» Особенности руководства военнослужащими-женщинами Военные страницы Статьи военной тематики

Привлечение женщин к военной службе вызывается объективными условиями современного этапа развития Государства. В обозримой перспективе военнослужащие-женщины будут занимать значительное место среди прапорщиков, сержантов и солдат. Как правило женщин характеризует способность успешно выполнять должностные обязанности наравне с мужчинами, а по ряду специальностей и превосходить их. Это во многом обусловленно их социально-психологическими и физиологическими особенностями.

         Вместе с тем при определенных обстоятельствах, когда руководители-мужчины не умеют опираться на положительное в подчиненных военнослужащих-женщинах, не учитывают особенности их психологического склада закономерно возникновение конфликтных ситуаций во взаимоотношениях, снижение качества выполнения задач. Не менее сложны взаимоотношения в воинском коллективе, где военнослужащими-женщинами командуют женщины, или когда они руководят мужчинами. Палитра конкретных ситуаций взаимодействия многообразна и трудно поддается типологическому описанию. Исходя из этого можно говорить лишь о некоторых типичных характеристиках женщин-военнослужащих, наиболее существенно влияющих на руководство воинскимподразделением.

         К числу общепризнанных достоинств  женщины всегда относят внешнюю привлекательность, красоту. У мужчин такими качествами являются интеллектуальная одаренность, талант в организации дела. Сочетание двух этих качеств в одном человеке встречается редко. Вместе с тем по силе ума, воли и чувств средний мужчина и средняя женщина не имеют значимых различий. Отличаются они между собой процессами получения, обработки информации, а также поведенческими реакциями.

         По уровню мотивации к военной службе женщин можно разделить на три категории. К первой относятся те, которые ориентированы на долговременную перспективу, поскольку относятся к военной службе как лучшему месту для личностной самореализации. Нередко им присущи высокие идеалы самоотверженного служения Родине. Многие из них испытывают потребность в служебном продвижении и повышении квалификации. Поэтому они стараются образцово выполнить свои обязанности, стойко переносят тяготы и лишения военной службы. И в этой связи заслуживают восхищения.

         Вторая категория военнослужащих-женщин имеет прагматическую ориентацию на удовлетворение прежде всего материальных и в какой-то мере духовных потребностей. Как правило, они довольны своей военной специальностью и материальным благополучием, легко адаптируются в коллективе (умеют завоевывать авторитет и уважение со стороны командования и сослуживцев). Как правило они считают занимаемую должность потолком своей карьеры.

         Наиболее трудная для понимания третья категория военнослужащих-женщин, которые по существу являются «случайными людьми«. Они готовы в любой момент расторгнуть контракт, как только представится возможность получать где-то в другом месте более высокое материальное обеспечение.

         Несмотря на имеющиеся различия в служебной мотивации всем женщинам-военнослужащим присуще стремление к самовыражению в любви (к детям, родителям, мужчинам). В народе говорят, что первый раз женщина выходит замуж по неопытности, во второй раз она обретает семейные узы по любви, в третий раз — по страсти, а в четвертый … — надежде испытать что-то еще лучшее. Иррациональность поведения на базе высокоразвитого чувства интуиции ставят женщину очень высоко в интимных взаимоотношениях. Женщину характеризует стремление завладеть душой мужчины, и она готова покориться ему внешне, чтобы покорить его по существу. По Ф. Ницше счастье женщины в том, что ею хотят обладать, а счастье мужчины в том, чтобы обладать желаемой женщиной. Все это приводит к тому, что  когда у женщины недостает любви она испытывает необъяснимую злость ко всему окружающему.  В отличие от женщин мужчина злится в основном тогда, когда голоден или унижен.

         Излагая «Краткий курс женской логики» Н.В.Минаева приводит три закона «закона женской логики» Условное название первого — «закон микроскопа» Суть его в следующем. Женщина наделена особой способностью разглядеть в наблюдаемом объекте мелочные детали. Однако из-за настройки на «мелочи», она не может одновременно увидеть весь объект и соразмерить увеличенную «микроскопной» деталь с ее реальным размером. При этом чаще всего женщина воспринимает лишь общие качества рассматриваемого объекта и его назначение, а внутренний механизм данного объекта остается за пределами ее внимания.

         Поскольку в воображении женщины очень быстро «муха превращается в слона», то она оказывается не в силах сдержать свои чувста. На этом этапе начинает действовать «закон шаровой молнии». Как известно, имея очень большой электрический заряд, молния несет опасность окружающим в силу непредсказуемости своего движения, места и времени разряда. Таким образом, повышенная эмоциональная энергия женщины и неожиданные действия можно считать одной из психологических закономерностей.

         Последующие действия женщины предстают как следствие третьего закона: …»Чем хуже, тем лучше». При этом она уподобляется выпущенному из пушки снаряду, который попадает точно в цель. Как правило, прицел оказывается верным и снаряд-»женщина» разбивает своего врага. Правда при этом от нее самой остается лишь скелет-сердечник. Но женщина не замечает потерь, ведь противник- то повержен.

