателя обусловлена привычками занимать ведущую позицию, повышенная критичность к высказываниям других людей, эмоциональная раскованность. Таким образом, следует иметь в виду, что, когда эмоции берут верх, то возможности разума ограничиваются. И в этом плане затрудняется восприятие информации. Не следует горячиться и тогда, когда вы встречаетесь с противоположной точкой зрения. Потерпите, дайте человеку выговориться. Взвесьте, как говорится, все «за» и «против». Может быть, и возражать не придется. Следите за позой. Не уходите ли вы «в сторону». Внешне это выражается в скрещивании рук на груди, в напряжении мышц тела. Эта поза воспринимается на уровне подсознания собеседником как свидетельство несогласия, и это препятствует взаимопониманию.
В том случае, если готовность офицера к восприятию речевой информации невысока, возникают определенные ошибки слушания. В качестве типичных для молодых офицеров ошибок, препятствующих восприятию информации, исследователи выделяют следующие:
1. Сосредоточение внимания на форме изложения, а не на содержании речи (вниманием словам, а не мыслям).
2. Заострение внимания на одном из пунктов в большом перечислении фактов и мыслей и не восприятие главного в излагаемом содержании.
3. Отключение внимания из-за усталости слушать, еще до того, пока не изложено самое существенное.
4. Отключение внимания от речи до того, когда она закончится (кажется, что хорошо знаем, о чем будет говориться).
5. Рассредоточение внимания на выполнение других дел (привычка слушать вполуха).
6. Направление внимания на особенности внешности и манеры поведения говорящего (смотрим, а не слушаем).
7. Приписывание словам говорящего и мотивам его поведения какого-то значения до того. как он выразит полностью свою позицию.
8. Неспособность сдерживать свое раздражение, что не дает сосредоточиться на предмете разговора.
9. Отвлечение внимания от содержания речи в паузах, которые появляются при медленном темпе изложения (в промежутках возникают побочные мысли).
Published under Психология | send this post
Добавил admin
Отношения офицера к подчиненным формируются не мгновенно, а проходят ряд этапов. Перечислить их можно в такой последовательности: подготовка к восприятию, восприятие(социальная перцепция), впечатление, понимание, фиксация отношения, подготовка к выражению отношения. Рассмотрим наиболее существенные характеристики каждого из этапов.
На этапе подготовки к восприятию важное значение имеет то, как офицер представляет себе отношения с новыми для него, незнакомыми людьми, какими мотивами собирается руководствоваться при выборе актива, как будет оценивать все происходящее в подразделении.
Восприятие — это реакция мгновенного видения. Оно может быть направленным, когда офицер, заинтересованно наблюдая за подчиненным, обращает внимание на все грани его поведения, или же неосознанным, когда у человека в мозгу невольно фиксируется какие-то черты окружающих его людей. В том и другом случае возможно как правильное, так и искаженное восприятие. Последнее возникает чаще всего из-за поверхностного подхода, когда молодой офицер меряет всех других людей на свой аршин. В результате видит то, что хочет увидеть в человеке, а не то, что есть на самом деле.
Не секрет, что существуют индивидуальные различия в интересах, направленности, вкусах различных людей. Поэтому восприятия одних и тех же явлений у разных людей могут быть разными. Например, курсант, который знает свои изъяны в физической подготовке и стремится развивать силу, воспринимает действия тренированного воина как образец для подражания. Но если он не видит необходимости в том, чтобы стать сильным, то для него спортивные успехи сослуживца малозначимы. С другой стороны, сильное воздействие на этого курсанта может производить человек, который, например, хорошо играет на гитаре. Так определенные ценностные ориентации обусловливают соответствующий тип восприятия. В итоге оно может оказаться полным, неполным или искаженным.
Как видно из приведенных примеров, развитие взаимоотношений может пойти по разным руслам, в зависимости от индивидуального опыта восприятия каждого военнослужащего и других личностных особенностей.
Впечатление о другом человеке характеризуется как состояние кристаллизации восприятия. Оно может быть правильным, неполным или неправильным. Это зависит от настроения, собственного положения и положения воина в коллективе. Особенно значимы при этом служебное положение, срок службы, специальность, активность в общении.
Понимание приходит в итоге осмысления действий подчиненного. При этом возможно недопонимание или непонимание их. Пониманию способствует быстрое накопление опыта общения с людьми в одном коллективе (все друг у друга на виду), тесные личные контакты.
