Добавил admin
В психологической науке термин “адаптация” трактуется в двух значений:
1) Как определение постоянного процесса активного приспособления индивида к условиям среды;
2) как определение результата этого процесса.
То есть адаптация понимается и как процесс, и как состояние, являющееся результатом этого процесса. Устранить двузначность этого термина можно с помощью некоторых определений, основанных на концепции адаптации личности к экстремальным условиям, разработанной доктором психологических наук В.И.Лебедевым.
Устойчивая психическая адаптация есть уровень психической деятельности (комплекс регуляторных психических реакций), система отношений, определяющая адекватное заданным условиям среды поведение личности, ее эффективное взаимодействие с окружающей средой и успешную деятельность без значительного нервно-психического напряжения.
Исходя из данного определения, можно говорить о подобном состоянии военнослужащего в среде его привычной жизнедеятельности до призыва на военную службу: в семье, в школе, на работе, в кругу друзей, за любимым занятием и т.д. Понятие “устойчивая адаптация” можно считать синонимом понятий “нормы”, “здоровья”.
При изменении привычных условий жизни появляются факторы, которые определенным образом вносят дезорганизацию в психическую деятельность, регулирующую поведение человека в привычных условиях. Человеку необходимы новые психические реакции на новые раздражители, предъявленные изменившимся условиями, для наиболее оптимального взаимодействия со средой и эффективной деятельности в соответствии с произошедшими внешними изменениями. Относительная дезорганизация психических функций на самом же деле в данном случае есть сигнал для включения механизма регуляции и компенсации, конечным результатом действия которого является организация нового уровня психической деятельности в соответствии с требованиями изменившихся условий существования личности. То есть включается механизм психической переадаптации.
Переадаптация — процесс перехода из состояния устойчивой адаптации в привычных (измененных) условиях существования.
Говоря о проблеме переадаптации военнослужащих по призыву, необходимо иметь в виду что данный процесс направлен на достижение состояния устойчивой психической адаптации ( адаптированности) личности в экстремальных условиях. Однако экстремальность в данном случае есть не отдельные эпизоды в деятельности войск, связанной с риском для жизни или здоровья военнослужащих (боевые действия, ликвидация последствий стихийных бедствий и др.), а измененные, на привычные условия существования. Данное понимание экстремальности определено отраслью психологии, занимающейся изучением общих закономерностей жизни и деятельности человека в подобных условиях. На ее основе проанализируем схему этапов психической адаптивности и дезадаптации (схема1).
1. Подготовительный этап имеет место в том случае, когда человек предполагает или знает с определенной степенью вероятности о предстоящих изменениях. Разумеется, призыв на действительную военную службу предполагает этот эта в адаптации юноши к ее условиям. Факт получения повестки из военного комиссариата так или иначе не является непредсказуемым, и молодой человек, осознающий необходимость выполнения воинского долга, определенным образом внутренне готовит себя к этому.
Содержание этого этапа с точки зрения адаптации носит в основном познавательный характер. Человек накапливает определенный информационный запас о среде его предстоящего обитания и условиях предстоящей деятельности, формируя информационное поле, которое будет одним из источников адаптивного механизма личности. По мнению некоторых ученых, человек находится в адаптированном состоянии тогда, когда его внутренний информационный запас соответствует информационному содержанию ситуации, то есть когда система работает в условиях, где ситуация не выходит за рамки индивидуального информационного диапазона.
В зависимости от уровня мотивации к военной службе, познавательное поведение может носить активно-целенаправленный или же пассивный характер ( в случае низкой мотивации или же ее фактического отсутствия). Вторым условием того или иного типа познавательной стратегии являются индивидуально-личностные качества человека. То есть определенный набор индивидуальных качеств также определяет тип поведения призывника на подготовительном этапе адаптационного процесса.
Первый тип познавательного поведения на подготовительном этапе адаптации характеризуется стремлением собрать как можно больше информации, проявляя интерес и желание использовать любые возможности для ее получения. В данном типе поведения кроме активного потребления необходимой информации имеет место и своеобразная внутренняя интеллектуальная и волевая деятельность по подготовке к измененным условиям существования.
