» Поддержание положительного настроя Военные страницы Статьи военной тематики

Попробуем представить себе сплоченный коллектив, положительный в котором царит уныние, люди раздражены, не верят в положительные перспективы. Наверное не получится. Дух упадничества, озлобленность и в тоже время сплоченность воинского коллектива явления полярные и принципиально несовместимые. Отмеченное выше — убедительный аргумент в пользу того, что созидание и поддержание положительного настроя в подразделении есть одно из важнейших направлений в работе командира (начальника) по сплочению воинского коллектива.

Нелегка воинская служба. Ежедневно на долю каждого воина выпадают колоссальные физические нагрузки, но еще более интенсивный характер носят нагрузки на психику. Это и высокая значимость воинского труда, постоянно довлеющее чувство ответственности за выполнение возложенных обязанностей, и отсутствие условий для полноценного отдыха, и ограниченность продовольственного рациона, и неудовлетворенные сексуальные потребности. Можно назвать еще много других факторов непрерывно изо дня в день воздействующих на воинов. Они вызывают острое чувство психологического дискомфорта и в конечном итоге часто приводят к нервным срывам, которые выливаются в непредсказуемое и крайне опасное (как для самого воина, так и для окружающих его людей) поведение.

Как предупредить подобный «психологический перегрев»? Как снять угрозу нервного «взрыва», исключить возможность такого развития событий? Во-первых, нужна целенаправленная и систематическая работа по формированию в коллективе положительного настроя. Во-вторых, создать условия для удовлетворения одной из неотъемлемых человеческих потребностей — потребности в дружественной ему среде, в доброжелательном окружении.

Эта деятельность многогранна и многопланова. По мере накопления опыта руководитель воинского коллектива видит в ней все больше и больше особенностей, улавливает все более тонкие нюансы, свойственные только для его подразделения. Тем не менее каким бы специфичным не был тот или иной воинский коллектив, каким бы профессионалом не стал командир на педагогическом поприще, в его работе по созданию и поддержанию положительного настроя в подразделении всегда будут выделяться три основных участка приложения усилий:

поддержание у подчиненных бодрого состояния;

– акцентирование внимание на положительной стороне любого дела, в любой ситуации;

– сдерживание, торможение и подавление отрицательных эмоций.

Перечисленные здесь пути достижения положительного настроя тесно увязаны между собой, взаимодополняют друг друга, а порой и просто неотделимы один от другого.

Поддержание бодрого состояния — это сложная задача. Отправной точкой всей этой работы должна быть личная примерность командира (начальника) в поддержании положительного настроя. Его бодрый дух и оптимистическое настроение заражает подчиненных и на этой основе становится возможной реализация самых сложных, на первый взгляд просто неразрешимых проблем. Чем выше авторитет командира (начальника), тем больше людей в подразделении захотят ему подражать, а следовательно тем выше будет дух воинского коллектива, тем успешнее будет идти процесс сплочения воинского коллектива.

Бодрый дух и оптимистический настрой должны не просто присутствовать у командира, они должны быть и внешне подчеркнуты в поведении в его взгляде, мимике, жестах, звучать в интонациях голоса, в жизнеутверждающем характере его обращений к подчиненным.

Уверенность в своих силах, оптимистический настрой командир (начальник) должен демонстрировать и во внешнем виде. Это значит, что он должен быть подчеркнуто подтянутым, стремиться к тому, чтобы несмотря ни на какие обстоятельства форма одежды была в образцовом состоянии. Командир должен четко и безукоризненно выполнять строевые приемы, не пренебрегать соблюдением воинских ритуалов.

Выполнение данных условий закладывает не только моральную основу для уставной требовательности по отношению к подчиненным, но и заражает их положительным настроем на дела, уверенностью в своих силах. Образно говоря, командир обязан являться генератором хорошего настроения, своим личным примером «насаждать» бодрый дух и чувство оптимизма в подразделении. Изучение опыта боевых действий показывает, что этот социально-психологический феномен является весьма значимым фактором успеха и характерно, что потери личного состава у таких командиров минимальны.

Помимо личной примерности от командира требуется боьшая организаторская работа, включающая обеспечение оптимальных условий для функционирования организма военнослужащих, сохранения их физического здоровья и поддержания высокого тонуса. Решение этой задачи лежит прежде всего в сфере организации служебно-боевой деятельности и обеспечения необходимых материально-бытовых условий для личного состава. Что зависит в немалой степени от равномерного распределения задач между всеми подчиненными и снятии неоправданных перегрузок, в первую очередь со слабо подготовленных, неокрепших воинов.