Фиксация отношения состоит в том, что в результате анализа сложившихся мнений о том или ином подчиненном в сознании формируется индивидуальное отношение к этому воину. Оно представляет собой сложное психическое образование и может быть выражено понятиями: уважение — презрение, доверие — подозрительность, симпатия — неприязнь, забота — безразличие, доброжелательность — злонамеренность.
Подготовка к выражению отношения — это предвидение тех или иных ситуаций, которые могут сложиться в ходе общения с подчиненным, а значит и, принятие соответствующего плана действий, составление своего рода прогноза.
Большую роль в понимании другого человека играет восприятие и понимание его речи. Восприятие речи другого человека — процесс сложный. Существует множество психологических барьеров, препятствующих пониманию услышанного. Французский ученый А.Моль приводит, в частности, такой юмористический пример «испорченного телефона».
Капитан говорит старшине: «Как вы знаете, завтра произойдет солнечное затмение, а это бывает не каждый день. Соберите личный состав завтра в 5 часов на плацу в походной одежде. Они смогут наблюдать это явление, а я дам им необходимые объяснения. Если будет идти дождь, то наблюдать будет нечего, так что в таком случае оставьте людей в казарме».
Старшина передает дежурному сержанту следующее: «По приказу капитана завтра утром в 5 часов произойдет солнечное затмение в походной одежде. Капитан на плацу даст необходимые объяснения, а это бывает не каждый день. Если будет идти дождь, наблюдать будет нечего, то тогда это явление состоится в казарме».
Дежурный сержант сообщает капралу: «По приказу капитана завтра утром в 5 часов затмение на плацу людей в походной одежде. Капитан даст необходимые объяснения в казарме насчет этого редкого явления, если будет дождливо, а это бывает не каждый день».
Капрал говорит солдатам: «Завтра в 5 часов капитан произведет солнечное затмение в походной одежде на плацу. Если будет дождливо, то это редкое явление состоится в казарме, а это бывает не каждый день».
Один солдат другому: «Завтра, в самую рань, в 5 часов, солнце на плацу произведет затмение капитана в казарме. Если будет дождливо, то это редкое явление состоится в походной одежде, а это бывает не каждый день».
Нечто подобное каждый из нас знает и по собственному опыту. Это связано прежде всего с тем, что далеко не всегда ясная и понятная говорящему мысль легко воспринимается другим человеком. И на это есть причины. Народная мудрость гласит: мысль изреченная — ложь. Психологические исследования показывают, что задуманное сообщение в процессе изложения значительно искажается. Если принять задуманное за 100%, то высказанное содержит 70% первоначальной информации. В следующей фазе процесса восприятия услышанное составляет 80% от высказанного, а это составляет 56% от первоначальной информации. На этапе понимания остается 70% от услышанного, что составляет 39% от первичной информации. Запоминается же лишь 60% от понятного. Таким образом, лишь около 24% первичной информации «оседает» в памяти собеседника. И если теперь принять этот объем за 100%, то при пересказывании снова произойдет утрата 30%. Таким образом, от первичной информации остается около 16%, то есть примерно одна шестая часть.
Зная это, можно уже без особого юмора отнестись к приведенной в начале раздела истории. Ведь теперь понятно, как часто в жизни мы можем столкнуться с подобным искажением. А сколько же на этой почве допущено нами ошибок? Тут, как говорится, уже не до смеха. Значит, необходимо учиться слушанию.
Published under Психология | send this post
Добавил admin
В работе по выявлению и оценке требуемых офицеру качеств можно воспользоваться следующими методиками:
Методика I. Читая опросник, курсанты должны оценить степень выраженности у себя того или иного признака (высказывания) и отметить знаком «+» в соответствующей графе регистрационного бланка (они раздаются на занятии) оценку по пятибалльной шкале. Работать нужно самостоятельно. Нельзя обращаться за помощью к товарищу, разговаривать. Все записи курсанты должны делать только на отдельных листах регистрационных бланков. Время работы с опросником — 5 минут.
Опросник к методике I .
1. Правильно оцениваю и реагирую на свои успехи.
2. Требователен к себе.
3. Испытываю неприязнь к рекламирующим свои успехи и достоинства.
4. Не стремлюсь к превосходству над другим.