Второй тип познавательного поведения характеризуется пассивным восприятием получаемой информации, которая носит случайный характер. В основном потребляется лишь та информация, которая соответствует внутренним ожиданиям личности, или же воспринимается вся возможная, но без критической оценки ее достоверности и необходимомости с точки зрения организации наиболее эффективного взаимодействия со средой предстоящего существования. Каждый из этих типов поведения обусловлен как уровнем мотивации к службе, так и другими индивидуально-личностные качествами.
2. Этап стартового психического напряжения можно считать пусковым моментом приведения в действие механизма переадаптации. Наверняка многим знакомы характерные психические реакции и переживания, связанные со стартовым напряжением: перед спортивными соревнованиями, выходом на концертную сцену, перед прыжками с парашютом и т.д. Это состояние можно также сравнить с переживаниями, которые возникают у экзаменуемого в день важного экзамена. Трудно определить границы этого этапа, особенно его начало, так как и динамика адаптационного процесса не имеет достаточно выраженных временных показателей. Это зависит от индивидуальных различий людей, различий в условиях жизни, деятельности и условий призыва на военную службу. Но само по себе определение четких границ не так уж важно. Гораздо более важно иметь в виду этот этап как обязательный компонент процесса адаптации и знать его содержательную и функционально-смысловую сторону, а именно: нарастание эмоциональных переживаний, формирующих напряжения состояние напряжения, которые получили в психологии название стентических, являющихся по сути, психофизическими детерминантами активизации деятельности живого организма. Другими словами, на этом этапе происходит внутренняя мобилизация внутренних ресурсов человека для их предстоящего использования в организации нового уровни психической деятельности в непривычных условиях существования, которыми являются условия военной службы. Однако психическая напряженность выполняет конструктивную мобилизующую функцию только в том случае, когда у юноши, призванного на военную службу, имеется чувство относительной неуверенности в себе, в своих силах и способностях, сформированное в значительной степени на основе полученной ранее и соответствующим образом переработанной информации о предстоящей службе, соотнесенной с индивидуальными качествами личности. В противном случае напряженность нарастает на фоне повышенной тревожности, окрашенной негативными переживаниями, что в последующих стадиях адаптации.
3. Этап острых психических реакций входа является стадией адаптационного процесса, на котором личность непосредственно начинает испытывать на себе влияние психогенных факторов изменившихся условий существования. Границами этого этапа в военной службе можно считать пребывание военнослужащего в части первые 3-4 месяца службы. Уяснение сущности и содержания этого этапа невозможно без рассмотрения специфических психогенных факторов условий военной службы, определяющих их экстремальность. Основными факторами являются:
Измененная афферентация — резкое изменение набора раздражителей, действующих на органы чувств личности раздражителей или же достаточно длительное однообразие набора (монотония). Вероятнее всего одновременно слияние всех этих компонентов в единый фактор измененной афферентация. Это касается таких примеров, как призыв молодого человека из одной географической ( климатической ) зоны в другую, из сельской местности в город и т.д.
Ограничение личностно значимой информации — неудовлетворенная потребность военнослужащего в общении с близкими, родственниками; дефицит или отсутствие информации о значимой для данной личности сфере ее взглядов, о положении и состоянии дел в личностно значимой сфере ее жизни ( семья, родственники, близкие и т.д.), а также неудовлетворенность духовных потребностей.
Published under Психология | send this post
Добавил admin
Задача этого этапа заключается в обеспечении строго уставного порядка в учебных подразделениях, правильном формировании у юношей первичных навыков в выполнении служебных обязанностей. Прибывший на пополнение в часть, личный состав в течение 14 суток размещается в отдельном помещении. В этот период проводится углубленное медицинское обследование, производится выдача обмундирования, с личным составом пополнения проводятся занятия по военной подготовке, изучаются общевойсковые уставы, а также основные положения законов и Указов Президента РФ: Закон РФ “О статусе военнослужащего”, Закон РФ “ О воинской обязанности и военной службе”, Закон РФ “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан”, Закон РФ “О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих, проходящих военную службу по призыву”.