         Располагая знанием этих законов офицеру-руководителю по отношению к женщине-подчиненной приходится вносить коррективы в стиль руководства, сложившийся у него по опыту работы в мужском коллективе. При этом важно способствовать взаимопониманию в общении, преднастраивая подчиненную к объективной оценке ситуации полученного задания, поведения сослуживцев, действий командного состава и т.п. Если нервно-эмоциональный срыв предотвратить не удалось, то руководителю следует запастись терпением и не принимать поспешных решений в связи с наблюдаемой «шаровой молнией». Заряд агрессивности быстро кончится и человек придет в нормальное состояние. Лишь тогда можно дать соответствующие оценки и распоряжения.

         Реакции военнослужащей-женщины на раздражитель (неуместная шутка, резкая или не вполне справедливая критика, постановка нетрадиционной задачи и т.п.) легко прогнозируются и поэтому в ситуациях взаимодействия командиру важно учитывать рассмотренные выше психологические закономерности. Не принесут положительного результата ни взыскания, ни критические замечания начальника, если военнослужащая-женщина находится в возбужденном или в подавленном состоянии. При расстановке задач важно учитывать не только опыт, подготовленность, общее состояние здоровья, но и временные периоды снижения работоспособности (особенно в дни полнолуния).

         У многих женщин высока чувствительность к неблагоприятным для организма геофизическим фактором. В этой связи необходимо располагать ежемесячным прогнозом магнитных бурь и регулярно пользоваться данными о состоянии биосферы Земли.

         Помятуя о повышенной способности женщин к детализации предмета своего внимания важно избегать общих рассуждений, излагать задачу как можно более конкретно. Абстрактное и рациональное мышление мужчины как правило входит в противоречие с иррационально-чувственным мышлением женщины.

         Правило взаимопонимания начальника-мужчины и подчиненной женщины гласит: «Прежде чем убеждать в важности и необходимости каких-либо действий, постарайтесь вызвать положительный настрой на общение (искренняя забота о бытовых проблемах, слова поддержки и внимания, не помешает и комплимент»).

         В служебном взаимодействие с военнослужащими-женщинами нельзя быть чересчур официальным. Создавая доброжелательную атмосферу общения важно уметь выдерживать четкую социально-психологическую дистанцию. С одной стороны — нельзя быть слишком «близким», в то же время не приносит пользы и чрезмерное «удаление».

         Военнослужащие-женщины постоянно нуждаются во внимании не только к их внешности, но и  в моральной поддержке при выполнении и служебных обязанностей, в помощи при решении семейно-бытовых проблем, устройстве личной жизни.

         При организации индивидуально-воспитательной работы с военнослужащими-женщинами важно стимулировать процесс личностного самосовершенствования и положительного самоутверждения своего «Я» в нормативной социально-психологической роли. При этом в качестве ориентировочной основы действий для опоры на положительное в самой себе могут быть использованы такие качества как: обаяние, женственность, дисциплинированность, исполнительность, пунктуальность, привычка к порядку, душевная доброта, выносливость, старательность, настойчивость.

         Негативные качества, нуждающиеся в подавлении в процессе самовоспитания, имеют такую последовательность (по степени вредности): несдержанность, бестактность, грубость, чехарда настроений, мелочность, зависимость, ранимость, болтливость, склонность к сплетням, слабая стрессоустойчивость в экстремальных ситуациях, неряшливость, неопрятность.

         В интересах воспитания военнослужащих-женщинам можно рекомендовать руководителю опираться на следующие  три метода. Первый метод — «напоминание о своих недостатках». Для этого целесообразно тактично порекомендовать женщине обратить внимание на свои недостатки. В итоге, пусть женщина регулярно повторяет про себя (либо держит на своем рабочем столе листок с соответсвующим призывом): «Сдерживайся!» «Не болтай лишнего!» «Не падай духом!».

         Второй метод — «сдерживание отрицательных эмоций», состоит в отвлечении подчиненной от переживаний, предупреждении неприятного разговора. Полезно способствовать погружению женщины в другие дела, что позволит ей отвлечься от нежелательных чувств. Третий метод — «немедленной остановки» применяется в ситуации резкого обострения межличностного конфликта. Его суть в том, чтобы не отвечать ударом на нанесенный удар, собрать волю, энергично и корректно прекратить общение, чтобы спустя некоторое время выяснить отношения, устранить недоразумения.

         Осуществляя руководство военнослужащими-женщинами надо стремиться избегать излишнего мягкосердечия и всепрощенчества.  Задача офицера-руководителя состоит в том, чтобы быть справедливым ко всем подчиненным, подчеркнуто вежливым в предъявлении требований к женщинам. При этом нельзя забывать, что именно на нем лежит забота о создании необходимых бытовых условий для службы. Все это в целом, должно способствовать формированию здоровой морально-психологической атмосферы в коллективе.

.