5. Не рекламирую себя, не рассказываю о себе, не рисуюсь.
6. Обладаю чувством собственного достоинства.
7. Уверен в себе.
8. Умею считаться с мнением других.
9. Выполняю правила поведения, предъявляемые товарищам.
11. Прост, естественен в поведении.
12. Не стремлюсь быть центром внимания.
13. Неприхотлив, умерен в запросах.
14. Признаю ограниченность своих достижений в сравнении с вкладом других.
15. Не сосредоточен на себе.
16. Стремлюсь к самосовершенствованию.
17. Способен в присутствии командиров и товарищей дать себе низкую оценку, если она заслужена.
18. Умею видеть в своих успехах заслуги других.
19. Стараюсь не обижать других.
20. Не стремлюсь к яркому, броскому оформлению своей внешности.
Методика II. Читая опросник, курсанты должны оценить степень выраженности у себя того или иного признака (высказывания) и отметить знаком «+» оценку по пятибалльной шкале. Работать нужно самостоятельно.
Опросник к методике II.
1. Активен в решении общих задач взвода.
2. Помогаю товарищам.
3. Высказываю товарищам неодобрение, если они поступают плохо.
4. Подчиняю личные интересы коллективным.
5. Переживаю за дела взвода.
6. Организую новые дела во взводе.
7. Требователен к товарищам.
8. Критикую тех, кто уклоняется от участия в общем деле.
9. Умею подчиниться товарищам.
10. Умею организовать коллектив.
11. Не уважаю тех, кто в стороне, когда товарищу нужно помочь.
12. Люблю быть со взводом.
13. Не обижаюсь на критику.
14. Умею расположить к себе, доброжелателен.
15. Участвую в общественной жизни взвода.
Методика III. Курсантам предлагается называть положительные и отрицательные качества, которые проявляются в повседневной жизни и которые потребуются в боевой деятельности. На доске выписываются 20 положительных и отрицательных качеств. Затем курсантам предлагается внимательно прочитать перечень качеств личности. Потом дается следующая инструкция: выберите из перечня те прилагательные, которые характеризуют ваш идеал (10-20 слов). Выпишите их на регистрационный бланк в графу «Мой идеал». Работать нужно самостоятельно. Нельзя обращаться за помощью к товарищу. Все записи курсанты должны делать только на отдельных листах регистрационного бланка. Время для работы — 5 минут.
Затем из списка прилагательных, которые характеризуют ваш идеал, необходимо выбрать те качества личности, которыми вы, как вам кажется, обладаете. На регистрационном бланке в графе «Я обладаю» отметить знаком «+» те качества, которые присущи вам. Время для работы — 2 минуты.
Методика IV. Снова внимательно прочтите представленный на доске перечень качеств личности. Выберите из перечня те прилагательные, которые характеризуют ваш антиидеал (10-20 слов). Выпишите их на регистрационный бланк в графу «Мой антиидеал». Работать нужно самостоятельно. Нельзя обращаться за помощью к товарищу. Время для работы с перечнем отрицательных качеств личности — 5 минут. Теперь из списка прилагательных, которые характеризуют ваш антиидеал, необходимо выбрать те качества личности, которыми вы, как вам кажется, обладаете. На регистрационном бланке в графе «Я обладаю» отметить знаком «+» те качества, которые присущи вам. Время для работы — 2 минуты.
Методика V. Читая опросник, курсанты должны оценить степень выраженности у себя того или иного признака (высказывания) и расставить на соответствующие места буквенные символы в регистрационном бланке. Работать нужно самостоятельно. Все записи курсанты должны делать только на отдельных листах регистрационных бланков. Время для работы с опросником 2 минуты.
Опросник к методике V.
1. Стать тверже вместе со всеми.
2. Утвердиться самому в более мягком окружении.
3. Смягчить свой нрав, помогая утвердиться другим.
4. Стать мягче вместе со всеми.
Данные пять методик позволяют дать качественную характеристику самооценки курсантами таких качеств как скромность, коллективизм, самокритичность, направленность на коллектив, на совместную деятельность или на себя. Но это только маленькая часть самооценок, которые человек постоянно производит в своей жизни. Такое же сравнение, самооценку можно производить и по отношению ко всем другим своим личностным качествам. Результаты обработки данных по этим методикам позволят курсанту более четко представить свои качества.
Published under Психология | send this post