Организуя воспитательную работу с вновь прибывшим пополнением, командование подразделений обеспечивает постоянную заботу о подчиненных, чуткость и такт во взаимоотношениях, пресекает сквернословие, грубость, оскорбление и другие проявления со стороны сержантского состава и солдат более раннего призыва, формирует уважение молодых солдат к внутреннему порядку, добивается твердой уверенности подчиненных в соблюдении принципа справедливости и равной ответственности за соблюдение дисциплины и правопорядка. Ежедневно командиры взводов заслушивают сержантов, а командиры рот — командиров — взводов о поведении молодых воинов, их настроения, состоянии здоровья, психики. Особое внимание уделяется солдатам, которые с первых дней вступает в пререкания, болезненно реагируют на замечания.
В течение первых двух недель командиры подразделений, их заместители по воспитательной работе совместно с начальником медицинской службы и психологом полка проводят тщательное изучение вновь прибывших с целью выявления военнослужащих с отклонениями в физическом и психическом развитии, склонных к алкоголизму, токсикомании и наркомании. В ходе индивидуальных бесед изучается образ жизни до призыва в Вооруженные Силы, отношения с родными, близкими, друзьями и подругами, черты характера, наклонности и увлечения. Больше внимания уделяется тем, кто отличается замкнутостью, становится объектом насмешек, испытывает острую тоску по дому. Выясняются причины психологической подавленности молодых солдат. Все они берутся под постоянный контроль командирами, их заместителями по воспитательной работе, психологом и врачами, а при необходимости направляется на стационарное лечение с обследованием.
Работа с молодым пополнением в этот период направлена на разъяснение требований Военной присяги, уставов, показ героических фильмов, показ героических традиций ВС. Основное внимание уделяется воинскому и правовому воспитанию молодого пополнения, формированию сознательного отношения к выполнению воинского долга, противодействию негативных явлений во взаимоотношениях военнослужащих. Организуется выступление лучших специалистов части, проводятся мероприятия по определению профессиональной пригодности молодых солдат.
Командный состав добивается от сержантов равной требовательности к молодым воинам. В этот период решительно пресекаются попытки солдат и сержантов более раннего периода призыва оказать психологическое давление на младших командиров учебных подразделений, “проявить заботу” о своих земляках добиться послаблений для них. В целях исключения случаев изъятия обмундирования у молодых солдат старшины подразделений усиливают контроль за экипировкой личного состава, поддержанием установленного порядка в кладовых для хранения имущества роты и личных вещей военнослужащих, других подсобных помещениях. Они проверяют обеспеченность каждого военнослужащего.
С первых дней службы молодых солдат командиры подразделений и их заместители по воспитательной работе активно противодействуют проникновению негативных последствий, поддерживают и распространяют передовые традиции своей части и подразделений полка.
На ритуал приведения к военной присяге солдат, прибывших на пополнение приглашаются их родители. Они знакомятся с условиями воинской службы, организации бытовых условий в подразделении и части. Командиры напоминают родителям о необходимости сообщать в часть о случаях получения тревожных писем от сыновей, а также о других фактах, способных влиять на их поведение, отношение к службе.
Особое место в работе по изучению молодых солдат занимает почта. Командиры подразделений и их заместители по воспитательной работе должны наладить переписку с родителями военнослужащих, с руководителями предприятий, на которых солдаты работали до призыва в ВС. Это даст дополнительный материал и информацию о солдате. Получение посылок должно проходить только с офицерами и их вскрытие в присутствии офицера в целях контроля за незаконными вложениями. Денежные переводы должны получаться офицерами и дальше необходимо отслеживать то, как солдат тратит деньги, на какие цели, периодичность получения переводов. Эта работа дает информацию командованию роты о потребностях, склонностях того или иного военнослужащего, во время получения переводов, а также имеют ли место в подразделениях случаи вымогательства и какое место в коллективе подразделения занимает военнослужащий.
После изучения личных качеств военнослужащих командиры рот, их заместители по воспитательной работе информируют родителей о прохождении их сыновьями военной службы, высказывают просьбу о написании сыну наказа служить честно, добросовестно выполнять возложенные на него обязанности по защите Родины. Желательно одерживать связи с родителями на протяжении всей службы солдат.
