Знание личности, ее особенностей — важнейшее условие укрепления морального духа в коллективе. Это наглядно подтверждено всей историей Российской армии.
Из педагогического архив»
Изучение нравственных качеств и внутреннего миросозерцания новобранца, с которыми он является на службу, и дальнейшее наблюдение за ним — вот исходная точка воспитательной работы офицера.
(«Психологические основы воспитания солдата». Очерки военной педагогики. СПб, 1907г.).
Как правило, изучение и оценка морально-психологического состояния включают в себя два этапа. Практический этап подразумевает сбор, обобщение, систематизацию, описание и классификацию данных о морально-психологическом состоянии. Теоретический – предназначен для анализа имеющихся данных, подготовки выводов, итоговой оценки состояния психики и сознания, прогнозирования их возможного изменения.
Войсковая практика подсказывает, что для сбора необходимой информации могут использоваться беседы с непосредственными командирами, офицерами-воспитателями, опросы различных категорий личного состава, наблюдение за конкретным воинским коллективом или военнослужащим в процессе службы, психологическая диагностика, тестирование. С этой целью могут также анализироваться независимые характеристики, документальные источники, изучаться формальная и неформальная структура воинских коллективов.
В результате обобщения всей информации делается оценочный вывод о соответствии текущего уровня морально-психологического состояния личного состава решаемой задаче. Оно может быть оценено как высокое, среднее, низкое.
Высокое, когда оно позволяет с большой эффективностью выполнить задачу, сохранить боеспособность части (подразделения).
Среднее позволяет в основном выполнить задачу.
Низкое. Такое морально-психологическое состояние не обеспечивает выполнение задачи.
Морально-психологическое состояние может также оцениваться как здоровое и нездоровое.