В интересах поддержания бодрого духа в подразделении командир ( начальник) должен непременно опираться в своей работе на положительное в людях смещать акцент на позитивное в любом деле. Это правило должно лечь в основу всей его деятельности по сплочению воинского коллектива. Такой подход не только позволит развить еще сильнее те положительные черты, которые есть у каждого человека, но и добиться преобладания положительных эмоций в психологической атмосфере воинского коллектива, снять груз негативного настроя, что придает каждому военнослужащему и коллективу в целом чувство уверенности в своих силах, в успехе любого дела. В свою очередь уверенность в успехе дела создает обстановку заинтересованности в его результатах и, в конечном итоге, сплачивает воинский коллектив.

Данный метод, умело применявшийся А.С. Макаренко, достаточно подробно описан в педагогической литературе. Тем не менее хотелось бы напомнить некоторые ключевые моменты. Во-первых, несмотря на то, что порой крайне нелегко выявить какие либо положительные стороны в характере и поведении воинов, тем не менее следует помнить, что нет окончательно испорченных людей, однозначно негативных коллективов.

Во-вторых. Заметив положительное, найдите способ поддержать его, дайте возможность ему развиться. Поощряйте стремление подчиненных к самосовершенствованию, используйте для этого в полном объеме меры материального и прежде всего морального стимулирования. Самый минимальный сдвиг в лучшую сторону не оставляйте без внимания, закрепите его своим одобрением, проявленным в той или иной форме, даже простая похвала окрыляет человека. Не забывайте пословицу: «Доброе слово и кошке приятно».

В-третьих. Следует помнить, что офицер является руководителем коллектива и развивая положительное в каждом конкретном человеке, он не должен забывать о коллективе в целом. Это не только цель его работы по сплочению, но и объект педагогического воздействия. И даже более того, это не только объект, но и средство воспитательного воздействия. Опора на положительное в воинском коллективе как бы пробуждает его, заставляют действовать воинов активнее. Даже самые пассивные охотнее и старательнее выполняют задачи поставленные перед ними коллективом, следуя примеру своих товарищей.

В-четвертых. Заметив, и развивая положительные черты в личности воина или коллектива, следует помнить, что это только половина дела. Необходимо добиваться того, чтобы положительное в человеке заслонило и вытеснило то негативное, которое в нем накопилось, что мешает жизнедеятельности воинского коллектива, препятствует его сплочению.

В-пятых. Офицер, если он хочет добиться успеха в работе и стремиться к тому, чтобы люди горячо поддерживали его начинания, должен начать с себя, то есть развивать положительные черты в своем характере, поведении и изживать отрицательное.

Оптимистический настрой подразделения наиболее ярко проявляется в положительных эмоциях, которые есть не только индикатор, своеобразная лакмусовая бумажка наличия бодрого духа в подразделении, но и весьма эффективное средство для его воссоздания и сохранения. Поэтому командир (начальник) в работе по поддержанию позитивного настроя в подразделении постоянно должен добиваться преобладания у каждого члена воинского коллектива положительных эмоций самого различного характера. Правильнее будет видеть в выполнении этой задачи два аспекта: с одной стороны — это формирование положительных эмоций, а с другой стороны — это сдерживание, торможение  и в конечном итоге подавление эмоций отрицательного, негативного характера.

Конечно, человек это самонастраивающаяся система и он способен при необходимости действовать в самых экстремальных условиях, но при этом крайне важно, чтобы подчиненный совершенно отчетливо представлял себе значимость дела, в котором он участвует, был глубоко заинтересован в его благоприятных результатах и осознавал себя именно тем звеном в совместном процессе созидания, без которого данный процесс просто несостоятелен.

Однако для каждого, даже самого универсального солдата, существует порог утомляемости, за которым человек уже просто не в состоянии эффективно выполнять поставленные задачи и вынуждено совершает ошибки, промахи, просчеты. Предельные нагрузки должны возлагаться на подчиненных с учетом их индивидуальных физиологических и, что очень важно, психологических возможностей. Нельзя ставить заведомо невыполнимые задачи, нельзя требовать выполнения задач от тех, кто не готов, не в состоянии их выполнить. В противном случае может быть нанесен непоправимый урон не только общему делу, но и личности воина.

Поддержание положительного, бодрого настроя в подразделении требует от командира не только внимательно учитывать служебно-боевые нагрузки, но и создавать условия для своевременного как можно более полного снятия их последствий, т.е. усталости.