Одним из важнейших направлений в работе офицерского состава является психологическое обеспечение адаптации военнослужащих по призыву к воинской среде и условиям службы. Решение задач, связанных с проблемой адаптации человека к условиям воинской деятельности, обуславливает успешность и эффективность его включения в эту деятельность, психические состояния, определяющие адекватное поведение, внутренний психологический комфорт, оптимальное взаимодействие с окружающей средой, всю систему социальных связей личности в условиях службы. Иными словами, гарантия успешности прохождения воинской службы заключается в устойчивой адаптированности личности к ее условиям. Исходя из этого, процесс адаптации должен быть в центре внимания и в зоне активной деятельности военных психологов, командиров, офицеров по работе с личным составом, так как его зависимость от множества объективных и субъективных факторов и причин делает этот процесс весьма уязвимым, неустойчивым и неоднозначно сориентированным на конечный результат.
Published under Психология | send this post
Добавил admin
Исследования психологов показывают, что большинства конфликтов можно избежать. Для этого как начальникам, так и подчиненным необходимы знания, умения, опыт в области общения, терпимость друг к другу, а иногда и просто доброжелательность.
Психологической наукой разработаны рекомендации командирам по профилактике конфликтов с подчиненными. Надеемся, наши советы помогут сержантам (старшинам) в воспитательной работе.
А сводятся эти рекомендации к следующему.
– Ставьте подчиненным ясные, конкретные, реально выполнимые задачи и обеспечьте их выполнение.
– Ваши приказы и распоряжения должны быть обоснованны в правовом отношении, не должны идти вразрез с уставными требованиями и тем более ущемлять человеческое достоинство. Помните, около 15 процентов конфликтов между начальниками и подчиненными возникает на почве оскорбления.
– Систематически контролируйте качество, полноту и своевременность выполнения ваших указаний. Это снизит вероятность нарушений. В то же время крайне нежелательна мелочная опека.
– Не спешите с однозначной оценкой качества деятельности подчиненного. Прежде глубоко разберитесь в ситуации. Достигнутое им оценивайте исходя из начального положения дел и успехов других воинов. Знайте, что 80 процентов конфликтов с подчиненными возникает по причине несправедливой оценки результатов их деятельности.
– Не стремитесь в короткий срок перевоспитать нерадивого воина. Необдуманные и решительные попытки «сделать из него человека» чаще ни к чему хорошему не приводит, а только провоцируют конфликт. Важно сформировать у подчиненного убеждение в том, что понимает, что для успешной борьбы с ними необходимо доложить о нарушениях командиру. Однако одновременно он опасается неправильной оценки со стороны сослуживцев. Наконец, третий тип такого конфликта связан с необходимостью выбора одного из двух в равной степени непривлекательных решений.
Конфликт, возникающий между отдельными военнослужащими, называется межличностным. Если он происходит между подчиненным и непосредственным или прямым начальником, то называется конфликтом по вертикали. Если между воинами, не находящимися в отношениях подчиненности, то это конфликт по горизонтали.
Межличностные конфликты, к сожалению, не такое уж редкое явление в воинских коллективах.
В межгрупповых конфликтах в качестве противоборствующих сторон выступают не отдельные военнослужащие, а их группы. Типичным является конфликт между двумя группами военнослужащих различных призывов или возникший на межнациональной почве.
В основе классификации конфликтов может лежать отдельная характеристика, а именно:
– длительность течения (продолжительные, средней длительности и короткие);
– содержание (конфликты, возникающие в общении, деловые, нравственные, бытовые);
– объем (широкие — затрагивающие интересы значительной части коллектива, и локальные — не выходящие за сферу интересов двух или нескольких конфликтующих);
– сила воздействия на участников (сильные — затрагивающие существенные интересы воинов, слабые -не затрагивающие коренных интересов личности).
Анализ реальных конфликтов, имевших место в воинских коллективах, показывает, что типичными среди них являются конфликты, связанные с противоречиями между порядочными военнослужащими и воинами, проявившими в каком-то конкретном случае элементы непорядочности; борьбой за социальный статус в коллективе;
противоречиями между новаторами и консерваторами.
Если конфликт оказывает в большей степени отрицательное влияние на жизнь и деятельность оппонентов, коллективов, то он является деструктивным. Если влияние в итоге положительное, то конфликт конструктивен. Какие из этих функций преобладают, зависит от того, как будут вести себя его участники, правильно ли поймет суть конфликта и окажет на него регулирующее влияние воспитатель. Воздействие руководителя не будет эффективным, если он не может выявить основные причины конфликта и не знает, как он развивается.
Известно, что споры не возникают без причин. В том числе и конфликты. Причины их бывают объективные и субъективные (психологические, социально-психологические).
Объективными являются: недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности военнослужащих материальных и духовных благ; бытовая неустроенность военных городков; слабая разработанность правовых и других нормативных процедур разрешения межличностных противоречий и ряд других.
К психологическим относятся причины, связанные с индивидуально-психологическими особенностями воинов.
Социально-психологические причины: состояние межличностных отношений до конфликта; предвзятая установка на «соперника»; недостатки в принятии управленческих решений; негативные традиции в коллективе; наличие в подразделении микрогрупп с отрицательной направленностью и другие.
Исследования психологов показывают, что большинства конфликтов можно избежать. Для этого как начальникам, так и подчиненным необходимы знания, умения, опыт в области общения, терпимость друг к другу, а иногда и просто доброжелательность.
Психологической наукой разработаны рекомендации командирам по профилактике конфликтов с подчиненными. Надеемся, наши советы помогут сержантам (старшинам) в воспитательной работе.
А сводятся эти рекомендации к следующему.
– Ставьте подчиненным ясные, конкретные, реально выполнимые задачи и обеспечьте их выполнение.
– Ваши приказы и распоряжения должны быть обоснованны в правовом отношении, не должны идти вразрез с уставными требованиями и тем более ущемлять человеческое достоинство. Помните, около 15 процентов конфликтов между начальниками и подчиненными возникает на почве оскорбления.
– Систематически контролируйте качество, полноту и своевременность выполнения ваших указаний. Это снизит вероятность нарушений. В то же время крайне нежелательна мелочная опека.
– Не спешите с однозначной оценкой качества деятельности подчиненного. Прежде глубоко разберитесь в ситуации. Достигнутое им оценивайте исходя из начального положения дел и успехов других воинов. Знайте, что 80 процентов конфликтов с подчиненными возникает по причине несправедливой оценки результатов их деятельности.
– Не стремитесь в короткий срок перевоспитать нерадивого воина. Необдуманные и решительные попытки «сделать из него человека» чаще ни к чему хорошему не приводят, а только провоцируют конфликт. Важно сформировать у подчиненного убеждение в том, что
КОНСПЕКТ
имеющиеся в его поведении или характере недостатки мешают прежде всего ему самому, а устранение их улучшит его положение в коллективе и повысит авторитет.
– Критикуйте после того, как похвалите. Начав разговор с подчиненным с положительного в его службе, вы тем самым расположите его к себе, поможете ему лучше понять суть замечаний и осознать необходимость устранения недостатков.
– Помните, оценивать надо не личность, а поступок, результаты служебной деятельности. Использование таких обобщающих формулировок, как «вы никогда ничего вовремя не в состоянии выполнить», «вы всегда отличаетесь недобросовестностью», «вы постоянно опаздываете в строй» и т.д., принесет только отрицательный результат. Воин явно посчитает подобные оценки несправедливыми.
– Недопустимо вину за нарушение подчиненного переносить на всю социальную группу, к которой он принадлежит. В особенности здесь следует учитывать национальную принадлежность военнослужащего.
– В ходе общения демонстрируйте, что по психологическому статусу вы признаете равенство с подчиненными. Такой подход будет способствовать взаимопониманию. Согласитесь, вряд ли кому из воинов понравится назидательный, поучительный тон разговора, пренебрежение его мнением или грубое прерывание его речи.
– Не бойтесь навредить своему авторитету признанием допущенных ошибок. На этом учите и подчиненных правильно оценивать их действия и поступки. Честность и порядочность всегда по достоинству оцениваются людьми, и особенно если эти качества проявляются у руководителя.
– Не превращайте своих подчиненных в «громоотвод» при ваших конфликтах с вышестоящим командиром. Разрядив на них негативные эмоции от неприятного общения с начальником, вы стабилизируете свое внутреннее состояние (по отношению к командиру вы этого сделать не смогли в силу ряда причин). Однако тем самым вы создадите новый очаг конфликтной напряженности — со своими подчиненными.
– Реже наказывайте и чаще помогайте подчиненным исправлять допущенные ими ошибки. Практика показывает, что более действенна следующая стратегия: меньше проступков — меньше конфликтов -меньше наказаний — меньше проблем.
– И последнее: уход от конфликта — не всегда лучший способ решения проблемы в отношении начальника и подчиненного.
Как показали исследования конфликтов, большинство из них разрешаются при активном вмешательстве начальников — практически в девяти случаях из десяти.
Почти половина всех конфликтов разрешается наиболее распространенным способом (но не наиболее эффективным) — уступкой одного из соперников.
Выход из каждого пятого конфликта находится компромиссом, т.е. взаимными уступками сторон. Каждый уступает в чем-то принципиальном для него, но в то же время частично добивается желаемого.
Очень редко противоборствующие стороны используют такой способ разрешения конфликта, как сотрудничество. Главное для них -не победить, а решить проблему. Этот способ наиболее эффективный, так как позволяет решить противоречие, лежащее в основе конфликта.
Иногда в затяжном конфликте стороны, устав от длительной борьбы, отказываются от нее и прекращают активные действия. В такой ситуации происходит естественное затухание конфликта. Противоречие, которое привело к нему, может остаться и служить базой для возникновения нового конфликта. Поэтому целесообразно стремиться к тому, чтобы это противоречие было в основном или хотя бы частично разрешено.
Важно, конечно, чтобы сами воины, конфликтуя между собой, нашли путь к примирению. Поэтому сержанту (старшине), чтобы приблизить выход из конфликта, желательно посоветовать солдатам (матросам):
– снизить негативные эмоции по отношению к сопернику;
– постараться изменить свои взгляды о нем как о личности, сконцентрировать внимание на его положительных качествах и поступках;
– помнить, ведь сам по себе конфликт не выгоден для вас;
– прислушаться к анализу конфликта «со стороны»;
– придумать, как бесконфликтно решить проблему.
Во всех случаях важно разобраться в ситуации, попытаться выявить оппонента, на стороне которого правда, и поддержать его. Это будет способствовать прогрессивному развитию коллектива и позитивному разрешению противоречия, которое лежит в основе конфликта. Если просто пытаться примирить конфликтующих, не определив правых и неправых, то такое решение не даст хороших результатов. Когда же оба оппонента не правы, тогда имеет смысл стратегия сглаживания противоречия, взаимных уступок, примирения.
Необходимо помнить, что предупредить конфликт легче, чем разрешить его. Поняв истинные причины конфликта, во всех случаях его следует разрешить с максимальной пользой для социально-психологического климата воинского коллектива в целом.
Published under Психология | send this post
Добавил admin
Что означает слово «конфликт»? В переводе с латинского — столкновение. Но не просто телесное столкновение людей, а столкновение их целей, интересов, позиций, мнений, взглядов, возникающих в ходе общественных (социальных) и межличностных (психологических) отношений.
В воинском коллективе, как и в любом другом, тоже возникают конфликты между людьми. В процессе совместной службы воины постоянно взаимодействуют друг с другом. В ходе коллективного выполнения учебно-боевых задач, в столовой, у телевизора, на спортивной площадке и т.д. между ними могут возникать самые различные противоречия. Они, как показывает практика, неизбежны.
Понятно поэтому, что для успешного руководства подразделением командирам, в том числе сержантам (старшинам), необходимо понимать их суть, причины появления, характер влияния на взаимоотношения военнослужащих, знать способы урегулирования типичных конфликтных ситуаций.
Что же представляет из себя конфликт в подразделении?
Это один из крайних способов разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия как отдельных военнослужащих, так и их групп. Противоречие может быть также разрешено путем взаимного компромисса обеих сторон, посредством односторонних уступок, достигаемых в процессе обсуждения разногласий. Если военнослужащие не высказывают взаимных претензий друг другу, то такое противоречие, будучи не особенно значимым, может разрешиться само собой.
У конфликта две основные особенности. Во-первых, он характеризуется противодействием сторон, т.е.
общением, поведением, деятельностью, одной из целей которых является нанесение морального или материального ущерба сопернику. Во-вторых, конфликт сопровождается выраженными или скрытыми негативными эмоциями по отношению к оппоненту. Если противодействие не сопровождается отрицательными эмоциями, то налицо предконфликт.
В зависимости от носителя противоречия конфликты бывают внуг-рилнчностные, межличностные и межгрупповые.
Внутрилнчностный конфликт проявляется в столкновении примерно равных по силе, но противоположных по направлениям мотивов, интересов, потребностей и т.д. Каждый из нас не раз попадал в такое состояние, для преодоления которого требовалось подчас немало усилий. Наиболее легкий тип этого конфликта связан с ситуацией, когда военнослужащему приходится выбирать из двух весьма привлекательных для него решений одно. Второй тип внутриличностного конфликта возникает тогда, когда для воина одна и та же цель примерно одинаково и привлекательна, и нет. К примеру, молодой солдат знает о случаях неуставных взаимоотношений в подразделении и понимает, что для успешной борьбы с ними необходимо доложить о нарушениях командиру. Однако одновременно он опасается неправильной оценки со стороны сослуживцев. Наконец, третий тип такого конфликта связан с необходимостью выбора одного из двух в равной степени непривлекательных решений.
Конфликт, возникающий между отдельными военнослужащими, называется межличностным. Если он происходит между подчиненным и непосредственным или прямым начальником, то называется конфликтом по вертикали. Если между воинами, не находящимися в отношениях подчиненности, то это конфликт по горизонтали.
Межличностные конфликты, к сожалению, не такое уж редкое явление в воинских коллективах.
В межгрупповых конфликтах в качестве противоборствующих сторон выступают не отдельные военнослужащие, а их группы. Типичным является конфликт между двумя группами военнослужащих различных призывов или возникший на межнациональной почве.
В основе классификации конфликте» может лежать отдельная характеристика, а именно:
– длительность течения (продолжительные, средней длительности и короткие);
– содержание (конфликты, возникающие в общении, деловые, нравственные, бытовые);
– объем (широкие — затрагивающие интересы значительной части коллектива, и локальные — не выходящие за сферу интересов двух или нескольких конфликтующих);
– сила воздействия на участников (сильные — затрагивающие существенные интересы воинов, слабые -не затрагивающие коренных интересов личности).
Анализ реальных конфликтов, имевших место в воинских коллективах, показывает, что типичными среди них являются конфликты, связанные с противоречиями между порядочными военнослужащими и воинами, проявившими в каком-то конкретном случае элементы непорядочности; борьбой за социальный статус в коллективе; противоречиями между новаторами и консерваторами.
Если конфликт оказывает в большей степени отрицательное влияние на жизнь и деятельность оппонентов, коллективов, то он является деструктивным. Если влияние в итоге положительное, то конфликт конструктивен. Какие из этих функций преобладают, зависит от того, как будут вести себя его участники, правильно ли поймет суть конфликта и окажет на него регулирующее влияние воспитатель. Воздействие руководителя не будет эффективным, если он не может выявить основные причины конфликта и не знает, как он развивается.
Известно, что споры не возникают без причин. В том числе и конфликты. Причины их бывают объективные и субъективные (психологические, социально-психологические).
Объективными являются: недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности военнослужащих материальных и духовных благ; бытовая неустроенность военных городков; слабая разработанность правовых и других нормативных процедур разрешения межличностных противоречий и ряд других.
К психологическим относятся причины, связанные с индивидуально-психологическими особенностями воинов.
Социально-психологические причины: состояние межличностных отношений до конфликта; предвзятая установка на «соперника»; недостатки в принятии управленческих решений; негативные традиции в коллективе; наличие в подразделении микрогрупп с отрицательной направленностью и другие.
Published under Психология | send this post